Главная - Наука - История
Тараторин В.В. - История боевого фехтования Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 74 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 » Внешне такие действия могут выглядеть некрасиво и совсем неэффектно. Вспомните хотя бы так называемые "бои без правил": хотя жизни участников не зависят от результата поединка, они наиболее приближены к боевой си- туации. Сценическое фехтование преследует свои цели. Если в бою нужна пре- дельная резкость и быстрота в движениях, то на сцене, наоборот, важно, чтобы зритель увидел поединок во всех деталях и полностью осмыслил суть происходящего; удары наносятся с большим размахом, чем нужно в реальном бою, а движения производятся по увеличенной траектории. Сценический пое- динок должен выглядеть красиво, зрелищно, иначе смотреть на него будет неинтересно. Для этой цели все движения заранее отрабатываются на репе- тиции. Каждый из участников знает, куда будет направлен удар, и готов в этом месте блокировать его. Такие тренировки нужны и во избежание нес- частных случаев, потому что актеры иногда используют на сцене или в кино натуральное боевое оружие, сохранившееся в реквизите театров или изго- товленное на заказ. Дело актеров - отыграть поединок так, чтобы у зрите- ля сложилось впечатление о его полной спонтанности. Сравнивая спортивный и сценический бой, можно придти к выводу, что второй по своим фехтовальным законам и используемым приемам несколько ближе к боевому. Актеры, участвовавшие в фехтовальных поединках на сце- не, ближе знакомы с реальным весом боевого оружия; спортсмены же, при- выкшие к легкости своих клинков, как правило, теряются, взяв в руки бое- вую шпагу, саблю или меч. Буквально через несколько минут их мышцы не выдерживают нагрузки. В свое время Мольер дал довольно точное определение фехтованию: "Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходи- мость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтова- ния чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предуп- реждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выпол- няет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию". Существует распространенная теория, основанная на том, что фехтова- ние, как особый вид искусства, появилось лишь в XV веке. Все, что было до этого, можно считать лишь прелюдией. Надеюсь, эта книга сможет убе- дить читателя в необоснованности такого мнения. Фехтование знали и изу- чали еще на заре человеческой цивилизации; есть все основания полагать, что искусством оно стало уже тогда. В армиях древности, где любая такти- ка была направлена на поражение неприятеля холодным оружием или оружием ударного действия, и не могло быть по другому; фехтование было реальной необходимостью, шансом выжить и победить. Даже кочевые народы, предпочи- тавшие стрелковый бой, сознавали, что для окончательного разгрома про- тивника одних стрел недостаточно... Египтяне, ассирийцы, греки, римляне и другие народы, умевшие воевать фалангой, наверняка обучали своих фалангистов не только бою в строю, где на технику фехтования влияла ограниченность пространства, но и индивиду- альным поединкам. Оптимальный вариант комплекта вооружения, годный для боя и в строю, и в рассыпную, стали применять позже - в эпоху заката Римской империи и расцвета Византийской. Но до этого фалангист, напри- мер, римский легионер, вполне мог бы биться на равных, скажем, с кельтским воином в одиночном бою, имей он соответствующее оружие. Воору- жение легионеров не позволяло им быть готовыми ко всем вариантам боя. Они всегда старались сражаться строем и были вооружены соответствующим образом. Однако, определенная прослойка римского войска: легковооружен- ные, кавалеристы, центурионы, сигноферы, корнисины и т.д. могли выбирать себе оружие по желанию (часто трофейное) и старались его приобретать именно в расчете на одиночный бой, потому что в строю эти воины не вое- вали, находясь либо в центре манипулы или когорты, либо передвигаясь по полю битвы врассыпную. Цезарь в своих мемуарах оставил несколько сообщений о таких схватках: "Наши по данному сигналу атаковали врага с таким пылом и с своей сто- роны враги так внезапно и быстро бросились вперед, что ни те, ни другие не успели пустить друг в друга копий. Отбросив их, обнажили мечи, и на- чался рукопашный бой. Но германцы, по своему обыкновению, быстро выстро- ились фалангой и приняли направление на римские мечи. Из наших солдат оказалось немало таких, которые бросались на фалангу, руками оттягивали щиты и наносили сверху раны врагам". (15, т. 1). Наверняка, в этом фрагменте идет речь о рукопашной между гимнетами. В это время германская линейная пехота построилась в тылу у своих легково- оруженных и попыталась отогнать римлян строем. Римские гимнеты сопротив- лялись, нападая на фалангу (или клин) со всех сторон, ибо только легко- вооруженные воины или спешенные всадники могли "руками оттягивать щиты", легионер-фалангист этого сделать не мог, не выпустив из рук оружие и не покинув строя, что категорически запрещалось. "В том легионе было два очень храбрых центуриона, которым немного ос- тавалось до повышения в первый ранг: Т. Пулион и Л. Ворен. Между ними был постоянный спор о том, кто из них заслуживает предпочтения, и из го- да в год они боролись за повышение с величайшим соревнованием... ...С этими словами он (Пулион - В.Т.) вышел из-за укрепления и бро- сился на неприятелей там, где они были особенно скучены. Ворен тоже не остался за валом, но, боясь общественного мнения, пошел за ним. Тогда Пулион, подойдя на близкое расстояние к врагу, пустил копье и пронзил им одного галла, выбежавшего вперед из толпы. Враги прикрыли щитами своего пораженного и бездыханного товарища и все до одного стали стрелять в Пу- лиона, не давая ему возможности двинуться с места. Пулиону пробили щит, и один дротик попал в перевязь, этим ударом были отброшены назад ножны и задержана его правая рука, когда он пытался вытащить меч. Тогда враги, пользуясь его затруднением, обступили его. Но тут подбежал его соперник Ворен и подал ему в эту трудную минуту помощь. Вся толпа тотчас же обра- тилась на него и бросила Пулиона, думая, что он убит дротиком. Ворен, действуя мечом и, убив одного, мало-помалу заставляет остальных отсту- пить; но в увлечении преследованием он попадает в яму и падает. Теперь и он в свою очередь окружен, но ему приходит на помощь Пулион, и оба, убив немало неприятелей, благополучно со славой возвращаются в лагерь". (15,т. 1). Этот факт говорит о немалом фехтовальном мастерстве упомянутых центу- рионов, которые вдвоем смогли отбиться от целой толпы кельтов. Конечно, центурионы имели другое оружие для рукопашного боя: обычно небольшой круглый щит и меч с более длинным клинком, удобные для фехтования, но наверняка и своих воинов они тренировали для действий в рассыпном бою с имевшимся у тех оружием, на случай, если когорта будет рассеяна. В этом Страницы: «« « 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |