Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тараторин В.В. - История боевого фехтования

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 74
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74  »

   Внешне такие действия могут выглядеть некрасиво и совсем  неэффектно.
Вспомните хотя бы так называемые "бои без правил": хотя жизни участников
не зависят от результата поединка, они наиболее приближены к боевой  си-
туации.
   Сценическое фехтование преследует свои цели. Если в  бою  нужна  пре-
дельная резкость и быстрота в движениях, то на сцене,  наоборот,  важно,
чтобы зритель увидел поединок во всех деталях и полностью осмыслил  суть
происходящего; удары наносятся с большим размахом, чем нужно в  реальном
бою, а движения производятся по увеличенной траектории. Сценический пое-
динок должен выглядеть красиво, зрелищно, иначе смотреть на  него  будет
неинтересно. Для этой цели все движения заранее отрабатываются на  репе-
тиции. Каждый из участников знает, куда будет направлен удар, и готов  в
этом месте блокировать его. Такие тренировки нужны и во  избежание  нес-
частных случаев, потому что актеры иногда используют на сцене или в кино
натуральное боевое оружие, сохранившееся в реквизите театров  или  изго-
товленное на заказ. Дело актеров - отыграть поединок так, чтобы у зрите-
ля сложилось впечатление о его полной спонтанности.
   Сравнивая спортивный и сценический бой, можно придти  к  выводу,  что
второй по своим фехтовальным законам и  используемым  приемам  несколько
ближе к боевому. Актеры, участвовавшие в фехтовальных поединках на  сце-
не, ближе знакомы с реальным весом боевого оружия; спортсмены  же,  при-
выкшие к легкости своих клинков, как правило, теряются, взяв в руки бое-
вую шпагу, саблю или меч. Буквально через несколько минут  их  мышцы  не
выдерживают нагрузки.
   В свое время Мольер дал довольно точное определение фехтованию:
   "Фехтование есть искусство наносить удары, не получая  их.  Необходи-
мость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство  фехтова-
ния чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и  предуп-
реждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая  выпол-
няет, необходимо прибавить точность и  быстроту,  дабы  дать  надлежащую
жизнь оружию".
   Существует распространенная теория, основанная на том,  что  фехтова-
ние, как особый вид искусства, появилось лишь в XV веке. Все,  что  было
до этого, можно считать лишь прелюдией. Надеюсь, эта книга  сможет  убе-
дить читателя в необоснованности такого мнения. Фехтование знали и  изу-
чали еще на заре человеческой цивилизации; есть все основания  полагать,
что искусством оно стало уже тогда. В армиях древности, где любая такти-
ка была направлена на поражение неприятеля холодным оружием или  оружием
ударного действия, и не могло быть по другому; фехтование было  реальной
необходимостью, шансом выжить и победить. Даже кочевые народы, предпочи-
тавшие стрелковый бой, сознавали, что для окончательного  разгрома  про-
тивника одних стрел недостаточно...
   Египтяне, ассирийцы, греки, римляне и другие народы, умевшие  воевать
фалангой, наверняка обучали своих фалангистов не только бою в строю, где
на технику фехтования влияла ограниченность пространства, но и индивиду-
альным поединкам. Оптимальный вариант комплекта вооружения,  годный  для
боя и в строю, и в рассыпную, стали применять позже  -  в  эпоху  заката
Римской империи и расцвета Византийской. Но до этого  фалангист,  напри-
мер, римский легионер,  вполне  мог  бы  биться  на  равных,  скажем,  с
кельтским воином в одиночном бою, имей он соответствующее оружие. Воору-
жение легионеров не позволяло им быть готовыми ко  всем  вариантам  боя.
Они всегда старались сражаться строем и были  вооружены  соответствующим
образом. Однако, определенная прослойка римского войска:  легковооружен-
ные, кавалеристы, центурионы, сигноферы, корнисины и т.д. могли выбирать
себе оружие по желанию (часто трофейное)  и  старались  его  приобретать
именно в расчете на одиночный бой, потому что в строю эти воины не  вое-
вали, находясь либо в центре манипулы или когорты, либо передвигаясь  по
полю битвы врассыпную.
   Цезарь в своих мемуарах оставил несколько сообщений о таких схватках:
   "Наши по данному сигналу атаковали врага с таким пылом и с своей сто-
роны враги так внезапно и быстро бросились вперед, что ни те, ни  другие
не успели пустить друг в друга копий. Отбросив их, обнажили мечи, и  на-
чался рукопашный бой. Но германцы, по своему обыкновению, быстро выстро-
ились фалангой и приняли направление на римские мечи.  Из  наших  солдат
оказалось немало таких, которые бросались на фалангу, руками  оттягивали
щиты и наносили сверху раны врагам". (15, т. 1).
   Наверняка, в этом фрагменте идет речь о рукопашной между гимнетами. В
это время германская линейная пехота построилась в тылу у своих легково-
оруженных и попыталась отогнать римлян строем. Римские гимнеты сопротив-
лялись, нападая на фалангу (или клин) со всех сторон, ибо только  легко-
вооруженные воины или спешенные всадники могли "руками оттягивать щиты",
легионер-фалангист этого сделать не мог, не выпустив из рук оружие и  не
покинув строя, что категорически запрещалось.
   "В том легионе было два очень храбрых центуриона, которым немного ос-
тавалось до повышения в первый ранг: Т. Пулион и Л.  Ворен.  Между  ними
был постоянный спор о том, кто из них заслуживает предпочтения, и из го-
да в год они боролись за повышение с величайшим соревнованием...
   ...С этими словами он (Пулион - В.Т.) вышел из-за укрепления  и  бро-
сился на неприятелей там, где они были особенно скучены. Ворен  тоже  не
остался за валом, но, боясь общественного мнения, пошел  за  ним.  Тогда
Пулион, подойдя на близкое расстояние к врагу, пустил копье и пронзил им
одного галла, выбежавшего вперед из толпы. Враги прикрыли щитами  своего
пораженного и бездыханного товарища и все до одного стали стрелять в Пу-
лиона, не давая ему возможности двинуться с места. Пулиону пробили  щит,
и один дротик попал в перевязь, этим ударом были отброшены назад ножны и
задержана его правая рука, когда он пытался вытащить меч.  Тогда  враги,
пользуясь его затруднением, обступили его. Но тут подбежал его  соперник
Ворен и подал ему в эту трудную минуту помощь. Вся толпа тотчас же обра-
тилась на него и бросила Пулиона, думая, что он  убит  дротиком.  Ворен,
действуя мечом и, убив одного, мало-помалу заставляет  остальных  отсту-
пить; но в увлечении преследованием он попадает в яму и падает. Теперь и
он в свою очередь окружен, но ему приходит на помощь Пулион, и оба, убив
немало неприятелей,  благополучно  со  славой  возвращаются  в  лагерь".
(15,т. 1).
   Этот факт говорит о немалом фехтовальном мастерстве упомянутых центу-
рионов, которые вдвоем смогли отбиться от целой толпы кельтов.  Конечно,
центурионы имели другое оружие для  рукопашного  боя:  обычно  небольшой
круглый щит и меч с более длинным клинком, удобные  для  фехтования,  но
наверняка и своих воинов они тренировали для действий в рассыпном бою  с
имевшимся у тех оружием, на случай, если когорта будет рассеяна. В  этом

Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тараторин В.В., История боевого фехтования