Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тараторин В.В. - История боевого фехтования

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 74
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 62   63   64   65   66   67   68   69   70  71   72   73   74  »

   3. 1867 г. Антонио Тульябуэ "Дуэль". Милан.
   4. 1868 г. Ц. А. Бленджини "О дуэли и о главных условиях, необходимых
для соблюдения и об обязанностях секундантов и свидетелей". Падуя.
   5. 1869 г. Павел Фамбри "О дуэли". Венеция.
   Очень интересно описана дуэль на саблях в романе венгерского писателя
Кальмана Миксата "Черный город", написанного в конце XIX в. Хотя  произ-
ведение художественное, но автор, несомненно, разбирался во всех тонкос-
тях фехтования:
   "...Первым делом нужно решить, - начал Миклош Блом,  -  будем  ли  мы
драться по саксонским правилам или по венгерским ?
   ... - Мне совершенно безразлично. Уступаю право выбора своему против-
нику.
   - Пусть будет по саксонским правилам, -  с  легким  поклоном  отвечал
Дердь Гергей.
   Саксонские правила поединка были наиболее благоразумными и,  хотя  во
многом походили на современные, не знали тех излишних формальностей, ко-
торыми страдают нынешние дуэльные кодексы. Противники выходили и дрались
до первой или до последней крови. Доктора с собой не брали, протокола не
писали. Словом, на тогдашних дуэлях лились не чернила, а кровь.
   ...Миклош Блом отломил от старого дуплистого  дерева  длинный  прямой
прут.
   ... Прутом он смерил рост Фабрициуса, как вызванного на дуэль,  отре-
зал от прута лишнее и с помощью своей мерки нарисовал на земле два  оди-
наковых круга один подле другого.
   Противники встали каждый в свой круг и начали бой, приняв к сведению,
что первый из них, кто выйдет в азарте наступления или под натиском про-
тивника за черту круга будет считаться побежденным.
   ...Однако и у саксонского способа дуэли были свои  недостатки:  явное
преимущество фехтовальщика с длинными руками, разрешение наносить любые,
даже противоречащие правилам удары, за исключением колющих, - одним сло-
вом, "руби, не щади". Финты, обманные удары и прочие  уловки  не  только
допускались, но даже рекомендовались.
   ...Гергей же, обучавшийся сабельной рубке у отца, дрался на  венгерс-
кий манер, поворачивая руку только в запястье.
   ...Прием Грибе состоит в том, что саблю направляют в грудь  противни-
ку, и тот, естественно, готовится парировать удар, в это мгновение напа-
дающий делает молниеносный поворот руки в запястье, сабля описывает  по-
лукруг вниз, с огромной силой, уже снизу, ударяет по вражескому клинку и
неизбежно выбивает его..."
   В XVIII и XIX вв. сабля по-прежнему оставалась на вооружении в  кава-
лерии. В пехоте использовались ее укороченные варианты: полусабли и  те-
саки, техника боя на которых практически  ничем  не  отличалась  от  са-
бельной. Тяжелая и средняя кавалерия - кирасиры и драгуны - были  воору-
жены палашами, манера боя на них имела некоторые отличия от боя на  саб-
лях. Разница обусловливалась большим весом палаша, что исключало  актив-
ное применение кистевых ударов, а его прямой и более длинный клинок  был
удобен для нанесения уколов.
   Результат фехтования на коне зависел  не  только  от  умения  владеть
клинком, но и от умения управлять лошадью.
   "Немецкий гусар и французский  кирасир,  выбравшись  из  толпы  после
схватки, встретились на поле битвы в виду  наших  линий.  Гусар  потерял
свой кивер, и кровь струилась из его головной раны. Однако это не  поме-
шало ему кинуться на своего противника, закованного в железо, и он скоро
доказал, что искусство в управлении лошадью и умение владеть саблей  бо-
лее значат, нежели предохранительное  вооружение.  Превосходство  гусара
можно было заметить, как только он скрестил оружие. После нескольких на-
падений сильный удар заставил француза покачнуться в седле,  и  все  его
старания воспротивиться быстрым нападениям противника остались тщетными;
наконец второй удар повалил его на землю. Третий  гусарский  полк  жадно
следивший за этим отчаянным  поединком,  шумно  аплодировал  победителю,
принадлежащему к этому полку" (86).
   При фехтовании верхом надо было постоянно помнить о том, что во время
схватки опасности подвергается не только всадник, но и его конь. Поэтому
всадников обучали блокировать удары, направленные на животное, в  основ-
ном, в область головы и шеи.
   Кавалерист Нолан дает следующие рекомендации:
   "Главное внимание следует обратить на голову, заднюю сторону шеи,  на
руки и ноги. Азиатцы, которые хорошо понимают эту необходимость, с  осо-
бенным старанием закрывают эти части, а потому имеют полное преимущество
перед теми из своих противников, которые пренебрегают подобными  предос-
торожностями.
   Иррегулярные турки носят чалму,  которая  лучше  предохраняет  голову
всадника, нежели медные и стальные каски. Колени их  защищены  глубокими
седлами, а ноги - широкими железными стременами. Рукава их одежды подби-
вались волосом, и дурные клинки европейских сабель едва ли могли  испор-
тить их одежду, сделанную из чистого шелка, или из шелка пополам с бума-
гою. Одежда русских и австрийских солдат далеко  не  представляла  собою
такого сопротивления турецким саблям или легким и коротким ятаганам.
   ...Обыкновенная привычка сейков направлять удары в  затылок  принесла
так много вреда в сражении 2 ноября, что наши  офицеры  принуждены  были
изыскивать особенные средства для предосторожности. Некоторые из них об-
матывали кругом кивера холстину с целью  образовать  трудно  проницаемые
складки, и это действительно служило некоторой защитой.
   ...Для защиты рук необходимо употреблять такие рукавицы и  нарукавни-
ки, которые не препятствовали бы свободно и ловко владеть эфесом сабли -
например, вроде тех, какие обыкновенно употребляют все индийские  наезд-
ники. Они выделывают их из мелких блях или стальных колец и надевают  на
руку вплоть до самого локтя. Это имеет ту важную выгоду, что руки, буду-
чи подняты кверху, могут отражать удары, направленные в голову и в туло-
вище.  Рукавицы  не  тяжелы,  а  руки  остаются  совершенно  свободными,
вследствие чего получается возможность хорошо и ловко владеть своим ору-
жием" (86).
   Для того, чтобы правильно наносить удары, оружие должно  быть  хорошо
сбалансировано. Барбазетти считает, что у идеального клинка центр тяжес-
ти должен находиться приблизительно в 5 см  от  гарды.  Больше  значение
имеет правильная форма рукояти эфеса; лучше  ее  делать  не  круглой,  а
овальной (в разрезе), чтобы плотно лежала  в  ладони  бойца,  не  будучи
слишком толстой или слишком тонкой.
   "Эфес должен быть плоский (овальный - В. Т.); иначе его нельзя твердо
сжимать, а вследствие вращения в руке сабля может иногда совсем не  про-

Страницы: «« « 62   63   64   65   66   67   68   69   70  71   72   73   74  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тараторин В.В., История боевого фехтования