Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573  2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583  » »»

реформаторов арм. т-ра - ознаменовала новый, высший этап  его  развития,
характеризующийся утверждением реализма на арм. сцене. Лучшие роли Ч.  в
зап.-европ. драматургии: Отелло, Ш„йлок, Карл  Моор;  Эрнани,  Анд-желло
(о. п. Гюго), Сга-нарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Жорж Данден (о. п.
Мольера). С именем Ч. связано первое  знакомство  арм.  зрителя  с  рус.
клас-сич. драматургией. В 1864 он перев„л и поставил "Не в свои сани  не
садись" Островского, где исполнял роль Вихорева. Затем выступал в  ролях
Кречин-ского; Скалозуба ("Горе от ума") и др.
   Ч. был одним из самых образованных  и  многосторонних  деятелей  арм.
т-ра. Он переводил драматич. произведения с рус. и франц. яз., сам писал
водевили, бытовые комедии, драмы ("Приглашение на  хаш",  "Вместо  семьи
невеста", "В двух семьях" и т. д.). В этих пьесах Ч. затрагивал  вопросы
семьи, воспитания. Лучшая из них  -  "Учительница"  (1890),  посв.  теме
равноправия женщины в обществе.
   Со своей труппой Ч. побывал почти во  всех  городах  Закавказья,  где
проживали преим. армяне, популяризировал сценич.  иск-во  среди  широких
масс. В 1879 ездил в Константинополь (Стамбул) и пригласил  П.  Адамяна,
Си рану йш и др. выдающихся арм.  акт„ров  Константинопольского  т-ра  в
свою труппу. Ч. часто  выступал  в  печати  со  статьями,  рецензиями  и
воспоминаниями об арм. т-ре. Его иск-во  было  насыщено  прогрессивными,
освободит, идеями, выражало лучшие черты арм. народа.
   Соч.: Воспоминания (на арм.  яз.),  Ер.,  1953.  Лит.:  Арутюнян  С.,
Геворг Чмшкян, Ер., 1960 на арм. яз.). Б. А.
   ЧМШКЯН, Сатеник (наст. фам.  и  имя-Т  е  р-А  б  р  а-мян  Егисабет)
(1849-30.XII.1907)  -  арм.  актриса.  Сценич.  деятельность  начала   в
Тифлисской арм. труппе (1863). Характерная и драматич. актриса, одна  из
лучших исполнительниц ролей в драматургии Г. Сундукяна:  Кекел,  Эпимия,
Шушан ("Пэпо"), Маргарит, Наталия, Хампери ("Хатабала"),  Саломэ,  Анани
("Ещ„ одна жертва"). Б. А.
   ЧОДЙР ХА‚Л (палатка привидений) -  вид  узб.  нар.  т-ра  кукол;  т-р
марионеток. По данным узб. классич. лит-ры (А. Навои и др.), Ч. х. уже в
14 в. был одним из любимых зрелищ. В 18 в. представления Ч. х.  давались
обычно по вечерам во время нар. праздников, изредка по  случаю  семейных
торжеств. Представления разыгрывались на сцене (сахна), имевшей  занавес
(парда) и несложные световые приспособления. В  представлении  принимали
участие: главный кукольник  (усто),  его  помощник  (корфармон),  ученик
(шогирд). Усто и шогирд, находящиеся за сценой, управляли куклмн сверку,
а корфармон,  сидевший  недалеко  от  зрителей,  в„л  диалог  с  героями
представления и 'одновременно выполнял функции аккомпаниатора (играл  на
сурнае, флейте или дойре-бубне), пел песни. Акт„ры Ч. х. могли управлять
одновременно 8-10 куклами (в одном спектакле участвовало до  50  кукол).
Сохранилась пьеса "Начальники" и неск. небольших 'сценок. Среди кукол Ч.
х.-Эрназар  маймунчи   (дрессировщик   обезьяны),   фаррош-подметальщик,
аджар-дракон  и  др.  Существовали  куклы,  портретно   воспроизводившие
конкретных людей (кукла Худаяр-хана, кукла доктора Батыршина и др.). Это
подтверждает, что в представлениях Ч. х. высмеивалась придворная знать и
они носили обличит,  характер.  Показывались  также  бытовые  сценки  из
повседневной жизни, тексты Ч. х. передавались из поколения в  поколение.
У ташкентского кукольника Шофайзи (1870-1930) отец Мухиддин, дед Шоазим,
прадед Шосолих являлись мастерами иск-ва Ч. х. Крупными  представителями
этого вида т-ра были: Шохсувар (1830 - 1900) 'и  Абдулло  (1790-1855)  -
отец  и  дед  известного  бухарского  кукольника  и   музыканта   Данияр
бобо(1876- 1962). В 1937 на декаде узб. иск-ва и лит-ры  в  Москве  было
показано представление Ч. х.
   Лит.: ГавриловМ., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928. М.Кад.
   ЧОДРОНОВ, Кыдырбек (р.  15.III.  1920)  -  кирг.  сов.  артист  оперы
(баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Учился в Нац.  студии  при  Моск.
консерватории (1948-51). С 1938 - артист хора, с  1942  -  солист  Кирг.
т-ра оперы и балета (Фрунзе).
   Партии: Искандер, Семетей, Манас, Сапар,  Токтогул  ("Аджал  ордуна",
"Айчурек", о. п.,"На берегах Иссык-Куля, о.  п.  Власова,  Малдыбаева  и
Фере), Айдар ("Айдар и Айша" Аманбаева и  Германова),  Самюдин  ("Сердце
матери" Гер-манова), Кудаке ("Олджобай и  Кишимджан"  Абдрасва),  Жермон
("Травиата"), Елецкий ("Пиковая дама") и др.
   Снимался в кино. С 1965 вед„т педагогическую работу. Д. Бр.
   40 ‚Н ЧХУЛЬ (р. 10.11. 1913) -  корейский  поэт,  драматург.  В  1941
окончил лит. ф-т ун-та Васэда (Токио). Творч. деятельность начал в  30-е
гг.  как  поэт.  Автор  пьес  "Великая  любовь"  (1947)  -  о   событиях
крестьянской войны 1894, "Сказание о янбане" (по рассказу Пак  Чи  Бона,
1955, Гос. драм. т-р, Пхеньян), "Адмирал Ли Сун Син" (1960, там же) -  о
корейском патриоте 16 в., и  др.  Популярность  получила  пьеса  "Боевые
друзья" (1950, Пхеньянский гор. т-р) - о боевой дружбе корейских  воинов
и кит. нар. добровольцев  в  годы  освободит,  войны  корейского  народа
(1950-53). Ч. ‚. Ч. написал либретто оперы-кагык "Кчончхи и  Пчачхи"  Ли
Мен Сана (1954, Гос. художеств. т-р), опер-чхангык  "Княжна  Сонхва"  Чо
Сан Сона, Чон Нам Хи и Син ‚н  Чхоля  (1958,  Гос.  т-р  "Сказание о Чанхва и Хонр„н" Ким Дин Мена (1959, там же), "Сон в красном
тереме"  Ли  Мен  Сана  и  Син  Ен  Чхоля  (1962,  там  же),   а   также
муз.-танцевальные пьесы "Под ярким солнцем" (1962, Гос. художеств.  т-р,
Нар. премия) и др. С 1948 жив„т в Сев. Корее.
   Соч. на корейском  яз.:  Хыгокчжип  (Сборник  пьес),  Пхеньян,  1961;
Янбанчжой ("Сказание о янбане"), в кн.:
   Ким С ы н Г у, Чхунхянчжой (Сказание о Чхун Хян), Пхеньян,  1956.  Г.
Ли.
   ЧОКОНАИ-ВЙТЕЗ (Csokonai Vitez),  Михай  (17.  XI.  1773-28.1.1805)  -
венг. драматург и поэт. Один из крупнейших лирич. поэтов Венгрии. В 1793
написал для первого нац.  т-ра  Венгрии,  к-рым  руководил  Л.  Келемен,
сатирич. комедию "Темпефеи, или Безумец тот, кто в Венгрии поэтом  хочет
стать". В этой комедии  создан  образ  поэта,  противостоящего  косному,
тупому миру венг. дворянства и  нем.  бюргерства.  В  1799-1800,  будучи
преподавателем в лицее г. Чурго, написал для школьного т-ра и разучил  с
лицеистами  одноактные  фарсы  "Культура"  и  "Вдова  Карньоне   и   два
ветрогона" (сохраняется в репертуаре совр. венг. т-ра). В  этих  пьесах,
близких  нар.  площадному  т-ру,  создана   бурлескная   картина   жизни
нарождающегося третьего сословия. Ч.-В.  принадлежит  также  перевод  на
венг. яз. либретто оперы "Волшебная флейта".
   Лит.: Pukanszkyne Kadar I., А dramairo Csokonai, Bdp., 1956;  История
западноевропейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокульского,  М.,
1957, с. 822-28.
   А.  Гер.  ЧОРНЫЙ,  Кузьма  [наст.   имя   и   фам.-Николай   Карлович

Страницы: «« « 2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573  2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия