Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Анейдер Ph.D. - Наука побеждать в инвестициях менеджменте и маркетинге

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 64
Размер файла: 405 Кб
Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»

продукции с оптимизмом инвесторов на свой счет.

     С рынком же первого этапа дело обстоит немного сложнее. Тут, во-первых,
больший  разброс от рынка  к  рынку. Это  отражает  разную степень  ожиданий
инвесторов,  что  тот  или  иной  рынок   состоится.  Ведь  пока  он  только
зарождается, и трудно предсказать, превратится ли этот  "ребенок" в  Геракла
или станет  жертвой "детской смертности". Напомним, например, New-York Times
писала в  1939  г.,  что телевидение никогда не станет таким большим рынком,
как  радио. Ведь телевизор  приковывает  к месту, а у американцев никогда не
будет на это времени.

     С другой стороны, компании на  рынке  первого этапа  вполне могут  быть
убыточны, что  вполне нормально. Они окупят себя  потом. А  это значит, что,
поставив  в знаменатель  дроби P/E  ноль  в качестве  дохода,  вы  получаете
бесконечность.  Значит,  P/E  к  этим  компаниям  еще   вообще  неприменимо.
Рассмотрим пример.

     Биотехнологическая  компания разработала  метод создания новых вакцин и
продала  лицензию на этот метод нескольким крупным  фармацевтическим фирмам.
По условиям  продажи биотехнологическая  компания получила  сразу  несколько
миллионов  долларов.  Кроме  того за  компанией  остался процент  участия  в
будущей прибыли с продажи вакцин. Если это вакцина  против распространенного
смертоносного  заболевания,  то будущему  вакцинированию  могут  подлежать 6
миллиардов человек -  все население Земли.  Даже  если это будет  всего один
миллиард  жителей цивилизованных стран, то процент  участия  в прибыли может
составить сотни миллионов  долларов с каждой новой вакцины. Разумеется, цену
данной биотехнологической компании определит  не  ее  сегодняшний  маленький
доходик  с продажи лицензии,  а  ожидание  будущей  прибыли.  Здравомыслящий
инвестор  будет  ратовать  не  за  то,  чтобы  получить   еще  один  миллион
непосредственно в  момент лицензирования, а за то, чтобы зарезервировать еще
1% с будущих продаж революционных вакцин. Все потому, что когда долгожданную
вакцину, наконец, сделают, рынок сразу станет "третьеэтапным".

     Приведенный  в данном разделе  анализ демонстрирует, что P/E зависит не
от индустрии  как отрасли производства, а от стадии развития рынка.  Природа
ошибки в том, что классический экономический анализ, проводимый Wall Street,
разработан на Западе и для Запада. А в  каждый конкретный  момент времени  в
каждом  конкретном  регионе  разные  индустрии  уже  находятся  на  каком-то
конкретном  этапе становления  своего рынка. Если вы инвестируете, например,
только внутри Америки, то подменяя  понятие стадии рынка перечнем индустрий,
вы придете  к сходным результатам. Однако  если вас интересуют международные
инвестиции, то вам стоит прочитать следующий раздел, чтобы избежать ошибок.
Влияние страны на типы рынка, компаний и инвестиций.
     Химические реакции проходят по-разному в воде и, например, в масле. При
этом  логика  науки  химии  никак не меняется, какими бы реакциями химик  ни
интересовался.  Но  без учета  особенностей среды он  не придет к правильным
выводам.  То же самое относится и к разным  странам,  являющимся  средой,  в
которой рынки  так  или иначе  реагируют на продукты и  компании.  В  данном
разделе мы продемонстрируем, что одни и  те же индустрии  находятся в разных
странах на рынках разного уровня. Мы также рассмотрим, как это может  влиять
на характер компаний и инвестиционные решения.

Рынки второго уровня.
     Вернемся  к   гипотетическому  примеру  с  тракторами,  приведенному  в
предыдущем  разделе.  Там  он  рассматривался  исключительно применительно к
западным  странам,  чем   и  объяснялась   "третьеэтапность"  рынка.  Однако
представим, что мы сняли географический запрет и обратились к странам, где в
силу происходящих в них реформ фермерам стало выгоднее производить продукцию
на  современной  рыночной   основе.  Рухнули  режимы,  подавлявшие  здоровые
экономические  отношения, закончилась безвыигрышная  борьба  с  искусственно
удешевленной  иностранной  продукцией, появился  платежеспособный внутренний
рынок  сбыта.  К  таким  странам  сейчас относится Россия, но не только она.
Вспомним историю стран Латинской Америки, Турции и  даже не столь уж далекое
прошлое Японии.

     Совершенно  естественно,  что  в  данных  условиях  фермеры   страны  с
развивающейся  экономикой  начнут  приобретать  все  более современные  типы
тракторов, соответствующие новым задачам и  реалиям. Все большему количеству
фермеров модернизированная  техника будет становиться по  карману. И пройдет
еще несколько лет прежде, чем все, у кого есть земля, полностью обновят свой
тракторный парк. Но это же самый настоящий "второэтапный" рынок!

     Данный пример показывает,  что индустрия (например,  тракторостроение),
производящая "третьеэтапную" техническую систему  (трактор) и находящаяся на
"третьеэтапном" рынке  на  Западе,  вполне может оказаться на "второэтапном"
рынке  в странах с  менее  развитой,  но  быстро растущей экономикой.  И это
относится к большому числу так называемых "старых" индустрий. В странах, где
в силу исторических причин большинство населения только выходит из бедности,
практически любые не очень дешевые и не жизненно необходимые потребительские
товары   составят  рынки  второго  уровня.  В  странах,  где  промышленность
переориентируется   с   военных   заказов   на   выпуск  конкурентоспособной
гражданской  продукции  или  пробуждается  после  затяжного  разрушительного
кризиса, на "второэтапные" рынки попадут также и производители орудий труда,
например, станкостроители.

     Интересно,   что   природа  риска   на   таких  "второэтапных"   рынках
принципиально другая,  нежели  на  "второэтапных" рынках на Западе. С  одной
стороны, отсутствуют риски, связанные с техническим развитием продукта. Ведь
как  мы знаем,  западный  "второэтапный" рынок обычно  предлагает  продукты,
являющиеся  "второэтапными" техническими системами. Они проходят через  этап
быстрого технического развития, и  не  совсем понятно, кто сделает следующее
изобретение и как оно повлияет на взаимное положение игроков на рынке. Когда
же "трактор" начинает активно продаваться в Бразилии, то никаких неожиданных
изобретений  тут  обычно  не  ожидают.  Продукт  является  уже  "вылизанной"
"третьеэтапной" технической  системой. Денег на разработку и связанный с ней
риск тратить почти не нужно.

     С другой стороны, страны, в которых "третьеэтапный" продукт оказывается
на  "второэтапном"   рынке,   обычно   наименее   стабильны  политически   и
законодательно. В  конце  90-х  годов  вполне  развитая Турция чуть было  не

Страницы: «« « 15   16   17   18   19   20   21   22   23  24   25   26   27   28   29   30   31   32   33  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Анейдер Ph.D., Наука побеждать в инвестициях менеджменте и маркетинге