|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 2584 » »» Романовский; 24.VI(7.VII). 1900- 22.XI.1944] - белорус. сов. писатель и
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1923-25 занимался на лит.
отделении Белорус. ун-та. Лит. деятельность начал" в 1923. Автор драмы
"Отечество" (1932, Первый белорус. гос. т-р), показывающей беспросветную
жизнь белорус. крестьян в дооктябрьское время. В 1940 написал
пьесу,"Иринка" (пост. 1941 в Первом белорус. гос. т-ре), о жизни
белорусов во время бело-польского владычества и их освобождении в 1939.
Ч. перев„л на белорус. яз. пьесы: "Ревизор"; "Горячее сердце" и "Поздняя
любовь" Островского, "Последние" и "Варвары".
Лит.: Кудраца I. Ф., Кузьма Чорны, М?нск, 1962; Кузьма Чорны. Зборн?к
матэрыяла аб жыцц? ? твор-чай дзейнасц? п?сьменн?ка, М?нск, 1959; Нарысы
па г?сто-ры? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956, с. 474-500; Очерк
истории белорусской советской литературы, М., 1954, с. 266-85; Н я ф „ д
Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сто-ры?, М?нск, 1959. АН. С.
ЧОРТОШ (Csortos), Дыола (1883-1945) - венг. акт„р. Был одним из
активных театр. деятелей в период образования Венг. сов. республики
(1919). В 1904-27 играл в драматич. т-рах Будапешта и др. городов
Венгрии; с 1927 - в Нац. т-ре (Будапешт). Исполнял роли: Хельмер ("Дикая
утка" Ибсена), Шейлок; Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго),
Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Фальстаф и
др. Успешно выступал в совр. ему драме (Лилиом - о. п. Мольнара;
Маттиас Клаузен - "Перед заходом солнца" Гаупт-мана). Одна из
последних ролей Ч.-помещик Смирнов в комедии Чехова "Медведь".
Ч.-остро характерный акт„р; ему была близка психологическая школа
акт„рского исполнения, наиболее успешно играл роли в совр. ему
социальной комедии. А. Гер.
40 САН СОН (р. 1908) - корейский акт„р, композитор. Нар. арт. КНДР
(1959). С 1922 - акт„р Намвонской труппы "Х„пнюльса"; с 1933 - член
"Корейского об-ва по изучению вок. иск-ва"; с 1937- акт„р труппы
"Хваран"; с 1951 жив„т в Сев. Корее, является одним из ведущих акт„ров
Гос. т-ра нац. иск-ва. Исполнитель гл. ролей в спектаклях т-ра чхангык.
Ч. С. С. проводит большую работу по воссозданию классич. спектаклей
чхангык и по созданию новых пост. Участвовал в обработке муз.
спектаклей:
"Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Хын Бо", "Адмирал Ли Сун Син".
Является автором (совм. с Чон Нам Хи) музыки чхангык "Принцесса Сон Хва"
и "Хванхэская песнь". Г'. Ли.
ЧОУ - комическое амплуа кит. традиц. т-ра. Сложилось в т-ре эпохи Сун
(10-13 вв.). Ч.-второстепенные бытовые роли, делящиеся на персонажей
военных и гражданских. Вокальные партии почти отсутствуют, диалоги и
монологи часто строятся на акт„рской импровизации. Ч. - простак,
обладает гру-боватым непосредств. юмором; акт„ры используют бытовые
при„мы игры. Отличит, особенность грима - белое пятно на лице. Среди
лучших исполнителей - Лю Гань-сань, Сяо Чан-хуа и др. С. С.
ЧОХЕЛИ, Елена Алексеевна (р. 5.III.1914)-груз. сов. артистка оперетты
и эстрады. Нар. арт. Груз.
ССР (1965). В 1932 окончила 1-ю хореографич. студию в Тбилиси под
рук. К. Чивадзе; в 1937 - муз. рабфак при Тбилисской консерватории
(класс О. А. Бахташвили-Шульгиной). В 1932-43 - артистка груз.
филармонии, с 1943 - Груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). Исполняет
комедийные, бытовые и характерные роли.
Роли: Ванда ("Роз-Мари" Фримля и Стотхарта), Парася Никаноровна
("Трембита" Милютина), Аграфена, Ельпите, Тамара, Магулия, Цацулина
("Любовь актрисы", "Три невесты", "Под небом Тбилиси", "Сила песни".
"Пол„т с луны Кереселидзе), Кватахуна, Минадора, Като ("Любимая
племянница", "Однажды весной", "Песня о Тбилиси" Милора-вы), Дарида
("Ромео, мой сосед" Гаджиева) и др. А //д
ЧРЕВОВЕЩАТЕЛЬ - артист эстрады. Демонст рирует речь без видимого
участия органов произношения. Звуки кажутся исходящими из живота
исполнителя. Номер Ч. часто представляет собой диалог с куклой. Обычная
речь исполнителя чередуется с чревовещанием во время реплик куклы. В
наст. время номера Ч. встречаются редко (артисты Донские). Др. название
- вентролог. М. 3.
ЧТЕЦ-артист, исполняющий на концертной эстраде лит. произведения. Ч.
участвует в сборном концерте или исполняет программу сольного вечера.
Мн. Ч. используют в сво„м выступлении музыку, свет, бутафорию, разл.
аксессуары, создавая т. о. "т-р одного акт„ра" "т-р чтеца".
В народном иск-ве мастерство Ч. зародилось в творчестве сказителей,
сказочников, акынов и др. Богатство и разнообразие творч. манер Ч.
связаны с многовековой историей иск-ва устного живого слова. См.
Художественное чтение. А. Д.
ЧУАНЬЦЗЮЙ - один из видов кит. традиц. т-ра сицюй. Возник в середине
- конце 18 в. в провинциях Сычуань и части Гуйчжоу и Юньнань.
Сформировался на основе т-ров куньцюй, банцзы или гао-цян, пихуан и
местной театр. формы хуадэнси (т-р разноцветных фонариков) в конце 19 в.
В нач. 20 в. в г. Чэнду было организовано театр. об-во "Три
празднества", к-рое объединило акт„ров и театр. деятелей, этих видов
кит. т-ра. Здесь ставились пьесы: "Уединение в тереме", "Узорчатая
башня", "Яшмовая шпилька", "Тонкие струны" и др. Ведущие акт„ры Ч.:
Чжоу Му-лянь, Цзя Пэй-чжи, Чжан Дэ-чэн. Большое значение для развития
Ч. имело творчество известного акт„ра Кан Чжи-линя. В 20-30-е гг. Ч.
испытывал влияние коммерч. т-ра. После 1949 наравне с др. жанрами
традиц. т-ра Ч. был реформирован, репертуар очищен от устаревших произв.
В нач. 50-х гг. основаны Театр. академия и Театр. школа юго-зап.
Сычуани, где готовились акт„ры для т-ра. Лит. см. при ст. Чуаньци. С. С.
ЧУАНЬЦЙ (букв. - повествование об удивительном) - жанр кит.
драматургии, получивший распространение в 14-17 вв. Возник на основе
южной драмы (юанъская драма) 12-14 вв. Как и др. произв. кит. классич.
драматургии, пьесы Ч. включают прозаич. диалоги, арии и декламацию. Ч.
характеризуются: многоактностью (40-100 актов), использованием южных
мелодий, характерных для районов Китая, где говорят на диалектах юж.
группы (нек-рые Ч. включают и северные мелодии). В Ч. допускается
поочер„дное или одновременное пение неск. акт„ров, вводится новое
мужское амплуа шэн, заменившее мо. Сюжеты Ч., как правило, романтичны,
спектакли насыщены событиями, неожиданными и чудесными приключениями.
Большое внимание уделяется любовным коллизиям; социальные темы занимают
нез-начит. место. Однако гуманистич. направленность (утверждение свободы
чувства и человеч. достоинства), поэтичность и драматургич. мастерство
делают пьесы крупнейших драматургов Ч. Тан Сянъ-цзу ("Пио новая
беседка"), Кун Шан-жэня ("Веер с цветами пер сика"), Хун Шэна ("Дворец
Страницы: «« « 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 2584 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |