Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Тараторин В.В. - История боевого фехтования

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 74
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74  »

сторону допускались действия свободной рукой.
   Такая манера фехтования хорошо показана  в  книге  Бальтазара  Фишера
"Искусство фехтовать, во всем его пространстве".  Чрезвычайно  интересны
наставления этого мастера к ученикам:
   "Не жди никогда; но напротив того противься всегда его отбоям;  чтобы
твое зрение не было никогда более устремлено на  одну  часть  нежели  на
другую, дабы противник никогда не мог отгадать твое намерение; но  лучше
иметь вид твердый и надежный, и думай прежде о том, что делать хочешь. Я
бы желал даже, чтобы вид твой казался заблудшимся во всех твоих  намере-
ниях, дабы не дать предузнать твоего предприятия".
   То есть Фишер придает большое значение психологическому аспекту  пое-
динка, ибо считает, что даже мимолетно брошенный взгляд может подсказать
направление последующего удара противнику.
   В своей книге Фишер приводит  различные  термины,  объяснить  которые
можно следующим образом:
   1. Ангард - позиция, удобная для боя.
   2. Встать в меру - то есть продвинуться к противнику,  чтобы  достать
его клинок концом своего клинка.
   3. Выйти из меры - из такой позиции отступить назад.
   4. Кварт левый (или внутренний) - удар,  наносимый  с  левой  стороны
шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть
повернута локтями вверх.
   5. Кварт правый (или наружный) - тоже, но с правой стороны.
   6. Терс - удар, наносимый с правой стороны рапиры  противника,  кисть
руки при этом повернута ногтями вниз.
   7. Секунд - при соединении рапир правыми сторонами,  фехтующие  колют
один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
   8. Октав - в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выво-
рачивая кисть.
   9. Фланконад - удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми  сторо-
нами и противник держит  руку  высоко  поднятой.  В  этом  случае,  взяв
сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть  ра-
пиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его  в  бок,  направив
удар под руку, не выворачивая кисть.
   10. Кварт нижний - этот удар наносится при  соединении  рапир  левыми
сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая  нижнюю  часть
своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
   11. Прим - наносится с левой стороны. Кисть руки  направлена  ногтями
вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад
противника и не выроните при этом клинка, то  положение  руки  останется
невыгодным при обороне.
   12. Финт - обманное двойное движение, при котором  имитируется  удар,
направленный в одну сторону, а наносится в другую.
   13. Ангаже - клинок переносится на другую сторону клинка  противника,
при этом сильной частью собственного клинка касаются  слабой  части  его
клинка.
   14. Аппель (или темпе) - вызвать противника на удар, то есть  спрово-
цировать к нападению или рефлекторному движению.
   15. Аттаке - быстрым движением рапиры заставить противника закрыться.
   16. Купе - скольжение по клинку
   17. Купе-отсечь - перенести скольжением свой клинок на другую сторону
клинка противника через острие.
   18. Ассо - битва, схватка.
   19. Репри (или ремиз) - возобновленный удар, необязательно тот же.
   20. Вольт - защита от наносимого удара движением.
   21. Кроазе - выбивание шпаги противника вскользь,  мгновенным  ударом
по ее слабой части.
   22. Батман - удар по клинку.
   23. Рипост - ответный удар или ответный укол  после  парирования  или
ухода движением с линии удара противника.
   Приведенные термины заимствованы из французского языка. В  фехтовании
их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некото-
рые из них не вышли из употребления по сей день.
   О способах обезоруживания противника Фишер сообщает:
   "Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника,
когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у  него  рапиру  из
руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад,  руку  иметь
свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не
иметь опасности от прямого времянного удара.
   О ВЫШИВКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ
   Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает  опас-
ности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если
противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси  ударяя  проворно  и
сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры.
   О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ
   Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями  вниз;
ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника  и  обведи  крепкую
часть своей шпаги около слабой части шпаги противника,  дабы  оную  выр-
вать. Cue средство обезоружить есть  лучшее  и  единое,  которое  должно
употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в
случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает,
то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть".
   После окончания подготовительного учебного  курса  мастер  предлагает
ученикам приступить к "ассо":
   "Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь  на
противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь  один  другого
обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары".
   Последователи французской классической школы на какой-то период отка-
зались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага
такой удар не может, а риск при этом быть пораженным велик.  Базанкур  в
книге "Тайны шпаги" сетует по этому поводу:
   "Очень нехорошо и безрассудно то, что в настоящее  время  не  принято
защищать нижнюю часть тела и на нее не обращается никакого  внимания  во
время фехтования; в серьезном же бою или во  время  сражения,  противник
может нанести в эту незапрещенную часть смертельный удар".
   Вальвиль в работе "Рассуждение о искусстве владеть шпагой" предлагает
вернуться к старой итальянской школе, где  использовались  как  рубящие,
так и колющие удары:
   "Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соеди-
няет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли".

Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тараторин В.В., История боевого фехтования