|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 2584 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 » »» человек из Сезуана"), Якоб Шмидт ("Маленький Махагонни"), Риго ("Дни
Коммуны"), Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть"),
Мосе ("Винтовки Тересы Каррар") - все пьесы Брехта. На сцене "Берлине?
ансамбль" играл также роли Иоханна Х„рдера ("Зимняя битва" Бехера),
Алексея ("Оптимистическая трагедия"), Рупрехта ("Разбитый кувшин"
Клейста), Кориолана (о. п. Шекспира в обработке Брехта).
Ш.-гротесковый эксцентрич. акт„р. Большой сце-нич. темперамент
сочетается у него с глубиной анализа роли, с филигранной отделкой
движений, жестов, мимики и интонации. Для творчества Ш. характерны:
быстрая смена душевного состояния героя, показ столкновений
противоречивых побуждений, внезапность, а подчас и кажущаяся
немотивированность эмоций. Исполняя отрицат. роли, акт„р стремится
показать душевную противоречивость, внутр. сложность своих героев,
обнажить раздвоенность, лживость их характеров. Пр. иск-в ГДР, 1959;
Нац. пр. ГДР. 1962.
Лит.: Eber t-0 b e r m e i e r G., Theater estern-neu-te, Lpz., 1964.
Я. Я.
"ШАЛЛЬ УНД РАУХ" ("Schall und Rauch") ("Ш у м и д ы м") - нем.
театр-кабаре. Открыт по инициативе М. Рейнхардта в 1901 при Доме
артистов в Берлине. Оформление зрит. зала было выполнено художником
Беклином. В репертуаре кабаре были гл. обр. театр. пародии, шаржи. Под
рук. Рейнхардта ставились пародии на канонич. пост. классич.
драматургии, на входивших в моду драматургов-символистов и др.
Участниками спектаклей были гл. обр. акт„ры Нем. т-ра (Л. Дюмон, Ф.
Кайслер, Р. Валлентин). С 1901 спектакли устраивались в помещении на
улице Унтер-ден-Лпнден. В труппу т-ра Рейнхардт привл„к акт„ров - Э.
Рейхера, Ф. Берженс, Г. Эйзольдт,
В 1902 т-р стал драматич. и затем получил назв. Малый т-р (Kleines
Theater). И. H.
ШАЛОМЫТОВА, Антонина Михайловна [2(14). III. 1884-1.1.1957] - рус.
сов. артистка балета, педагог. Засл. деят. иск-в Чув. АССР (1947). Герой
Труда (1925). По окончании Моск. театр. уч-ща в 1901 (класс Н. П.
Домашова) была принята в кордебалет Большого т-ра. Вначале исполняла
небольшие мшшч. партии. В 1908 выступила в партии Марцелины ("Тщетная
предосторожность"). Будучи солисткой Большого т-ра, училась на драм.
курсах Малого т-ра (класс А. П. Ленского), участвовала в спектаклях
Малого т-ра. Большое значение имела педагогич. деятельность Ш., к-рую
она начала па Курсах драмы Адашева, где преподавала в 1911-13, затем в
1919-29 в 1-й Гос. школе кинематографии, в 1920 вела уроки хореографии в
студии М. М. Мордкина, с 1929 возглавляла Хореографич. мастерскую
пантомимы и танца А. М. Шаломытовой. В 1921-28 преподавала сценич.
движение в моек. т-рах: Камерном, Еврейском, Революции, МХАТе и др. В
1933 ушла из Большого т-ра и перешла на педагогич. работу в ЦЕТЕТНС
(ныне ГИТИС), где с 1946 вела кафедру сценич. движения; с 1935
преподавала в Моск. театр. уч-ще им. Щепкина, в Школе-студии им. Немиро
вича-Данченко при МХАТе (1943-57). С 1940 - профессор.
Ш. разработала науч. метод преподавания хореографии, связанный с
практикой акт„ров драматпч. т-ра. Сочетала классич. тренанс изучением
историч. и характерного танца, вводила упражнения с театр. аксессуарами
(учила пользоваться историч. костюмом, веером, шпагой и др.).
Лит.: Г а р д и н В. Р., Воспоминания, т. 1-1812-1921, М., 1949;
"Зрелища", 1922, Д; 17, с. 16. А. Дин.
ШАЛУТАШВЙЛИ, Надежда Николаевна (р. 24. IX.' 1918) - груз. сов.
театровед. Окончила филологич. ф-т Тбилисского ун-та. Автор книг и
статей по груз. и рус. т-рам. С 1946 вед„т педагогич. работу в Груз.
театр. ин-те (Тбилиси).
Соч. (на груз. яз.): А. Н. Островский на грузинской сцене, Тб., 1958;
Тбилисский русский драматич. театр им. А. С. Грибоедова, Тб., 1963;
Братья Сандуковы-Зандуке-ли, Тб., I960; Страницы великой дружбы, К'.,
1965. Н. Ш.
ШАЛЬК (Schalk), Франц (27. V. 1863-2.IX.1931)- австр. дириж„р.
Окончил Венскую консерваторию. Ученик А. Брукнера. Дирижировал в т-ре
"Оперный дом" (Грац, 1889-95), в Нац. т-ре (Прага, 1895-98), в т-рах
"Ковент-Гарден" (1898, 1907, 1911) и "Метрополитен-опера" (1898-99). С
1899-дириж„р Берлинской придворной оперы; с 1900 - гл. дирижер Венской
придворной оперы (в 1918-29- худ. рук. этого т-ра). Ш. вернул Венской
опере славу первоклассного т-ра. Он дирижировал операми В. Моцарта, X.
Глюка, К. Вебера, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса, М. Равеля, П.
Хиндемита. Большим успехом пользовалась в его исполнении тетралогия
Вагнера "Кольцо Нибелунга". С 1921 Ш. активно пропагандировал камерную
оперу. Под рук. Ш. были пост. редко исполняемые оперы: "Бастпен и
Бастиенна" Моцарта, "Абу Гасан" Вечера, "Дпдона и Эней" Г. Перселла.
Лит.: W i t e n s с h n'i k A., Wiener Opernkiinst. Von den Anfangen
bis zu Karajan, W., 1959. В. Ю.
ШАЛЯПИН, Ф„дор Иванович [1(13).II.1873, Рязань,- 12.IV.1938, Париж] -
рус. певец (бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал
писцом, грузчиком. С муз. грамотой познакомился, участвуя в церковных
хорах. В 1890 поступил хористом в труппу С. Я. Сем„нова-Самарского
(Уфа), где исполнил партии-Стольника ("Галька" Монюшко), Фернандо
("Трубадур"), Неизвестного ("Аскольдова могила" Верстовского). В 1891-92
Ш. разъезжал по городам России с укр. опереточной труппой Г. О.
Любимова-Деркача (пел в хоре, исп. роль Петра в "Наталке-Полтавке"),
участвовал как хорист в спектаклях франц. оперетты, выступавшей в Баку.
В спектаклях труппы Ключар„ва (Батум, Кутаис) спел партии: Оровезо
("Норма"), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Валентин ("Фауст"). В
1892-93 занимался пением с Д. А. У сотовым в Тифлисе. Здесь же начал
выступать как проф. оперный певец (сезон 1893/94, антреприза В. Л.
Форкатти, дириж„р И. А. Труффи), исполнил 14 партий, в т. ч.:
Мефистофель ("Фауст"), Мельник ("Русалка"), Дон Бази-лио. В летний)
сезон 1894 выступал в антрепризе М. В. Лентовснбго (Петербург, т-р в
саду "Аркадия"), осенью вступш! в труппу Петерб. оперного товарищества
(в Панаевском т-ре). В 1894 был принят в труппу Мариинского т-ра, где
спел 9 партий (в т. ч. Галицкого в "Князе Игоре").
Однако дирекция императорских т-ров не обратила внимания на талант Ш.
В 1896 он принял приглашение С. И. Мамонтова выступать в гастрольных
спектаклях Моск. частной рус. оперы на Нижегородской ярмарке, а с осени
вступил г, состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось исключит.
дарование Ш. За три года работы (1896-99) он создал н. партий: Сусанин;
Борис и Варлаам ("Борис Годунов"), Доспфей ("Хованщина"), Грозный,
Сальери, Варяжский гость ("Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Садко"
Страницы: «« « 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 2584 2585 2586 2587 2588 2589 2590 2591 2592 2593 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |