Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 2584 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 » »» человек из Сезуана"), Якоб Шмидт ("Маленький Махагонни"), Риго ("Дни Коммуны"), Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть"), Мосе ("Винтовки Тересы Каррар") - все пьесы Брехта. На сцене "Берлине? ансамбль" играл также роли Иоханна Х„рдера ("Зимняя битва" Бехера), Алексея ("Оптимистическая трагедия"), Рупрехта ("Разбитый кувшин" Клейста), Кориолана (о. п. Шекспира в обработке Брехта). Ш.-гротесковый эксцентрич. акт„р. Большой сце-нич. темперамент сочетается у него с глубиной анализа роли, с филигранной отделкой движений, жестов, мимики и интонации. Для творчества Ш. характерны: быстрая смена душевного состояния героя, показ столкновений противоречивых побуждений, внезапность, а подчас и кажущаяся немотивированность эмоций. Исполняя отрицат. роли, акт„р стремится показать душевную противоречивость, внутр. сложность своих героев, обнажить раздвоенность, лживость их характеров. Пр. иск-в ГДР, 1959; Нац. пр. ГДР. 1962. Лит.: Eber t-0 b e r m e i e r G., Theater estern-neu-te, Lpz., 1964. Я. Я. "ШАЛЛЬ УНД РАУХ" ("Schall und Rauch") ("Ш у м и д ы м") - нем. театр-кабаре. Открыт по инициативе М. Рейнхардта в 1901 при Доме артистов в Берлине. Оформление зрит. зала было выполнено художником Беклином. В репертуаре кабаре были гл. обр. театр. пародии, шаржи. Под рук. Рейнхардта ставились пародии на канонич. пост. классич. драматургии, на входивших в моду драматургов-символистов и др. Участниками спектаклей были гл. обр. акт„ры Нем. т-ра (Л. Дюмон, Ф. Кайслер, Р. Валлентин). С 1901 спектакли устраивались в помещении на улице Унтер-ден-Лпнден. В труппу т-ра Рейнхардт привл„к акт„ров - Э. Рейхера, Ф. Берженс, Г. Эйзольдт, В 1902 т-р стал драматич. и затем получил назв. Малый т-р (Kleines Theater). И. H. ШАЛОМЫТОВА, Антонина Михайловна [2(14). III. 1884-1.1.1957] - рус. сов. артистка балета, педагог. Засл. деят. иск-в Чув. АССР (1947). Герой Труда (1925). По окончании Моск. театр. уч-ща в 1901 (класс Н. П. Домашова) была принята в кордебалет Большого т-ра. Вначале исполняла небольшие мшшч. партии. В 1908 выступила в партии Марцелины ("Тщетная предосторожность"). Будучи солисткой Большого т-ра, училась на драм. курсах Малого т-ра (класс А. П. Ленского), участвовала в спектаклях Малого т-ра. Большое значение имела педагогич. деятельность Ш., к-рую она начала па Курсах драмы Адашева, где преподавала в 1911-13, затем в 1919-29 в 1-й Гос. школе кинематографии, в 1920 вела уроки хореографии в студии М. М. Мордкина, с 1929 возглавляла Хореографич. мастерскую пантомимы и танца А. М. Шаломытовой. В 1921-28 преподавала сценич. движение в моек. т-рах: Камерном, Еврейском, Революции, МХАТе и др. В 1933 ушла из Большого т-ра и перешла на педагогич. работу в ЦЕТЕТНС (ныне ГИТИС), где с 1946 вела кафедру сценич. движения; с 1935 преподавала в Моск. театр. уч-ще им. Щепкина, в Школе-студии им. Немиро вича-Данченко при МХАТе (1943-57). С 1940 - профессор. Ш. разработала науч. метод преподавания хореографии, связанный с практикой акт„ров драматпч. т-ра. Сочетала классич. тренанс изучением историч. и характерного танца, вводила упражнения с театр. аксессуарами (учила пользоваться историч. костюмом, веером, шпагой и др.). Лит.: Г а р д и н В. Р., Воспоминания, т. 1-1812-1921, М., 1949; "Зрелища", 1922, Д; 17, с. 16. А. Дин. ШАЛУТАШВЙЛИ, Надежда Николаевна (р. 24. IX.' 1918) - груз. сов. театровед. Окончила филологич. ф-т Тбилисского ун-та. Автор книг и статей по груз. и рус. т-рам. С 1946 вед„т педагогич. работу в Груз. театр. ин-те (Тбилиси). Соч. (на груз. яз.): А. Н. Островский на грузинской сцене, Тб., 1958; Тбилисский русский драматич. театр им. А. С. Грибоедова, Тб., 1963; Братья Сандуковы-Зандуке-ли, Тб., I960; Страницы великой дружбы, К'., 1965. Н. Ш. ШАЛЬК (Schalk), Франц (27. V. 1863-2.IX.1931)- австр. дириж„р. Окончил Венскую консерваторию. Ученик А. Брукнера. Дирижировал в т-ре "Оперный дом" (Грац, 1889-95), в Нац. т-ре (Прага, 1895-98), в т-рах "Ковент-Гарден" (1898, 1907, 1911) и "Метрополитен-опера" (1898-99). С 1899-дириж„р Берлинской придворной оперы; с 1900 - гл. дирижер Венской придворной оперы (в 1918-29- худ. рук. этого т-ра). Ш. вернул Венской опере славу первоклассного т-ра. Он дирижировал операми В. Моцарта, X. Глюка, К. Вебера, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса, М. Равеля, П. Хиндемита. Большим успехом пользовалась в его исполнении тетралогия Вагнера "Кольцо Нибелунга". С 1921 Ш. активно пропагандировал камерную оперу. Под рук. Ш. были пост. редко исполняемые оперы: "Бастпен и Бастиенна" Моцарта, "Абу Гасан" Вечера, "Дпдона и Эней" Г. Перселла. Лит.: W i t e n s с h n'i k A., Wiener Opernkiinst. Von den Anfangen bis zu Karajan, W., 1959. В. Ю. ШАЛЯПИН, Ф„дор Иванович [1(13).II.1873, Рязань,- 12.IV.1938, Париж] - рус. певец (бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал писцом, грузчиком. С муз. грамотой познакомился, участвуя в церковных хорах. В 1890 поступил хористом в труппу С. Я. Сем„нова-Самарского (Уфа), где исполнил партии-Стольника ("Галька" Монюшко), Фернандо ("Трубадур"), Неизвестного ("Аскольдова могила" Верстовского). В 1891-92 Ш. разъезжал по городам России с укр. опереточной труппой Г. О. Любимова-Деркача (пел в хоре, исп. роль Петра в "Наталке-Полтавке"), участвовал как хорист в спектаклях франц. оперетты, выступавшей в Баку. В спектаклях труппы Ключар„ва (Батум, Кутаис) спел партии: Оровезо ("Норма"), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Валентин ("Фауст"). В 1892-93 занимался пением с Д. А. У сотовым в Тифлисе. Здесь же начал выступать как проф. оперный певец (сезон 1893/94, антреприза В. Л. Форкатти, дириж„р И. А. Труффи), исполнил 14 партий, в т. ч.: Мефистофель ("Фауст"), Мельник ("Русалка"), Дон Бази-лио. В летний) сезон 1894 выступал в антрепризе М. В. Лентовснбго (Петербург, т-р в саду "Аркадия"), осенью вступш! в труппу Петерб. оперного товарищества (в Панаевском т-ре). В 1894 был принят в труппу Мариинского т-ра, где спел 9 партий (в т. ч. Галицкого в "Князе Игоре"). Однако дирекция императорских т-ров не обратила внимания на талант Ш. В 1896 он принял приглашение С. И. Мамонтова выступать в гастрольных спектаклях Моск. частной рус. оперы на Нижегородской ярмарке, а с осени вступил г, состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось исключит. дарование Ш. За три года работы (1896-99) он создал н. партий: Сусанин; Борис и Варлаам ("Борис Годунов"), Доспфей ("Хованщина"), Грозный, Сальери, Варяжский гость ("Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Садко" Страницы: «« « 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 2584 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |