Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558  2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568  » »»

   В развитие комедийного жанра значит, вклад вн„с  Я.  Дрда,  создавший
комедии, в к-рых нац.  традиции  получили  совр.  осмысление  ("Шутки  с
ч„ртом", 1945;
   "Далскабаты - грешная  деревня,  или  Забытый  ч„рт",  1959).  Творч.
манере Дрды близка драматургия М. Кубатовой  ("Как  контрабас  попал  на
небо", 1958), О.  Данека  ("Свадьба  брачного  афериста",  1962)  и  др.
Большое распространение получила сатирич. комедия. Особой  популярностью
пользуются комедии В. Блажека "Третье желание" (1958),  "Слишком  щедрый
вечер" (1960), а также муз.-сатирич.  обозрение  Когоута  по  роману  К.
Чапека "Война с саламандрами" (1963). Нек-рые молодые драматурги М. Угде
("Король Вавра", 1964), И. Клима ("Замок", 1964), В. Гавель ("Праздник в
саду", 1963;
   "Уведомление", 1965) и др. обращаются к при„мам  театра  абсурда.  Их
пьесы объединяют остро сатирич.  направленность,  воинственный  задор  в
борьбе с пережитками старого.  Для  Ч.  д.  конца  60-х  гг.  характерно
стремление к углубл„нной психологич. разработке характера героя, анализу
его внутр.  мира  и  в  то  же  время  использование  при„мов  гротеска,
парадокса.
   Лит.: Современные чехословацкие пьесы, М., 1960;
   Ашкенази Л., "Гость из ночи", "Иностранная литература", 1962, ј l;  Б
лаже к В., Третье желание, М., 1 961; е г о ж е. Щедрый вечер, М., 1961;
Да не к О., Кле-пачек женится, М., 1962 (все 3 пьесы в изд. ВУОАП);
   К а р в а ш П., "Пациент 113", M., 1957; Метеор, в  сб.:  Современная
драматургия, кн. 5, М., 1958; Дипломаты, "Театр" 1959, 4;  Святая  ночь,
М.-Л., 1960; Когоут П., Дом, где мы родились  (Третья  сестра),  в  сб.:
Современная драматургия, кн. 32, М., 1962; Кундера  М.,  Поворот  ключа,
пер. с чеш. Свободное изложение А. Штейна, "Театр", 1963, ј 3; П а в л и
ч е к Ф., Я хотел бы вернуться, М., 1957; С т е г л и к М., Орденоносцы,
в сб.: Пьесы. Драматургия стран народной демократии, М., 1956;
   Гаек И., Широта  социалистического  реализма,  "Вопросы  литературы",
1962, ј 5; Гее Я., Пути развития послевоенной чехословацкой драматургии,
в сб.: Вопросы болгарской  и  чехословацкой  литературы,  М.,  1962,  с.
195-272;
   Г е ц Ф., Пятнадцать  лет  развития  чешской  драмы,  в  сб'.  Театра
Чехословакии, Прага, 1960; М р а з А., Развитие словацкой  драматической
литературы после 1945 года, там же, Прага, 1960. с. 22-26; К а р .в а  ш
П., Обращаться к человеку, "Проблемы мира  и  социализма",  1965,  ј  1,
Приложение  "Искусство  и  современность",  с.  6-12;  Солнце-в  а   Л.,
Чехословацкий театр сегодня М. 1962; Ceskoslovenske divadlo 1945 - 1960,
"Divadlo", 1960, .ј 5; H a-jek J., Cas dramatu, Praha, 1957; Kopecky J.,
Nedokoncene zapasy, Praha, 1961. Д Сол
   ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР
   (Narodni divadlo) - ведущий т-р Чехословакии. Открыт 18 ноября 1883 в
Праге. Здание Ч. Н. т. было построено на  берегу  реки  Влтавы  на  нар.
средства; пожертвования проводились под девизом - "Народ  -  для  себя".
Сбор проходил по всей стране, охватил самые  широкие  слои  населения  и
вылился  в  мощную  демонстрацию  протеста  чеш.  народа   против   нац.
угнетения. При закладке  фундамента  т-ра  29  мая  1868  присутствовали
делегации от всех славянских народов. После десяти представлений, в 1881
т-р сгорел. Под тем же девизом "Народ - для себя" снова был  организован
сбор  средств,  к-рые  помогли  восстановить  здание  и  завершить   его
строительство в 1883 (арх. И. Зитек, худ. М. Алеш, В.  Гинайс,  И.  Жени
шек). Т-р состоял из тр„х самостоятельных  трупп:  оперной,  балетной  и
драматической. В этих коллективах были собраны лучшие акт„ры,  режисс„ры
и художники. Он стал центром чеш. театр. культуры.  Репертуар  драматич.
труппы состоял из пьес чеш. драматургов Л. Строупежницкого, бр. А. и  В.
Мршти-ков, Г. Прейссовоп, А. Ирасека и др.  Были  пост.  произв.  Л.  Н.
Толстого ("Власть тьмы"), А.  П.  Чехова  ("Три  сестры"),  М.  Горького
("Мещане"), У. Шекспира, Г. Ибсена и др. Первый спектакль оперной труппы
- опера Б. Сметаны "Либуше" (1881), затем в репертуар вошли произведения
3. Фибиха - "Мессинская невеста" (1884), "Гроза" (1885), А.  Дворжака  -
"Дмитрий" (1882), "Ч„рт и  Кача"  (1899).  В  1888  в  т-ре  были  пост.
спектакли "Евгений Онегин" и "Лебединое  озеро"  (2-й  акт),  премьерами
к-рых дирижировал П. И. Чайковский. В 1892  была  пост.  опера  "Пиковая
дама" (Чайковский присутствовал на премьере). Балетная труппа  выступала
в танц. сценах оперных спектаклей.
   Руководство  т-ром  осуществлялось  "Товариществом",  состоявшим   из
меценатов  Праги,  вносивших  крупные   денежные   паи.   "Товарищество"
подчинялось  сейму.  До   1900   Ч.   Н.   т.   возглавляли   сторонники
консервативной бурж. партии старочехов. В нач. 20 в. в  балетной  труппе
осуществляются  пост.  наиболее  значит,   произв.   рус.   хореографии:
"Лебединое озеро" (1903), "Щелкунчик" (1908).  Формируются  основы  нац.
балетного репертуара: балеты-пантомимы О. Недбала  на  сюжет  чеш.  нар.
сказок - "Глупый Гонза" (1902), "Из сказки в сказку" (1908).  В  1900-18
художеств. руководство драматич. труппой осуществлял Я. Квапил,  оперной
- К. Коваржовиц (1900-20). Квапил развивал  принципы  психологпч.  школы
акт„рского  иск-ва,  был  одним  из   инициаторов   пражских   гастролей
МХТ(1906). В эти годы в драматич. труппе Ч. Н.  т.  работали  выдающиеся
чеш. акт„ры: Э. Воян, Г. Квапилова, М. Гюбнерова, И. Мошна. В 1918-39, в
годы после установления в Чехословакии нац. независимости,  т-р  отражал
классовую борьбу. В дальнейшем Ч. Н. т. становится вс„ более академичным
и отходит от острых общественных проблем. Только  отдельные  акт„ры  (Я.
Пруха, Р. Наскова 3. Балдова, Ф. Смолин) продолжали  утверждать  на  его
сцене  принципы  реалистич.  иск-ва,  воплощать  идеи   демократизма   и
гражданственности. В 1921-35 драматич. труппой руководил К. Г. Гилар.  В
эти годы особое внимание уделялось  оформлению  спектаклей.  Реж.  И.  Ф
рейка совм. с худ. Ф. Тресте-ром осуществил значит, постановки, в т.  ч.
"Ромео и Джульетта", "Юлий Цезарь" Шекспира, "Борис Годунов".
   В оперной труппе работали дириж„ры  и.  композиторы:  Коваржовиц,  О.
Острчил, В. Талих, О. Ефе-миаш;  певцы:  Б.  Бенони,  Э.  Дестинова,  К.
Буриан, О. Маржак, Р. Матурова,  В.  Климент  и  др.  Крупнейшими  пост.
труппы были "Борис Годунов" (1910) и "Е„ падчерица"  Яначека  (1916).  В
40-е гг. на сцепо
   Ч. Н. т. ставятся антифашистские произв. К. Чапека:
   "Белая болезнь" (1937),  "Мать"  (1938).  В  оперной  труппе  Острчил
ставил и произведения совр. чеш. композиторов: Л. Яначека, О. Еремиаша и
др. Балетную труппу возглавлял  Р.  Ремиславский,  осуществлявший  пост.
балетов из репертуара гастролировавшей в Праге  труппы  С.  П.  Дягилева
("Петрушка"  Стравинского,  1925,  "Сказки  нашей  бабушки...",   1925),
произведений чеш. композиторов - "Иштар"  (1924)  и  "Шпали-чек"  (1933)

Страницы: «« « 2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558  2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия