Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 » »» Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова. Сценич. образы, созданные Ч. в спектаклях 1-й Студии МХТ,- Кобус ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913), Фри-бе ("Праздник мира" Гауптмана, 1913), Калеб ("Сверчок на печи" по Диккенсу, 1914), Фрезер ("Потоп" Бергера, 1915) - выдвинули его в число крупнейших рус. акт„ров. Ч. прош„л сложный путь от абстрактной проповеди добра, красоты, морального совершенствования до воплощения трагедии личности, оказавшейся между двух миров, не находящей своего места в жизни. Выдающимися достижениями акт„ра стали образы: Мальволио ("Двенадцатая ночь", 1917), Эрик XIV (о. п. Стриндберга, 1921) в 1-й Студии МХТ; Гамлет (1924), Аблеухов ("Петербург" Белого, 1925) и Муромский ("Дело" Сухово-Кобылина, 1927) - во МХАТе 2-м; Хлестаков (1921)-в спектакле МХАТа. Сценич. образы Ч. отличались новаторством, смелостью замысла, мастерством перевоплощения. Обостр„нное восприятие мира, яркая экспрессия, глубокий лиризм делали его игру (в трагедии, комедии, фарсе) эмоционально заразительной. Виртуозное мастерство, тщательная отделка внешнего рисунка роли определялись его блестящим даром импровизации, совершенным владением телом, тонко разработанной темброво-интонационной мелодикой речи. Будучи последователем Станиславского, Ч. в то же время искал собственных путей в иск-ве т-ра. В 1919-22 руководил студией ("Чеховская студия"), где занятия по системе Станиславского сочетались с экспериментами по совершенствованию акт„рской техники. Среди воспитанников студии - В. Д. Бендина, В. А. Громов, М. О. Кнебель, В. Н. Татаринов и др. В 1924 Ч. становится во главе 1-й Студии МХТ, преобразованной в том же году во МХАТ 2-й. Однако разногласия внутри т-ра, а также противоречия мировоззрения Ч., связанные с увлечением антропософией, приводят в 1928 к его уходу из МХАТа 2-го. В том же году Ч. уехал за границу. Эмиграция пагубно отразилась на акт„рском творчестве Ч. Оторвавшись от взрастившей его почвы рус. театра, оказавшись в чуждой ему театр. и языковой среде, Ч. не сумел обрести прочного положения в иск-ве. Его многократные попытки организовать репертуарные т-ры в Париже, Праге, Нью-Йорке кончались неудачей. Выступая в т-рах Европы и США, Ч. создал лишь два значительных новых сценич. образа - Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, Рига, Гос. т-р, 1933) и Фома Опискин ("Село Степанчиково" по Достоевскому, Рига, театр Русской драмы, 1933). Ч. руководил студиями в Каунасе и Риге (1932-34), драм. курсами при т-ре"Груп"вНью-Йорке (1935), театр. школой в Англии (1936-39), переехавшей в начале войны в США, т-ром "Чехов-Плейере", созданным из воспитанников этой театр. школы (1939- 1940), группой "Экторс лабо-ратори" в Голливуде (40-е гг.). Среди учеников 4.- англ. акт„р П. Роджерс.амер. киноакт„ры Г. Пек, Ю. Бриннер и др. Итогом творч. опыта Ч. явилась книга "О технике акт„ра" (1943-45). Работа Ч. в кино, начатая им еще в СССР ("Человек из ресторана", 1927), была продолжена в Германии и США ("Зачарованный", "Рапсодия" и др.). Др. роли: Епиходов ("Вишн„вый сад"), Миша ("Провинциалка" Тургенева), Доктор ("Мнимый больной" Мольера) - МХТ; Пьер ("Архангел Михаил" Бромлей) - 1-я Студия МХТ. Пост.: "Двенадцатая ночь" (1930. Берлин, т-р "Габнма"; 1933, Каунас, Гос. т-р; 1941, Нью-Йорк), "Гамлет" (1932, Каунас, Гос. т-р; 1932, Рига, Гос. т-р), "Смерть Иоанна Грозного" (1933, Рига, Гос. т-р); "Село Степанчиково" (1933, Рига, Т-р Рус. драмы), "Ревизор" (1933, Каунас, Гос. т-р; 1946, Голливуд), оперы "Парсифаль" Вагнера (1934, Рига, Оперный т-р) и "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1942, Нью-Йорк, "Метрополитен-опера"). С о ч.:им. В. Э. Мейерхольда, в сб.: Гоголь и Мейерхольд, М., 1927; То the actor. On the technique of acting, N. Y., 1953. Лит.: Эфрос Н., "Сверчок на печи", Студия Московского Художественного театра, П. , 1918; М а р к о в П. А., Первая Студия МХТ (Сулержицкий - Вахтангов - Чехов), в кн.: Правда театра, М., 1965; Нов и.ц'к и и П. П.. Проблема актера, предисл. к кн.: Чехов М., Путь актера, Л., 1928; Соболев Ю., Актеры, М., 1926; Дикий А. Д., Повесть о театральной юности, М., 1957; Б и р м а н С. Г., Путь актрисы, М., 1959; Кнебель М. О., Процесс становления режиссера, М., 1966 [Автореферат дисс.]. В. Ю. ЧЕХОВ, Михаил Павлович (1865-14.XI.1936) - русский писатель, драматург, театр. критик, беллетрист. Брат А. П. Чехова, первый его биограф. В своих книгах "Антон Чехов и его сюжеты" (1923) и "Вокруг Чехова" (1933) Ч. описывает историю создания и постановки на сцене ряда пьес А. П. Чехова ("Иванов", "Медведь",. "Чайка", "Дядя Ваня" и др.), рассказывает об отношениях Чехова с драматургами, антрепрен„рами, акт„рами, воссозда„т ряд портретов театр. деятелей того времени. Ч. принадлежит также книга "Антон Чехов, театр. акт„ры и "Татьяна Репина"" (1924). Эта книга посвящена пьесе "Татьяна Репина", написанной А. П. Чеховым как отклик на одноим„нную пьесу А. С. Суворина (пьеса А. П. Чехова изд. в 2 экземплярах в 1889). Ч.- автор комедий-шуток, водевилей: "За двадцать минут до звонка" (1894, пост. 1896, Панаевский т-р, Петербург), "Ваза" (1896, пост. 1897, Суворин-ский т-р, Петербург), "Голубой бант" (1898, пост. 1899, Об-во любителей драм. и муз. искусства, Ярославль) и др. Выступал как театр. критик (псевд.- "Ч.", "М. Ч.", "М. Ч-хов") в ярославских газетах и в петерб. печати, был представителем Рус. театрального общества в Ярославле (1899-1901). Соч.: Антон Чехов и его сюжеты, М., 1923; Антон Чехов, театр. актеры и Татьяна Репина", П., 1924; Вокруг Чехова, 4 изд., М., 1964. ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Образование в 1918 самостоятельного государства - бурж. Чехословацкой республики - вызвало подъ„м культурной жизни страны, в т. ч. и драматургии (историю развития драматургии до 1918 см. в ст. Словацкий театр и драматургия и Чешская драматургия). Реалистич. драматургию с углубл„нным изображением характеров представляли драматурги Ф. Шрамек ("Лето", 1915, "Гагенбек", 1920, "Месяц над рекой", 1922, и "Суд". 1925), И. Маген ("Небо, ад, рай",1919, "Дезертир", 1924, "Между двумя грозами", 1918). Маген писал также своеобразные пьесы, т. н. "либретто для фильма" - "Сокровище короля Кадма" (1926), "Потерпевшие кораблекрушение" (1927), утвердившие спектакль вес„лой клоунады. В 20-е гг. получает распространение реакционная драматургия. В пьесах, пост. на чеш. сцене, отразились стремления сгладить социальные противоречия, проявилась растерянность бурж. интеллигенции. Увлеч„нность символич. драмой сказалась в Страницы: «« « 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |