Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 288   289   290   291   292   293   294   295   296  297   298   299   300   301   302   303   304   305   306  » »»

называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и  по  обыкновению  всех
послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг
в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих кня-
зей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести  в
татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары
изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не  были
ревнителями  новой  религии.  Узбек,  по  приказу  которого  должен  был
действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил като-
лическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие  на-
роды по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою  за
Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее  был  слух,  что
Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раз-
дать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары  хотят  исполнить
свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по слу-
чаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намере-
ние и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с  татарами,  би-
лись целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый  дом  князя
Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и  татары  погибли  в
пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие  с  Шевкалом,  были
истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с  русскими:  одних  из
них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.
   Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано  под-
робнее, естественнее и без упоминовения о замысле  Шевкала  относительно
веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, сог-
нал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи проси-
ли князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря
на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только
первого случая восстать против притеснителей; этот  случай  представился
15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло;  татары
стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о  помощи,  и  сбежавшиеся
тверичи напали на татар.
   Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкаловой, и, по  некоторым
известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям,  Калита
поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился отту-
да с 50000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского,
Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли горо-
да и села, людей повели в плен и, просто  сказать,  положили  пусту  всю
землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина  Кали-
ты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество
даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород,
но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михаилова
и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков,  а  братья
его нашли убежище в Ладоге. В следующем  1328  году  Калита  и  тверской
князь Константин Михайлович поехали в Орду;  новгородцы  отправили  туда
также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите,  Константину  Ми-
хайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра.  И
вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальско-
го и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду  к  Узбеку;
послы говорили ему от имени князей: "Царь Узбек всем  нам  велел  искать
тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем  не  постра-
дать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать,  чем  нам
всем из-за тебя одного попустошить всю землю". Александр отвечал:  "Точ-
но, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и  не  мстить  за
себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат
за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, за-
щищать Русскую землю и православное христианство". Александр хотел ехать
в Орду, но псковитяне не пустили его, говоря: "Не езди, господин, в  Ор-
ду; что б с тобою ни случилось, умрем, господин, с тобою на  одном  мес-
те". Надобно было  действовать  силою,  но  северные  князья  не  любили
действовать силою там, где успех был неверен; они рассуждали:  "Псковичи
крепко взялись защищать Александра, обещались все  умереть  за  него,  а
близко их немцы, те подадут им помощь".  Придумали  другое  средство,  и
придумал его Калита, по свидетельству  псковского  летописца:  уговорили
митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра  и
весь Псков, если они не исполнят требование князей. Средство  подейство-
вало, Александр сказал псковичам: "Братья мои и друзья мои! не  будь  на
вас проклятия ради меня; еду вон из вашего города и снимаю с вас  крест-
ное целование, только целуйте крест,  что  не  выдадите  княгини  моей".
Псковичи поцеловали крест и отпустили Александра  в  Литву,  хотя  очень
горьки были им его проводы: тогда, говорит летописец, была во Пскове ту-
га и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любо-
вию своею пришелся по сердцу  псковичам.  По  отъезде  Александра  послы
псковские отправились к великому князю московскому и сказали ему: "Князь
Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю  вели-
кому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и  попы,  и  чернецы,  и
черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети".  Услыхав,  что  Алек-
сандр уехал изо Пскова, Калита заключил с псковичами мир вечный по  ста-
рине, по отчине и по дедине, после чего митрополит Феогност с новгородс-
ким владыкою благословили посадника и весь Псков (1329 г.).
   Полтора года пробыл Александр в Литве и, когда гроза приутихла, возв-
ратился к жене во Псков, жители которого приняли его с честию и посадили
у себя на княжении. Десять лет спокойно княжил Александр во  Пскове,  но
тосковал по своей родной Твери: Псков по формам своего быта не мог  быть
наследственным княжеством для сыновей его; относительно же родной облас-
ти он знал старый обычай, по которому дети изгнанного князя не могли на-
деяться на наследство; по словам летописи, Александр рассуждал так: "Ес-
ли умру здесь, то что будет с детьми моими? все знают, что я выбежал  из
княжества моего и умер на чужбине: так дети мои будут лишены своего кня-
жества". В 1336 году Александр послал в Орду  сына  Феодора  попытаться,
нельзя ли как-нибудь умилостивить хана, и, узнавши, что есть надежда  на
успех, в 1337 году отправился сам к Узбеку. "Я сделал много зла тебе,  -
сказал он хану, - но теперь пришел принять от тебя смерть или жизнь, бу-
дучи готов на все, что бог возвестит тебе". Узбек сказал на это окружав-
шим: "Князь Александр смиренною мудростию избавил себя от  смерти"  -  и
позволил ему занять тверской стол; князь Константин Михайлович волею или
неволею уступил княжество старшему брату.
   Но возвращение Александра служило знаком к возобновлению борьбы между
Москвою и Тверью: скоро встречаем  в  летописи  известие,  что  тверской
князь не мог поладить с московским, и не заключили они между собою мира.
Еще прежде видим, что бояре тверские отъезжают от Александра к  московс-

Страницы: «« « 288   289   290   291   292   293   294   295   296  297   298   299   300   301   302   303   304   305   306  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен