Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Шнее Генрих - Старая гвардия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 96
Размер файла: 684 Кб
Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49   50   51  » »»

инициатором и организатором  школы  в  Штутгарде  был  Фердинанд  Штайнбайс,
ставший позже известным далеко за пределами Вюртемберга.  Штайнбайс  считал,
что предпосылками для овладения любой технической  профессией  должны  стать
основательные  практические   умения,   и   болел   душой   за   то,   чтобы
целеустремленным, талантливым молодым людям была  предоставлена  возможность
получить  дальнейшее  образование  на  известных  крупных  предприятиях   за
рубежом. Но для успешного обучения в штутгартской школе Даймлеру как  раз  и
недоставало опыта практической работы. Вначале  Штайнбайс  помог  ему  найти
подходящее место.
   Уже 20 января 1853 года Готлиб Даймлер приступил к  работе  в  мастерских
завода  фирмы  "Ф.  Ролле  и  Швильке",  расположенного  вблизи  Страсбурга.
Фердинанд Штайнбайс снабдил его стипендией на путевые  расходы.  Этот  завод
был известен как "Высшая школа производственной практики",  потому  что  его
директор Фридрих Месмер, в прошлом преподаватель политехникума в Карлсруэ  -
так назывался тогда технический университет  -  великолепным  образом  сумел
использовать свои педагогические способности  для  подготовки  подрастающего
поколения. Программа  производства  в  это  время  включала  железнодорожные
товарные вагоны и тендеры, строительство  мостов  и  другие  отрасли  общего
машиностроения. Рабочий день начинался  в  пять  часов  утра  н  продолжался
иногда при срочных заказах до глубокой ночи. Через  определенные  промежутки
времени  проводились   теоретические   занятия.   Работа   была   достаточно
напряженной, часто не  хватало  времени  для  сна.  Но  осознание  правильно
выбранной цели и упорство помогали преодолевать трудности. К тому же Даймлер
всерьез воспринял рекомендации Штайнбайса  основательно  заняться  изучением
французского языка, да и вообще был преисполнен желания целиком и  полностью
оправдать возложенные на него надеты.
   В 1856 году на заводе приступили к  производству  локомотивов,  и  Месмер
назначил 22-летнего Даймлера бригадиром. В  Германии  первый  локомотив  был
построен в 1838 году на машиностроительном  заводе  в  Юбигау,  недалеко  от
Дрездена. Машиностроительному предприятию А.Борзпга в Берлине, основанному в
1837  году,  удалось   уже   в   1841   году   превратиться   в   крупнейший
паровозостроительный завод континента. Появилась  серьезная  конкуренция,  и
Готлиб Даймлер почувствовал, что для того, чтобы приступить к  строительству
локомотивов, ему нужна еще и теоретическая основа.  Он  ощущал  значительные
пробелы в своих технических знаниях и стоял перед неизбежностью приобретения
необходимой  научно-технической  базы  для  осуществления  своих  творческих
замыслов.
   Месмер не мог противиться  желанию  Даймлера  учиться  в  Штуттгартс,  но
согласился  на  это  лишь  при  одном  условии:  Даймлер   после   окончания
политехникума снова вернется на его завод в Графенштаден.
   С зимнего  семестра  1857  года  в  реестрах  "Политехнической  школы"  в
Штуттгарте  появляется  такая  запись:  "Готлиб  Даймлер,  механик"  и   еще
"исключительный ученик", ј  21.  Так  как  он  избрал  для  себя  не  полный
четырехлетний курс обучения, а, учитывая предшествующую работу в мастерских,
ограничился  лишь  последними  двумя  курсами,   он   и   был   принят   как
"исключительный ученик". Этого 23-летнего очень серьезного студента от платы
за обучение освободили. Об этом побеспокоился и Фердинанд Штайнбайс, который
знал о финансовых затруднениях толкового  юноши.  В  знак  признания  заслуг
директора школы в области профессионального  обучения  два  года  назад  его
назначили  президентом  центрального  управления  по  торговле   и   ремеслу
Вюртемберга. Освобождение от платы за обучение  было  для  Даймлера  большим
облегчением. Отец Иоганнес, воспитывающий, кроме Готлиба, еще четырех детей,
мог дать ему совсем немного,  иногда  карманными  деньгами  помогал  и  брат
Вильгельм. Жилье и пропитание, которое  предоставил  ему  друг  отца  мясник
Гайгер, Даймлер оплачивал сам из  средств,  сэкономленных  в  Графенштадене.
Немного  оставалось  и   на   некоторые   приятные   развлечения   в   кругу
друзей-единомышленников, к которым относились Фридрих  Войт,  Густав  Зигле,
Эмиль  Кесслер-младший  и  Генрих  Штрауб.  Все  они  впоследствии   сыграли
значительную роль в развитии экономики и техники Вюртемберга.
   Занятия  в  школе  потребовали  значительной  перестройки   от   молодого
человека, до сих пор занимавшегося лишь практической деятельностью.  Ему  не
всегда  удавалось  постичь  глубинные  процессы   математики   и   механики,
построенные преимущественно на абстрактных понятиях. Но их  изучение  должно
было помочь Готлибу овладеть основными тонкостями будущей профессии.
   Таким  образом,  Даймлер  прошел  школу   знаний,   охватывающих   основы
технической физики, химии,  общие  и  специальные  предметы  машиностроения,
технологии, а также курсы английского языка. Но многие науки оставались  еще
неизведанными, например, электротехника, основы которой были заложены лишь в
1867  году  благодаря  изобретению  динамо-машины  Вернером  Сименсом.   Это
послужило одной  из  причин  того,  что  Даймлер  долгое  время  недоверчиво
относился к электротехнике. Когда в конце летнего семестра 1859 года  Готлиб
Даймлер покинул техническую школу, в его багаже были основательные, глубокие
знания, но область неизученного, простиравшаяся перед ним, была  еще  больше
Закончив учебу в возрасте двадцати пяти лет, Даймлер вновь испытал волшебную
притягательную силу своей родины, сердечность семейного круга, но он был уже
другим человеком, более опытным и знающим. Несколько осенних дней 1859  года
пролетели быстрее обычного, так как все его мысли были устремлены в будущее.
Манила  профессия,  полностью  овладевшая  сознанием  Даймлера.  Нужно  было
сдержать обещание,  данное  в  1857  году  в  Графенштадене.  В  октябре  он
возвращается на завод Ф. Месмера. Но молодой человек не мог просто начать  с
того, где остановился два года назад. Внутренне он  не  был  настроен  снова
приниматься за паровозостроение,  хотя  обстоятельно  изучил  основы  работы
паровых машин. И это новое отношение  к  делу  не  ускользнуло  от  Фридриха
Месмера, который с симпатией относился к Даймлеру и после  его  возвращения.
Таким образом, чувства Даймлера боролись между благодарностью по отношению к
Месмеру и Штайнбайсу  и  твердым  осознанием  своего  настоящего  призвания.
Спустя некоторое время состоялся  серьезный  разговор  с  Месмером.  Даймлер
четко разъяснил ему, что теперь не хочет  заниматься  паровой  машиной,  его
интересует проблема, обозначенная в 1826  году  англичанином  Чевсртоном,  а
именно, "овладеть двигателем, всегда готовым работать, не требующим  времени
на  подготовку  и  слишком  больших  затрат".  Различные   эксперименты,   о
результатах  которых  информация  время  от  времени  доходит  до  Даймлера,
указывают на то, что изобретение принципиально нового двигателя возможно уже
в самом ближайшем  будущем.  Решение  этого  вопроса  может  быть  по  силам
небольшим предприятиям, которым создание паровой  машины  дается  с  трудом.
Такой двигатель, без сомнения, стают полезным в производстве. Даймлер просит
Месмера дать ему возможность на средства завода начать испытания  и  создать
необходимые конструкции.
   Идеи Даймлера, по сути своей правильные,  были  в  то  же  время  слишком
неопределенными, воплощение их в жизнь требовало больших жертв.  К  тому  же

Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49   50   51  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Шнее Генрих, Старая гвардия