|
Главная - Наука - Медицина
Автор неизвестен - Журнал "Целитель" Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 76 Размер файла: 465 Кб Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» Говорить о доисторическом периоде медицины можно только
проблематично, т.к. говорить о нем конкретно - невозможно. Это
во-первых. Во-вторых, доисторический период для разных народов Земли
далеко не совпадает по времени. Скажем, у греков этот период уходит в
догомеровскую эпоху, а для славянских народов - это раннее
средневековие.
Нет у народа письменных источников, не упоминают о них более
развитые соседи, имеющие письменность, мы не знаем его истории. Только
древние манускрипты, да данные археологии позволяют нам говорить об
истории народа, в т.ч. и состояния медицины.
Но то, что сообщают клинописные глиняные таблички Месопотамии,
египетские папирусы, Гомер, Гиппократ и другие великие тени прошлого,
является не только историей времени их написания. В них отражено то, с
чем пришло человечество к этому времени. То, что знали и умели врачи
древних цивилизаций, не является их изобретением, открытием, их личным
вкладом. Они всего лишь обобщили и в меру своих знаний дополнили то,
что было известно до них. В этом главная заслуга перед историей, перед
потомками.
А судя по этим письменным источникам мы можем сказать, что и в
доисторические времена медицинские познания предков были обширными.
Лекари той далекой от нас поры уже лечили внутренние и наружные
болезни, производили операции, в т.ч. камнесечение и трепанацию
черепа; использовали лекарства из всех трех царств природы
(растительного, животного и минерального происхождения); знали и
применяли гипноз и внушение и те методы лечения, которые современная
официальная медицина до недавнего времени считала нелепым суеверием,
мистикой.
Я не намерен здесь особо выделять и разбирать вопросы, связанные с
официальной медициной древних цивилизаций. Но буду говорить о ней ниже
в сравнении, в сопоставлении с официальной и народной медициной более
поздних эпох.
Остановлюсь лишь на медицине дохристианского периода древней Руси,
т.е. времен для нее доисторических.
Письменных источников нет. Отрывочные сведения древних греков о
скифах, населявших северное Причерноморье, тоже скудны. Да и по поводу
самого народа ведутся споры и выяснения - являются ли скифы предками
славян или просто соседями. Другое дело период после крещения Руси и
начала письменности. И хотя апокрифическая литература и летописи
содержат слишком скудные сведения на этот счет, но кое-что содержат.
Благодаря им мы знаем, что касты жрецов, в руках которых
сосредотачивались бы медицинские знания, как это было у некоторых
других народов, у славян не было. Кто же занимался врачеванием людских
хворей?
Профессор Томского университета Н.Новомбергский писал: "Врачебные
знания на Руси с самого раннего времени выделились в формы знахарства,
волшебства, ведовства".
Доктор медицины Л.Ф.Змеев усматривал два направления в медицине
наших предков. В конце прошлого века он писал: "В народном врачевании
восточных славян издавна существовало два направления: более
прогрессивное ведомство (знахарство), которое хоть и содержало элементы
мистики, однако основывалось на применении народных лекарственных
средств, народных приемов лечения и рукодействий; волхвование
(шаманство), основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в
силу заклинаний, заговоров и амулетов".
Скорее всего в ту далекую пору и т.н. мистические, и рациональные
способы лечения сильно переплетались. Конечно, были лица, которые
предпочитали какой-то один вид лечения; более того, лечили только
определенный недуг, а не все болезни, своим потаенным, тщательно
скрываемым, средством и методом. И трудно сказать, какой вид лечения
был более прогрессивным при разных заболеваниях. Шизофрения не нарыв -
пластырем не вылечишь.
Лечили те, кто обладали каким-либо секретом лечения: ведуны,
волхвы, кудесники, наговорщики, колдуны, знахари, чародеи, вещие жены и
даже т.н. калики перехожие. Ведь магия и медицина той поры были родными
сестрами.
Но заявлять о том, что древние наши предки ставили знак равенства
между врачеванием, чародейством и колдовством, как это делают некоторые
авторы, будет не совсем правильно.
У всех народов Земли на определенной стадии их общественного
развития существовали (и существуют кое-где) белая и черная магия,
добрые и злые колдуны, т.е. люди, занимающиеся лечением, и
отравители-"портельщики". Хотя отдельные представители тех и других
могли и лечить недуги, и вызывать их, т.к. знали лечебные и
потенциально опасные для организма травы, вещества и составы.
Древние лекари из народа спокон веков как могли так и помогали
всем страждущим. И вели свое дело небезуспешно. Сами слова
характеризующие их деятельность ("ведуны", "знахари") говорят, что эти
люди ведали, знали то, чего не знали другие. В основе их деятельности
лежали реальные знания о природе и человеке. А мистика? Мистика нужна
была им для сокрытия тайны. В те времена и значительно позднее, на
протяжении всей истории человеческого рода, всякое знание прикрывалось
мистикой и с той же самой целью - для сокрытия тайны ремесла. Что
касается медицины (это я умышленно повторяю), то мистика очень часто
выступала как реальная лечебная сила на почве веры и внушения. Многое
зависело от знаний конкретного ведуна, его умения, таланта и
расторопности, актерства - если хотите.
Имея в виду этот период, известный этнограф, историк русской
литературы прошлого века А.Н.Афанасьев (1826-1871 гг.) писал: "Мало
помалу... начинают выделяться из народа люди, одаренные большими
способностями и пользующиеся потому большим влиянием. Действуя более
или менее под религиозным увлечением, они являются народными учителями;
им понятен смысл древних мифов и религиозного языка, они в силах
разгадывать и разъяснять всякие приметы и гадания, они знают
таинственную силу трав и очищений, они могут совершать все чародейскою
силой заговора. Эти ведуны и ведуньи, волхвы, кудесники и кудесницы".
Говоря о народной медицине Руси дохристианского периода, нельзя не
сказать несколько слов о волхвах. О них пишут летописцы, спорят
исследователи.
Выше уже говорилось о том, что Л.Ф.Змеев волхвование относил к
менее прогрессивному способу лечения, основывающемся на мистических
Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |