|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 » »» реформаторов арм. т-ра - ознаменовала новый, высший этап его развития,
характеризующийся утверждением реализма на арм. сцене. Лучшие роли Ч. в
зап.-европ. драматургии: Отелло, Ш„йлок, Карл Моор; Эрнани, Анд-желло
(о. п. Гюго), Сга-нарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Жорж Данден (о. п.
Мольера). С именем Ч. связано первое знакомство арм. зрителя с рус.
клас-сич. драматургией. В 1864 он перев„л и поставил "Не в свои сани не
садись" Островского, где исполнял роль Вихорева. Затем выступал в ролях
Кречин-ского; Скалозуба ("Горе от ума") и др.
Ч. был одним из самых образованных и многосторонних деятелей арм.
т-ра. Он переводил драматич. произведения с рус. и франц. яз., сам писал
водевили, бытовые комедии, драмы ("Приглашение на хаш", "Вместо семьи
невеста", "В двух семьях" и т. д.). В этих пьесах Ч. затрагивал вопросы
семьи, воспитания. Лучшая из них - "Учительница" (1890), посв. теме
равноправия женщины в обществе.
Со своей труппой Ч. побывал почти во всех городах Закавказья, где
проживали преим. армяне, популяризировал сценич. иск-во среди широких
масс. В 1879 ездил в Константинополь (Стамбул) и пригласил П. Адамяна,
Си рану йш и др. выдающихся арм. акт„ров Константинопольского т-ра в
свою труппу. Ч. часто выступал в печати со статьями, рецензиями и
воспоминаниями об арм. т-ре. Его иск-во было насыщено прогрессивными,
освободит, идеями, выражало лучшие черты арм. народа.
Соч.: Воспоминания (на арм. яз.), Ер., 1953. Лит.: Арутюнян С.,
Геворг Чмшкян, Ер., 1960 на арм. яз.). Б. А.
ЧМШКЯН, Сатеник (наст. фам. и имя-Т е р-А б р а-мян Егисабет)
(1849-30.XII.1907) - арм. актриса. Сценич. деятельность начала в
Тифлисской арм. труппе (1863). Характерная и драматич. актриса, одна из
лучших исполнительниц ролей в драматургии Г. Сундукяна: Кекел, Эпимия,
Шушан ("Пэпо"), Маргарит, Наталия, Хампери ("Хатабала"), Саломэ, Анани
("Ещ„ одна жертва"). Б. А.
ЧОДЙР ХА‚Л (палатка привидений) - вид узб. нар. т-ра кукол; т-р
марионеток. По данным узб. классич. лит-ры (А. Навои и др.), Ч. х. уже в
14 в. был одним из любимых зрелищ. В 18 в. представления Ч. х. давались
обычно по вечерам во время нар. праздников, изредка по случаю семейных
торжеств. Представления разыгрывались на сцене (сахна), имевшей занавес
(парда) и несложные световые приспособления. В представлении принимали
участие: главный кукольник (усто), его помощник (корфармон), ученик
(шогирд). Усто и шогирд, находящиеся за сценой, управляли куклмн сверку,
а корфармон, сидевший недалеко от зрителей, в„л диалог с героями
представления и 'одновременно выполнял функции аккомпаниатора (играл на
сурнае, флейте или дойре-бубне), пел песни. Акт„ры Ч. х. могли управлять
одновременно 8-10 куклами (в одном спектакле участвовало до 50 кукол).
Сохранилась пьеса "Начальники" и неск. небольших 'сценок. Среди кукол Ч.
х.-Эрназар маймунчи (дрессировщик обезьяны), фаррош-подметальщик,
аджар-дракон и др. Существовали куклы, портретно воспроизводившие
конкретных людей (кукла Худаяр-хана, кукла доктора Батыршина и др.). Это
подтверждает, что в представлениях Ч. х. высмеивалась придворная знать и
они носили обличит, характер. Показывались также бытовые сценки из
повседневной жизни, тексты Ч. х. передавались из поколения в поколение.
У ташкентского кукольника Шофайзи (1870-1930) отец Мухиддин, дед Шоазим,
прадед Шосолих являлись мастерами иск-ва Ч. х. Крупными представителями
этого вида т-ра были: Шохсувар (1830 - 1900) 'и Абдулло (1790-1855) -
отец и дед известного бухарского кукольника и музыканта Данияр
бобо(1876- 1962). В 1937 на декаде узб. иск-ва и лит-ры в Москве было
показано представление Ч. х.
Лит.: ГавриловМ., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928. М.Кад.
ЧОДРОНОВ, Кыдырбек (р. 15.III. 1920) - кирг. сов. артист оперы
(баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Учился в Нац. студии при Моск.
консерватории (1948-51). С 1938 - артист хора, с 1942 - солист Кирг.
т-ра оперы и балета (Фрунзе).
Партии: Искандер, Семетей, Манас, Сапар, Токтогул ("Аджал ордуна",
"Айчурек", о. п.,"На берегах Иссык-Куля, о. п. Власова, Малдыбаева и
Фере), Айдар ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова), Самюдин ("Сердце
матери" Гер-манова), Кудаке ("Олджобай и Кишимджан" Абдрасва), Жермон
("Травиата"), Елецкий ("Пиковая дама") и др.
Снимался в кино. С 1965 вед„т педагогическую работу. Д. Бр.
40 ‚Н ЧХУЛЬ (р. 10.11. 1913) - корейский поэт, драматург. В 1941
окончил лит. ф-т ун-та Васэда (Токио). Творч. деятельность начал в 30-е
гг. как поэт. Автор пьес "Великая любовь" (1947) - о событиях
крестьянской войны 1894, "Сказание о янбане" (по рассказу Пак Чи Бона,
1955, Гос. драм. т-р, Пхеньян), "Адмирал Ли Сун Син" (1960, там же) - о
корейском патриоте 16 в., и др. Популярность получила пьеса "Боевые
друзья" (1950, Пхеньянский гор. т-р) - о боевой дружбе корейских воинов
и кит. нар. добровольцев в годы освободит, войны корейского народа
(1950-53). Ч. ‚. Ч. написал либретто оперы-кагык "Кчончхи и Пчачхи" Ли
Мен Сана (1954, Гос. художеств. т-р), опер-чхангык "Княжна Сонхва" Чо
Сан Сона, Чон Нам Хи и Син ‚н Чхоля (1958, Гос. т-р "Сказание о Чанхва и Хонр„н" Ким Дин Мена (1959, там же), "Сон в красном
тереме" Ли Мен Сана и Син Ен Чхоля (1962, там же), а также
муз.-танцевальные пьесы "Под ярким солнцем" (1962, Гос. художеств. т-р,
Нар. премия) и др. С 1948 жив„т в Сев. Корее.
Соч. на корейском яз.: Хыгокчжип (Сборник пьес), Пхеньян, 1961;
Янбанчжой ("Сказание о янбане"), в кн.:
Ким С ы н Г у, Чхунхянчжой (Сказание о Чхун Хян), Пхеньян, 1956. Г.
Ли.
ЧОКОНАИ-ВЙТЕЗ (Csokonai Vitez), Михай (17. XI. 1773-28.1.1805) -
венг. драматург и поэт. Один из крупнейших лирич. поэтов Венгрии. В 1793
написал для первого нац. т-ра Венгрии, к-рым руководил Л. Келемен,
сатирич. комедию "Темпефеи, или Безумец тот, кто в Венгрии поэтом хочет
стать". В этой комедии создан образ поэта, противостоящего косному,
тупому миру венг. дворянства и нем. бюргерства. В 1799-1800, будучи
преподавателем в лицее г. Чурго, написал для школьного т-ра и разучил с
лицеистами одноактные фарсы "Культура" и "Вдова Карньоне и два
ветрогона" (сохраняется в репертуаре совр. венг. т-ра). В этих пьесах,
близких нар. площадному т-ру, создана бурлескная картина жизни
нарождающегося третьего сословия. Ч.-В. принадлежит также перевод на
венг. яз. либретто оперы "Волшебная флейта".
Лит.: Pukanszkyne Kadar I., А dramairo Csokonai, Bdp., 1956; История
западноевропейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокульского, М.,
1957, с. 822-28.
А. Гер. ЧОРНЫЙ, Кузьма [наст. имя и фам.-Николай Карлович
Страницы: «« « 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |