Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»

сядь на столе деда и отца своего!" Этими словами Изяслав признал  полное
господство права по родовому старшинству,  право  дядей  пред  сыновьями
старшею брата, право, против которого ничего не могли сделать ни  личные
достоинства, ни уважение и любовь народа. Вячеслав велел  отвечать  пле-
мяннику; "Сын! Бог тебе помоги, что на меня честь положил, давно бы тебе
так сделать; если ты мне честь воздал, то и богу честь воздал; ты  гово-
ришь, что я твой отец, а я тебе скажу, что ты мой сын; у тебя отца  нет,
а у меня сына нет; ты мой сын, ты мой и брат". Здесь  старый  дядя  ясно
также выразил господствующее представление, что сыновья от старшего бра-
та считаются братьями дядьям своим, хотя и младшими.  Дядя  и  племянник
целовали крест - не разлучаться ни в добре, ни в зле (1150 г.).
   После ряду с племянником Вячеслав въехал в Киев (1151 г.)  и,  покло-
нившись св. Софии, позвал к себе на обед сына своего Изяслава, всех  ки-
евлян и венгров: и дядя и племянник оказали большую честь последним, бо-
гато одарили их сосудами, платьем, лошадьми, паволоками и всякими  дара-
ми. На другой день после пира Вячеслав послал  сказать  Изяславу:  "Сын!
Бог тебе помоги, что воздал мне честь, как отцу; а я вот что тебе скажу:
я уже стар и всех рядов не могу рядить; останемся оба в Киеве;  а  какой
нам придется ряд рядить, между христианами или погаными, то  пойдем  оба
по месту; дружина и полки будут у нас общие, ты ими ряди; где нам  можно
будет обоим ехать, оба поедем, а где нельзя, там ты один поедешь с  моим
полком и с своим". Изяслав с великою радостию и с великою честию  покло-
нился отцу своему и сказал: "Батюшка, кланяюсь тебе; как мы уговорились,
так нам дай бог и быть до конца жизни". На третий день оба князя  отпус-
тили венгров домой и вслед за ними отправили сына Изяславова  Мстислава,
который должен был сказать королю: "Ты нам то сделал, что может  сделать
только брат родному брату или сын отцу; дай нам бог быть с тобою  нераз-
лучно во всем; где будет твоя обида, там дай нам бог быть самим и мстить
за твою обиду, или, если не самим, так братьям нашим и сыновьям,  а  нам
тебе нечем больше заплатить за твое добро, как только своею головою; те-
перь же докончи доброе дело: самого тебя не зовем,  потому  что  у  тебя
война с греками; но отпусти к нам войско на помощь, или такое же,  какое
теперь было, а хорошо, если и побольше, потому что Юрий силен: Давыдови-
чи и Ольговичи с ним, и половцы дикие, которых приманивают золотом;  те-
перь, брат, этою весною помоги нам; если этою же весною мы  управимся  с
своим делом, то пойдем с войском к тебе на помощь, а если ты  управишься
с греческим царем, то будь нам помощник; остальное  все  расскажут  тебе
твои мужи и брат твой Мстислав, как нам бог помог, как встала за нас вся
Русская земля и черные клобуки". Отрядив Мстислава в  Венгрию,  Вячеслав
послал в то же время бояр своих в Смоленск сказать Ростиславу Мстислави-
чу: "Брат! Бог соединил нас с твоим братом, а с  моим  сыном  Изяславом;
добыв Русскую землю, он на мне честь положил, посадил меня в Киеве; а я,
сын, тебе скажу: как мне сын брат твой Изяслав, так и ты; потрудись при-
ехать сюда к нам, чтоб всем вместе подумать о том, что  вперед  делать".
Изяслав с своей стороны послал сказать Ростиславу: "Ты меня, брат, много
понуждал положить честь на дяде и на отце; и вот когда бог  привел  меня
опять в Русскую землю, то я посадил дядю нашего в Киеве для тебя  и  для
всей Русской земли; а теперь я скажу тебе: там у тебя  в  Новгороде  сын
мой и твой сын же крестный Ярослав, там же у тебя и Смоленск; так,  уря-
дивши все в верхних землях у себя, приезжай к нам сюда, посмотрим  вмес-
те, что нам бог даст".
   Изяслав с дядею не ошибались, призывая  к  себе  отовсюду  союзников:
Юрий не думал оставлять их в покое и послал сказать Давыдовичам и Ольго-
вичам: "Изяслав уже в Киеве,  ступайте  ко  мне  на  помощь".  Святослав
Ольгович выступил немедленно, соединился в Чернигове с Владимиром  Давы-
довичем и на лодках приплыли вместе в Городок к Юрию. Но другой  Давыдо-
вич, Изяслав, перешел на сторону Вячеслава и Изяслава: как  видно,  этот
Давыдович поневоле был до сих пор с Юрием, на которого сердился за отня-
тие дреговичских земель в пользу Святослава Ольговича. Скоро  приехал  в
Киев и Ростислав Мстиславич с полками смоленскими; а между тем Юрий выс-
тупил с союзниками из Городка и стал у Днепра, при устье  речки  Радуни,
куда пришло к нему на помощь много диких половцев. На этот  раз  Изяслав
был осторожен, не дал неприятельскому войску переправиться чрез Днепр, и
потому с обеих сторон начали биться в лодках, от Киева до устья Десны. В
этой речной битве Юрий не мог получить успеха, потому  что  Изяслав,  по
выражению летописца, дивно исхитрил свои лодки: гребцов на них  не  было
видно, видны были только одни весла, потому что лодки были покрыты  дос-
ками, и на этой крышке стояли ратники в бронях и стреляли, а кормчих бы-
ло по двое на каждой лодке - один на носу, а другой на корме, - куда хо-
тят, туда и пойдут, не оборачивая лодок. Видя, что нельзя  переправиться
через Днепр против Киева, Юрий с союзниками решили идти вниз к Витичевс-
кому броду; но, не смея пустить лодок мимо Киева, пустили их в Долобское
озеро, оттуда волокли берегом в реку Золотчу и по Золотче  уже  впустили
их в Днепр, а половцы шли по лугу. Но Мотиславичи с дядею Вячеславом,  с
Изяславом Давыдовичем, с городенским князем Борисом, киевлянами и черны-
ми клобуками шли рядом с ними по западной стороне Днепра,  по  нагорному
берегу, а лодки плыли по реке, так что когда войско Юрия достигло  Вити-
чевского брода, то уже там стояла киевская рать, и опять началась речная
битва за переправу. Тогда Юрий позвал к себе союзников и сказал:  "Стоим
мы здесь, и чего достоимся? Лучше постараемся перехватить у них  Зарубс-
кий брод и перейти на ту сторону". Все согласились и отпустили  к  броду
сыновей Юрьевых с половцами, да Святослава Всеволодовича; а сами,  выст-
роивши полки, пошли подле лодок берегом. Между тем  передовой  отряд  их
приехал к Зарубскому броду, который стерег боярин Изяславов Шварн с  не-
большою дружиною: половцы, видя, что сторожей мало, бросились на лошадях
и в полном вооружении в реку, под их прикрытием переехали  и  русские  в
лодьях; а Шварн испугался и побежал к своему князю; по  замечанию  лето-
писца, вся беда произошла оттого, что при броде был не князь, а  боярин,
тогда как боярина не все слушались. Переправившись чрез Днепр,  Юрьевичи
послали сказать отцу: "Ступай скорее, мы уже перешли Днепр; чтоб не уда-
рил на нас одних Изяслав!" Юрий пошел немедленно к Зарубу и также переп-
равился. Получив весть об этой переправе, Мстиславичи возвратились в Ки-
ев и начали думать, что  теперь  делать?  Оба  Мстиславича  хотели  идти
навстречу к дяде и биться, но дружина всех князей не  соглашалась,  осо-
бенно отговаривали от  этого  черные  клобуки,  они  говорили  Изяславу:
"Князь! Нельзя нам ехать к ним, потому что наши ратники не все на конях;
ты к ним поедешь, а они перед тобою поедут к Роси;  тогда  тебе  надобно
будет оставить свою пехоту и ехать за ними с одною конницею.  По-нашему,
надобно вот что сделать: ступайте вы все в Киев, а к нам приставьте бра-
та своего Владимира; мы поедем с ним к своим вежам, заберем их жен,  де-

Страницы: «« « 122   123   124   125   126   127   128   129   130  131   132   133   134   135   136   137   138   139   140  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен