Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 » »» Вахтангов (1920), а в Т-ре им. Мейерхольда чеховские водевили ("Предложение", "Юбилей", "Медведь") были соединены в спектакль "33 обморока" (1935). Обновляя жанр водевиля, Ч. отказался от хитросплетений интриги, традиционных куплетов и, опираясь на свой опыт в области юмористического рассказа, достиг предельной яркости и компактности диалога. Во 2-й пол. 80-х гг. появились пьесы "Иванов" (1887-89) и "Леший" (1889). Поев. острым граждан-ско-нравств. проблемам жизни интеллигенции, они подготовляли зрелую драматургию писателя. Комедия "Леший" (пост. 1889, Т-р Абрамовой, Москва), не имевшая успеха на сцене и считавшаяся Ч. неудачной, была использована при создании пьесы "Дядя Ваня". Драма "Иванов-" шла на сценах Т-ра Корша в Москве (1887, в гл. роли - Давыдов) и Александрин-ского т-ра в Петербурге (1889, Иванов - Давыдов, Саша - Савина, Сарра - Стрепетова) и вызвала оживл„нную полемику в печати. В образе Иванова отразились симпатии Ч. к той части интеллигенции, к-рая пыталась проявить обществ, активность. Но. рисуя душевную неуравновешенность и идейную неустойчивость своего героя, Ч. показал, что его идеи были основаны не на трезвом понимании действительности, а на туманных мечтах, на юношеской ро-мантич. экзальтации, субъективистских иллюзиях. В этой пьесе Ч. осуждал не только обывательское перерождение и примирение с действительностью, но и бесперспективный протест против не„, связанный с одержимостью, фанатизмом. В 1895-1903 Ч. создал крупнейшие драм. произв.: "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишн„вый сад". Герои этих пьес мечтают о полноте жизни, хотят сделать сво„ существование осмысленным. Показывая, как жизненные обстоятельства препятствуют осуществлению этих стремлений, Ч. своим творчеством объективно утверждал, что не только социально-бытовой уклад, но и вся обстановка политического угнетения в России порождала культурную отсталость, рутину, каз„нщину, всеобщую гражданскую приниженно сть. В глубоком разладе с действительностью находятся герои пьесы "Чайка" (1895-96). Их характеры и судьбы наводят на мысль, что люди истинно творческие обречены на одиночество, заблуждения, мучительные кризисы. Треплев, с его искренней враждебностью к рутине, с навязчивой идеей "новых форм" и интересом к вселенским абстракциям, со временем убеждается, что заш„л в тупик. Нина Заречная, к-рая все-таки нашла сво„ призвание, обречена судьбой на страдания, житейскую неустроенность. Творчество Тригорина оказывается односторонним и фальшивым, т. к. оно не раскрывает глубоких конфликтов современности, построено на лит. стандартах. Лишь Арка-дина, любящая больше всего себя в искусстве, благополучна и довольна. Пост. в 1896 на сцене Александрийского т-ра, "Чайка", несмотря на тонкую, одухотвор„нную игру В. Ф. Комиссаржевской (роль Нины Заречной была одной из лучших в репертуаре актрисы), успеха не имела: для традиционной режиссуры чеховский драматургич. стиль оказался недоступным. Подлинное "открытие" этой пьесы принадлежало молодому Моск. Художеств, т-ру. Спектакль, пост. в 1898 в МХТ (реж. Немирович-Данченко и Станиславский; Аркадина - Книппер, Треплев - Мейерхольд, Нина - Роксанова, Маша - Лилина, Шамраев - Арт„м), знаменовал собой рождение нового театра и сложившегося при пост. пьес Ч. особого стиля игры - психологически тонкой, сдержанной, передающей малейшие оттенки настроений и вместе с тем эмоционально напряж„нной. Выдвигая в "Дяде Ване" (большинство литературоведов относит пьесу к 1896) в качестве ведущего сюжетного мотива разочарование в профессоре Серебрякове близких ему людей (Войницкого, Елены Андреевны, Сони), Ч. предостерегал от слепой, недостойной мыслящего человека приверженности к ходячим мнениям и признанным авторитетам. Изображая Серебрякова человеком бездарным и ч„рствым, Ч. отрицал и осуждал его общественную позицию, низводя с пьедестала современных ему либеральных доктрин„ров. Серебрякову, а отчасти и его почитателям, противопоставлен в пьесе труженик и мечтатель Астров. В образе Астрова воплотились горькие размышления Ч. о том, что люди пытливой мысли, чувствующие себя ответственными за судьбы общества, не могут найти достойного применения своим силам. В окт. 11899 пьеса "Дядя Ваня" была пост. в МХТ (реж. Станиславский и Немирович-Данченко; Астров - Станиславский, Соня - Лилина, Елена Андреевна - Книп-пер-Чехова, Войницкий - Вишневский, Вафля - Арт„м и др.). Для МХТ написана пьеса "Три сестры" (1900, пост. 1901, реж. Станиславский, Немирович-Данченко, Лужский; Маша - Книппер-Чехова, Ирина - Андреева, Ольга - Савицкая, Наташа-Лилина, Вершинин - Станиславский и др.). В образах се-.ст„р Прозоровых, Тузенбаха и Вершинина Ч. показал ; демократически мыслящую интеллигенцию, мечтавшую о труде, исполненном "поэзии и мыслей". В пьесе слышится отдал„нное предвестие событий революции 1905 (монолог Тузенбаха в 1-м акте). Одухотвор„нности, благородству этих людей, стремящихся к осмысленному существованию, но не находящих в жизни достойного для себя места, недовольных, ищущих, разочарованных, Ч. противопоставил атмосферу бездуховности, пошлости, серости провинциального быта. Пьеса "Вишн„вый сад" (1903), тоже предназначенная для МХТ (пост. в янв. 1904, реж. Станиславский и Немирович-Данченко; Раневская - Книппер-Чехова, Аня - Лилина, Лопахин - Леонидов, Гаев - Станиславский, Трофимов - Качалов и др.), как бы подводит итог многолетним раздумьям Ч. о судьбах рус. культуры. Здесь писатель выходит за пределы привычной для него темы интеллигенции. Показывая обаятельных, по-своему интеллигентных помещиков Раневскую и Гаева, Ч. в то же время подч„ркивает их беспечность, легкомыслие, привычку жить за чужой сч„т. Развенчивает также писатель и бурж. дельца Лопахина, претендующего на роль строителя новой жизни. В образе Пети Трофимова, демократически мыслящего студента, отразились надежды Ч. на новое поколение, а вместе с тем и сомнение, сумеет ли оно привести Россию к свободе и счастью. Изображая своих героев людьми неустроенными и жалкими, чу-дакамм и "недот„пами", Ч. будил тревожную мысль о том, что вс„ человечески ценное в его современниках по-прежнему находится в противоречии с условиями бытия. В то же время обилие комич. эпизодов прида„т пьесе мажорный тон, побуждает воспринимать неурядицы в доме Раневской как предвестие близких и благотворных сдвигов. В пьесах Ч. сказалось его трезво-критич. отношение к интеллигенции. Возвышенные мечты героев Ч. носят лирически-созерцательный характер. Между их высокими романтич. помыслами и реальными намерениями возникает резкое несоответствие. Действ. лица пьес Ч. предстают перед враждебной Страницы: «« « 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |