Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 194
Размер файла: 1315 Кб
Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»

Поэты, драматурги и живописцы  считали  прогресс  само  собой  разумеющимся.
Прогресс оправдывал ухудшение природной  среды  и  покорение  "малоразвитых"
цивилизаций.
   И снова одна и та же мысль была  одновременно  выражена  в  трудах  Адама
Смита и Карла Маркса. Как отметил Роберт Хейлбронерпрогресса... В  "Исследованиях  о  природе  и  причинах  богатства  народов"
прогресс был не идеалистической целью человечества, а... предназначением,  к
которому  оно  двигалось...   побочным   продуктом   частных   экономических
целей"(4). Разумеется, для Маркса такие  частные  цели  устанавливал  только
капитализм, и именно они привели его к разрушению. Но такой итог сам по себе
являлся частью долгого исторического процесса, ведущего человечество  вперед
к социализму, коммунизму и еще лучшему будущему.
   Эти три ключевых положения цивилизации Второй волны - война  с  природой,
значение  эволюции  и  принцип  прогресса  -  составляли  боезапас   агентов
инду---------------------------------------американский  философ  и  экономист,  профессор   Новой   школы   социальных
исследований в Нью-Йорке. стриализма, пускаемый теми в  ход  для  объяснения
или оправдания такого строя.
   Подобные взгляды проистекали из более глубоких представлений о реальности
- набора невысказанных мнений об истинных составляющих человеческого  опыта.
Каждый человек имеет  дело  с  этими  составляющими,  и  каждая  цивилизация
описывает их по-своему. Каждая цивилизация обучает своих  детей  справляться
со временем и пространством. Необходимо объяснить через миф ли, метафору или
научную теорию, как функционирует природа. И надо предложить некоторый  ключ
к пониманию того, как все происходит в этом мире.
   Цивилизация  Второй  волны  создала  полностью  новый  образ  реальности,
базирующийся  на  своеобразных  представлениях  о  времени  и  пространстве,
материи и причинности. Собирая обломки  прошлого,  по-новому  комбинируя  их
воедино, используя опыты и эмпирические  исследования,  она  круто  изменила
представления людей о мире вокруг себя и о себе в этом мире.



   Податливость времени

   В  одной  из  предыдущих  глав  мы  рассматривали,  как   распространение
индустриализма зависело от синхронизации  человеческого  поведения  и  ритма
машины. Синхронизация являлась одним из ведущих принципов цивилизации Второй
волны, и всюду люди эпохи индустриализма участвовали в  гонке  за  временем,
желая не отстать, мельком нервно поглядывали на часы.
   Чтобы осознать время и добиться синхронизации, люди должны были  изменить
свои представления о времени, мысленный образ  времени.  А  для  этого  была
необходима "податливость времени".
   Земледельческие народы, которым нужно было знать, когда  сажать  и  когда
собирать урожай, с замечательной  точностью  разработали  систему  измерения
длинных  промежутков  времени.   Поскольку   им   не   требовалась   строгая
синхронизация труда, крестьяне редко определяли точные единицы для измерения
коротких промежутков. Они обычно делили  время  не  на  неизменные  единицы,
подобные часам и минутам, а на неопределенные, неточные отрезки,  исходя  из
количества времени, необходимого для выполнения какого-либо будничного дела.
От фермера можно было услышать определение "время дойки  одной  коровы".  На
Мадагаскаре  получила  распространение  единица  времени,  названная  "варка
риса", минута же обозначалась - "жарка одной саранчи".  Англичане  упоминали
об "отче наш", т. е. времени, требующемся для чтения молитвы.
   Таким  образом,  поскольку  обмен  между  общинами  или   селениями   был
незначителен, а для работы  этого  не  требовалось,  единицы,  запечатлевшие
мысленный образ времени, менялись от места к месту и  от  сезона  к  сезону.
Например, в средневековой Северной  Европе  световой  день  был  поделен  на
равные часы. Но так как продолжительность дня постоянно менялась, один "час"
в декабре был короче, чем "час" в марте или июне(5).
   Вместо неопределенного промежутка  "отче  наш"  индустриальным  обществам
нужны были очень точные единицы, вроде  часа,  минуты  или  секунды.  И  эти
единицы должны были быть стандартными и не меняться в зависимости от времени
года или места.
   Сейчас весь мир четко поделен на временные пояса.
   Мы говорим о "стандарте" времени. Летчики на всем земном шаре соотносятся
со временем "зулу", т. е. средним временем по  Гринвичу.  По  международному
соглашению Гринвич в Англии  стал  точкой  всемирного  времени,  от  которой
ведется остальной  отсчет.  Периодически,  действуя  одновременно  и  словно
подчиняясь чьей-то единой воле, миллионы  людей  ставят  свои  часы  на  час
вперед или назад, и что бы ни говорило нам наше внутреннее  чувство  о  том,
что время тянется медленно или же,  напротив,  быстро  пролетает,  один  час
теперь - это равнозначный, стандартизированный час(6).
   Цивилизация Второй волны не просто  поделила  время  на  более  точные  и
стандартные части. Она разместила эти  части  в  прямую  бесконечную  линию,
которая протянулась назад, в прошлое и вперед - в будущее.
   В самом деле, представление о линейности времени так глубоко  укоренилось
в нашем мышлении, что большинству из нас, выросших в обществах Второй волны,
трудно  представить  себе  какую-либо   альтернативу.   Однако   во   многих
доиндустриальных обществах и некоторых обществах Первой волны  даже  сегодня
воспринимают время в форме круга, а не прямой линии.  У  майя,  буддистов  и
индусов время было  круговым  и  вечно  повторяющимся,  история  повторялась
нескончаемо, и даже жизни могли повторяться через реинкарнацию.
   Идея о том, что время подобно большому кругу,  отразилась  в  индуистском
понятии  калъпы,  мирового  периода  продолжительностью  в   четыре   тысячи
миллионов  лет  или  один   день   Брахмы,   начинавшийся   с   создания   и
заканчивавшийся исчезновением, с тем чтобы возродиться вновь(7).  Понятие  о
круговом времени встречается  у  Платона  и  Аристотеля,  один  из  учеников
которого - Эудемус - описывал себя проживавшим тот же самый момент  снова  и
снова, как в кругообороте. То же утверждал  и  Пифагор.  В  книге  "Время  и
восточный человек" Джозеф Нидхэм писал: "Для индо-эллина... время циклично и
вечно". Поскольку в Китае  преобладало  представление  о  линейном  времени,
Нидхэм отмечал: "Конечно же, циклическое время было  известно  среди  ранних
философов даосизма"(8).
   Также  и  в  Европе  до  начала   индустриализации   существовала   такая
альтернативная  концепция  времени.  "На  протяжении  всего   средневекового
периода, - писал математик Г. Д. Уитроу, - циклическая и линейная  концепции
времени находились в столкновении. Линейное  понятие  подпитывали  владельцы
частных торговых предприятий и рост денежной  экономики.  До  тех  пор  пока
власть была  сконцентрирована  в  земельных  владениях,  время  ощущалось  в

Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тоффлер Элвин, Третья волна