Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566  2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576  » »»

появились драматурги по зднеромантич. направления, в основе  их  пьес  -
вымысел и фантазия. Представителями  этого  направления  были  поэты  Ю.
Зейер и Я. Врхлиц-кий. Из многочисленных пьес этих драматургов  наиболее
популярна  поэтич.  легенда  "Радуз  и  Магулена"  Зейера  (1896)  -   о
влюбл„нных, раздел„нных враждой родов, и "Ночь на Карлштейне" Врхлицкого
(1884).
   В  нач.  20  в.  в  Ч.  д.  получают  развитие  элементы  символизма,
проявлявшиеся  вначале  в  сказочных   пьесах   ("Сказка   о   принцессе
Одуванчике" Ква-пила), а затем и в социальных драмах  ("Яношик"  Магена,
1910).  Безысходности  декадентской  драматургии  противостояли   пьесы,
утверждавшие радость бытия ("Лето" Шрамека, 1915). В этот период  на  Ч.
д. оказала влияние драматургия А. П. Чехова.
   После  образования  Чехословацкого  государства  (1918)  основой  для
становления и развития чехословацкой драматургии стали пьесы, отразившие
освободит. борьбу чеш. народа.
   Лит.: История западноевропейского театра, т. 4, M.,. 1964;  Vondracek
J., Dejiny ceskeho divadla, sv. 1-2 Praha, 1956-57; Otruba M., Kacer M.,
Tvurci cest.i J.  K.  Tyla,  Praha,  1961;  Machal  J.,  Dejiny  ceskeho
dramatu, Praha, 1917; Dejiny ceske literatury, sv. 1-3, Praha,  1959-61.
Д. Сол.
   ЧЕШСКИЙ ТЕАТР. Истоки развития Ч. т.-  в  обрядах  древних  языческих
плем„н, позднее-в крестьянских обрядах и празднествах врем„н феодализма.
Развитие  европ.  литургич.  драмы  и  особенно  введение  интермедий  в
мистериальные представления на чеш. яз. ("Знахарь, или Продавец  мазей",
сер. 14 в.) определили переход от религиозных сюжетов к бытовым сценкам.
Гуситские войны (1419-37),  крестовые  походы  на  Чехию  препятствовали
развитию нац. театр. культуры.  Потеря  назависимости  (1620),  политика
онемечивания населения, проводившаяся династией Габсбургов в течение 150
лет, также отрицательно сказалась на развитии чеш.  т-ра.  В  16-17  вв.
значит,  распространение  получает  школьный  т-р.  в   к-ром   ставятся
произведения П. Кирмезера ("Чешская комедия о  богаче  и  Лазаре",  изд.
1566,  "Новая  комедия  о  вдове",  1573).   Школьному   т-ру   иезуитов
противостоял нар. любительский т-р. На сельских ярмарках, в крестьянских
домах разыгрывались представления, выражающие протест против  чужеземных
захватчиков и притеснений феодалов ("Комедия о Франтишке, дочери  короля
английского, и Гонзике, сыне купца лондонского"; "Представление о святой
Доротее").
   Новый этап  в  развитии  Ч.  т.  связан  с  подъ„мом  нац.-освободит,
движения  чеш.  народа,  с  периодом,  получившим   назв.   эпохи   нац.
возрождения (с конца 18 в. до 1848). Деятельность первого поколения чеш.
просветителей, называемых будителями, была направлена на  возрождение  и
развитие нац. традиций, становление драматургии,  воспитание  акт„ров  и
режисс„ров. В 1737 пражский магистрат построил первое постоянное  театр.
здание  для  публичных  представлений  -  "Т-р  у  Котцу"  (Прага),  где
ставились оперные, а затем и драматич. спектакли. В 1760 открылся т-р  в
Туновском доме (Прага). В н„м давались драматич. спектакли на нем. яз. В
1783  постановкой  "Эмилии  Галотти"  Лессинга  в  Праге  открылся  Нац.
Ностицкий т-р (с 1797  -  Сословный  т-р),  предназначавшийся  для  нем.
спектаклей. С 1785 здесь ставились спектакли и  на  чеш.  яз.  (реж.  Ф.
Булла). В 1786-89 в т-ре "Боуда" ("Патриотический т-р") в  Праге  четыре
раза в неделю ставились спектакли на чеш. яз. (пьесы В. Тама, А. Зимы  и
др.). Небольшую труппу акт„ров возглавлял В. Там.  После  закрытия  т-ра
"Боуда" труппа играла (1789-  1802)  в  помещении  монастыря  Гибернских
францисканцев и получила назв. "Т-р у Гиберну", в 1802 перешла в  здание
на Малой стране, в 1804 выступала на сцене Сословного т-ра, дававшего по
воскресным, праздничным дням дневные представления на чеш.  яз.  В  1806
эти представления были запрещены австр. властями, труппа  нек-рое  время
играла в здании на Малой стране, в 1811 прекратила сво„ существование.
   В  1812-34  чеш.  сценич.  иск-во   претерпело   заметную   эволюцию,
расширилась  нац.  драматургия.  С  1824  в  Сословном  т-ре   регулярно
ставились чеш. спектакли. Ведущими акт„рами были В. Грабингер, И. Хауэр,
И. и Б. Альрам. В  1834  спектакли  на  чеш.  яз.  прекратились,  труппа
Сословного  т-ра,  возглавляемая  И.  К.  Тылом,  начала  выступать  как
любительский коллектив под назв.  "Т-р  у  Каэтана".  За  два  года  т-р
объединил молодых драматургов и акт„ров и стал центром культурной  жизни
страны.  В  1837  труппа  прекратила  свою   деятельность.   В   1842-45
представления давались в т-ре  "На  Розовой  улице"  (выступала  труппа,
сформированная из учеников Тыла). С 1846,  под  давлением  прогрессивной
чеш. интеллигенции, возобновились спектакли в Сословном т-ре. Постепенно
любительские коллективы становятся профессиональными.  В  1845  возникло
"Об-во создания нац. чешского т-ра", к-рое в течение  мн.  лет  собирало
средства на строительство театр. здания. В  1-й  пол.  19  в.  сложилась
проф. труппа, идейным вдохновителем и воспитателем к-рой  был  драматург
Тыл. Его единомышленниками были М. Форхгей-мова, А. Раиска, М.  Гинкова,
Я. Лапил и Я. Кашка. Деятельность т-ра основывалась на  принципах  Тыла,
к-рый призывал т-р отражать современность, опираться на нар. творчество,
обращаться к  демократич.  аудитории.  Романтич.  направление  в  театр.
иск-ве представлял И. Колар, акт„р, драматург и театр. деятель. В 1862 в
Праге открылся Временный т-р с муз. и драматич. труппами.  Была  создана
проф. труппа, объединившая лучших чеш. акт„ров. За  время  существования
Временного т-ра (закрыт в 1883) на его сцене выступали  крупнейшие  чеш.
акт„ры:  К.  Шимановский,  И.  Битнер,  Я.  Сейферт,  Е.   Пешкова,   О.
Скленаржова-Мала, Ф. Колар, И. Мошна и др.
   Временный театр стремился ответить на запросы разл.  слоев  общества.
Здесь ставились произв.  Шекспира  и  рус.  драматургия,  большое  место
отводилось нац. историч. драме. Среди спектаклей:
   "Барон  Г„ртц"  Боздеха,  "Сергий  Катилина"  Галека,  "Провинциалка"
Тургенева  (1833),  "Ревизор"  (1865),  "Свадьба  Кречинского"   (1867),
"Бедность не порок" (1867), "Доходное  место"  (1869  и  1880),  "Гроза"
(1870) и др. На сцене Временного т-ра осуществили свои пост. первые чеш.
режисс„ры И. Колар и Э. Хвалов-ский. В 1883 был открыт Национальный т-р,
в к-рый вошли труппы: драматич., оперная и балетная.
   Деятельность Временного  т-ра  и  открытие  Национального  т-ра  (см.
Чехословацкий  Национальный  театр)  активизировали   театр.   жизнь   в
провинции, где возникло много  передвижных  т-ров.  В  1865  был  открыт
постоянный т-р в г.  Пльзене,  возглавляемый  П.  Шван-дой.  Основу  его
репертуара составляли пьесы Тыла и  др.  чеш.  драматургов  -  Клицперы,
Колара, а также лучшие пьесы зап.-европ. драматургов.  Шван-да  воспитал
поколение акт„ров, в т. ч. В. Будиля, руководившего пльзеньской  труппой
в течение мн. лет. В 1881 Шванда создал в Праге "Т-р у Либуше", в  к-ром

Страницы: «« « 2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566  2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия