Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574  2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583   2584  » »»

Романовский; 24.VI(7.VII). 1900- 22.XI.1944] - белорус. сов. писатель  и
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1923-25 занимался  на  лит.
отделении Белорус. ун-та. Лит. деятельность начал" в 1923.  Автор  драмы
"Отечество" (1932, Первый белорус. гос. т-р), показывающей беспросветную
жизнь  белорус.  крестьян  в  дооктябрьское  время.   В   1940   написал
пьесу,"Иринка" (пост.  1941  в  Первом  белорус.  гос.  т-ре),  о  жизни
белорусов во время бело-польского владычества и их освобождении в  1939.
Ч. перев„л на белорус. яз. пьесы: "Ревизор"; "Горячее сердце" и "Поздняя
любовь" Островского, "Последние" и "Варвары".
   Лит.: Кудраца I. Ф., Кузьма Чорны, М?нск, 1962; Кузьма Чорны. Зборн?к
матэрыяла аб жыцц? ? твор-чай дзейнасц? п?сьменн?ка, М?нск, 1959; Нарысы
па г?сто-ры? беларускай  л?таратуры,  М?нск,  1956,  с.  474-500;  Очерк
истории белорусской советской литературы, М., 1954, с. 266-85; Н я ф „ д
Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сто-ры?, М?нск, 1959. АН. С.
   ЧОРТОШ (Csortos), Дыола (1883-1945)  -  венг.  акт„р.  Был  одним  из
активных театр. деятелей в  период  образования  Венг.  сов.  республики
(1919). В 1904-27 играл  в  драматич.  т-рах  Будапешта  и  др.  городов
Венгрии; с 1927 - в Нац. т-ре (Будапешт). Исполнял роли: Хельмер ("Дикая
утка"  Ибсена),  Шейлок;  Дон  Сезар  де  Базан   ("Рюи   Блаз"   Гюго),
Раскольников ("Преступление и наказание" по  Достоевскому),  Фальстаф  и
др. Успешно выступал в совр. ему драме (Лилиом - о. п. Мольнара;
   Маттиас  Клаузен  -  "Перед  заходом  солнца"  Гаупт-мана).  Одна  из
последних ролей Ч.-помещик Смирнов в комедии Чехова "Медведь".
   Ч.-остро характерный акт„р; ему  была  близка  психологическая  школа
акт„рского  исполнения,  наиболее  успешно  играл  роли  в   совр.   ему
социальной комедии. А. Гер.
   40 САН СОН (р. 1908) - корейский акт„р, композитор.  Нар.  арт.  КНДР
(1959). С 1922 - акт„р Намвонской труппы  "Х„пнюльса";  с  1933  -  член
"Корейского об-ва  по  изучению  вок.  иск-ва";  с  1937-  акт„р  труппы
"Хваран"; с 1951 жив„т в Сев. Корее, является одним из  ведущих  акт„ров
Гос. т-ра нац. иск-ва. Исполнитель гл. ролей в спектаклях т-ра  чхангык.
Ч. С. С. проводит большую  работу  по  воссозданию  классич.  спектаклей
чхангык  и  по  созданию  новых  пост.  Участвовал  в   обработке   муз.
спектаклей:
   "Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Хын Бо",  "Адмирал  Ли  Сун  Син".
Является автором (совм. с Чон Нам Хи) музыки чхангык "Принцесса Сон Хва"
и "Хванхэская песнь". Г'. Ли.
   ЧОУ - комическое амплуа кит. традиц. т-ра. Сложилось в т-ре эпохи Сун
(10-13 вв.). Ч.-второстепенные бытовые  роли,  делящиеся  на  персонажей
военных и гражданских. Вокальные партии  почти  отсутствуют,  диалоги  и
монологи  часто  строятся  на  акт„рской  импровизации.  Ч.  -  простак,
обладает гру-боватым  непосредств.  юмором;  акт„ры  используют  бытовые
при„мы игры. Отличит, особенность грима - белое  пятно  на  лице.  Среди
лучших исполнителей - Лю Гань-сань, Сяо Чан-хуа и др. С. С.
   ЧОХЕЛИ, Елена Алексеевна (р. 5.III.1914)-груз. сов. артистка оперетты
и эстрады. Нар. арт. Груз.
   ССР (1965). В 1932 окончила 1-ю хореографич.  студию  в  Тбилиси  под
рук. К. Чивадзе; в 1937  -  муз.  рабфак  при  Тбилисской  консерватории
(класс  О.  А.  Бахташвили-Шульгиной).  В  1932-43  -   артистка   груз.
филармонии, с 1943  -  Груз.  т-ра  муз.  комедии  (Тбилиси).  Исполняет
комедийные, бытовые и характерные роли.
   Роли: Ванда  ("Роз-Мари"  Фримля  и  Стотхарта),  Парася  Никаноровна
("Трембита" Милютина),  Аграфена,  Ельпите,  Тамара,  Магулия,  Цацулина
("Любовь актрисы", "Три невесты", "Под  небом  Тбилиси",  "Сила  песни".
"Пол„т  с  луны  Кереселидзе),  Кватахуна,  Минадора,   Като   ("Любимая
племянница", "Однажды весной",  "Песня  о  Тбилиси"  Милора-вы),  Дарида
("Ромео, мой сосед" Гаджиева) и др. А //д
   ЧРЕВОВЕЩАТЕЛЬ - артист эстрады.  Демонст  рирует  речь  без  видимого
участия  органов  произношения.  Звуки  кажутся  исходящими  из   живота
исполнителя. Номер Ч. часто представляет собой диалог с куклой.  Обычная
речь исполнителя чередуется с чревовещанием во  время  реплик  куклы.  В
наст. время номера Ч. встречаются редко (артисты Донские). Др.  название
- вентролог. М. 3.
   ЧТЕЦ-артист, исполняющий на концертной эстраде лит. произведения.  Ч.
участвует в сборном концерте или исполняет  программу  сольного  вечера.
Мн. Ч. используют в сво„м выступлении  музыку,  свет,  бутафорию,  разл.
аксессуары, создавая т. о. "т-р одного акт„ра" "т-р чтеца".
   В народном иск-ве мастерство Ч. зародилось в  творчестве  сказителей,
сказочников, акынов и др.  Богатство  и  разнообразие  творч.  манер  Ч.
связаны  с  многовековой  историей  иск-ва  устного  живого  слова.  См.
Художественное чтение. А. Д.
   ЧУАНЬЦЗЮЙ - один из видов кит. традиц. т-ра сицюй. Возник в  середине
-  конце  18  в.  в  провинциях  Сычуань  и  части  Гуйчжоу  и  Юньнань.
Сформировался на основе т-ров куньцюй,  банцзы  или  гао-цян,  пихуан  и
местной театр. формы хуадэнси (т-р разноцветных фонариков) в конце 19 в.
В  нач.  20  в.  в  г.  Чэнду  было  организовано  театр.   об-во   "Три
празднества", к-рое объединило акт„ров и  театр.  деятелей,  этих  видов
кит. т-ра. Здесь  ставились  пьесы:  "Уединение  в  тереме",  "Узорчатая
башня", "Яшмовая шпилька", "Тонкие струны" и др. Ведущие акт„ры Ч.:
   Чжоу Му-лянь, Цзя Пэй-чжи, Чжан Дэ-чэн. Большое значение для развития
Ч. имело творчество известного акт„ра Кан Чжи-линя.  В  20-30-е  гг.  Ч.
испытывал влияние коммерч.  т-ра.  После  1949  наравне  с  др.  жанрами
традиц. т-ра Ч. был реформирован, репертуар очищен от устаревших произв.
В нач. 50-х  гг.  основаны  Театр.  академия  и  Театр.  школа  юго-зап.
Сычуани, где готовились акт„ры для т-ра. Лит. см. при ст. Чуаньци. С. С.
   ЧУАНЬЦЙ  (букв.  -  повествование  об  удивительном)  -   жанр   кит.
драматургии, получивший распространение в 14-17  вв.  Возник  на  основе
южной драмы (юанъская драма) 12-14 вв. Как и др. произв.  кит.  классич.
драматургии, пьесы Ч. включают прозаич. диалоги, арии и  декламацию.  Ч.
характеризуются: многоактностью  (40-100  актов),  использованием  южных
мелодий, характерных для районов Китая, где  говорят  на  диалектах  юж.
группы (нек-рые Ч.  включают  и  северные  мелодии).  В  Ч.  допускается
поочер„дное  или  одновременное  пение  неск.  акт„ров,  вводится  новое
мужское амплуа шэн, заменившее мо. Сюжеты Ч., как  правило,  романтичны,
спектакли насыщены событиями, неожиданными  и  чудесными  приключениями.
Большое внимание уделяется любовным коллизиям; социальные темы  занимают
нез-начит. место. Однако гуманистич. направленность (утверждение свободы
чувства и человеч. достоинства), поэтичность и  драматургич.  мастерство
делают  пьесы  крупнейших  драматургов  Ч.  Тан  Сянъ-цзу  ("Пио   новая
беседка"), Кун Шан-жэня ("Веер с цветами пер сика"), Хун  Шэна  ("Дворец

Страницы: «« « 2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574  2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583   2584  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия