Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583  2584   2585   2586   2587   2588   2589   2590   2591   2592   2593  » »»

человек из Сезуана"), Якоб Шмидт  ("Маленький  Махагонни"),  Риго  ("Дни
Коммуны"), Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи, которой могло  бы  не  быть"),
Мосе ("Винтовки Тересы Каррар") - все пьесы Брехта. На  сцене  "Берлине?
ансамбль" играл также роли  Иоханна  Х„рдера  ("Зимняя  битва"  Бехера),
Алексея  ("Оптимистическая  трагедия"),  Рупрехта   ("Разбитый   кувшин"
Клейста), Кориолана (о. п. Шекспира в обработке Брехта).
   Ш.-гротесковый  эксцентрич.  акт„р.  Большой   сце-нич.   темперамент
сочетается у него  с  глубиной  анализа  роли,  с  филигранной  отделкой
движений, жестов, мимики и  интонации.  Для  творчества  Ш.  характерны:
быстрая   смена   душевного   состояния   героя,   показ    столкновений
противоречивых   побуждений,   внезапность,   а   подчас   и   кажущаяся
немотивированность  эмоций.  Исполняя  отрицат.  роли,  акт„р  стремится
показать  душевную  противоречивость,  внутр.  сложность  своих  героев,
обнажить раздвоенность, лживость их характеров.  Пр.  иск-в  ГДР,  1959;
Нац. пр. ГДР. 1962.
   Лит.: Eber t-0 b e r m e i e r G., Theater estern-neu-te, Lpz., 1964.
Я. Я.
   "ШАЛЛЬ УНД РАУХ" ("Schall und Rauch") ("Ш у  м  и  д  ы  м")  -  нем.
театр-кабаре. Открыт  по  инициативе  М.  Рейнхардта  в  1901  при  Доме
артистов в Берлине. Оформление  зрит.  зала  было  выполнено  художником
Беклином. В репертуаре кабаре были гл. обр. театр. пародии,  шаржи.  Под
рук.  Рейнхардта  ставились   пародии   на   канонич.   пост.   классич.
драматургии,  на  входивших  в  моду   драматургов-символистов   и   др.
Участниками спектаклей были гл. обр. акт„ры  Нем.  т-ра  (Л.  Дюмон,  Ф.
Кайслер, Р. Валлентин). С 1901 спектакли  устраивались  в  помещении  на
улице Унтер-ден-Лпнден. В труппу т-ра Рейнхардт  привл„к  акт„ров  -  Э.
Рейхера, Ф. Берженс, Г. Эйзольдт,
   В 1902 т-р стал драматич. и затем получил назв.  Малый  т-р  (Kleines
Theater). И. H.
   ШАЛОМЫТОВА, Антонина Михайловна [2(14). III.  1884-1.1.1957]  -  рус.
сов. артистка балета, педагог. Засл. деят. иск-в Чув. АССР (1947). Герой
Труда (1925). По окончании Моск.  театр.  уч-ща  в  1901  (класс  Н.  П.
Домашова) была принята в кордебалет  Большого  т-ра.  Вначале  исполняла
небольшие мшшч. партии. В 1908 выступила в  партии  Марцелины  ("Тщетная
предосторожность"). Будучи солисткой Большого  т-ра,  училась  на  драм.
курсах Малого т-ра (класс А.  П.  Ленского),  участвовала  в  спектаклях
Малого т-ра. Большое значение имела педагогич.  деятельность  Ш.,  к-рую
она начала па Курсах драмы Адашева, где преподавала в 1911-13,  затем  в
1919-29 в 1-й Гос. школе кинематографии, в 1920 вела уроки хореографии в
студии М.  М.  Мордкина,  с  1929  возглавляла  Хореографич.  мастерскую
пантомимы и танца А.  М.  Шаломытовой.  В  1921-28  преподавала  сценич.
движение в моек. т-рах: Камерном, Еврейском, Революции, МХАТе  и  др.  В
1933 ушла из Большого т-ра и перешла  на  педагогич.  работу  в  ЦЕТЕТНС
(ныне  ГИТИС),  где  с  1946  вела  кафедру  сценич.  движения;  с  1935
преподавала в Моск. театр. уч-ще им. Щепкина, в Школе-студии им.  Немиро
вича-Данченко при МХАТе (1943-57). С 1940 - профессор.
   Ш. разработала науч.  метод  преподавания  хореографии,  связанный  с
практикой акт„ров драматпч. т-ра. Сочетала  классич.  тренанс  изучением
историч. и характерного танца, вводила упражнения с театр.  аксессуарами
(учила пользоваться историч. костюмом, веером, шпагой и др.).
   Лит.: Г а р д и н В. Р.,  Воспоминания,  т.  1-1812-1921,  М.,  1949;
"Зрелища", 1922, Д; 17, с. 16. А. Дин.
   ШАЛУТАШВЙЛИ, Надежда Николаевна (р.  24.  IX.'  1918)  -  груз.  сов.
театровед. Окончила филологич.  ф-т  Тбилисского  ун-та.  Автор  книг  и
статей по груз. и рус. т-рам. С 1946 вед„т  педагогич.  работу  в  Груз.
театр. ин-те (Тбилиси).
   Соч. (на груз. яз.): А. Н. Островский на грузинской сцене, Тб., 1958;
Тбилисский русский драматич. театр им.  А.  С.  Грибоедова,  Тб.,  1963;
Братья Сандуковы-Зандуке-ли, Тб., I960; Страницы  великой  дружбы,  К'.,
1965. Н. Ш.
   ШАЛЬК  (Schalk),  Франц  (27.  V.  1863-2.IX.1931)-  австр.  дириж„р.
Окончил Венскую консерваторию. Ученик А. Брукнера.  Дирижировал  в  т-ре
"Оперный дом" (Грац, 1889-95), в Нац. т-ре  (Прага,  1895-98),  в  т-рах
"Ковент-Гарден" (1898, 1907, 1911) и "Метрополитен-опера"  (1898-99).  С
1899-дириж„р Берлинской придворной оперы; с 1900 - гл.  дирижер  Венской
придворной оперы (в 1918-29- худ. рук. этого т-ра).  Ш.  вернул  Венской
опере славу первоклассного т-ра. Он дирижировал операми В.  Моцарта,  X.
Глюка, К. Вебера, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса,  М.  Равеля,  П.
Хиндемита. Большим успехом  пользовалась  в  его  исполнении  тетралогия
Вагнера "Кольцо Нибелунга". С 1921 Ш. активно  пропагандировал  камерную
оперу. Под рук. Ш.  были  пост.  редко  исполняемые  оперы:  "Бастпен  и
Бастиенна" Моцарта, "Абу Гасан" Вечера, "Дпдона и Эней" Г. Перселла.
   Лит.: W i t e n s с h n'i k A., Wiener Opernkiinst. Von den  Anfangen
bis zu Karajan, W., 1959. В. Ю.
   ШАЛЯПИН, Ф„дор Иванович [1(13).II.1873, Рязань,- 12.IV.1938, Париж] -
рус. певец (бас). С 10 лет был учеником сапожника, затем токаря, работал
писцом, грузчиком. С муз. грамотой познакомился,  участвуя  в  церковных
хорах. В 1890 поступил  хористом  в  труппу  С.  Я.  Сем„нова-Самарского
(Уфа),  где  исполнил  партии-Стольника  ("Галька"  Монюшко),   Фернандо
("Трубадур"), Неизвестного ("Аскольдова могила" Верстовского). В 1891-92
Ш. разъезжал  по  городам  России  с  укр.  опереточной  труппой  Г.  О.
Любимова-Деркача (пел в хоре, исп.  роль  Петра  в  "Наталке-Полтавке"),
участвовал как хорист в спектаклях франц. оперетты, выступавшей в  Баку.
В спектаклях труппы  Ключар„ва  (Батум,  Кутаис)  спел  партии:  Оровезо
("Норма"), Кардинал ("Дочь кардинала"  Галеви),  Валентин  ("Фауст").  В
1892-93 занимался пением с Д. А. У сотовым в  Тифлисе.  Здесь  же  начал
выступать как проф. оперный  певец  (сезон  1893/94,  антреприза  В.  Л.
Форкатти,  дириж„р  И.  А.  Труффи),  исполнил  14  партий,  в  т.   ч.:
Мефистофель ("Фауст"), Мельник  ("Русалка"),  Дон  Бази-лио.  В  летний)
сезон 1894 выступал в антрепризе М. В.  Лентовснбго  (Петербург,  т-р  в
саду "Аркадия"), осенью вступш! в труппу Петерб.  оперного  товарищества
(в Панаевском т-ре). В 1894 был принят в труппу  Мариинского  т-ра,  где
спел 9 партий (в т. ч. Галицкого в "Князе Игоре").
   Однако дирекция императорских т-ров не обратила внимания на талант Ш.
В 1896 он принял приглашение С. И.  Мамонтова  выступать  в  гастрольных
спектаклях Моск. частной рус. оперы на Нижегородской ярмарке, а с  осени
вступил г, состав этой труппы. Здесь по-настоящему раскрылось  исключит.
дарование Ш. За три года работы (1896-99) он создал н. партий:  Сусанин;
Борис и  Варлаам  ("Борис  Годунов"),  Доспфей  ("Хованщина"),  Грозный,
Сальери, Варяжский гость ("Псковитянка",  "Моцарт  и  Сальери",  "Садко"

Страницы: «« « 2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583  2584   2585   2586   2587   2588   2589   2590   2591   2592   2593  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия