|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 » »» появились драматурги по зднеромантич. направления, в основе их пьес -
вымысел и фантазия. Представителями этого направления были поэты Ю.
Зейер и Я. Врхлиц-кий. Из многочисленных пьес этих драматургов наиболее
популярна поэтич. легенда "Радуз и Магулена" Зейера (1896) - о
влюбл„нных, раздел„нных враждой родов, и "Ночь на Карлштейне" Врхлицкого
(1884).
В нач. 20 в. в Ч. д. получают развитие элементы символизма,
проявлявшиеся вначале в сказочных пьесах ("Сказка о принцессе
Одуванчике" Ква-пила), а затем и в социальных драмах ("Яношик" Магена,
1910). Безысходности декадентской драматургии противостояли пьесы,
утверждавшие радость бытия ("Лето" Шрамека, 1915). В этот период на Ч.
д. оказала влияние драматургия А. П. Чехова.
После образования Чехословацкого государства (1918) основой для
становления и развития чехословацкой драматургии стали пьесы, отразившие
освободит. борьбу чеш. народа.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 4, M.,. 1964; Vondracek
J., Dejiny ceskeho divadla, sv. 1-2 Praha, 1956-57; Otruba M., Kacer M.,
Tvurci cest.i J. K. Tyla, Praha, 1961; Machal J., Dejiny ceskeho
dramatu, Praha, 1917; Dejiny ceske literatury, sv. 1-3, Praha, 1959-61.
Д. Сол.
ЧЕШСКИЙ ТЕАТР. Истоки развития Ч. т.- в обрядах древних языческих
плем„н, позднее-в крестьянских обрядах и празднествах врем„н феодализма.
Развитие европ. литургич. драмы и особенно введение интермедий в
мистериальные представления на чеш. яз. ("Знахарь, или Продавец мазей",
сер. 14 в.) определили переход от религиозных сюжетов к бытовым сценкам.
Гуситские войны (1419-37), крестовые походы на Чехию препятствовали
развитию нац. театр. культуры. Потеря назависимости (1620), политика
онемечивания населения, проводившаяся династией Габсбургов в течение 150
лет, также отрицательно сказалась на развитии чеш. т-ра. В 16-17 вв.
значит, распространение получает школьный т-р. в к-ром ставятся
произведения П. Кирмезера ("Чешская комедия о богаче и Лазаре", изд.
1566, "Новая комедия о вдове", 1573). Школьному т-ру иезуитов
противостоял нар. любительский т-р. На сельских ярмарках, в крестьянских
домах разыгрывались представления, выражающие протест против чужеземных
захватчиков и притеснений феодалов ("Комедия о Франтишке, дочери короля
английского, и Гонзике, сыне купца лондонского"; "Представление о святой
Доротее").
Новый этап в развитии Ч. т. связан с подъ„мом нац.-освободит,
движения чеш. народа, с периодом, получившим назв. эпохи нац.
возрождения (с конца 18 в. до 1848). Деятельность первого поколения чеш.
просветителей, называемых будителями, была направлена на возрождение и
развитие нац. традиций, становление драматургии, воспитание акт„ров и
режисс„ров. В 1737 пражский магистрат построил первое постоянное театр.
здание для публичных представлений - "Т-р у Котцу" (Прага), где
ставились оперные, а затем и драматич. спектакли. В 1760 открылся т-р в
Туновском доме (Прага). В н„м давались драматич. спектакли на нем. яз. В
1783 постановкой "Эмилии Галотти" Лессинга в Праге открылся Нац.
Ностицкий т-р (с 1797 - Сословный т-р), предназначавшийся для нем.
спектаклей. С 1785 здесь ставились спектакли и на чеш. яз. (реж. Ф.
Булла). В 1786-89 в т-ре "Боуда" ("Патриотический т-р") в Праге четыре
раза в неделю ставились спектакли на чеш. яз. (пьесы В. Тама, А. Зимы и
др.). Небольшую труппу акт„ров возглавлял В. Там. После закрытия т-ра
"Боуда" труппа играла (1789- 1802) в помещении монастыря Гибернских
францисканцев и получила назв. "Т-р у Гиберну", в 1802 перешла в здание
на Малой стране, в 1804 выступала на сцене Сословного т-ра, дававшего по
воскресным, праздничным дням дневные представления на чеш. яз. В 1806
эти представления были запрещены австр. властями, труппа нек-рое время
играла в здании на Малой стране, в 1811 прекратила сво„ существование.
В 1812-34 чеш. сценич. иск-во претерпело заметную эволюцию,
расширилась нац. драматургия. С 1824 в Сословном т-ре регулярно
ставились чеш. спектакли. Ведущими акт„рами были В. Грабингер, И. Хауэр,
И. и Б. Альрам. В 1834 спектакли на чеш. яз. прекратились, труппа
Сословного т-ра, возглавляемая И. К. Тылом, начала выступать как
любительский коллектив под назв. "Т-р у Каэтана". За два года т-р
объединил молодых драматургов и акт„ров и стал центром культурной жизни
страны. В 1837 труппа прекратила свою деятельность. В 1842-45
представления давались в т-ре "На Розовой улице" (выступала труппа,
сформированная из учеников Тыла). С 1846, под давлением прогрессивной
чеш. интеллигенции, возобновились спектакли в Сословном т-ре. Постепенно
любительские коллективы становятся профессиональными. В 1845 возникло
"Об-во создания нац. чешского т-ра", к-рое в течение мн. лет собирало
средства на строительство театр. здания. В 1-й пол. 19 в. сложилась
проф. труппа, идейным вдохновителем и воспитателем к-рой был драматург
Тыл. Его единомышленниками были М. Форхгей-мова, А. Раиска, М. Гинкова,
Я. Лапил и Я. Кашка. Деятельность т-ра основывалась на принципах Тыла,
к-рый призывал т-р отражать современность, опираться на нар. творчество,
обращаться к демократич. аудитории. Романтич. направление в театр.
иск-ве представлял И. Колар, акт„р, драматург и театр. деятель. В 1862 в
Праге открылся Временный т-р с муз. и драматич. труппами. Была создана
проф. труппа, объединившая лучших чеш. акт„ров. За время существования
Временного т-ра (закрыт в 1883) на его сцене выступали крупнейшие чеш.
акт„ры: К. Шимановский, И. Битнер, Я. Сейферт, Е. Пешкова, О.
Скленаржова-Мала, Ф. Колар, И. Мошна и др.
Временный театр стремился ответить на запросы разл. слоев общества.
Здесь ставились произв. Шекспира и рус. драматургия, большое место
отводилось нац. историч. драме. Среди спектаклей:
"Барон Г„ртц" Боздеха, "Сергий Катилина" Галека, "Провинциалка"
Тургенева (1833), "Ревизор" (1865), "Свадьба Кречинского" (1867),
"Бедность не порок" (1867), "Доходное место" (1869 и 1880), "Гроза"
(1870) и др. На сцене Временного т-ра осуществили свои пост. первые чеш.
режисс„ры И. Колар и Э. Хвалов-ский. В 1883 был открыт Национальный т-р,
в к-рый вошли труппы: драматич., оперная и балетная.
Деятельность Временного т-ра и открытие Национального т-ра (см.
Чехословацкий Национальный театр) активизировали театр. жизнь в
провинции, где возникло много передвижных т-ров. В 1865 был открыт
постоянный т-р в г. Пльзене, возглавляемый П. Шван-дой. Основу его
репертуара составляли пьесы Тыла и др. чеш. драматургов - Клицперы,
Колара, а также лучшие пьесы зап.-европ. драматургов. Шван-да воспитал
поколение акт„ров, в т. ч. В. Будиля, руководившего пльзеньской труппой
в течение мн. лет. В 1881 Шванда создал в Праге "Т-р у Либуше", в к-ром
Страницы: «« « 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |