|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 » »» Вахтангов (1920), а в Т-ре им. Мейерхольда чеховские водевили
("Предложение", "Юбилей", "Медведь") были соединены в спектакль "33
обморока" (1935). Обновляя жанр водевиля, Ч. отказался от хитросплетений
интриги, традиционных куплетов и, опираясь на свой опыт в области
юмористического рассказа, достиг предельной яркости и компактности
диалога.
Во 2-й пол. 80-х гг. появились пьесы "Иванов" (1887-89) и "Леший"
(1889). Поев. острым граждан-ско-нравств. проблемам жизни интеллигенции,
они подготовляли зрелую драматургию писателя. Комедия "Леший" (пост.
1889, Т-р Абрамовой, Москва), не имевшая успеха на сцене и считавшаяся
Ч. неудачной, была использована при создании пьесы "Дядя Ваня". Драма
"Иванов-" шла на сценах Т-ра Корша в Москве (1887, в гл. роли - Давыдов)
и Александрин-ского т-ра в Петербурге (1889, Иванов - Давыдов, Саша -
Савина, Сарра - Стрепетова) и вызвала оживл„нную полемику в печати. В
образе Иванова отразились симпатии Ч. к той части интеллигенции, к-рая
пыталась проявить обществ, активность. Но. рисуя душевную
неуравновешенность и идейную неустойчивость своего героя, Ч. показал,
что его идеи были основаны не на трезвом понимании действительности, а
на туманных мечтах, на юношеской ро-мантич. экзальтации,
субъективистских иллюзиях. В этой пьесе Ч. осуждал не только
обывательское перерождение и примирение с действительностью, но и
бесперспективный протест против не„, связанный с одержимостью,
фанатизмом.
В 1895-1903 Ч. создал крупнейшие драм. произв.:
"Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишн„вый сад". Герои этих пьес
мечтают о полноте жизни, хотят сделать сво„ существование осмысленным.
Показывая, как жизненные обстоятельства препятствуют осуществлению этих
стремлений, Ч. своим творчеством объективно утверждал, что не только
социально-бытовой уклад, но и вся обстановка политического угнетения в
России порождала культурную отсталость, рутину, каз„нщину, всеобщую
гражданскую приниженно сть.
В глубоком разладе с действительностью находятся герои пьесы "Чайка"
(1895-96). Их характеры и судьбы наводят на мысль, что люди истинно
творческие обречены на одиночество, заблуждения, мучительные кризисы.
Треплев, с его искренней враждебностью к рутине, с навязчивой идеей
"новых форм" и интересом к вселенским абстракциям, со временем
убеждается, что заш„л в тупик. Нина Заречная, к-рая все-таки нашла сво„
призвание, обречена судьбой на страдания, житейскую неустроенность.
Творчество Тригорина оказывается односторонним и фальшивым, т. к. оно не
раскрывает глубоких конфликтов современности, построено на лит.
стандартах. Лишь Арка-дина, любящая больше всего себя в искусстве,
благополучна и довольна. Пост. в 1896 на сцене Александрийского т-ра,
"Чайка", несмотря на тонкую, одухотвор„нную игру В. Ф. Комиссаржевской
(роль Нины Заречной была одной из лучших в репертуаре актрисы), успеха
не имела: для традиционной режиссуры чеховский драматургич. стиль
оказался недоступным. Подлинное "открытие" этой пьесы принадлежало
молодому Моск. Художеств, т-ру. Спектакль, пост. в 1898 в МХТ (реж.
Немирович-Данченко и Станиславский; Аркадина - Книппер, Треплев -
Мейерхольд, Нина - Роксанова, Маша - Лилина, Шамраев - Арт„м),
знаменовал собой рождение нового театра и сложившегося при пост. пьес Ч.
особого стиля игры - психологически тонкой, сдержанной, передающей
малейшие оттенки настроений и вместе с тем эмоционально напряж„нной.
Выдвигая в "Дяде Ване" (большинство литературоведов относит пьесу к
1896) в качестве ведущего сюжетного мотива разочарование в профессоре
Серебрякове близких ему людей (Войницкого, Елены Андреевны, Сони), Ч.
предостерегал от слепой, недостойной мыслящего человека приверженности к
ходячим мнениям и признанным авторитетам. Изображая Серебрякова
человеком бездарным и ч„рствым, Ч. отрицал и осуждал его общественную
позицию, низводя с пьедестала современных ему либеральных доктрин„ров.
Серебрякову, а отчасти и его почитателям, противопоставлен в пьесе
труженик и мечтатель Астров.
В образе Астрова воплотились горькие размышления Ч. о том, что люди
пытливой мысли, чувствующие себя ответственными за судьбы общества, не
могут найти достойного применения своим силам. В окт. 11899 пьеса "Дядя
Ваня" была пост. в МХТ (реж. Станиславский и Немирович-Данченко; Астров
- Станиславский, Соня - Лилина, Елена Андреевна - Книп-пер-Чехова,
Войницкий - Вишневский, Вафля - Арт„м и др.).
Для МХТ написана пьеса "Три сестры" (1900, пост. 1901, реж.
Станиславский, Немирович-Данченко, Лужский; Маша - Книппер-Чехова, Ирина
- Андреева, Ольга - Савицкая, Наташа-Лилина, Вершинин - Станиславский и
др.). В образах се-.ст„р Прозоровых, Тузенбаха и Вершинина Ч. показал ;
демократически мыслящую интеллигенцию, мечтавшую о труде, исполненном
"поэзии и мыслей". В пьесе слышится отдал„нное предвестие событий
революции 1905 (монолог Тузенбаха в 1-м акте). Одухотвор„нности,
благородству этих людей, стремящихся к осмысленному существованию, но не
находящих в жизни достойного для себя места, недовольных, ищущих,
разочарованных, Ч. противопоставил атмосферу бездуховности, пошлости,
серости провинциального быта.
Пьеса "Вишн„вый сад" (1903), тоже предназначенная для МХТ (пост. в
янв. 1904, реж. Станиславский и Немирович-Данченко; Раневская -
Книппер-Чехова, Аня - Лилина, Лопахин - Леонидов, Гаев - Станиславский,
Трофимов - Качалов и др.), как бы подводит итог многолетним раздумьям Ч.
о судьбах рус. культуры. Здесь писатель выходит за пределы привычной для
него темы интеллигенции. Показывая обаятельных, по-своему интеллигентных
помещиков Раневскую и Гаева, Ч. в то же время подч„ркивает их
беспечность, легкомыслие, привычку жить за чужой сч„т. Развенчивает
также писатель и бурж. дельца Лопахина, претендующего на роль строителя
новой жизни. В образе Пети Трофимова, демократически мыслящего студента,
отразились надежды Ч. на новое поколение, а вместе с тем и сомнение,
сумеет ли оно привести Россию к свободе и счастью. Изображая своих
героев людьми неустроенными и жалкими, чу-дакамм и "недот„пами", Ч.
будил тревожную мысль о том, что вс„ человечески ценное в его
современниках по-прежнему находится в противоречии с условиями бытия. В
то же время обилие комич. эпизодов прида„т пьесе мажорный тон, побуждает
воспринимать неурядицы в доме Раневской как предвестие близких и
благотворных сдвигов.
В пьесах Ч. сказалось его трезво-критич. отношение к интеллигенции.
Возвышенные мечты героев Ч. носят лирически-созерцательный характер.
Между их высокими романтич. помыслами и реальными намерениями возникает
резкое несоответствие. Действ. лица пьес Ч. предстают перед враждебной
Страницы: «« « 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |