Главная - Наука - История
Тараторин В.В. - История боевого фехтования Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 74 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 » В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только колоть, но и рубить. Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не из- менялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном спортивном фехтовании на шпагах или рапирах. Бленджини дает несколько советов по работе шпагой: "1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар лезвием. 2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низ- ких. 3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение, быстроту и точность. 4. Шпагой надо колоть, а не рубить. 5. Следить за шпагой противника во всех его движениях. 6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по железу отражается без намерения противника, потому что рука его находит- ся в оборонительном положении простым оборотом кисти. 7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника. 8. Нанести удар в ту минуту, когда он занят приготовлением к атаке. 9. Использовать двойные атаки. 10. Атаковать очень быстро". Вообще, эти советы годны для фехтования любым видом холодного оружия, разница состоит только в диапазоне применяемых ударов. С XIV века, когда началась открытая экспансия турок в Восточную Евро- пу, все большей и большей популярностью у европейцев этого региона стала пользоваться сабля. Она быстро нашла свое место в арсеналах Европы и за- нимала доминирующее положение на протяжении XV-XVII вв. в военном деле Сербии, Албании, Хорватии, Молдавии, Украины, России, Венгрии, Польши. Сабля была действительно универсальным оружием, одинаково пригодным и для конного, и для пешего боя. Изначально клинки сабель делали массивны- ми, чтобы их вес способствовал разрубанию доспехов, а для придания им больших режущих свойств, часто на кончиках клинков с тыльной стороны де- лалось утолщение - "елмань" или "перо", что усиливало инерцию сабли при рубке. Но это была не единственная функция елмани. Например, в венгерс- кой школе сабельного поединка (во многом заимствованной у турок) в XVI в. эту деталь использовали для дополнительного подсекающего движения. Елмань оттачивалась, и при нанесении рубящего удара, если даже противник сумел его парировать, клинок сабли поворачивали обухом к корпусу врага и возвращая оружие в исходное защитное положение, совершали секуще-режущее движение на себя, стараясь задеть незащищенные части тела пером. Существовало два способа удержания клинка при совершении парадов. Так называемые "длинные" или "венгерские" защиты и "короткие" или "обыкно- венные". Венгерский способ отличался тем, что кончик клинка при оборонительной позиции был направлен к земле, а не вверх. Эта традиция изначально обус- ловливалась небольшими размерами защитной гарды, оставляющей кисть руки открытой для поражения. Поэтому под рубящие удары противника подставляли клинок, держа руку выше точки соприкосновения оружия, чтобы сабля, сос- кальзывая вниз, не могла задеть кисть. В сабельном поединке различают шесть основных способов парирования ударов. Нумерация их в различных источниках дается по-разному, но самой распространенной была следующая: 1. Клинок подставляют под удар наносимый по левой ноге или бедру ост- рием вниз, защищая тем самым всю нижнюю линию корпуса. 2. То же самое, но защищая правую ногу или бедро. 3. Защита правого плеча, бока и руки. Клинок держат острием вверх (по венгерской методе острие клинка всегда направлено вниз), 4. То же самое, но защищая левую сторону корпуса. 5. Защита головы. Клинок подставляют под прямой удар, держа его па- раллельно или чуть под углом к земле. 6. Парад колющего удара с уводом клинка противника вправо или влево (чуть вверх или чуть вниз), держа саблю или острием вверх, или вниз. При этом дополнительно совершая движение корпусом в сторону, противоположную отбитой сабле противника. Существует еще седьмой, малораспространенный в пешем бою парад, когда защищают спину, выставляя клинок за правое или левое плечо, держа его острием вниз и при этом совершая тем же плечом движение в сторону, про- тивоположную ставящемуся параду. Удары наносятся по той же схеме, в основном рубящие и в меньшей сте- пени колющие. Для сабельного и шпажного боя старых школ были характерны так называ- емые "внутренние" удары, идущие снизу в сторону подбородка и горла. От- разить их было чрезвычайно сложно и часто, чтобы избежать поражения, приходилось спасаться уходом: например, прыжком назад или в сторону. По мере облегчения вооружения уменьшался и вес сабли. Манипулировать ей стало значительно проще, появилась возможность наносить кистевые уда- ры, особенно характерные для венгерской школы. Эффективны они тем, что для их проведения достаточно простого поворота кисти; для противника это движение оставалось неуловимым и такой удар часто достигал цели. Сила его была меньше силы локтевого удара, но серьезно поранить противника им вполне было можно. Барбазетти отказался от этих приемов и в своей книге советует: "При нанесении ударов должна участвовать вся рука от плеча, дабы удар был сильнее, кроме того следует иметь в виду невозможность нанести сильный удар боевым оружием, имеющим известный вес, одной кистью" (130). Дуэли на холодном оружии в Европе были очень распространены. Даже в XIX в., когда в России дворяне уже предпочитали пистолет, европейцы сох- раняли традиции клинкового поединка. Дуэльных правил имелось множество. Кроме устоявшихся, традиционных, часто совершенно спонтанно в момент поединка сочинялись новые. Дуэли могли продолжаться "до первой крови" или "до смертельного исхода", но, как правило, они ограничивались собственно боем на клинках, без ис- пользования элементов борьбы. Хотя вполне вероятно, что иногда дуэли происходили и без всяких правил. В конце XIX в. вышел в свет ряд книг, посвященных этой теме: 1. 1863 г. Маркиони и Цезарь Энрикетти "Правила дуэли и задача секун- дантов". Флоренция. 2. 1863 г. Жак Николетти "О гражданской и военной дуэлиио поводах к ее уничтожению". Флоренция. Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |