Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 194
Размер файла: 1315 Кб
Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»

причину (final cause), ни одной из которых самой по себе недостаточно, чтобы
объяснить что-либо(24). Средневековый китайский мудрец мог бы рассуждать  об
инь и янкотором, на его взгляд, происходили все явления(25).
   Цивилизация Второй волны находит  объяснение  тайнам  причинной  связи  в
потрясающем открытии Ньютона -  законе  всемирного  тяготения.  По  Ньютону,
причина заключалась в том, что  "силы,  воздействующие  на  тела,  порождают
движение"(26). Примером сущности причинности - порождения причиной следствия
- могут служить бильярдные шары, которые, ударяясь друг об друга, приходят в
движение. Такое понятие перемены, сосредоточенное исключительно  на  внешних
силах,  которые  вполне  измеримы  и  легко  опознаваемы,  было  чрезвычайно
убедительным, поскольку оно полностью  согласовывалось  с  новыми  понятиями
линейного пространства и  времени,  порожденными  индустриальной  эпохой.  И
действительно, ньютоновская или механистическая причинность,  воспринятая  в
то время, когда в Европе  происходила  промышленная  революция,  упорядочила
индуст-реальность,  подогнав  все  ее  составляющие.  Если  мир  состоял  из
отдельных частиц - миниатюрных бильярдных шаров -  тогда  все  причины  были
обусловлены взаимодействием этих шаров. Одна частица  или  атом  ударяла  об
другую.  Первая  являлась  причиной  движения  следующего.  А  его  движение
становилось следствием движения первого. Не было  действия  без  движения  в
пространстве, и атом не мог находиться в  одно  время  более,  чем  в  одном
месте.
   Мир,  казавшийся  прежде  таким  сложным,   хаотичным,   непредсказуемым,
таинственным и бессистем---------------------------------------основные понятия в древнекитайской натурфилософии, истолкованы как  полезные
первоначала. ным, внезапно предстал согласованным и  хорошо  организованным.
Любое явление, будь то семейная ячейка или холодная звезда в далеком  ночном
небе, представляло собой материю в движении, каждая  частица  активизировала
соседнюю, вынуждая ее двигаться в  нескончаемом  танце  жизни.  Для  атеиста
подобная точка зрения  давала  объяснение  жизни,  в  котором,  как  позднее
выразился  Лапласверующего  человека  это  по-прежнему  предполагало  присутствие  Бога   как
первопричины всего сущего, именно он изначально привел в движение бильярдные
шары, а потом, возможно, вышел из игры.
   Такая метафора для реальности стала подобием  инъекции  интеллектуального
адреналина в нарождавшуюся индуст-реальную  культуру.  Один  из  радикальных
философов,  идеолог  Великой   французской   революции   барон   Гольбах   с
удовлетворением писал: "Вселенная, это необозримое скопление  всего  сущего,
являет собой только материю  и  движение;  действительность,  воспринимаемая
нами, есть нечто иное как необъятная, непрерывная последовательность  причин
и следствий".
   В этом кратком,  торжествующем  утверждении  заключалось  самое  главное:
вселенная - это составная реальность, где разрозненные  части,  объединенные
вместе, представляют  собой  единое  целое.  Постоянный  признак  материи  -
движение в пространстве. События совершаются в линейной  последовательности,
развитие событий  происходит  вдоль  линии  времени.  Человеческие  чувства,
например  ненависть,  эгоизм  или   ---------------------------------------Лаплас Пьер Симон (1749-1827)  -  французский  астроном,  математик,  физик.
Классический представитель механистического детерминизма.  любовь,  согласно
Гольбахуинерция или  сцепление,  и  при  мудрой  политической  организации  общества
возможно было манипулировать ими для общественного блага, подобно тому,  как
наука могла для всеобщего блага манипулировать физическим миром.
   Именно   такой   индуст-реальный   образ   вселенной,   порождаемые    им
представления  во  многом  повлияли  на  наш  образ  жизни  в  его   личных,
общественных  и  политических  проявлениях.  Из  подобного  взгляда  на  мир
неизбежно проистекало, что не только космос и природа, но и общество и  люди
действовали  согласно   вполне   определенным   и   предсказуемым   законам.
Величайшими мыслителями Второй волны были как раз те, кто наиболее логично и
убедительно  доказывал  связь  и   взаимозависимость   явлений   объективной
действительности.
   Ньютон создал основы небесной механики.  Дарвин  открыл  законы,  которые
объясняли социальную эволюцию. А  Фрейд  открыл  закономерность  психических
процессов. Поиски других исследователей  -  ученых,  инженеров,  социологов,
психологов - способствовали открытию множества других разных законов.
   Цивилизация Второй волны получила в свое распоряжение теорию причинности,
в которой виделись чудодейственные возможности и которая применялась  всюду.
Многое из того, что до тех пор казалось  невероятно  сложным,  теперь  можно
было привести к элементарной  объяснимой  формуле.  И  эти  законы  получили
всеобщее признание не только потому, что их провозгласили Ньютон, Маркс  или
кто-либо еще. Они были ---------------------------------------Анри (1723-1789) - французский философ. Крупнейший  систематизатор  взглядов
французских   материалистов.   объектом   экспериментов    и    эмпирических
исследований и получали подтверждения. Используя их, мы могли строить мосты,
посылать  в  небо  радиоволны,  предсказывать  и  производить  биологические
изменения; мы могли воздействовать  на  экономику,  основывать  политические
движения или организации и даже, как  считалось,  предвидеть  и  формировать
поведение индивида.
   Чтобы объяснить любое явление, необходимо  было  лишь  найти  критическую
переменную величину. Этого можно  было  достичь,  если  только  мы  находили
подходящий "бильярдный шар" и  ударяли  по  нему  под  нужным  углом.  Новая
причинность в сочетании с новыми представлениями о времени,  пространстве  и
материи избавила сознание многих людей от старых иррациональных компонентов.
Это обеспечило достижение величайших успехов в науке и технологии,  огромные
сдвиги в мышлении  и  практической  деятельности  людей.  Был  брошен  вызов
авторитаризму, и разум освободился от тысячелетних оков.
   Однако  же  индуст-реальность  создала  новую  тюрьму  -   индустриальный
менталитет,  который  исходил  из   практицизма,   превозносил   критическую
требовательность  и   карал   воображение,   сводил   людей   к   простейшим
протоплазменным единицам и в конечном счете искал инженерного решения  любой
проблемы. Индуст-реальность вовсе  не  была  морально  нейтральной,  хотя  и
претендовала на то. Она представляла  собой,  как  мы  видели,  воинствующую
суперидеологию цивилизации  Второй  волны,  из  нее  возникли  все  основные
идеологические направления индустриальной эпохи, как  левой,  так  и  правой
ориентации. Подобно всякой  культуре,  цивилизация  Второй  волны  создавала
искаженный механизм  восприятия  человеком  себя  и  окружающего  его  мира.
Выработанный комплекс идей, образов, представлений - и проистекающие из  них
аналогии - оказался самой мощной культурной системой в истории человечества.
   И наконец, индуст-реальность, культурное лицо  индустриализма,  побуждала
общество развиваться в нужном направлении. Благодаря ей создавались  сложные

Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Тоффлер Элвин, Третья волна