Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557  2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567  » »»

послевоен. творчестве драматурга  В.  Дыка  ("Ондрей  и  дракон",  1921,
"Забывчивый", 1931) и первых драматургич. произв. Ф. К. Шальды ("Толпы",
1922). В психологич.  Д)аме  Шальды  "Реб„нок"  (1923)  нашли  отражение
антибурж. тенденции. Те же тенденции обнаруживает пьеса "Честный  Матей"
Дворжака и Климы (1922).
   Большое значение в развитии Ч. д. в период межвоенного  двадцатилетия
(1918-38) имело творчество К. Чапека. Он отразил основные проблемы жизни
Чехословакии тех лет - от разочарования в идеалах общественной  гармонии
("R. IJ. R.", "Из  жизни  насекомых",  совм.  с  И.  Чапеком,  "Средство
Макро-пулоса") до призыва  к  антифашистской  борьбе  ("Белая  болезнь",
"Мать"). Выражением  постоянной  оппозиции  официальному  бурж.  т-ру  и
драматургии явилась деятельность Я. Вериха и И.  Восковца,  ставивших  в
Освобожд„нном т-ре  собственные  пьесы,  сатирически  осмеивавшие  бурж.
гос-во. От озорного веселья в пьесе "Вест-покет ревю" (1927) и  гротеска
в комедиях "Цезарь" (1932), "Ос„л и тень" (1933) драматурги  приходят  к
созданию антифашистских комедий:  "Палач  и  шут"  (1934),  "Баллада  из
тряпья" (1935), "Тяж„лая Барбара" (1937).
   Драматургию поэтич. метафоры, лирич. обобщения создали поэт В. Незвал
("Влюбл„нные  из  киоска",  1932,  "Манон  Леско",  1940),  В.   Ванчура
("Учитель и ученик", 1927,  "Озеро  Укереве",  1935,  "Алхимик",  1932),
писатель и художник А. Гофмейстер ("Поющая Венеция", 1932,  "Молод„жь  у
рампы", 1935). Значит, место в развитии демократич. репертуара  занимала
драматургия Ф. Лангера ("Обращение Фердишай  Пишто-ры",  1929,  "Верблюд
сквозь игольное ушко", 1923,  "Периферия",  1925,  "Ангелы  среди  нас",
1931). В его пьесах была показана жизньаизших слоев общества, для  к-рых
драматург требовал социальных прав.
   Пьесы К. Чапека и Лангера получили популярность во мн. странах Европы
и Америки.
   Развитие словацкой драматургии этого периода связано прежде  всего  с
возникновением  в  1920  в  Братиславе  первого  проф.   т-ра.   Основой
репертуара Словацкого Нац. т-ра были пьесы И. Тайовского:
   "Е„ первый  роман"  (1930),  "Мечтатели"  (1933)  и  "Герой"  (1933),
отразившие события,  связанные  с  обострением  социальной  борьбы  и  с
пролетарским  движением  в  стране.  Популярностью  пользовались   остро
сати-рич. комедии И. Стодоли: "Чай у пана сенатора" (1930), "Иожко Пучик
и его карьера" (1931), лирич.  пьеса  "Жена  пастуха"  (1928),  нсторич.
драма  "Марина  Гавранова"  (1941)  и  др.  Социальные   драмы   И.   Ю.
Бар-ча-"3000 человек" (1934), "В конце  пути"  (1939),  комедия  "Жирный
кусок" (1940) и его психологич. драма "Мать" (1944) продолжали  развитие
словацкой драматургии.
   Широкое движение рабочей театр. самодеятельности Чехословакии вызвало
обогащение драматургии. В 1929 был создан "Коллектив  драматич.  авторов
коммунистов" (КОДАК), в к-рый  входили  рабочие,  молодые  редакторы,  а
также театр. деятели и писатели. Здесь  создавались  пьесы  для  рабочей
театр.  самодеятельности.  Словацкий  писатель-коммунист   Я.   По-ничан
написал для рабочего т-ра пьесы  "Два  мира",  "Правда  худобы"  (обе  в
1925), П. Илемницкий - пьесу "Забастовка" (1924) и др.
   С установлением нар.-демократич. строя в Чехословакии (1945) начались
возрождение и перестройка нац. театр. иск-ва и дальнейшее развитие Ч. д.
Перед  чеш.  драматургами  была  поставлена  задача  -  выразить   новые
тенденции жизни, раскрыть внутренний мир человека, строящего  социализм.
Авторы пьес  обращались  к  фактам  современности,  к  истории  рабочего
движения.  Появились  пьесы  о  новом  отношении  к  труду  -   "Бригада
шлифовальщика  Каргана"  Кани  (1949),  "Орденоносцы"  Стеглика  (1953),
"Мосты на Восток" Мнячко  (1952);  пьесы  о  революц.  прошлом  рабочего
класса - "Духцовский виадук" Цаха (1950), "Встанут новые бойцы" инсц. В.
Незвала по роману А. Запотоцкого (1949); пьесы о совр. деревне -  "Козье
молоко" словацкого драматурга Я.  Скальки  (1951),  "Буки  подполянские"
Кралика (1949), "Они спорят с толком"  Прахаржа  (1951).  Но,  улавливая
историч. смысл, многообразие событий, драматурги еще не могли  показать,
как эти события отражаются на психологии людей, не умели через характеры
раскрыть существо и ход историч. перемен.  Первым  опытам  чехословацкой
социалистич. драматургии не хватало  мастерства  композиции,  внутренней
динамики,  яркости   изобразительной   формы.   Незрелость   драматургии
проявилась в подмене совр.  тем  производств.  сюжетами.  Новый  этап  в
развитии Ч.  д.  начался  в  1955,  когда  драматурги  главное  внимание
сосредоточивают на духовном мире современников - "Интеллигенты" Яриша  и
"Я хотел бы вернуться" Ф. Пав-личека (обе в 1955).  Дальнейшее  развитие
чеш. и словацкой  драматургии  характеризуется  стремлением  ещ„  глубже
раскрыть   духовный   мир   совр.   человека,   поисками   разнообразных
драматургических   форм,   многообразием   жанров.    Моральный    облик
современника, борьбу за чистоту нравственных идеалов людей  нового  мира
показывают пьесы П. Ко-гоута  "Такая  любовь"  (1957),  "Третья  сестра"
(1960), "Двенадцать" (1963), пост. во мн. странах мира, в т. ч. в  т-рах
Сов. Союза. Острой публицистичностью, передовой идейной  направленностью
характеризуются  пьесы  словацкого  драматурга  и  театр.  теоретика  П.
Карваша (1920), к-рый созда„т  произведения  разл.  жанров:  психологич.
драмы  "Пациент  ИЗ"  (1955),   "Полуночная   месса"   (1959),   комедии
"Дипломаты" (1957), "Воскресение дедушки Коломана" (1961),  публицистич.
диалог "Язва" (1963), трагедию  "Антигона  и  другие"  (1962),  сатирич.
гротеск "Большой парик" (1965). Эти пьесы  утверждают  красоту  человека
социалистического общества, критикуют реакц. тенденции.
   Для  развития  Ч.  д.  принципиальное  значение  имело  обращение   к
драматургии ряда крупнейших поэтов. Пьесу "Сегодня  еще  заходит  солнце
над Атлантидой" (1957) поэт В. Незвал посвятил проблемам мира  и  воины,
она  исполнена  поэтич.  обобщ„нности,  включает   элементы   аллегории,
символики. Поэт Ф. Грубин в драмах  "Августовское  воскресенье"  (1958),
"Хрустальная  ночь"  (1961)   сочетает   лиризм   и   гражданственность,
стремление к пспхологич. анализу. Поэт М.  Кундера  в  пьесе  "Владельцы
ключей" (1962) использует при„м параллельного  действия  и  диалога,  он
обличает мещанство,  достигая  философского  обобщения.  Драматургия  И.
Топола характеризуется наблюдательностью,  осмыслением  совр.  жизненных
процессов в традиц. форме психологич. драмы: "Их  день"  (1959),  "Конец
мясопуста" (1963), "Кошка на рельсах" (1965). Принципы психологич. драмы
развивают произведения драматургов старшего поколения:
   Ф. Павличека ("Лабиринт сердца", 1959, "Борьба с ангелом", 1963),  Л.
Ашкенази ("Гость", 1962), M. Стег-лика ("Семь разгневанных  женщин,  или
Ненапрасно загубленная суббота",  1965).  Лирич.  направленность  придал
жанру психологич. драмы молодой словацкий драматург И. Русняк ("У  ч„рта
на куличках", 1965).

Страницы: «« « 2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557  2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия