Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Венецкий С.И. - О редких и рассеяных

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 57
Размер файла: 382 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

вещество: ведь именно так, по мнению ряда крупных специалистов, должен был
выглядеть "философский камень". Но, видимо, дьявол не дремал: остывшая
смесь оказалась тяжелым темным веществом с металлическим блеском.
Раздосадованному настоятелю ничего не оставалось делать, как выбросить
плоды очередного неудачного эксперимента в угол монастырского двора.
  Шли дни. Как-то однажды, разгуливая в паузах между алхимическими опытами и
молитвами по двору, отец Леонардус обратил внимание на свиней, с
удовольствием полизывающих выброшенный им камень. К тому же он подметил,
что свиньи за последнее время заметно подобрели.
  "Не иначе как сей камушек свойствами питательными обладает, - смекнул
хитрый настоятель. - Если подкормить им монахов, то можно, пожалуй,
кое-чем поживиться и без "философского камня". Задумано-сделано.
Быстренько приготовил он новую порцию своего "фирменного блюда", и уже на
следующий день худосочные монахи получили на завтрак кашу с
чудодейственной приправой. Но дьяволу явно не спалось: на следующее утро
все сорок монахов Штальгаузенского монастыря скончались в страшных муках.
Только теперь понял Леонардус, какой великий грех взял он на душу. С этого
дня он зарекся проводить свои эксперименты, а злополучный камень прозвал
"антимониумом", т. е. средством против монахов.
  Такова одна из версий происхождения названия элемента, известного у нас
как сурьма. За достоверность описанных событий ручаться трудно: возложим
ответственность за нее на популярного чешского писателя Ярослава Гашека,
поведавшего об этой истории в своем рассказе "Камень жизни".
  По другой версии, название это, сохранившееся, кстати, во многих языках,
происходит от греческих слов "антос аммонос" - цветок бога Амона
(Юпитера): сростки игольчатых кристаллов минерала сурьмяного блеска
(антимонита) в самом деле напоминают цветы. Некоторые историки химии
считают, что слово "антимоний" - производное от греческого "антимонос". т.
е. противник уединения: этим как бы подчеркивался тот факт, что в природе
сурьма не встречается в одиночестве, а всегда обитает в компании с другими
элементами.
  Есть и иные версии, но как бы то ни было, а в 1789 году знаменитый Антуан
Лавуазье под таким названием включил сурьму в составленный им список
известных к тому времени химических элементов. Русское название "сурьма"
происходит от турецкого "сюрме", что переводится как "натирание" или
"чернение бровей". В старину на Руси бытовало выражение "насурьмить
брови", хотя краской для бровей служили не только соединения сурьмы. Это
название закрепилось сначала за фиолетово-черной трехсернистой сурьмой, а
затем перешло к элементу ј 51. Латинское же название его "стибиум"
происходит либо от греческого слова "стиби" - так назывался минерал
сурьмяный блеск, либо от слова "стимми". означавшего сурьмяную краску,
которую гречанки использовали для косметических целей.
  Знакомство человека с сурьмой насчитывает уже не одно тысячелетие: в
странах Древнего Востока (например, в Вавилонском царстве) из нее
изготовляли вазы, различные сосуды и другие предметы.
  Первая известная нам книга, в которой подробно описаны свойства сурьмы и
ее соединений. - "Триумфальная колесница антимония", издана в 1604 году.
Ее автор вошел в историю химии под именем немецкого монаха-бенедиктинца
Василия Валентина. Кто скрывается под этим псевдонимом, установить не
удалось, но еще в прошлом веке было доказано, что в списках монахов ордена
бенедиктинцев брат Василий Валентин никогда не числился. Есть, правда,
сведения, будто бы в XV веке в Эрфуртском монастыре жил монах по имени
Василий, весьма сведущий в алхимии: кое-какие принадлежащие ему рукописи
были найдены после его смерти в ящике вместе с порошком золота. Но
отождествлять его с автором "Триумфальной колесницы антимония", видимо,
нельзя. Вероятнее всего, как показал критический анализ ряда книг Василия
Валентина, они написаны разными лицами, причем не ранее второй половины

                                XVI века.

  Еще средневековые металлурги и химики подметили, что сурьма куется хуже,
чем "классические" металлы, и поэтому вместе с цинком, висмутом и мышьяком
ее выделили в особую группу - "полуметаллов". Для этого имелись и другие
"веские" основания: по алхимическим понятиям, каждый металл был связан с
тем или иным небесным телом. "Семь металлов создал свет по числу семи
планет" - гласил один из важнейших постулатов алхимии. На каком-то этапе
людям и впрямь были известны семь металлов и столько же небесных тел
(Солнце, Луна и пять планет, не считая Земли). Не увидеть в этом
глубочайшую философскую закономерность могли только полные профаны и
невежды. Стройная алхимическая теория гласила, что золото представлено на
небесах Солнцем, серебро-это типичная Луна, медь несомненно связана
родственными узами с Венерой, железо явно тяготеет к Марсу, ртуть
соответствует Меркурию, олово олицетворяет Юпитер, а свинец - Сатурн. Для
других элементов в рядах металлов не оставалось ни одной вакансии.
  Если для цинка и висмута такая дискриминация, вызванная дефицитом небесных
тел, была явно несправедливой, то сурьма с ее своеобразными физическими и
химическими свойствами и в самом деле не вправе была сетовать на то, что
оказалась в разряде "полуметаллов".
  Судите сами. По внешнему виду кристаллическая, или серая, сурьма (это ее
основная модификация) - типичный металл серо-белого цвета с легким
синеватым оттенком, который тем сильнее, чем больше примесей (известны
также три аморфные модификации: желтая, черная и так называемая
взрывчатая). Но внешность, как известно, бывает обманчивой, и сурьма это
подтверждает. В отличие от большинства металлов, она, во-первых, очень
хрупка и легко истирается в порошок, а во-вторых, значительно хуже
проводит электричество и тепло. Да и в химических реакциях сурьма
проявляет такую двойственность, что не позволяет однозначно ответить на
вопрос: металл она или не металл.
  Словно в отместку металлам за то, что они неохотно принимают ее в свои
ряды, расплавленная сурьма растворяет почти все металлы. Об этом знали еще
в старину, и не случайно во многих дошедших до нас алхимических книгах
сурьму и ее соединения изображали в виде волка с открытой пастью. В
трактате немецкого алхимика Михаила Майера "Бегущая Атланта", изданном в
1618 году, был помещен, например, такой рисунок: на переднем плане волк
пожирает лежащего на земле царя, а на заднем плане тот же царь, целый и
невредимый, подходит к берегу озера, где стоит лодка, которая должна
доставить его во дворец на противоположном берегу. Символически этот
рисунок изображал способ очистки золота (царь) от примесей серебра и меди
с помощью антимонита (волк) - природного сульфида сурьмы: при сплавлении
золота с антимонитом серебро и медь превращались в сульфиды, а золото

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Венецкий С.И., О редких и рассеяных