Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560  2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570  » »»

своеобразные по форме политич. ревю антибурж. направленности.  Основными
исполнителями этих ревю были акт„ры
   fi. Bo.cnofien и Я. Верих, музыку писал композитор Я.  Ежек.  В  1933
создан т-р "Д-34", стремившийся пропагандировать принципы  пролетарского
иск-ва. Руководитель т-ра Э. Ф. Буриан  привл„к  к  деятельности  "Д-34"
литераторов, акт„ров, певцов,  танцовщиков,  музыкантов,  художников.  В
спектаклях   этого   т-ра   использовались   новые   средства    сценич.
выразительности,  они  отличались  мастерством  сценич.  речи,  выразит,
пластикой, музыкальностью, новаторскими принципами  сценич.  мастерства.
На  деятельность  т-ра  "Д-34"  оказал  влияние  сов.  т-р  и   особенно
творчество В. Э. Мейерхольда и А. Я.  Таирова.  Прогрессивные  тенденции
проявились и в деятельности гос. т-ров. В Т-ре на Виноградах были пост.:
"Виринея" по Сей-фуллиной (1927), "Поднятая целина" по Шолохову  (1933),
"Гибель эскадры" (1937); в Нац. т-ре - "Дорога цветов"  Катаева  (1935),
"Платон Кречет" (1936), "Васса Железнова" (1937); в Гор. т-ре в Оломоуце
- "Оптимистическая трагедия"  (1936);  в  т-ре  в  Кладно-  "Цемент"  по
Гладкову (1927).
   Развитие чеш. акт„рского иск-ва характеризовалось стремлением к более
углубл„нному психологич. раскрытию сценич. образа. Это нашло выражение в
творчестве акт„ров: В. Выдры, 3. Балдовой, Л. До-сталовой, Р.  Тумы,  Б.
Карена, 3. Штепанека,  О.  Шейн-пфлуговой,  Ф.  С.чолика,  Я.  Прухи.  В
1918-39 появляются новые режисс„ры: К. Г.  Гилар,  ставивший  в  1921-35
спектакли  в  Нац.  т-ре  (Прага);  И.  Фрейка,   один   из   создателей
"Освобожд„нного т-ра", работавший с 1929 в Нац. т-ре (Прага); Я. Квапил,
развивавший  принципы  психологич.  т-ра;  Я.  Бор,  уделявший   большое
внимание рус. классич. драматургии, инсценировкам романов Л. Н. Толстого
("Анна Каренина") и Ф. М.  Достоевского  ("Бесы",  "Братья  Карамазовы",
"Преступление  и  наказание").  Режисс„ры  революц.  т-ров:  И.  Гонзль,
Буриан, В. Гамза, А. Курш - в Праге;  И.  Бездичек,  А.  Подгорский,  И.
Скршиван - в Брно; Я. Шкода, К. Палоуш - в  Остраве;  О.  Стпи-бор  -  в
Оломоуце, переосмысливая достижения сов. т-ра, боролись за  политическую
остроту театрального искусства и его  активное  воздействие  на  широкие
слои зрителя.
   В 1918-39 происходит  формирование  чехословацкого  декорац.  иск-ва,
к-рое  становится  одним  из   важнейших   компонентов   т-ра.   Широкую
известность получают художники: В. Гофман, Ф.  Трестр,  Ф.  Зеленка,  Ф.
Музика, Я. Сладек, И. Вениг, И. Чапек, И. Лада, И. Габриел,  Я.  Зрзавы,
М. Коуржил. Рост театр. иск-ва в эти годы  связан  с  появлением  театр.
критики (3. Неедлы, Ю. Фучик, Б. Вацлавек,  К.  Конрад,  М.  Майорова  и
др.).
   Словацкий т-р в 1918-39 вста„т на путь борьбы за проф. мастерство.  В
1920 открылся Словацкий Нац. т-р (Братислава), в  к-рый  входили  четыре
труппы  (оперная,  балетная,  опереточная,  драматическая).  Но  из  188
драматич.  спектаклей,  пост.  в  1920-25,  только  27  исполнялись   на
словацком яз. В 1936 была выделена самостоят, словацкая труппа, к-рая до
1939 выступала совм. с чеш. на сцене  Словацкого  Нац.  т-ра.  Словацкие
акт„ры  ставили  произведения  нац.   авторов,   слав.   драматургов   и
зап.-европ. классику:
   "Мать" (1922), "Путаница в имении" (1924, 1928), "Софья Зузи" (1925),
"Герой"  (1929),  "Новая  жизнь"  (1932),  "Женский  закон"  (1938)   И.
Тайовского; "Последняя симфония" (1930), "Король  Святоплук"  (1935)  П.
Сто доли; "Проволочник" (1926), "Приключения  при  дожинках"  (1936)  Я.
Паларика; "Ирод и И po диада"  Гвездослава  (1937);  "Проделки  Скапена"
(1922), "Гамлет" (1931), "Тартюф"  (1936),  "Двенадцатая  ночь"  (1936),
"Сон  в  летнюю  ночь"  (1938).  Были  пост.  пьесы  сов.   драматургов:
"Квадратура круга" (1931) и  "Дорога  цветов"  (1936)  Катаева,  "Страх"
(1933) и "Портрет" (1935) Афиногенова, "Васса Железнова" (1937).
   Одновременно  с  проф.   т-ром   в   Словакии   происходит   развитие
разнообразных форм театр.  самодеятельности,  центром  к-рой  становится
город Мартин. В 1922 здесь созда„тся  Союз  театр.  любителей  Словакии,
к-рый  изда„т  свой  журнал.  В  1918-39  выдвигаются  акт„ры  с   яркой
индивидуальностью   -   А.   Багар,   Г.    Арбет,    И.    Келло,    О.
Бородачова-Орсаго-ва. Вначале словацкую труппу  возглавлял  режисс„р  Я.
Бородач, к-рый тяготел к пспхологич.  т-ру,  высоко  ценил  иск-во  МХТ.
Позднее здесь работали реж. В. Шульц, Я. Ямницкий.
   В 1939-45, в период фаш. оккупации,  труппы  т-ров  сокращаются.  Мн.
т-ры закрываются оккупац. войсками.  Из  репертуара  были  изъяты  пьесы
авторов тех стран, с  к-рыми  гитлеровская  Германия  вела  войну  (рус.
классика, Шекспир и  др.).  В  концентрационные  лагеря  были  заключены
многие прогрессивные театральные деятели Буриан  и  др.),  в  нацистских
застенках погибли Стпбор, Скршпван, Вап-чура и др.  В  США  эмигрировали
Верих, Восковец, Ежек.
   После освобождения Чехословакии  от  оккупации  (1945)  правительство
ликвидировало  частные  театр.  антрепризы,  были  определены   основные
принципы новой театр. системы: т-ры перешли в  ведение  республиканских,
областных и гор. управлений (Советов),  армии,  профсоюзов,  Союза  чеш.
молод„жи. Театр. иск-во было  поставлено  на  службу  широкому  зрителю,
проходила  активная  демократизация  т-ра.   В   1945   созданы   театр.
коллективы: Реалистич. т-р (позднее им. Неедлы), "Т-р им. 5  мая",  "Т-р
сатиры" - в Праге;  "Сельский  т-р",  обслуживающий  сельского  зрителя,
организован театр. ин-т, учебный т-р "Диск" и др. В 1948 принят Закон  о
т-ре. В 1948-53 усилилась борьба за новую драму, к-рая  рождалась  совм.
усилиями коллективов т-ров и молодых драматургов.  Появились  спектакли,
посв. теме труда и рабочему классу: "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани
(1949, т-р "Д-34"), "Духцовский виадук" Цаха (1950, Реалистич.  т-р  им.
Неедлы),  "Орденоносцы"  Стеглика  (1953,  Т-р   им.   Тыла,   Пльзень).
Национальный  традиц.  жанр  сказки  использовался  для  выражения  идей
современности в спектакле "Шутки с ч„ртом" Дрды (1945, Нац. т-р, Прага).
В  пост.  классич.  драматургии  проявилось   стремление   к   отражению
современности. Так были решены спектакли:  реж.  Гонзлем-"Ян  Гус"  Тыла
(1945), "Мариша" бр. Мршти-ков (1948), "Мещане" (1949) - в Нац.  т-ре  в
Праге;
   Бурианом - "Ромео  и  Джульетта"  Шекспира  (1945)-  в  т-ре  "Д-34";
Хофбауэром  -  "Макбет"  (1948)-  в  Гор.  т-ре  в  Пльзене;  Фрейкой  -
"Достигаев и другие" (1948)- в Гор. т-ре на Виноградах; Куршем - "Кут-но
горские рудокопы" (1949)- в Гос. т-ре Остравы;
   Шкодой - "Доходное место" (1950) - в Нац. т-ре в  Праге;  Палоушем  -
"Гроза" (1951) - в Реалистич. т-ре им. Неедлы; Штепанеком  -  "Мать"  К.
Чапека (1953) - в Художеств, т-ре армии (Прага). Значит. событием театр.
жизни явилась пост. "Кремл„вских курантов" (1946) в Нац. т-ре  в  Праге,

Страницы: «« « 2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560  2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия