Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568  2569   2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578  » »»

этом же т-ре.  Под  управлением  Э.  Ф.  Направника  в  Мариинском  т-ре
(Петербург) были пост. "Проданная невеста"  (1870)  и  "Далибор"  (1900)
Сметаны. В  1869-1916  Направник  был  гл.  дириж„ром  Мариинского  т-ра
(Петербург). С 1880 в России жил чеш. дириж„р В.  Сук,  под  управлением
к-рого на сцене Большого т-ра (Москва) в 1906-33 были  осуществлены  все
наиболее значит, пост. опер рус. и зап.-европ. композиторов.
   На рубеже 19 и 20 вв.  появились  произв.,  в  к-рых  вновь  получили
развитие традиции Сметаны. Среди них: оперы  И.  Б.  Ф„рстера:  "Дебора"
(1893), "Ева" (1899), "Джессика" (1905 - все  в  Нац.  т-ре,  Прага).  К
этому же времени относится начало деятельности Л. Яначека  -  одного  из
крупнейших реформаторов оперного жанра. Ему  принадлежат  оперы  "Шарка"
(соч. 1888, пост. 1925, Национальный т-р, Брно), "Начало романа"  (1894,
там  же),  "Судьба"  (соч.  1904,  пост.  1958,  там  же,  и  др.)  (см.
Чехословацкий театр. раздел Музыкальный театр). Яначек  получил  мировую
славу как автор оперы "Е„ падчерица" ("Ие-нуфа", 1904, там же).
   Традиции Дворжака развивал в сво„м творчестве  В.  Новак.  Его  оперы
созданы на основе сюжетов  чеш.  лит-ры:  "Звиковский  домовой"  (1915),
"Карл-штейн" (1916, обе в Нац. т-ре,  Прага).  Наиболее  известна  опера
Новака "Фонарь" (по пьесе-сказке Ирасека, 1923, там же).
   Лит.: M а р т ы н о в И. И., Бедржих Сметана, М., 1963;
   Нестьев И. В., "Е„ падчерица" Л. Яначека, М., 1960;
   Полякова Л. В., Оперное творчество Леоша Яначека, М., (в печати).  Д.
Т.
   ЧЖОУ И-БАЙ (р. 1900) - кит. театровед и драматург. Один из крупнейших
исследователей кит. тра-диц. т-ра, автор ряда трудов, в т.  ч.  "История
китайского т-ра" (соч. 1950), "Статьи о китайском театре"  (соч.  1960),
"Исследование трактатов о театрально-исполнительском искусстве" (1962) и
др. В годы антияпонской войны писал историко-патриотич. драмы:
   "Царь  Севера"  (1940),  "Хуа  Му-лань"  (1941)  и   бытовые   пьесы:
"Канарейка" (1941), "Девичьи слезы" (1944) и др. Вл. С.
   ЧЖОУ СИНЬ-ФАН (р. 1895) - кит. акт„р и театр. деятель. С шестилетнего
возраста выступал в традиц. жанре пекинской музыкальной  драмы.  Сценич.
деятельность начал в 1902. Получил известность как исполнитель в традиц.
репертуаре ролей лаошэн (см.  Шэн).  Играл  под  псевдонимом  Цилинь-тун
(Чудо-юноша).  Ч.-  основоположник   одного   из   ведущих   направлений
исполнительского  иск-ва   пекинской   муз.   драмы   -   цилиньтунского
(сокращ„нно ци-пай) или шанхайской школы (деятельность Ч. протекала  гл.
обр. в Шанхае). Выступал в пьесах, прославлявших борцов за свободу ("Сун
Цзяо-жэнь"), высмеивавших реакц. правителей ("Узурпатор Ван Ман") и  др.
После образования КНР (1949)  принял  участие  в  обновлении  репертуара
традиц.  т-ра.  В  соответствии   с   требованием   амплуа,   герои   Ч.
С.-ф.честные, благородные люди, движимые стремлением  к  справедливости.
Сохраняя свойственные жанру элементы идеализации характеров,  обобщ„нную
символику  движений,  Ч.  С.-ф.  насыщает  их   жизненным   содержанием,
стремится к углубл„нной разработке роли. Среди лучших ролей: Сун  Ши-цзе
("Четыре чиновника"), Сун Цзян ("Улунъюань"), Сяо Энь ("Месть  рыбака"),
Вэнь Тянь-сян (о. п.), Цзоу Ин-лун ("Избиения Янь Суна") и др.
   Ч. С.-ф.- депутат Всекит.  собрания  нар.  представителей  (с  1954),
директор Шанхайского т-ра пекинской муз.  драмы.  Гастролировал  в  СССР
(1956) и др. странах.
   Лит. (на кит. яз.): Сценическое искусство Чжоу Синь-фана, беседы Чжоу
Синь-фана, записанные Вэй Мином и Люй  Чжуном,  Пекин,  1961;  Избранные
пьесы из репертуара Чжоу Синь-фана, Пекин, 1960. Вл. С.
   ЧЖЭНДАНЬ - женское амплуа кит. традиц.  т-ра.  Сложилось  в  юанъской
драме. Позднее получило назв. амплуа "женщин в  скромных  одеждах"  (см.
Дань). , С. С.
   ЧЖЭНМО - амплуа кит. традиционного т-ра, сложилось в юанъской  драме.
Ч.- гл. герой, исполняющий основную вокальную партию. Вл. С.
   ЧЖЭНШЭН  -  мужское  амплуа  кит.  традиционного  т-ра.  Сложилось  в
куныпаньском  жанре  (см.  Кунъцюй).  Положительный  молодой  герой.   В
пекинской музыкальной драме Ч.- пожилой герой Лао-шэн (см.  Шэн)\  часто
представитель  знати  и  императорской  фамилии,   а   также   чиновник,
интеллигент и др. С. С.
   ЧЙКИ (Csiky), Гергей (8.ХП.1842-19.XI.1891)--венг. драматург. Один из
первых  представителей  критич.   реализма   венг.   драматургии.   Лит.
деятельность начал в 1872, будучи профессором теологии. В  1880  написал
первую  комедию  "Дармоеды"  (1880,  Нац.  т-р,  Будапешт).  В   течение
последующих  лет  создал  цикл  социально   острых   сатирич.   комедий,
высмеивавших пороки бурж.-дворянской Венгрии. В  фарсе  "Мукани"  (1880)
драматург обличает карьеризм и коррупцию,  в  комедии  "П„страя  нищета"
(1881) показывает характеры  чиновников.  В  пьесе  "Пузыри"  (1887)  Ч.
рассказывает  о  сословии  "джентри"  -   разорившихся   венг.   дворян,
приспособившихся к новым бурж.  условиям  жизни.  В  трагедии  "Железный
человек" (1886) Ч. пытается создать гражданскую драму о жизни совр.  ему
бурж. общества по образцу античной трагедии. В историч. пьесе "Рожд„нный
для великого" (1890), на материале истории движения  итал.  карбонариев,
Ч. разоблачает политику католич. церкви. Последняя комедия Ч.- "Бабушка"
(1891)- пародия на венг. сентиментально-развлекат. драматургию конца  19
в. Благодаря сценичности  была  одной  из  самых  репертуарных  пьес  Ч.
(последняя пост. в 1964 в Будапештском  т-ре  оперетты).  В  большинстве
своих  пьес  Ч.  разрешает  острые  социальные  проблемы   благополучной
развязкой.
   Соч.:  Дармоеды,  в  сб.:  Классическая  драматургия  стран  народной
демократии, т. 2, М., 1955, с. 307-414.
   Лит.: L u k ас s Gy., A modern drama  fejludesenek  tortenete,  Bdp.,
1911; Hegedus G., Csiky Gergely, Bdp., 1953. А. Гер.
   ЧИЛИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва Чили - в обрядах,
культовых церемониях, плясках индейцев, населявших страну. Первые театр.
представления относятся к эпохе колонизации Чили испанцами  (конец  30-х
гг.  16   в.).   Священники-миссионеры   стремились   использовать   эти
представления  в  целях  религиозной  пропаганды.   В   17   в.   театр.
представления устраивались в Сантьяго и Консепсьоне во  время  свадебных
празднеств (в  1693  была  пост.  комедия  "Чилийский  Геркулес"  неизв.
автора). В 1709 в столице построено  небольшое  здание  т-ра  "Колисео".
Здесь  шли  пьесы  преим.   исп.   драматургов   А.   Сегрето,   А.   де
Солиса-и-Риваденейры, X.  Руиса,  Л.  Сагредо,  X.  Уртадо  де  Мендосы.
Большим  успехом  пользовались  под,  тонадильи,  сайнете  и   энтремиш,
ставились также пьесы Лопе де Вега, А. Морето и  др.  В  1789  построено
здание  нового  т-ра  "Колисео"  в  Сантьяго,  в  1791  открыт   т-р   в
Вальпараисо.

Страницы: «« « 2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568  2569   2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия