|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 » »» этом же т-ре. Под управлением Э. Ф. Направника в Мариинском т-ре
(Петербург) были пост. "Проданная невеста" (1870) и "Далибор" (1900)
Сметаны. В 1869-1916 Направник был гл. дириж„ром Мариинского т-ра
(Петербург). С 1880 в России жил чеш. дириж„р В. Сук, под управлением
к-рого на сцене Большого т-ра (Москва) в 1906-33 были осуществлены все
наиболее значит, пост. опер рус. и зап.-европ. композиторов.
На рубеже 19 и 20 вв. появились произв., в к-рых вновь получили
развитие традиции Сметаны. Среди них: оперы И. Б. Ф„рстера: "Дебора"
(1893), "Ева" (1899), "Джессика" (1905 - все в Нац. т-ре, Прага). К
этому же времени относится начало деятельности Л. Яначека - одного из
крупнейших реформаторов оперного жанра. Ему принадлежат оперы "Шарка"
(соч. 1888, пост. 1925, Национальный т-р, Брно), "Начало романа" (1894,
там же), "Судьба" (соч. 1904, пост. 1958, там же, и др.) (см.
Чехословацкий театр. раздел Музыкальный театр). Яначек получил мировую
славу как автор оперы "Е„ падчерица" ("Ие-нуфа", 1904, там же).
Традиции Дворжака развивал в сво„м творчестве В. Новак. Его оперы
созданы на основе сюжетов чеш. лит-ры: "Звиковский домовой" (1915),
"Карл-штейн" (1916, обе в Нац. т-ре, Прага). Наиболее известна опера
Новака "Фонарь" (по пьесе-сказке Ирасека, 1923, там же).
Лит.: M а р т ы н о в И. И., Бедржих Сметана, М., 1963;
Нестьев И. В., "Е„ падчерица" Л. Яначека, М., 1960;
Полякова Л. В., Оперное творчество Леоша Яначека, М., (в печати). Д.
Т.
ЧЖОУ И-БАЙ (р. 1900) - кит. театровед и драматург. Один из крупнейших
исследователей кит. тра-диц. т-ра, автор ряда трудов, в т. ч. "История
китайского т-ра" (соч. 1950), "Статьи о китайском театре" (соч. 1960),
"Исследование трактатов о театрально-исполнительском искусстве" (1962) и
др. В годы антияпонской войны писал историко-патриотич. драмы:
"Царь Севера" (1940), "Хуа Му-лань" (1941) и бытовые пьесы:
"Канарейка" (1941), "Девичьи слезы" (1944) и др. Вл. С.
ЧЖОУ СИНЬ-ФАН (р. 1895) - кит. акт„р и театр. деятель. С шестилетнего
возраста выступал в традиц. жанре пекинской музыкальной драмы. Сценич.
деятельность начал в 1902. Получил известность как исполнитель в традиц.
репертуаре ролей лаошэн (см. Шэн). Играл под псевдонимом Цилинь-тун
(Чудо-юноша). Ч.- основоположник одного из ведущих направлений
исполнительского иск-ва пекинской муз. драмы - цилиньтунского
(сокращ„нно ци-пай) или шанхайской школы (деятельность Ч. протекала гл.
обр. в Шанхае). Выступал в пьесах, прославлявших борцов за свободу ("Сун
Цзяо-жэнь"), высмеивавших реакц. правителей ("Узурпатор Ван Ман") и др.
После образования КНР (1949) принял участие в обновлении репертуара
традиц. т-ра. В соответствии с требованием амплуа, герои Ч.
С.-ф.честные, благородные люди, движимые стремлением к справедливости.
Сохраняя свойственные жанру элементы идеализации характеров, обобщ„нную
символику движений, Ч. С.-ф. насыщает их жизненным содержанием,
стремится к углубл„нной разработке роли. Среди лучших ролей: Сун Ши-цзе
("Четыре чиновника"), Сун Цзян ("Улунъюань"), Сяо Энь ("Месть рыбака"),
Вэнь Тянь-сян (о. п.), Цзоу Ин-лун ("Избиения Янь Суна") и др.
Ч. С.-ф.- депутат Всекит. собрания нар. представителей (с 1954),
директор Шанхайского т-ра пекинской муз. драмы. Гастролировал в СССР
(1956) и др. странах.
Лит. (на кит. яз.): Сценическое искусство Чжоу Синь-фана, беседы Чжоу
Синь-фана, записанные Вэй Мином и Люй Чжуном, Пекин, 1961; Избранные
пьесы из репертуара Чжоу Синь-фана, Пекин, 1960. Вл. С.
ЧЖЭНДАНЬ - женское амплуа кит. традиц. т-ра. Сложилось в юанъской
драме. Позднее получило назв. амплуа "женщин в скромных одеждах" (см.
Дань). , С. С.
ЧЖЭНМО - амплуа кит. традиционного т-ра, сложилось в юанъской драме.
Ч.- гл. герой, исполняющий основную вокальную партию. Вл. С.
ЧЖЭНШЭН - мужское амплуа кит. традиционного т-ра. Сложилось в
куныпаньском жанре (см. Кунъцюй). Положительный молодой герой. В
пекинской музыкальной драме Ч.- пожилой герой Лао-шэн (см. Шэн)\ часто
представитель знати и императорской фамилии, а также чиновник,
интеллигент и др. С. С.
ЧЙКИ (Csiky), Гергей (8.ХП.1842-19.XI.1891)--венг. драматург. Один из
первых представителей критич. реализма венг. драматургии. Лит.
деятельность начал в 1872, будучи профессором теологии. В 1880 написал
первую комедию "Дармоеды" (1880, Нац. т-р, Будапешт). В течение
последующих лет создал цикл социально острых сатирич. комедий,
высмеивавших пороки бурж.-дворянской Венгрии. В фарсе "Мукани" (1880)
драматург обличает карьеризм и коррупцию, в комедии "П„страя нищета"
(1881) показывает характеры чиновников. В пьесе "Пузыри" (1887) Ч.
рассказывает о сословии "джентри" - разорившихся венг. дворян,
приспособившихся к новым бурж. условиям жизни. В трагедии "Железный
человек" (1886) Ч. пытается создать гражданскую драму о жизни совр. ему
бурж. общества по образцу античной трагедии. В историч. пьесе "Рожд„нный
для великого" (1890), на материале истории движения итал. карбонариев,
Ч. разоблачает политику католич. церкви. Последняя комедия Ч.- "Бабушка"
(1891)- пародия на венг. сентиментально-развлекат. драматургию конца 19
в. Благодаря сценичности была одной из самых репертуарных пьес Ч.
(последняя пост. в 1964 в Будапештском т-ре оперетты). В большинстве
своих пьес Ч. разрешает острые социальные проблемы благополучной
развязкой.
Соч.: Дармоеды, в сб.: Классическая драматургия стран народной
демократии, т. 2, М., 1955, с. 307-414.
Лит.: L u k ас s Gy., A modern drama fejludesenek tortenete, Bdp.,
1911; Hegedus G., Csiky Gergely, Bdp., 1953. А. Гер.
ЧИЛИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва Чили - в обрядах,
культовых церемониях, плясках индейцев, населявших страну. Первые театр.
представления относятся к эпохе колонизации Чили испанцами (конец 30-х
гг. 16 в.). Священники-миссионеры стремились использовать эти
представления в целях религиозной пропаганды. В 17 в. театр.
представления устраивались в Сантьяго и Консепсьоне во время свадебных
празднеств (в 1693 была пост. комедия "Чилийский Геркулес" неизв.
автора). В 1709 в столице построено небольшое здание т-ра "Колисео".
Здесь шли пьесы преим. исп. драматургов А. Сегрето, А. де
Солиса-и-Риваденейры, X. Руиса, Л. Сагредо, X. Уртадо де Мендосы.
Большим успехом пользовались под, тонадильи, сайнете и энтремиш,
ставились также пьесы Лопе де Вега, А. Морето и др. В 1789 построено
здание нового т-ра "Колисео" в Сантьяго, в 1791 открыт т-р в
Вальпараисо.
Страницы: «« « 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |