Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 123   124   125   126   127   128   129   130   131  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141  »

отношения, опосредованные формы власти, абстрактное мышление, включая
развитие интеллекта на своей 5. Ч. и. - постоянное движение
воспроизводственного процесса между полюсами дуальной оппозиции:
  достигнутый уровень творчества - творчество все более высоких порядков,
включая формирование социальных отношений, обогащение культуры,
эффективности решения проблем и т. д.
  6. Ч. и. есть движение воспроизводственного процесса между полюсами
дуальной оппозиции: направленность вектора конструктивной напряженности к
более творческому, более сложному полюсу обратный вектор, т. е. к менее
творческому, более простому. В первом случае историю расценивают как
кумулятивный творческий процесс, во втором - как регресс, упрощение, утрату
и разрушение достигнутого культурного и социального богатства.
  7. Ч. и. - постоянное движение в дуальной оппозиции: статичное
воспроизводство - интенсивное воспроизводство.
  8. Предшествующая дуальная оппозиция может быть выражена в формах логики:
инверсия (инверсионная оборотническая логика), ведущий характер
инверсионной оборотнической логики - ведущий характер медиации
(медиационной логики).
  9. То же может быть представлено в виде дуальной оппозиции массовых
социальных процессов: массовое, инверсионного тина обращение к исторически
сложившимся ценностям и нравственным идеалам - медленная массовая медиация,
т. е. наращивание срединной культуры, включающей приращение культуры,
формирование новых ценностей.
  10. То же может быть представлено в виде дуальной оппозиции исторического
вектора конструктивной напряженности: циклическое движение, циклы истории,
пульсация, приспособление к инерции истории - кумулятивный прогресс,
постоянный выход за рамки исторически сложившейся культуры, сложившихся
социальных отношений; в виде дуальной оппозиции: исторический прогресс -
антимедиация, массовое стремление подавить историю посредством косы
инверсии, низведения общества до ранее прошедшего уровня как в рамках
некоторого цикла истории, так и возможно выходящее по своей разрушительной
силе за эти рамки.
  11. То же можно рассматривать как движение воспроизводственного процесса
между полюсами дуальной оппозиции; освоение новых явлений через
экстраполяцию, т.е. перенос исторически сложившегося культурного богатства
на новое возникающее возможно воспроизводимое явление - интерпретация, т.
е. освоение нового явления на основе медиации. Выход за рамки исторически
накопленного богатства позволяет создавать принципиально новые смыслы и
отношения.
  12. Важнейший механизм Ч. и. - движение воспроизводственного процесса
между полюсами дуальной оппозиции; социокультурное противоречие, т.е.
противоречие между культурой и социальными отношениями - отсутствие этого
противоречия, достигаемое через снятие преодоление, т. е. следование
социокультурному закону. История выступает как постоянное возникновение все
более сложных социокультурных противоречий и возможно отстающая способность
следовать социокультурному закону, что таит опасность дезорганизации,
перехода через порог необратимости, сползания к катастрофе.
  13. Ч. и. можно рассматривать как изменение культуры, менталитета,
социальных отношений, типов цивилизации, государства, типов воспроизводства
и т. д. При этом однако, важнейшей проблемой Ч. и., от решения которой
зависит способность общества избежать катастрофы, остаются ограничения на
типы социальных отношений и всех социальных явлений. Из этого следует, что
в реальном обществе есть некоторое реализуемое промежуточное состояние
между возможными социальными отношениями и невозможными социальными
отношениями. Отсюда постоянная проблематичность, противоречивость общества,
попытка разрешения которой и является движущей силой истории, как впрочем и
антимедиации, попыток уйти от истории. Следовательно, Ч. и. - постоянный
процесс перехода между (не) возможными состояниями, что требует развития
соответствующей рефлективной формы деятельности, развития управления (не
смешивать с манипулированием), развития массовой способности преодолевать
противоречия между субъективной потребностью и предметной возможностью,
через их взаимоизменение, взаимопроникновение, самокритику.
  Это требует развития способности управления организационными отношениями,
т. е. организационной революции.
  14. Ч. и. - движение воспроизводственного процесса на основе
нравственного идеала, точнее постоянный переход от одного нравственного
идеала к другому, движение между нравственными идеалами, что открывает путь
промежуточной цивилизации, качественно различным эшелонам, гибридным
идеалам.
  15. Ч. и. может рассматриваться как повышение способности полюсов
основных дуальных оппозиций проникаться друг другом. В этом заключается
важнейший закон совершенствования социальной динамики, логики преодоления
разрыва между полюсами дуальной оппозиции. Однако этот процесс может
приобретать разнообразные незрелые, односторонние формы. В идеале
взаимопроникновение требует такого взаимоизменения полюсов, которое
открывает путь синтезу, новому качеству. Незрелые формы могут означать, что
цель, содержащаяся в одном из полюсов, может пытаться быть удовлетворена
средством другого, что средство одного возникает в условиях господства
другого и т.д. Например, традиционализм нуждается в науке, технике,
просвещенной бюрократии, а либеральные силы немыслимы без народной почвы,
даже если она архаична. В этом случав исторический процесс приобретает
характер фантастического маскарада, хаоса фантомов, переплетения
традиционализма и либерализма, феодализма и модернизации и т. д.
  15. Ч. и. есть постоянное преодоление дуальной оппозиции: личность -
общество. Этот процесс носит многоплановый характер:
  а) Он выступает как способность преодолевать противоречия между целым и
частью, рост способности превращать целое, общество в свое личное дело.
"Все исторические эпохи есть моя историческая судьба, все есть мое"
(Бердяев Н. Смысл истории); б) Ч. и. выступает как постоянная изощренная
попытка человека создать условия для того, чтобы обеспечить достаточно
жесткое следование каждой личностью накопленному, оправдавшему себя
прошлому опыту. Этот опыт запечатлен в культуре, в социальных отношениях.
Важной формой прикрепления личности к прошлому является синкретическое
государство, где слита власть, собственность, жреческо-идеологические
функции.
  Отсюда человеческую историю можно понять как преодоление дуальной
  оппозиции: несвобода - свобода. Вектор к свободе означает распад
  государственного синкретизма, отделение власти, собственности, мысли и т.
  д., что означает одновременно изменение менталитета, возникновение
  правового государства и гражданского

Страницы: «« « 123   124   125   126   127   128   129   130   131  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь