Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Шнее Генрих - Старая гвардия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 96
Размер файла: 684 Кб
Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»

времени не было готово к  решению  этих  задач  ни  в  экономическом,  ни  в
психологическом аспектах.
   Сименс в это время активно занялся  социально-экономическими  проблемами,
возникавшими в практике промышленного развития общества.  Не  останавливаясь
на описании всех идей, которые  он  старался  осуществить,  упомянем  только
создание Фонда поддержки (1868), введение  сокращенного  рабочего  дня  с  9
часов до 8,5 (с 1891),  закрепление  за  заводом  врача,  ответственного  за
лечение коллектива данного завода (1888,  доктор  Ф.  Керте).  Даже  простое
перечисление этих  проблем  говорит  о  том,  что  Сименс  обладал  чувством
правильного понимания потребностей  производства  и  его  отношение  к  этим
вопросам объяснялось не религиозными или философскими  взглядами,  а  только
здравым смыслом и пониманием нужд развивающегося промышленного общества.
   Относительно его самого главного достижения в этой области  -  учреждения
пенсионной кассы, основанной в честь 25-летнего  юбилея  фирмы  и  ставившей
своей целью свести к минимуму ущерб, вызванный утечкой рабочей силы,  Вернер
Сименс писал 19.11.1875 года, обращаясь к государственному инспектору фабрик
и заводов фон  Штюльпнагелю:  , организатором которого стал Оскар фон Миллер (1855 - 1934),  имя
которого и было присвоено этому музею.
   Многое в деятельности Вернера Сименса свидетельствует  о  том,  что  свою
самую главную задачу он видел в техническом развитии Германии,  чтобы  среди
великих индустриальных держав  мира  она  смогла  бы  занять  подобающее  ей
высокое место. В 1876 году он составляет докладную записку "О  необходимости
введения закона о патентах для Германской империи", где он пишет о том,  что
государство, в котором, копируются только чужие изобретения, а своим рабочим
выплачиваются  нищенские  зарплаты,  будет  иметь   в   результате   слабую,
нездоровую экономику. Он пишет буквально следующее: "Естественным следствием
такого развития немецкой промышленности стало то, что  немецкие  товары  как
внутри страны, так и вне ее считаются дешевыми, но плохими". Профессор Франц
Рело (1829 -  1905),  который  в  том  же  году  в  качестве  рейхскомиссара
представлял  немецкую  продукцию  на  Всемирной  выставке   в   Филадельфии,
присоединился к этой точке зрения и с  тревогой  писал  из  Америки:  "Нужно
громко и откровенно сказать,  что  на  филадельфийской  выставке  в  Америке
Германия  потерпела  тяжелое  поражение,  .,  основным  принципом   немецкой
промышленности стал принцип "дешево и плохо"". Отсюда мы делаем  вывод,  что
первое выступление развивающейся немецкой промышленности на всемирном  рынке
в общем никак нельзя было рассматривать как успешное. Но благодаря  критике,
прозвучавшей с разных сторон в  один  адрес,  государство  встревожилось.  В
результате были приведены  в  действие  экономические  и  налоговые  рычаги,
благодаря которым национальная промышленность получила  мощную  поддержку  и
качество производимых товаров значительно улучшилось.
   Когда Англия увидела  изменения  в  немецкой  экономике,  она  попыталась
защитить свои рынки от немецких  товаров  политическими  методами.  В  новой
редакции "Закона о торговых  марках"  с  1887  года  был  введен  пункт,  по
которому на изготовленных  импортных  товарах  должна  была  стоять  отметка
страны-производителя товара. Отметка на товаре "Made in Germany" должна была
удержать  патриотично  настроенного  хорошего  английского   покупателя   от
приобретения этого товара. Но выстрел оказался холостым.  Немецкое  качество
стало международным показателем, а знак  "Made  in  Germany"  -  официальный
пропуск - стал чем-то вроде знака качества. Теперь английский  коммерсант  с
удовольствием покупал немецкие товары, так как он знал, что  приобретает  не
только дешевый, но и качественный товар.
   Обладая удивительной способностью реалистического предвидения будущего, в
конце своей жизни в воспоминаниях Сименс писал о возможностях, открывающихся
перед  мировой  торговлей,  и  о  необходимости  экономического  объединения
Европы: "Борьба между странами Старого и Нового Света во всех областях жизни
будет..,  самой  большой  проблемой  будущего  столетия;  или  Европа  будет
стремиться сохранить свою доминирующую  роль,  или  же  на  эту  роль  будет
претендовать Америка, но так или иначе, со  временем  люди  будут  вынуждены
готовиться к этой борьбе... Возвращаясь к возможностям мировой торговли: они
увеличатся   только   в   том   случае,   если   будут   ликвидированы   все
внутриполитические  и  таможенные  барьеры,  ограничивающие  область   сбыта
товаров, увеличивающие цену  на  товары  и  снижающие  конкурентоспособность
товаров на мировом рынке. Кроме того, между народами Европы и других  частей
света должна развиваться  солидарность,  поэтому  вопросы  внутриевропейской
политики должны иметь цели, выходящие за рамки этого континента".

Начало применения больших токов

   С конца 70-х годов техника больших токов стала все больше применяться для
передачи света и энергии. В 1877 году в местечке Окер на Гарце, недалеко  от
города  Гослар,   был   проведен   экспериментальный   электролиз   меди   с
использованием опытного генератора фирмы Сименса. Год спустя такой  же  опыт
был проведен с гораздо более мощной динамо-машиной, вырабатывавшей ток силой
1000 ампер. Показатели этой машины были уже экономически рентабельными.  Эта
установка была  первым  практическим  результатом  разговора,  состоявшегося
летом 1877 года между Сименсом и высоким должностным лицом  из  министерства
горнодобывающей промышленности, специалистом горного дела Отто Людвигом  фон
Нидда (1810  -  1855),  человеком,  искренне  преданным  прогрессу.  Встреча
состоялась на фабрике фирмы "Сименс и Гальске" на Маркграфенштрассе и  имела
целью  всестороннее   обсуждение   достигнутого   уровня   динамо-машины   и
возможностей ее применения в горнодобывающей промышленности  и  металлургии.
Кроме электролиза, о котором  мы  уже  говорили,  рассматривались  и  другие
важные вопросы, например, устройство  безопасного  электрического  освещения
шахт, создание отбойного молотка с электроприводом для добычи угля  и  руды,
электрические   вентиляторы   для   подачи   свежего   воздуха   в    шахты,
электроподъемник  для  шахт  и  самое  главное  -  устройство  электрической
рельсовой дороги. Сименс заявил, что ему хорошо  известны  все  поставленные
перед ним вопросы и он в  короткий  срок  сможет  выполнить  все  пожелания,
высказанные на этой встрече господином фон Нидда.
   Весной  1879  года  на  Берлинской   выставке   главной   сенсацией   был
представленный как "первая электрическая железная дорога" электролокомотив с
вагонами,  задуманный  как  подземный  поезд.  Не  менее  10000  посетителей
выставки проявили желание совершить  поездку  в  этом  удивительном  поезде,
который двигался "без пара и помощи лошадей". В это же самое время на  одной
из  центральных  улиц  Берлина,  в  Кайзеровском  пассаже,  зажглись  первые
гирлянды  саморегулируемых  дифференциальных   дуговых   ламп,   выполненных
Гефнером по проекту Вернера Сименса. Через год снова две сенсации: первый  в
мире электрический подъемник на выставке Пфальцгау в Мангейме, а в 1881 году
- на окраине Берлина, между Лихтерфельде и Кадетским корпусом, прошел первый
в мире электрический трамвай.  Имя  Сименса  снова  появилось  в  заголовках

Страницы: «« « 28   29   30   31   32   33   34   35   36  37   38   39   40   41   42   43   44   45   46  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Шнее Генрих, Старая гвардия