Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тараторин В.В. - История боевого фехтования

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 74
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»

   Разумеется, Цезарь не собирался использовать легионеров,  необученных
биться верхом, в качестве кавалеристов. Лошади  нужны  были  только  для
доставки солдат, но при этом полководец выполнил поставленное условие  и
явился на переговоры в сопровождении "всадников".
   Легкая римская пехота - "велиты" - использовала ту же манеру боя, что
и греческая.
   По мере того, как Римская империя приходила в упадок, в рядах ее  ар-
мии становилось все больше наемников-варваров, как в  пехоте,  так  и  в
коннице. Старая римская тактика начала медленно уходить в  прошлое,  ибо
наемники сохраняли свою технику боя и вооружение.  В  последней  крупной
победе Западной Римской империи на Каталаунских полях в 451 году  подав-
ляющая часть армии состояла из наемников. Войска  использовали  тактику,
тождественную византийской (о которой речь впереди).  Такая  манера  боя
существовала в Имперской армии, в то время, когда жил  военный  теоретик
Ренат Флавий Вегеций. Однако его работу "Краткое изложение основ военно-
го дела" ни в коей мере нельзя считать учебником тактики той поры.  Ско-
рее ее можно назвать размышлением на тему  "как  хорошо  было  бы,  если
бы...":
   "Первая шеренга состоит из старых солдат, принципов, вторая из  снаб-
женных латами лучников и вооруженных дротиками  или  копьями  -  прежних
гастатов. Каждый человек занимает по фронту три  фута;  между  шеренгами
дистанция шесть футов. Третья и четвертая шеренги образуются легкой  пе-
хотой, состоящей из молодых солдат, вооруженных луками, пращами,  дроти-
ками. Они завязывают бой, выдвигаясь в голову легиона,  преследуют  сов-
местно с кавалерией противника, а в случае напора последнего,  отступают
на свои места через интервалы первых двух шеренг, которые действуют дро-
тиками и мечами.
   Иногда формируется еще пятая шеренга из  машин  и  прислуги.  Молодые
солдаты, не включенные еще в состав легиона, располагаются в этой же пя-
той шеренге и бросают от руки камни и дротики. Шестая шеренга - испытан-
ных солдат, снабженных щитами и всеми родами наступательного и  оборони-
тельного оружия; они принимают участие в бою, если впередистоящие шерен-
ги прорваны.
   Кавалерия располагается на флангах, притом таким образом, что тяжелая
примыкает непосредственно к пехоте, а конные лучники и  легковооруженные
всадники далее. Первые назначаются для прикрытия флангов своей пехоты, а
последние для охвата неприятелем" (3).
   Стоит только вдуматься в то, что предлагает автор, как начинаешь  по-
нимать полную несостоятельность такого построения:
   1. Первую шеренгу он лишил поддержки трех последующих и предоставил в
рукопашной схватке биться самим по себе. Сзадистоящие "лучники и  воору-
женные дротиками или копьями" в этом случае неспособны им помочь,  и  не
имея ни соответственной выучки, ни нужного оружия для ближнего боя,  все
они будут непременно перебиты противником в первой же схватке, если вов-
ремя не обратятся в бегство.
   2. Воинов, снабженных "всеми родами наступательного и оборонительного
оружия" Вегеций по каким-то соображениям ставит в последний ряд, а не  в
первый или второй. Какое участие в бою они могут принять, если  их  зах-
лестнет волна своих же отступающих воинов?
   3. Пятая шеренга, состоящая из машин и метателей дротиков  не  сможет
вести прицельную стрельбу через головы впередистоящих рядов,  для  этого
тем придется как минимум сесть, а то и лечь, а в таком инертном  положе-
нии воины не смогут остановить атаку.
   Конечно, можно надеяться на поддержку конницы, но  только  в  случае,
если она не будет занята битвой...
   Остальные выводы читатель сделает сам.
 
 
   10. ГЛАДИАТОРЫ
 
   Гладиаторские игры -  пожалуй,  самое  чудовищное  порождение  нравов
римского общества. Римляне  заставляли  военнопленных  или  преступников
убивать друг друга на арене и, наблюдая за  этим,  испытывали  искреннее
удовольствие. Однако, вместе с тем, гладиаторские поединки можно назвать
искусством - искусством фехтования.
   Хотя мы и знаем о том, как организовывались и проводились гладиаторс-
кие игры, знакомы с наиболее интересными моментами их истории, с  воору-
жением и некоторыми типами гладиаторов, но абсолютно не имеем сведений о
технике и приемах, использовавшихся в таких боях, не знаем  о  правилах,
которыми пользовались гладиаторы тех или иных типов,  не  знаем  методов
обучения бойцов: как были устроены механизмы и  чучела,  предназначенные
для тренировок гладиаторов.
   Кое-какие сведения о чучелах есть у Вегеция; правда, речь у него идет
об обучении легионеров, но известно, что те же методы  использовались  в
гладиаторских школах.
   "Каждый отдельный новобранец должен был вбить для себя  в  землю  от-
дельное деревянное чучело, так, чтобы оно не качалось и имело шесть  фу-
тов в высоту. Против этого чучела, как бы против своего настоящего  вра-
га, упражняется новобранец со своим "плетнем" и с дубиной, как  будто  с
мечом и щитом; он то старается поразить его в голову и лицо,  то  грозит
его бокам, то, нападая на голени, старается подрезать ему  под  коленки,
отступает, наскакивает, бросается на него, как на настоящего врага;  так
он проделывает на этом чучеле все виды нападения, все искусство  военных
действий" (3).
   Этим информация и исчерпывается. Авторы фильмов "Спартак" и "Варрава"
сделали попытку показать способы обучения гладиаторов на экране, но вряд
ли их можно назвать удачными. Есть откровенные выдумки. Так что нам  ос-
тается только догадываться и предполагать, основываясь на случайных  за-
писях, подобных той, что оставил Валерий Флакк (Максимус):
   "Рутилий, призвав гладиаторов из школы Аврелия Скавра,  усердно  учил
этих гладиаторов нападать на противника и защищаться от него. Он  прида-
вал смелость, ловкость и решительность и этим увеличил значение  и  силу
нанесенного противнику у дара, требуя, однако, в то же время, чтобы удар
наносили с расчетом и осторожностью" (128).
   Но технические приемы не рассматриваются и здесь.
   В данной работе мы не будем рассказывать историю возникновения глади-
аторских игр, нового по этой теме сообщить нечего. Интересующемуся чита-
телю можно рекомендовать прочесть соответствующие    Можно с уверенностью сказать, что в гладиаторских поединках  античное
фехтование на самых разных видах оружия получило наивысшее развитие.

Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тараторин В.В., История боевого фехтования