|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 » »» В развитие комедийного жанра значит, вклад вн„с Я. Дрда, создавший
комедии, в к-рых нац. традиции получили совр. осмысление ("Шутки с
ч„ртом", 1945;
"Далскабаты - грешная деревня, или Забытый ч„рт", 1959). Творч.
манере Дрды близка драматургия М. Кубатовой ("Как контрабас попал на
небо", 1958), О. Данека ("Свадьба брачного афериста", 1962) и др.
Большое распространение получила сатирич. комедия. Особой популярностью
пользуются комедии В. Блажека "Третье желание" (1958), "Слишком щедрый
вечер" (1960), а также муз.-сатирич. обозрение Когоута по роману К.
Чапека "Война с саламандрами" (1963). Нек-рые молодые драматурги М. Угде
("Король Вавра", 1964), И. Клима ("Замок", 1964), В. Гавель ("Праздник в
саду", 1963;
"Уведомление", 1965) и др. обращаются к при„мам театра абсурда. Их
пьесы объединяют остро сатирич. направленность, воинственный задор в
борьбе с пережитками старого. Для Ч. д. конца 60-х гг. характерно
стремление к углубл„нной психологич. разработке характера героя, анализу
его внутр. мира и в то же время использование при„мов гротеска,
парадокса.
Лит.: Современные чехословацкие пьесы, М., 1960;
Ашкенази Л., "Гость из ночи", "Иностранная литература", 1962, ј l; Б
лаже к В., Третье желание, М., 1 961; е г о ж е. Щедрый вечер, М., 1961;
Да не к О., Кле-пачек женится, М., 1962 (все 3 пьесы в изд. ВУОАП);
К а р в а ш П., "Пациент 113", M., 1957; Метеор, в сб.: Современная
драматургия, кн. 5, М., 1958; Дипломаты, "Театр" 1959, 4; Святая ночь,
М.-Л., 1960; Когоут П., Дом, где мы родились (Третья сестра), в сб.:
Современная драматургия, кн. 32, М., 1962; Кундера М., Поворот ключа,
пер. с чеш. Свободное изложение А. Штейна, "Театр", 1963, ј 3; П а в л и
ч е к Ф., Я хотел бы вернуться, М., 1957; С т е г л и к М., Орденоносцы,
в сб.: Пьесы. Драматургия стран народной демократии, М., 1956;
Гаек И., Широта социалистического реализма, "Вопросы литературы",
1962, ј 5; Гее Я., Пути развития послевоенной чехословацкой драматургии,
в сб.: Вопросы болгарской и чехословацкой литературы, М., 1962, с.
195-272;
Г е ц Ф., Пятнадцать лет развития чешской драмы, в сб'. Театра
Чехословакии, Прага, 1960; М р а з А., Развитие словацкой драматической
литературы после 1945 года, там же, Прага, 1960. с. 22-26; К а р .в а ш
П., Обращаться к человеку, "Проблемы мира и социализма", 1965, ј 1,
Приложение "Искусство и современность", с. 6-12; Солнце-в а Л.,
Чехословацкий театр сегодня М. 1962; Ceskoslovenske divadlo 1945 - 1960,
"Divadlo", 1960, .ј 5; H a-jek J., Cas dramatu, Praha, 1957; Kopecky J.,
Nedokoncene zapasy, Praha, 1961. Д Сол
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР
(Narodni divadlo) - ведущий т-р Чехословакии. Открыт 18 ноября 1883 в
Праге. Здание Ч. Н. т. было построено на берегу реки Влтавы на нар.
средства; пожертвования проводились под девизом - "Народ - для себя".
Сбор проходил по всей стране, охватил самые широкие слои населения и
вылился в мощную демонстрацию протеста чеш. народа против нац.
угнетения. При закладке фундамента т-ра 29 мая 1868 присутствовали
делегации от всех славянских народов. После десяти представлений, в 1881
т-р сгорел. Под тем же девизом "Народ - для себя" снова был организован
сбор средств, к-рые помогли восстановить здание и завершить его
строительство в 1883 (арх. И. Зитек, худ. М. Алеш, В. Гинайс, И. Жени
шек). Т-р состоял из тр„х самостоятельных трупп: оперной, балетной и
драматической. В этих коллективах были собраны лучшие акт„ры, режисс„ры
и художники. Он стал центром чеш. театр. культуры. Репертуар драматич.
труппы состоял из пьес чеш. драматургов Л. Строупежницкого, бр. А. и В.
Мршти-ков, Г. Прейссовоп, А. Ирасека и др. Были пост. произв. Л. Н.
Толстого ("Власть тьмы"), А. П. Чехова ("Три сестры"), М. Горького
("Мещане"), У. Шекспира, Г. Ибсена и др. Первый спектакль оперной труппы
- опера Б. Сметаны "Либуше" (1881), затем в репертуар вошли произведения
3. Фибиха - "Мессинская невеста" (1884), "Гроза" (1885), А. Дворжака -
"Дмитрий" (1882), "Ч„рт и Кача" (1899). В 1888 в т-ре были пост.
спектакли "Евгений Онегин" и "Лебединое озеро" (2-й акт), премьерами
к-рых дирижировал П. И. Чайковский. В 1892 была пост. опера "Пиковая
дама" (Чайковский присутствовал на премьере). Балетная труппа выступала
в танц. сценах оперных спектаклей.
Руководство т-ром осуществлялось "Товариществом", состоявшим из
меценатов Праги, вносивших крупные денежные паи. "Товарищество"
подчинялось сейму. До 1900 Ч. Н. т. возглавляли сторонники
консервативной бурж. партии старочехов. В нач. 20 в. в балетной труппе
осуществляются пост. наиболее значит, произв. рус. хореографии:
"Лебединое озеро" (1903), "Щелкунчик" (1908). Формируются основы нац.
балетного репертуара: балеты-пантомимы О. Недбала на сюжет чеш. нар.
сказок - "Глупый Гонза" (1902), "Из сказки в сказку" (1908). В 1900-18
художеств. руководство драматич. труппой осуществлял Я. Квапил, оперной
- К. Коваржовиц (1900-20). Квапил развивал принципы психологпч. школы
акт„рского иск-ва, был одним из инициаторов пражских гастролей
МХТ(1906). В эти годы в драматич. труппе Ч. Н. т. работали выдающиеся
чеш. акт„ры: Э. Воян, Г. Квапилова, М. Гюбнерова, И. Мошна. В 1918-39, в
годы после установления в Чехословакии нац. независимости, т-р отражал
классовую борьбу. В дальнейшем Ч. Н. т. становится вс„ более академичным
и отходит от острых общественных проблем. Только отдельные акт„ры (Я.
Пруха, Р. Наскова 3. Балдова, Ф. Смолин) продолжали утверждать на его
сцене принципы реалистич. иск-ва, воплощать идеи демократизма и
гражданственности. В 1921-35 драматич. труппой руководил К. Г. Гилар. В
эти годы особое внимание уделялось оформлению спектаклей. Реж. И. Ф
рейка совм. с худ. Ф. Тресте-ром осуществил значит, постановки, в т. ч.
"Ромео и Джульетта", "Юлий Цезарь" Шекспира, "Борис Годунов".
В оперной труппе работали дириж„ры и. композиторы: Коваржовиц, О.
Острчил, В. Талих, О. Ефе-миаш; певцы: Б. Бенони, Э. Дестинова, К.
Буриан, О. Маржак, Р. Матурова, В. Климент и др. Крупнейшими пост.
труппы были "Борис Годунов" (1910) и "Е„ падчерица" Яначека (1916). В
40-е гг. на сцепо
Ч. Н. т. ставятся антифашистские произв. К. Чапека:
"Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938). В оперной труппе Острчил
ставил и произведения совр. чеш. композиторов: Л. Яначека, О. Еремиаша и
др. Балетную труппу возглавлял Р. Ремиславский, осуществлявший пост.
балетов из репертуара гастролировавшей в Праге труппы С. П. Дягилева
("Петрушка" Стравинского, 1925, "Сказки нашей бабушки...", 1925),
произведений чеш. композиторов - "Иштар" (1924) и "Шпали-чек" (1933)
Страницы: «« « 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |