|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 » »» своеобразные по форме политич. ревю антибурж. направленности. Основными
исполнителями этих ревю были акт„ры
fi. Bo.cnofien и Я. Верих, музыку писал композитор Я. Ежек. В 1933
создан т-р "Д-34", стремившийся пропагандировать принципы пролетарского
иск-ва. Руководитель т-ра Э. Ф. Буриан привл„к к деятельности "Д-34"
литераторов, акт„ров, певцов, танцовщиков, музыкантов, художников. В
спектаклях этого т-ра использовались новые средства сценич.
выразительности, они отличались мастерством сценич. речи, выразит,
пластикой, музыкальностью, новаторскими принципами сценич. мастерства.
На деятельность т-ра "Д-34" оказал влияние сов. т-р и особенно
творчество В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Прогрессивные тенденции
проявились и в деятельности гос. т-ров. В Т-ре на Виноградах были пост.:
"Виринея" по Сей-фуллиной (1927), "Поднятая целина" по Шолохову (1933),
"Гибель эскадры" (1937); в Нац. т-ре - "Дорога цветов" Катаева (1935),
"Платон Кречет" (1936), "Васса Железнова" (1937); в Гор. т-ре в Оломоуце
- "Оптимистическая трагедия" (1936); в т-ре в Кладно- "Цемент" по
Гладкову (1927).
Развитие чеш. акт„рского иск-ва характеризовалось стремлением к более
углубл„нному психологич. раскрытию сценич. образа. Это нашло выражение в
творчестве акт„ров: В. Выдры, 3. Балдовой, Л. До-сталовой, Р. Тумы, Б.
Карена, 3. Штепанека, О. Шейн-пфлуговой, Ф. С.чолика, Я. Прухи. В
1918-39 появляются новые режисс„ры: К. Г. Гилар, ставивший в 1921-35
спектакли в Нац. т-ре (Прага); И. Фрейка, один из создателей
"Освобожд„нного т-ра", работавший с 1929 в Нац. т-ре (Прага); Я. Квапил,
развивавший принципы психологич. т-ра; Я. Бор, уделявший большое
внимание рус. классич. драматургии, инсценировкам романов Л. Н. Толстого
("Анна Каренина") и Ф. М. Достоевского ("Бесы", "Братья Карамазовы",
"Преступление и наказание"). Режисс„ры революц. т-ров: И. Гонзль,
Буриан, В. Гамза, А. Курш - в Праге; И. Бездичек, А. Подгорский, И.
Скршиван - в Брно; Я. Шкода, К. Палоуш - в Остраве; О. Стпи-бор - в
Оломоуце, переосмысливая достижения сов. т-ра, боролись за политическую
остроту театрального искусства и его активное воздействие на широкие
слои зрителя.
В 1918-39 происходит формирование чехословацкого декорац. иск-ва,
к-рое становится одним из важнейших компонентов т-ра. Широкую
известность получают художники: В. Гофман, Ф. Трестр, Ф. Зеленка, Ф.
Музика, Я. Сладек, И. Вениг, И. Чапек, И. Лада, И. Габриел, Я. Зрзавы,
М. Коуржил. Рост театр. иск-ва в эти годы связан с появлением театр.
критики (3. Неедлы, Ю. Фучик, Б. Вацлавек, К. Конрад, М. Майорова и
др.).
Словацкий т-р в 1918-39 вста„т на путь борьбы за проф. мастерство. В
1920 открылся Словацкий Нац. т-р (Братислава), в к-рый входили четыре
труппы (оперная, балетная, опереточная, драматическая). Но из 188
драматич. спектаклей, пост. в 1920-25, только 27 исполнялись на
словацком яз. В 1936 была выделена самостоят, словацкая труппа, к-рая до
1939 выступала совм. с чеш. на сцене Словацкого Нац. т-ра. Словацкие
акт„ры ставили произведения нац. авторов, слав. драматургов и
зап.-европ. классику:
"Мать" (1922), "Путаница в имении" (1924, 1928), "Софья Зузи" (1925),
"Герой" (1929), "Новая жизнь" (1932), "Женский закон" (1938) И.
Тайовского; "Последняя симфония" (1930), "Король Святоплук" (1935) П.
Сто доли; "Проволочник" (1926), "Приключения при дожинках" (1936) Я.
Паларика; "Ирод и И po диада" Гвездослава (1937); "Проделки Скапена"
(1922), "Гамлет" (1931), "Тартюф" (1936), "Двенадцатая ночь" (1936),
"Сон в летнюю ночь" (1938). Были пост. пьесы сов. драматургов:
"Квадратура круга" (1931) и "Дорога цветов" (1936) Катаева, "Страх"
(1933) и "Портрет" (1935) Афиногенова, "Васса Железнова" (1937).
Одновременно с проф. т-ром в Словакии происходит развитие
разнообразных форм театр. самодеятельности, центром к-рой становится
город Мартин. В 1922 здесь созда„тся Союз театр. любителей Словакии,
к-рый изда„т свой журнал. В 1918-39 выдвигаются акт„ры с яркой
индивидуальностью - А. Багар, Г. Арбет, И. Келло, О.
Бородачова-Орсаго-ва. Вначале словацкую труппу возглавлял режисс„р Я.
Бородач, к-рый тяготел к пспхологич. т-ру, высоко ценил иск-во МХТ.
Позднее здесь работали реж. В. Шульц, Я. Ямницкий.
В 1939-45, в период фаш. оккупации, труппы т-ров сокращаются. Мн.
т-ры закрываются оккупац. войсками. Из репертуара были изъяты пьесы
авторов тех стран, с к-рыми гитлеровская Германия вела войну (рус.
классика, Шекспир и др.). В концентрационные лагеря были заключены
многие прогрессивные театральные деятели Буриан и др.), в нацистских
застенках погибли Стпбор, Скршпван, Вап-чура и др. В США эмигрировали
Верих, Восковец, Ежек.
После освобождения Чехословакии от оккупации (1945) правительство
ликвидировало частные театр. антрепризы, были определены основные
принципы новой театр. системы: т-ры перешли в ведение республиканских,
областных и гор. управлений (Советов), армии, профсоюзов, Союза чеш.
молод„жи. Театр. иск-во было поставлено на службу широкому зрителю,
проходила активная демократизация т-ра. В 1945 созданы театр.
коллективы: Реалистич. т-р (позднее им. Неедлы), "Т-р им. 5 мая", "Т-р
сатиры" - в Праге; "Сельский т-р", обслуживающий сельского зрителя,
организован театр. ин-т, учебный т-р "Диск" и др. В 1948 принят Закон о
т-ре. В 1948-53 усилилась борьба за новую драму, к-рая рождалась совм.
усилиями коллективов т-ров и молодых драматургов. Появились спектакли,
посв. теме труда и рабочему классу: "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани
(1949, т-р "Д-34"), "Духцовский виадук" Цаха (1950, Реалистич. т-р им.
Неедлы), "Орденоносцы" Стеглика (1953, Т-р им. Тыла, Пльзень).
Национальный традиц. жанр сказки использовался для выражения идей
современности в спектакле "Шутки с ч„ртом" Дрды (1945, Нац. т-р, Прага).
В пост. классич. драматургии проявилось стремление к отражению
современности. Так были решены спектакли: реж. Гонзлем-"Ян Гус" Тыла
(1945), "Мариша" бр. Мршти-ков (1948), "Мещане" (1949) - в Нац. т-ре в
Праге;
Бурианом - "Ромео и Джульетта" Шекспира (1945)- в т-ре "Д-34";
Хофбауэром - "Макбет" (1948)- в Гор. т-ре в Пльзене; Фрейкой -
"Достигаев и другие" (1948)- в Гор. т-ре на Виноградах; Куршем - "Кут-но
горские рудокопы" (1949)- в Гос. т-ре Остравы;
Шкодой - "Доходное место" (1950) - в Нац. т-ре в Праге; Палоушем -
"Гроза" (1951) - в Реалистич. т-ре им. Неедлы; Штепанеком - "Мать" К.
Чапека (1953) - в Художеств, т-ре армии (Прага). Значит. событием театр.
жизни явилась пост. "Кремл„вских курантов" (1946) в Нац. т-ре в Праге,
Страницы: «« « 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |