Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Медицина
Автор неизвестен - Журнал "Целитель"

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 76
Размер файла: 465 Кб
Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»

ссылаются  на  "Одиссею"  Гомера,  в  которой легендарный эпический поэт
Древней Греции писал:

     "В древнем Египте, где множество
     всяческих трав порождает
     Тучная почва: немало целебных,
     немало и вредных.
     Каждый в народе там врач."

     Другие  авторы  в  народной  медицине  видят  прежде всего медицину
народных лекарей - знахарей, шаманов, заклинателей и т.д.
     По-видимому, в той или иной степени правы и те, и другие.   Скажем,
потогонные,  снотворные,   рвотные,  слабительные   и  другие   средства
наверняка и в древности знали все. Что касается тяжелых заболеваний,  то
лечение  их  вряд  ли  было  под  силу  каждому. И потом, Древний Египет
времен Гомера  - это  цивилизованное общество,  а я  говорю пока о годах
теряющихся в дымке времени.
     Но  полагаю,  что  и  тогда,   на  самой  ранней  стадии   развития
человеческого общества, медицинские познания были достаточно  обширными.
Об этом  говорят данные  археологии, быт  и знания  современных племен и
народов с  примитивной общественной  организацией и  низкой материальной
культурой. Каждый не знал и не мог знать все. В то далекое от нас  время
целебные средства и приемы  лечения были случайными находками  отдельных
личностей,  но  они  могли  быть  достоянием  всех  и каждого. Они могли
теряться вместе  со смертью  случайного их  обладателя.   Делались новые
находки,  теряли  их  и  снова  находили.  Такие  эксперименты   длились
тысячелетия. Люди  получали мудрые  и жестокие  уроки. Но  метод проб  и
ошибок  не  мог  не   обогатиться  верными  наблюдениями,   талантливыми
догадками и прозрениями.  Знания и навыки умножались.
     Со временем появилась насущная  необходимость хранить и беречь  их.
Сбор и заготовка целебных растений и других лекарственных веществ  также
требовали и знаний, и времени.  Да и приготовление целебных составов  не
простое  дело.  Нужно  было  знать   дозировку,  состав  тех  или   иных
компонентов, способ приготовления, время необходимое для этого и  многое
другое.
     Понятно каждому, что наши  пращуры не только страдали  внутренними,
кожными  и  иными  болезнями,  но  и  получали ранения, вывихи, переломы
костей. Не трудно представить, что  и за костоправство брался далеко  не
каждый. Кому-то  однажды удалось  успешнее других  сделать эту операцию.
Ведь нужны были и смелость, и ловкость, и сообразительность. А люди  все
разные, в т.ч. и по интелекту. Нет никакого сомнения в том, что к  этому
человеку при аналогичном поражении  могли обратиться и второй,  и третий
раз. А практикой приобретается опыт и мастерство.
     Когда же в народную  медицину стали проникать демонические  взгляды
на болезни, то без специалистов  этих суеверных способов лечения нам  ее
уже  не  представить.  Кто-то  должен  был  понимать  язык   заклинаний,
заговоров, знать их потаенный смысл.   В конце концов кто-то должен  был
их  придумать.  Этим  человеком  и  был  знахарь,   знахарь-заклинатель,
знахарь-жрец,  шаман.   Образно  говоря,  это  был  первый   интеллигент
первобытного общества.
     Эти и  некоторые другие  обстоятельства еще  на заре  человеческого
рода  стали  отправным  моментом   выделения  из  общей  людской   массы
отдельных личностей, занимавшихся врачеванием.
     Этот  наиболее  опытный,  более  пытливый  и знающий лекарь по всей
вероятности  и  начал  классифицировать  сведения  о  лечебных и вредных
(ядовитых) травах, других  средствах и способах  лечения. А с  развитием
человеческого  общества  и  общественного  разделения  труда  выделилась
целая прослойка профессиональных  целителей. Это было  первое разделение
труда на труд умственный, и  труд физический. Разделение было далеко  не
полным.  Разве  только  нафантазированные  человеком  демоны,  полностью
отделили касту жрецов.
     В дальнейшем, когда эти  люди почувствовали выгоду от  своих знаний
и умения, они постарались  многое засекретить, напустив побольше  всякой
бесовщины. А потом поняли,  что иногда и эта  бесовщина лечит. Я имею  в
виду  психотерапию.  Все  это  давало  им  определенную выгоду, уважение
соплеменников и некоторую власть над ними.

                    ПРИОРИТЕТ ЭМПИРИКИ НАД МИСТИКОЙ

     Критикуя знахарство, многие авторы  утверждают, что оно ведет  свое
начало от религиозной медицины. Договариваются  даже до того, что и  вся
народная медицина шла от мистики к эмпиризму.
     Историк  русской  медицины,  доктор  медицины  Л.Ф.Змеев (1832-1901
гг.) писал: "Знахарь,  бывший жрец, прибавив  к своим заговорам  травки,
стал  врачом.  Теснимый  судьбами  и  христианством,  он,  бросив науку,
загрубел и сделался знахарем". Это писалось 100 лет назад.
     А вот что  пишут наши современники:  "Знахарство берет свое  начало
от теургической (религиозной)  медицины, когда господствовало  верование
в демоническое  происхождение болезней.  Бороться со  злыми духами могли
только служители религии -жрецы.  Жрецы были и первыми  знахарями". (см.
Семенов С.Р., Телятьев В.В.).
     Но   большинство    исследователей,   как    зарубежных,   так    и
отечественных,  считают,  и  обоснованно,   что  в  глубокой   древности
народная медицина  основывалась на  опыте, на  эмпиризме и  только потом
религия  наложила  на  нее  свой   отпечаток.  Но  при  этом   почему-то
утверждают, что эти знания народной медицины потом захватило,  присвоило
себе жречество.
     Так,  А.В.Чаклин  (ныне  доктор   мед.наук)  в  1964  году   писал:
"Появившись  на  заре  человечества,  в  далекую  безрелигиозную  эпоху,
начатки народной медицины, основанные на практическом опыте  первобытных
людей,  были   присвоены  в   дальнейшем  представителями    религиозных
культов".   А   дальше   делает   такой   вывод:  "Таково  происхождение
теургической  (религиозной)  медицины,  от  которой  ведет свое начало и
знахарство". Но с таким выводом трудно согласиться.
     Да,  медицина  появилась  в   дорелигиозную  эпоху.  Это   наглядно
демонстрируют  племена,  оставшиеся  на  низкой  ступени   общественного
развития: аборигены Австралии, жители Огненной земли, некоторые  племена
Амазонии, Индонезии.
     Первые  исследователи  быта  австралийцев   не  обнаружили  у   них
сложившихся  религиозных   верований.  Но   они  уже   широко  применяли

Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Журнал "Целитель"