Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 124   125   126   127   128   129   130   131   132  133   134   135   136   137   138   139   140   141  »

общества; в) Ч.и. можно понять как процесс постоянного перехода от жесткого
подавления личности к ее освобождению, от ориентации личности на внешние
силы к ориентации на развитие своего собственного творческого потенциала,
как процесс гуманизации, развития гуманизма, т.е. поворот вектора истории
на возрастание ценности личности, возможность его самоутверждения через
саморазвитие творчества, формирование инноваций, развитие соответствующих
социальных отношений, социальных институтов.
  17. Ч. и. может рассматриваться как движение воспроизводственного
процесса между способностью преодолевать противоречия, снимать
дезорганизацию через насилие и способностью превращать эти противоречия в
конфликты духа, в содержание диалога.
  18. Ч.и. можно понять как постоянную рефлективную способность человека
держать свою (не) способность к собственнику воспроизводству на уровне
масштабов и глубины вызовов историй, что требует от человека выхода на все
более глубокие уровни исторической необходимости, повышения способности
решать все более сложные проблемы.
  19. В Ч. и. как в рефлективный процесс входит постоянное стремление
строить концепции истории. Среди них также можно наблюдать дуальную
оппозицию: история - постоянный результат козней злых демонов,
заговорщиков, бесов, алчных злодеев и т. д. - история - бессубъектный
процесс, результат детерминированный некоторой заданной целью,
закономерностью. Возможна точка зрения, что Ч. и. - постоянное
воспроизводство результатов и форм воспроизводственной деятельности,
человек сам своей деятельностью формирует внутреннюю необходимость истории.
Именно деятельность способна освоить природный и социальный мир, она -
субстанция истории.
  Возможна оппозиция понимания истории: история как прогресс, прерываемый
акциями антиисторических сил, которые рано или поздно сгинут, например, в
результате просвещения - Ч.и. постоянная битва в самой ее глубине человека
с самим собой, проникающая в сознание, личностную культуру каждой личности.
Поэтому Ч.и. - постоянная драма и трагедия, грозящая катастрофой.
Предотвратить ее - дело самого человека.
  Понимание, объяснение Ч.и. может формироваться как результат; А)
объяснения хода исторических событий через причинность, например, кризис -
результат экономических процессов.
  Б) понимания культурной основы мотивов человеческих действий. В) Отсюда
  Ч. и. может быть понята как взаимопроникновение этих полюсов, как их
  взаимная рефлексия, через
понимание исторической причинности в формах культурной содержательной
деятельности людей, через рассмотрение культурно содержательной
деятельности как основы, объясняющей механизм исторической причинности.
История, следовательно, может быть понята как рефлективный процесс.
  20. Ч. и. может быть понята как постоянный поиск идеальной и практической
меры всех этих дуальных оппозиций.
  
  ЧЕРНОСОТЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - движение, исторически предшествующее фашизму.
Его специфика - попытка модифицировать традиционализм для условий большого
общества и города - опирается на первый этап развитого утилитаризма, на
осознание связи личных усилий с результатами труда. Ч. д. состояло из
экономически средних и низших слоев, стремящихся к сохранению сложившегося
порядка. Они пытались оградить себя от перемен. Для них характерен страх
перед интеллектуализмом, склонность отвечать на дискомфортное состояние
насилием, антисемитизм, враждебность к духовной элите и диалогу. Ч. д.
  характеризуется страхом перед дальнейшим углублением утилитаризма,
переходом к либеральной цивилизации, что требует большей гибкости, роста
квалификации, перехода на более абстрактный уровень отношений, конкуренции
и т. д. Ч. Д. стремилось, поддерживая власть, сдвинуть ее ценности к
консервативному полюсу. Ч.
  д. в России потерпело поражение в борьбе с объединенными силами
архаической уравнительности и простого утилитаризма в его коллективистских
формах. Однако дальнейшее развитие утилитаризма, а также возрастающее
влияние шовинизма в перспективе не исключает возможности развития Ч. д.
  
  ШАГ НОВИЗНЫ - важный конкретно-исторический элемент культуры,
определяющий величину допустимых новшеств, который значимо не нарушает
комфортное состояние субъекта. Поток новшеств, выходящий за рамки Ш. н.,
превращает комфортный мир в дискомфортный, толкает к антимедиации,
упрощению культуры, к возврату на уже пройденный этап с меньшим Ш. н.,
например, к отказу от новшеств, изменяющих общинные отношения. Расширение
Ш. н. возможно через медиацию, через постоянное преодоление серой культуры,
изменение соответствующих границ комфортного состояния. Переход к
либеральной цивилизации требует неуклонного расширения Ш. н., что немыслимо
без демократии, плюрализма, диалога и т. д. Расширение Ш. н. - результат
качественных сдвигов в культуре, роста творческого потенциала. Отставание
роста Ш. н. от роста масштабов творчества приводят к подавлению последнего.
При опережении Ш. н. по сравнению с ростом масштабов и уровня творчества в
обществе создается вакуум творчества, что приводит к росту дезорганизации
соответствующих сфер жизни общества. На разных этапах ведущий характер
приобретает стремление то сохранять шаг новизны, то уменьшить его, то
расширить.
  
  ШАБАШ - Господствующий в обществе раскол, существование тайны стимулирует
активизацию архаичных представлений о сатанинских силах, которые якобы
присутствуют в стране. Реализация этих представлений в деятельности и
поведении людей способна превратить общество в фантастический разгул зла,
что в конечном итоге - результат реакции архаичного сознания на рост -
разнообразия и дезорганизации. В. - результат извращенного преодоления
оппозиции смех - серьезность. Смех, который не может превратиться в
серьезность, неизбежно деградирует, превращается в сатанинский хохот,
ведущий к разрушению, превращается в погром, в Ш. дезорганизации. Смех -
как бы не выдерживает внутренней напряженности, теряет способность
соединять в себе противоположности, внутренне соотносить их друг с другом,
соскальзывает к манихейству, к яростной попытке разрушить один из полюсов
оппозиции. Возникает III., т. е. нарастающая дезорганизация, сползающая к
катастрофе. Смех превращается из силы, ищущей новое соотношение
противоположностей, в силу, разрушающую эти соотношения. Он теряет свой
эмоционально-духовный характер и становится эмоциональноматериальным, т. е.
Вооружается насилием, принимает форму отрицания сложившихся форм жизни, их
истребления, превращает жизнь общества в кровавый хаос. Налицо процесс,
противостоящий основным тенденциям человеческой истории, прежде всего

Страницы: «« « 124   125   126   127   128   129   130   131   132  133   134   135   136   137   138   139   140   141  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь