Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 » »» реформаторов арм. т-ра - ознаменовала новый, высший этап его развития, характеризующийся утверждением реализма на арм. сцене. Лучшие роли Ч. в зап.-европ. драматургии: Отелло, Ш„йлок, Карл Моор; Эрнани, Анд-желло (о. п. Гюго), Сга-нарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Жорж Данден (о. п. Мольера). С именем Ч. связано первое знакомство арм. зрителя с рус. клас-сич. драматургией. В 1864 он перев„л и поставил "Не в свои сани не садись" Островского, где исполнял роль Вихорева. Затем выступал в ролях Кречин-ского; Скалозуба ("Горе от ума") и др. Ч. был одним из самых образованных и многосторонних деятелей арм. т-ра. Он переводил драматич. произведения с рус. и франц. яз., сам писал водевили, бытовые комедии, драмы ("Приглашение на хаш", "Вместо семьи невеста", "В двух семьях" и т. д.). В этих пьесах Ч. затрагивал вопросы семьи, воспитания. Лучшая из них - "Учительница" (1890), посв. теме равноправия женщины в обществе. Со своей труппой Ч. побывал почти во всех городах Закавказья, где проживали преим. армяне, популяризировал сценич. иск-во среди широких масс. В 1879 ездил в Константинополь (Стамбул) и пригласил П. Адамяна, Си рану йш и др. выдающихся арм. акт„ров Константинопольского т-ра в свою труппу. Ч. часто выступал в печати со статьями, рецензиями и воспоминаниями об арм. т-ре. Его иск-во было насыщено прогрессивными, освободит, идеями, выражало лучшие черты арм. народа. Соч.: Воспоминания (на арм. яз.), Ер., 1953. Лит.: Арутюнян С., Геворг Чмшкян, Ер., 1960 на арм. яз.). Б. А. ЧМШКЯН, Сатеник (наст. фам. и имя-Т е р-А б р а-мян Егисабет) (1849-30.XII.1907) - арм. актриса. Сценич. деятельность начала в Тифлисской арм. труппе (1863). Характерная и драматич. актриса, одна из лучших исполнительниц ролей в драматургии Г. Сундукяна: Кекел, Эпимия, Шушан ("Пэпо"), Маргарит, Наталия, Хампери ("Хатабала"), Саломэ, Анани ("Ещ„ одна жертва"). Б. А. ЧОДЙР ХА‚Л (палатка привидений) - вид узб. нар. т-ра кукол; т-р марионеток. По данным узб. классич. лит-ры (А. Навои и др.), Ч. х. уже в 14 в. был одним из любимых зрелищ. В 18 в. представления Ч. х. давались обычно по вечерам во время нар. праздников, изредка по случаю семейных торжеств. Представления разыгрывались на сцене (сахна), имевшей занавес (парда) и несложные световые приспособления. В представлении принимали участие: главный кукольник (усто), его помощник (корфармон), ученик (шогирд). Усто и шогирд, находящиеся за сценой, управляли куклмн сверку, а корфармон, сидевший недалеко от зрителей, в„л диалог с героями представления и 'одновременно выполнял функции аккомпаниатора (играл на сурнае, флейте или дойре-бубне), пел песни. Акт„ры Ч. х. могли управлять одновременно 8-10 куклами (в одном спектакле участвовало до 50 кукол). Сохранилась пьеса "Начальники" и неск. небольших 'сценок. Среди кукол Ч. х.-Эрназар маймунчи (дрессировщик обезьяны), фаррош-подметальщик, аджар-дракон и др. Существовали куклы, портретно воспроизводившие конкретных людей (кукла Худаяр-хана, кукла доктора Батыршина и др.). Это подтверждает, что в представлениях Ч. х. высмеивалась придворная знать и они носили обличит, характер. Показывались также бытовые сценки из повседневной жизни, тексты Ч. х. передавались из поколения в поколение. У ташкентского кукольника Шофайзи (1870-1930) отец Мухиддин, дед Шоазим, прадед Шосолих являлись мастерами иск-ва Ч. х. Крупными представителями этого вида т-ра были: Шохсувар (1830 - 1900) 'и Абдулло (1790-1855) - отец и дед известного бухарского кукольника и музыканта Данияр бобо(1876- 1962). В 1937 на декаде узб. иск-ва и лит-ры в Москве было показано представление Ч. х. Лит.: ГавриловМ., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928. М.Кад. ЧОДРОНОВ, Кыдырбек (р. 15.III. 1920) - кирг. сов. артист оперы (баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Учился в Нац. студии при Моск. консерватории (1948-51). С 1938 - артист хора, с 1942 - солист Кирг. т-ра оперы и балета (Фрунзе). Партии: Искандер, Семетей, Манас, Сапар, Токтогул ("Аджал ордуна", "Айчурек", о. п.,"На берегах Иссык-Куля, о. п. Власова, Малдыбаева и Фере), Айдар ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова), Самюдин ("Сердце матери" Гер-манова), Кудаке ("Олджобай и Кишимджан" Абдрасва), Жермон ("Травиата"), Елецкий ("Пиковая дама") и др. Снимался в кино. С 1965 вед„т педагогическую работу. Д. Бр. 40 ‚Н ЧХУЛЬ (р. 10.11. 1913) - корейский поэт, драматург. В 1941 окончил лит. ф-т ун-та Васэда (Токио). Творч. деятельность начал в 30-е гг. как поэт. Автор пьес "Великая любовь" (1947) - о событиях крестьянской войны 1894, "Сказание о янбане" (по рассказу Пак Чи Бона, 1955, Гос. драм. т-р, Пхеньян), "Адмирал Ли Сун Син" (1960, там же) - о корейском патриоте 16 в., и др. Популярность получила пьеса "Боевые друзья" (1950, Пхеньянский гор. т-р) - о боевой дружбе корейских воинов и кит. нар. добровольцев в годы освободит, войны корейского народа (1950-53). Ч. ‚. Ч. написал либретто оперы-кагык "Кчончхи и Пчачхи" Ли Мен Сана (1954, Гос. художеств. т-р), опер-чхангык "Княжна Сонхва" Чо Сан Сона, Чон Нам Хи и Син ‚н Чхоля (1958, Гос. т-р "Сказание о Чанхва и Хонр„н" Ким Дин Мена (1959, там же), "Сон в красном тереме" Ли Мен Сана и Син Ен Чхоля (1962, там же), а также муз.-танцевальные пьесы "Под ярким солнцем" (1962, Гос. художеств. т-р, Нар. премия) и др. С 1948 жив„т в Сев. Корее. Соч. на корейском яз.: Хыгокчжип (Сборник пьес), Пхеньян, 1961; Янбанчжой ("Сказание о янбане"), в кн.: Ким С ы н Г у, Чхунхянчжой (Сказание о Чхун Хян), Пхеньян, 1956. Г. Ли. ЧОКОНАИ-ВЙТЕЗ (Csokonai Vitez), Михай (17. XI. 1773-28.1.1805) - венг. драматург и поэт. Один из крупнейших лирич. поэтов Венгрии. В 1793 написал для первого нац. т-ра Венгрии, к-рым руководил Л. Келемен, сатирич. комедию "Темпефеи, или Безумец тот, кто в Венгрии поэтом хочет стать". В этой комедии создан образ поэта, противостоящего косному, тупому миру венг. дворянства и нем. бюргерства. В 1799-1800, будучи преподавателем в лицее г. Чурго, написал для школьного т-ра и разучил с лицеистами одноактные фарсы "Культура" и "Вдова Карньоне и два ветрогона" (сохраняется в репертуаре совр. венг. т-ра). В этих пьесах, близких нар. площадному т-ру, создана бурлескная картина жизни нарождающегося третьего сословия. Ч.-В. принадлежит также перевод на венг. яз. либретто оперы "Волшебная флейта". Лит.: Pukanszkyne Kadar I., А dramairo Csokonai, Bdp., 1956; История западноевропейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокульского, М., 1957, с. 822-28. А. Гер. ЧОРНЫЙ, Кузьма [наст. имя и фам.-Николай Карлович Страницы: «« « 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |