Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 » »» В развитие комедийного жанра значит, вклад вн„с Я. Дрда, создавший комедии, в к-рых нац. традиции получили совр. осмысление ("Шутки с ч„ртом", 1945; "Далскабаты - грешная деревня, или Забытый ч„рт", 1959). Творч. манере Дрды близка драматургия М. Кубатовой ("Как контрабас попал на небо", 1958), О. Данека ("Свадьба брачного афериста", 1962) и др. Большое распространение получила сатирич. комедия. Особой популярностью пользуются комедии В. Блажека "Третье желание" (1958), "Слишком щедрый вечер" (1960), а также муз.-сатирич. обозрение Когоута по роману К. Чапека "Война с саламандрами" (1963). Нек-рые молодые драматурги М. Угде ("Король Вавра", 1964), И. Клима ("Замок", 1964), В. Гавель ("Праздник в саду", 1963; "Уведомление", 1965) и др. обращаются к при„мам театра абсурда. Их пьесы объединяют остро сатирич. направленность, воинственный задор в борьбе с пережитками старого. Для Ч. д. конца 60-х гг. характерно стремление к углубл„нной психологич. разработке характера героя, анализу его внутр. мира и в то же время использование при„мов гротеска, парадокса. Лит.: Современные чехословацкие пьесы, М., 1960; Ашкенази Л., "Гость из ночи", "Иностранная литература", 1962, ј l; Б лаже к В., Третье желание, М., 1 961; е г о ж е. Щедрый вечер, М., 1961; Да не к О., Кле-пачек женится, М., 1962 (все 3 пьесы в изд. ВУОАП); К а р в а ш П., "Пациент 113", M., 1957; Метеор, в сб.: Современная драматургия, кн. 5, М., 1958; Дипломаты, "Театр" 1959, 4; Святая ночь, М.-Л., 1960; Когоут П., Дом, где мы родились (Третья сестра), в сб.: Современная драматургия, кн. 32, М., 1962; Кундера М., Поворот ключа, пер. с чеш. Свободное изложение А. Штейна, "Театр", 1963, ј 3; П а в л и ч е к Ф., Я хотел бы вернуться, М., 1957; С т е г л и к М., Орденоносцы, в сб.: Пьесы. Драматургия стран народной демократии, М., 1956; Гаек И., Широта социалистического реализма, "Вопросы литературы", 1962, ј 5; Гее Я., Пути развития послевоенной чехословацкой драматургии, в сб.: Вопросы болгарской и чехословацкой литературы, М., 1962, с. 195-272; Г е ц Ф., Пятнадцать лет развития чешской драмы, в сб'. Театра Чехословакии, Прага, 1960; М р а з А., Развитие словацкой драматической литературы после 1945 года, там же, Прага, 1960. с. 22-26; К а р .в а ш П., Обращаться к человеку, "Проблемы мира и социализма", 1965, ј 1, Приложение "Искусство и современность", с. 6-12; Солнце-в а Л., Чехословацкий театр сегодня М. 1962; Ceskoslovenske divadlo 1945 - 1960, "Divadlo", 1960, .ј 5; H a-jek J., Cas dramatu, Praha, 1957; Kopecky J., Nedokoncene zapasy, Praha, 1961. Д Сол ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Narodni divadlo) - ведущий т-р Чехословакии. Открыт 18 ноября 1883 в Праге. Здание Ч. Н. т. было построено на берегу реки Влтавы на нар. средства; пожертвования проводились под девизом - "Народ - для себя". Сбор проходил по всей стране, охватил самые широкие слои населения и вылился в мощную демонстрацию протеста чеш. народа против нац. угнетения. При закладке фундамента т-ра 29 мая 1868 присутствовали делегации от всех славянских народов. После десяти представлений, в 1881 т-р сгорел. Под тем же девизом "Народ - для себя" снова был организован сбор средств, к-рые помогли восстановить здание и завершить его строительство в 1883 (арх. И. Зитек, худ. М. Алеш, В. Гинайс, И. Жени шек). Т-р состоял из тр„х самостоятельных трупп: оперной, балетной и драматической. В этих коллективах были собраны лучшие акт„ры, режисс„ры и художники. Он стал центром чеш. театр. культуры. Репертуар драматич. труппы состоял из пьес чеш. драматургов Л. Строупежницкого, бр. А. и В. Мршти-ков, Г. Прейссовоп, А. Ирасека и др. Были пост. произв. Л. Н. Толстого ("Власть тьмы"), А. П. Чехова ("Три сестры"), М. Горького ("Мещане"), У. Шекспира, Г. Ибсена и др. Первый спектакль оперной труппы - опера Б. Сметаны "Либуше" (1881), затем в репертуар вошли произведения 3. Фибиха - "Мессинская невеста" (1884), "Гроза" (1885), А. Дворжака - "Дмитрий" (1882), "Ч„рт и Кача" (1899). В 1888 в т-ре были пост. спектакли "Евгений Онегин" и "Лебединое озеро" (2-й акт), премьерами к-рых дирижировал П. И. Чайковский. В 1892 была пост. опера "Пиковая дама" (Чайковский присутствовал на премьере). Балетная труппа выступала в танц. сценах оперных спектаклей. Руководство т-ром осуществлялось "Товариществом", состоявшим из меценатов Праги, вносивших крупные денежные паи. "Товарищество" подчинялось сейму. До 1900 Ч. Н. т. возглавляли сторонники консервативной бурж. партии старочехов. В нач. 20 в. в балетной труппе осуществляются пост. наиболее значит, произв. рус. хореографии: "Лебединое озеро" (1903), "Щелкунчик" (1908). Формируются основы нац. балетного репертуара: балеты-пантомимы О. Недбала на сюжет чеш. нар. сказок - "Глупый Гонза" (1902), "Из сказки в сказку" (1908). В 1900-18 художеств. руководство драматич. труппой осуществлял Я. Квапил, оперной - К. Коваржовиц (1900-20). Квапил развивал принципы психологпч. школы акт„рского иск-ва, был одним из инициаторов пражских гастролей МХТ(1906). В эти годы в драматич. труппе Ч. Н. т. работали выдающиеся чеш. акт„ры: Э. Воян, Г. Квапилова, М. Гюбнерова, И. Мошна. В 1918-39, в годы после установления в Чехословакии нац. независимости, т-р отражал классовую борьбу. В дальнейшем Ч. Н. т. становится вс„ более академичным и отходит от острых общественных проблем. Только отдельные акт„ры (Я. Пруха, Р. Наскова 3. Балдова, Ф. Смолин) продолжали утверждать на его сцене принципы реалистич. иск-ва, воплощать идеи демократизма и гражданственности. В 1921-35 драматич. труппой руководил К. Г. Гилар. В эти годы особое внимание уделялось оформлению спектаклей. Реж. И. Ф рейка совм. с худ. Ф. Тресте-ром осуществил значит, постановки, в т. ч. "Ромео и Джульетта", "Юлий Цезарь" Шекспира, "Борис Годунов". В оперной труппе работали дириж„ры и. композиторы: Коваржовиц, О. Острчил, В. Талих, О. Ефе-миаш; певцы: Б. Бенони, Э. Дестинова, К. Буриан, О. Маржак, Р. Матурова, В. Климент и др. Крупнейшими пост. труппы были "Борис Годунов" (1910) и "Е„ падчерица" Яначека (1916). В 40-е гг. на сцепо Ч. Н. т. ставятся антифашистские произв. К. Чапека: "Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938). В оперной труппе Острчил ставил и произведения совр. чеш. композиторов: Л. Яначека, О. Еремиаша и др. Балетную труппу возглавлял Р. Ремиславский, осуществлявший пост. балетов из репертуара гастролировавшей в Праге труппы С. П. Дягилева ("Петрушка" Стравинского, 1925, "Сказки нашей бабушки...", 1925), произведений чеш. композиторов - "Иштар" (1924) и "Шпали-чек" (1933) Страницы: «« « 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |