Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 » »» Мартину, "Доктор Фауст" Шквора (1927). В 1944 т-р был закрыт. После освобождения Чехословакии от оккупации (1945) Ч. Н. т. возобновил свою деятельность - 13 мая 1945 была показана опера "Проданная невеста" Сметаны. В 1945-53 художеств. руководство т-ром осуществляли И. Гонзль, Я. Пруха, li. Достал, С. Махов. Т-р по-прежнему состоит из тр„х трупп: оперной, балетной и драматической, спектакли идут на тр„х сценах (в разных зданиях), получивших самостоятельные наименования: Т-р им. И. К. Тыла, Т-р им. Б. Сметаны и собственно Нац. т-р (на каждой из сцен идут оперные, балетные и драматич. спектакли). В коллективе т-ра объединяются выдающиеся представители разных поколений: старшего - 3. Ште-панек, Л. Досталова, II. Богач; среднего - Я. Пи-вец, Р. Лукавскип, Д. Медржнцка, К. Г„гер, И. Шей-балова, М. Вашова, В. Фабианова, Б. Загорский, О. Крейча, и младшего - II. Тришска и М. Томашева (до 1965), Л. Мунзар, Б. Голишева, Я. Главачева и др. Мн. совр. чехословацкие драматурги начали творч. деятельность, написав пьесы специально для Ч. Н. т.: поэт Ф. Грубин написал "Августовское воскресенье" и "Хрустальную ночь"; И. Топол - "Их день", "Конец масленицы"; М. Кундера - "Владельцы ключей" и др. Руководство Ч. Н. т. осуществляли: драматич. труппой - Я. Пруха (1953-54), 3. Штепанек (1954-55), О. Крейча (195(3-62), И. Маршалек (1962-65), В. Вейражка (с 1965); оперной-Я. Сейдель (1958-63), В. Кашлик (с 1963); балетной- С. Махов (1946-51), П. Немечек (с 1958). Гл. худ. т-ра - И. Свобода. Деятельность Махова в балетной труппе способствовала возрождению чехословацкой хореографии, поискам е„ нац. своеобразия. Эти тенденции наиболее полно раскрываются в спектаклях, пост. на сюжеты отечественной лит-ры: "Философская история" (1949, по А. Ирасеку) и "Викторка" (1950, по Б. Немцовой) Востржака и др. Махов создал одну из наиболее крупных европ. балетных трупп (ок. 150 чел.). Среди солистов труппы - О. Скалова, М. Кура, В. Шилга-нова, Р. Эллингерова, Я. Маншингрова, М. Дротне-рова, В. Йилек, О. Стодола, В. Мальцев, И. Блажик, О. Шанда и др. В оперной труппе работали дириж„ры - 3. Халабала, М. Зуна, Р. Брон, Я. Кром-бгольц, В. Нейман. Труппой руководил Я. Сейдель. Среди лучших спектаклей 40-60-х гг.: драматические - "Русские люди" (1945); "Наши гордецы" Строу-пежницкого (1945), "Кремл„вские куранты" (1946), "Ревизор" (1948), "Враги" (1953); "Комедиант" Осборна (1958), "Мариша" А. и В. Мрштиков (1956), "Августовское воскресенье" Грубина (1958), "Гамлет" (1959), "Чайка" (1960); "Драгомира и е„ сыновья" Тыла (1960); "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1961), "Кавказский меловой круг" Брехта (1962), "Владельцы ключей" Кундеры (1962), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1963), "Конец масленицы" То пола (1964); оперные - "Борис Годунов" (1954); "Е„ падчерица" Яначека (1955), "Сватоплук" Сухони (1960), "Путешествие пана Броучка" Яначека (1960), "Евгений Онегин" (1960); "Далибор" Сметаны (1961), "Повесть о на' стоящем человеке" Прокофьева (1961), "Ромео, Джульетта и тьма" Фишера (1962), "Псоглавцы" Ковар-жовица (1962), "Укрощение строптивой" Шебалина (1962), "Пиковая дама" (1963); "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1963); балетные - "Золушка" (1948), "Славянские танцы" на муз. Дворжака (1956), "Юность" Чулаки (1959), "Отелло" Гануша (1959), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1960), "Каменный цветок Прокофьева (1961), "Легенда о любви" Меликова (1963), "Последний одуванчик" Васка (1965). Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 50-68; Театр в Чехословакии. Сб. статей (Театральный институт), Прага, [б. г. ]; Современный чехословацкий театр. Прага, 1963; П е т р ш и к о в а В., Балет в Чехословакии, "Чехословакия", 1955, ј 5, с. 18-21; S с h m i-dova L., Ceskoslovensky balet, rPraha, 1962J; Kniha o Narodnim divadle. 1883-1963, Praha, 1964. Д Сол. ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Б. СМЕТАНЫ - см. Чехословацкий Национальный театр. ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. К. ТЫЛА -см. Чехословацкий Национальный те.атр. ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР. Возникновение самостоятельного бурж. гос-ва - Чехословацкой республики (1918) - привело к объединению т-ров Чехии и Словакии (историю развития т-ра до 1918см. ст. Словацкий театр и драматургия и Чешский театр}. Чеш. и словацкий т-ры, принимавшие участие в борьбе своих народов за независимость, получили благоприятные условия для развития. К ранее существовавшим Нац. т-ру и Гор. т-ру на Внноградах в Праге, Чеш. Нац. т-ру в Брно, Нац. т-ру в Пльзене прибавились вновь организованные - Гор. т-р в Брно (1919), Словацкий Нац. т-р в Братиславе (1920), Гор. т-р в Оломоуце (1920) и др. Кроме проф. т-ров, развивается широкая сеть пролетарских самодеят. коллективов. Еще в 1911 было организовано театр. объединение "ДДОЧ" (Союз рабочей театр. самодеятельности). После возникновения в 1921 Коммунистич. партии Чехословакии, "ДДОЧ", включавший 500 рабочих коллективов, становится одной из форм массовой пролетарской пропаганды. С поисками новых, более действенных театру форм связано создание реж. И. Гонзлел и поэтом И. Зороп "Дедрасбора" (Рабочий драматич. ансамбль), знакомившего рабочую аудиторию с революц. поэзией. В 1921 возникает Пролеткульт, членами к-рого становятся "Дедрасбор" и "ДДОЧ". В 1920 создается проф. т-р "Революционная сцена" (рук. Э. А. Лонген, пост. здесь в том же году пролог "Мистерпи-Буфф" Маяковского). В 1921 возникает т-р "Соцпалистич. сцена". Эта организация привлекала пролетарского зрителя в проф. т-ры. Деятельность чехословацких т-ров в 1918-38 во многом определялась вкусами бурж. зрителя. В то же время, вопреки официальной политике, прогрессивные театр. деятели страны стремились создавать антибурж. по направленности, спектакли, вели борьбу за высокое театр. иск-во. В Нац. т-ре в Праге были пост.: "Из жизни насекомых" (1922, 1926, 1932), "Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938), "R. U. K." (1920, 1939) K. Чапека, "Дитя" Шальды (1923), "Ромео и Джульетта" (1924), "Гамлет" (1930), "Юлий Цезарь" (1936) Шекспира. В Т-ре на Виноградах, наряду с пьесами Ф. Веде-кинда, Я. Гильберта, П. Клоделя и др., ставились: "Зори" Верхарна (1920), "Гуситы" Дворжака (1920), "Средство Макропулоса" (1922, 1927), "Разбойник" (1928), "R. U. R." (1929) K. Чапека, "Периферия" Лангера (1925), "Двенадцатая ночь" (1923), "Сон в летнюю ночь" (1933), "Отелло" (1930), "Фауст" (1932); "Яношик" Магена (1922), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (1936) и др. Возникают новые проф. и полупроф. революц. т-ры. В 1925 был организован "Освобожд„нный театр", где режисс„р И. Гонзль ставил Страницы: «« « 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |