Главная - Наука - Медицина
Автор неизвестен - Журнал "Целитель" Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 76 Размер файла: 465 Кб Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 » »» кровопускание, как лечебное средство, лечили переломы, применяли компрессы, знали целебные травы и т.д. И лечением у них занимались определенные лица, которых мы и называем знахарями, т.е. знатоками своего дела. Тасманийцы, находясь на последней стадии древнекаменного века, не имея религиозных верований, уже лечили раны прижиганием, а гноящиеся раны и сыпь на теле посыпали горячим пеплом и прочее. То же самое можно говорить об огнеземельцах, некоторых племенах на Суматре и других регионов мира. Некоторые авторы, стремясь доказать отсутствие какого-либо влияния религии на первомедицину, ссылаются иногда на "Папирус Инготепа". В нем проводится множество разных рецептов лечения заболеваний, но в них нет мистики, отсутствует и религиозное влияние. А папирус был составлен врачем Инготепом около 2900 года до н.э. Да, некоторые папирусы, относящиеся к 3-му тысячелетию до н.э., совершенно свободны от религиозно-мистических наслоений. Мне кажется, что эти доводы не достаточно убедительны, а вернее они ничего не доказывают - не доказывают того, что пытаются доказать эти авторы. Египтяне, да и греки той поры - не первобытные люди подобно, скажем, тасманийцам или австралийцам 19 века. Они древние только по отношению к нам по времени, разделяющего нас. Египет, Греция и некоторые другие страны той эпохи - это высокоразвитые цивилизации, имевшие развитую культуру и науку, письменность. Через 1000 лет мы тоже станем древними в глазах потомков. Не будут же они изучать быт племен в джунглях Амазонки, стоящих сейчас на уровне развития каменного века, ссылаясь на нас и нашу цивилизацию. Здесь причина отсутствия мистики другая. Ведь в Греции времен Гиппократа было достаточно мистики, но его труды по медицине лишены ее. Итак, приоритет за эмпирикой. Встает вопрос, а когда же в медицину первобытных людей проникла мистика? Давайте поразмышляем. Уже с появления зачатков самосознания человек столкнулся с непонятным. Смена дня и ночи, времен года, сам небесный свод с его светилами и звездами, грозные силы природы, необычное в растительном мире, в поведении животных и, наконец, сам челвоек с его болезнями и смертью, с его сновидениями, загадками психики, феноменальными способностями отдельных лиц и т.д. Известно, что явления гипноза широко распространены в животном мире. Следовательно они были известны и человеку. А значит в какой-то степени была известна и сила внушения, в т.ч. и в медицинском плане. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, что некоторые зачатки лечения болезней, путем внушения (мистическим, по нашим понятиям), не были в ходу еще в дорелигиозную эпоху. Наш далекий предок, становясь человеком разумным, не мог просто созерцать все, что его окружало. Он прежде всего пытался понять происходящее. В этот период своего развития своим слабым разумом человек наделяет таковым и все окружающее. Идет процесс олицетворения, одухотворения своей природы. А попытки понять и объяснить явления природы привели его к анимизму, который и стал основой религиозных верований. Поскольку основным критерием в объяснении сил природы была фантазия и творчество, то не трудно понять этот многообразный, фантасмогорийный мир духов и демонов первобытного человека. Ведь фантазии и домыслы бывает и нас, грамотеев, уводят далеко не в ту сторону; и мы с завидным успехом создаем своих демонов, а потом боремся с ними. Видя действие злых сил природы и тот вред, что они наносят, человек не мог безучастно смотреть на это. Он пытался воздействовать на эти силы: нейтрализовать или склонить их на свою сторону. Отсюда - жертвоприношения, упрашивание (заклинания, молитвы) и меры более радикальные. В медицине именно в этот период к материальным средствам лечения болезней стали наслаиваться элементы магии. Болезни, особенно психические и внутренние, причина которых была непонятна, рассматривались как результат вселения демона или его злой воли. А отсюда и способы лечения: заговоры, заклинания, изгнание, в т.ч. и отвращающими средствами (принимать их должен был больной), голодом, окуриванием едким дымом, ношение амулетов (оберегов), разного рода табу (запреты) и т.д., и т.д. Применяя все, это люди не могли не заметить, что иногда и эти приемы помогали. Как видим, эмпирика и мистика в медицине берут свое начало в отдаленной доисторической эпохе и были вызваны к жизни насушной потребностью первобытного человека к самосохранению. Сейчас мы говорим, что интуитивный эмпиризм дал многое. Большое количество лечебных средств продержалось в арсенале медицины многие тысячелетия, а некоторые даже дошли до нашего времени (гравидан, окуривание, лечение голодом и пр.). Я уже не говорю о лекарственных растениях, лечебных средствах животного и минерального происхождения. Но ведь и магия древних, которую мы именуем не иначе как мистикой и суеверием, тоже дожила до наших дней в виде лечения под гипнозом, приемов психотерапии и т.д. И заявлять о том, что "лечебная магия возникла и развивалась как пустоцветный, паразитический нарост на народной медицине", как это делает В.Ф.Зубковец, более чем нелепо. Она, эта магия, лечила наших предков. Нам давно уже пора понять, что мировоззрение предков было иным, не адекватно нашему. Иным было и их мышление. Многие обряды древних нам кажутся совершенно лишенными смысла. Но ведь это не так. Да, их мировоззрение примитивно, но мышление имело свою логику. У них во всем была своя система, которую нам трудно понять и объяснить. Таким образом, теоретические взгляды на болезни появились значительно позже начала их осмысленного лечения. Эти воззрения и вызвали к жизни лечебную магию, которая и в наши дни шествует рядом с рациональным (в нашем понятии) в медицине у народов с отсталым уровнем развития. Там и поныне злые духи - реальная сила и очень грозная. В борьбу с этой силой вступают только бесстрашные, знающие дело люди - колдуны, являющиеся одновременно и знахарями, и жрецами. ПРЕДИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД МЕДИЦИНЫ Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |