Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559  2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569  » »»

Мартину, "Доктор Фауст" Шквора (1927). В  1944  т-р  был  закрыт.  После
освобождения Чехословакии от оккупации (1945) Ч. Н. т.  возобновил  свою
деятельность - 13 мая  1945  была  показана  опера  "Проданная  невеста"
Сметаны. В 1945-53 художеств. руководство т-ром осуществляли И.  Гонзль,
Я. Пруха, li. Достал, С. Махов.
   Т-р  по-прежнему  состоит  из  тр„х  трупп:   оперной,   балетной   и
драматической,  спектакли  идут  на  тр„х  сценах  (в  разных  зданиях),
получивших самостоятельные наименования: Т-р им. И. К. Тыла, Т-р им.  Б.
Сметаны и собственно Нац. т-р (на каждой из сцен идут оперные,  балетные
и  драматич.  спектакли).  В  коллективе  т-ра  объединяются  выдающиеся
представители разных поколений: старшего - 3. Ште-панек,  Л.  Досталова,
II. Богач; среднего - Я. Пи-вец, Р. Лукавскип, Д. Медржнцка,  К.  Г„гер,
И. Шей-балова, М. Вашова, В.  Фабианова,  Б.  Загорский,  О.  Крейча,  и
младшего - II. Тришска и М. Томашева (до 1965), Л. Мунзар, Б.  Голишева,
Я. Главачева и др. Мн.  совр.  чехословацкие  драматурги  начали  творч.
деятельность, написав пьесы специально для Ч.  Н.  т.:  поэт  Ф.  Грубин
написал "Августовское воскресенье" и "Хрустальную ночь"; И. Топол -  "Их
день",  "Конец  масленицы";  М.  Кундера  -  "Владельцы  ключей"  и  др.
Руководство  Ч.  Н.  т.  осуществляли:  драматич.  труппой  -  Я.  Пруха
(1953-54), 3. Штепанек (1954-55),  О.  Крейча  (195(3-62),  И.  Маршалек
(1962-65), В. Вейражка (с 1965); оперной-Я. Сейдель (1958-63), В. Кашлик
(с 1963); балетной- С. Махов (1946-51), П. Немечек (с  1958).  Гл.  худ.
т-ра - И. Свобода.
   Деятельность Махова  в  балетной  труппе  способствовала  возрождению
чехословацкой хореографии, поискам е„ нац.  своеобразия.  Эти  тенденции
наиболее полно раскрываются в спектаклях, пост. на сюжеты  отечественной
лит-ры: "Философская история" (1949, по А. Ирасеку) и "Викторка"  (1950,
по Б. Немцовой) Востржака и др. Махов создал одну  из  наиболее  крупных
европ. балетных трупп  (ок.  150  чел.).  Среди  солистов  труппы  -  О.
Скалова, М. Кура, В. Шилга-нова,  Р.  Эллингерова,  Я.  Маншингрова,  М.
Дротне-рова, В. Йилек, О. Стодола, В. Мальцев, И. Блажик, О. Шанда и др.
В оперной труппе работали дириж„ры - 3. Халабала, М. Зуна, Р.  Брон,  Я.
Кром-бгольц, В. Нейман. Труппой руководил Я. Сейдель.
   Среди лучших спектаклей 40-60-х гг.: драматические -  "Русские  люди"
(1945); "Наши гордецы" Строу-пежницкого  (1945),  "Кремл„вские  куранты"
(1946), "Ревизор" (1948), "Враги" (1953); "Комедиант" Осборна
   (1958), "Мариша" А. и В. Мрштиков (1956), "Августовское  воскресенье"
Грубина (1958), "Гамлет"
   (1959), "Чайка" (1960); "Драгомира и е„ сыновья" Тыла (1960); "Смерть
коммивояж„ра" Миллера (1961), "Кавказский меловой круг"  Брехта  (1962),
"Владельцы ключей" Кундеры (1962), "Ромео и Джульетта" Шекспира  (1963),
"Конец масленицы" То пола (1964); оперные - "Борис Годунов" (1954);  "Е„
падчерица" Яначека (1955), "Сватоплук" Сухони (1960), "Путешествие  пана
Броучка" Яначека (1960),  "Евгений  Онегин"  (1960);  "Далибор"  Сметаны
(1961), "Повесть о на'  стоящем  человеке"  Прокофьева  (1961),  "Ромео,
Джульетта  и  тьма"  Фишера  (1962),  "Псоглавцы"  Ковар-жовица  (1962),
"Укрощение строптивой" Шебалина (1962), "Пиковая дама" (1963); "Любовь к
тр„м  апельсинам"  Прокофьева  (1963);  балетные  -  "Золушка"   (1948),
"Славянские танцы" на муз.  Дворжака  (1956),  "Юность"  Чулаки  (1959),
"Отелло" Гануша (1959), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1960), "Каменный  цветок
Прокофьева  (1961),  "Легенда  о  любви"  Меликова  (1963),   "Последний
одуванчик" Васка (1965).
   Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962,  с.  50-68;
Театр в Чехословакии. Сб. статей (Театральный институт), Прага,  [б.  г.
]; Современный чехословацкий театр. Прага, 1963; П е т р ш и к о в а В.,
Балет в Чехословакии, "Чехословакия", 1955, ј 5,  с.  18-21;  S  с  h  m
i-dova  L.,  Ceskoslovensky  balet,  rPraha,  1962J;  Kniha  o  Narodnim
divadle. 1883-1963, Praha, 1964. Д Сол.
   ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Б. СМЕТАНЫ - см. Чехословацкий
Национальный театр.
   ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. К. ТЫЛА -см.  Чехословацкий
Национальный те.атр.
   ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР. Возникновение самостоятельного  бурж.  гос-ва  -
Чехословацкой республики (1918) - привело к объединению  т-ров  Чехии  и
Словакии (историю  развития  т-ра  до  1918см.  ст.  Словацкий  театр  и
драматургия и Чешский театр}. Чеш. и словацкий т-ры, принимавшие участие
в борьбе своих народов за независимость, получили благоприятные  условия
для развития. К ранее существовавшим Нац. т-ру и Гор. т-ру на Внноградах
в Праге, Чеш. Нац. т-ру в Брно, Нац. т-ру в  Пльзене  прибавились  вновь
организованные - Гор. т-р в Брно (1919), Словацкий Нац. т-р в Братиславе
(1920), Гор. т-р в Оломоуце (1920) и др.
   Кроме проф. т-ров, развивается широкая  сеть  пролетарских  самодеят.
коллективов. Еще в 1911  было  организовано  театр.  объединение  "ДДОЧ"
(Союз рабочей  театр.  самодеятельности).  После  возникновения  в  1921
Коммунистич.  партии  Чехословакии,  "ДДОЧ",  включавший   500   рабочих
коллективов, становится одной из форм массовой пролетарской  пропаганды.
С поисками новых, более действенных театру форм связано создание реж. И.
Гонзлел и поэтом И. Зороп  "Дедрасбора"  (Рабочий  драматич.  ансамбль),
знакомившего рабочую аудиторию с  революц.  поэзией.  В  1921  возникает
Пролеткульт, членами к-рого становятся  "Дедрасбор"  и  "ДДОЧ".  В  1920
создается проф. т-р "Революционная сцена"  (рук.  Э.  А.  Лонген,  пост.
здесь  в  том  же  году  пролог  "Мистерпи-Буфф"  Маяковского).  В  1921
возникает  т-р  "Соцпалистич.   сцена".   Эта   организация   привлекала
пролетарского зрителя в проф. т-ры. Деятельность чехословацких  т-ров  в
1918-38 во многом определялась вкусами бурж. зрителя.  В  то  же  время,
вопреки  официальной  политике,  прогрессивные  театр.  деятели   страны
стремились создавать антибурж. по направленности, спектакли, вели борьбу
за высокое театр. иск-во. В Нац. т-ре в  Праге  были  пост.:  "Из  жизни
насекомых" (1922, 1926, 1932), "Белая болезнь"  (1937),  "Мать"  (1938),
"R. U. K." (1920, 1939)  K.  Чапека,  "Дитя"  Шальды  (1923),  "Ромео  и
Джульетта" (1924), "Гамлет" (1930), "Юлий  Цезарь"  (1936)  Шекспира.  В
Т-ре на Виноградах, наряду с пьесами Ф.  Веде-кинда,  Я.  Гильберта,  П.
Клоделя и др., ставились:
   "Зори"  Верхарна  (1920),   "Гуситы"   Дворжака   (1920),   "Средство
Макропулоса" (1922, 1927), "Разбойник" (1928),  "R.  U.  R."  (1929)  K.
Чапека, "Периферия" Лангера (1925), "Двенадцатая ночь"  (1923),  "Сон  в
летнюю ночь" (1933), "Отелло" (1930), "Фауст" (1932);
   "Яношик" Магена (1922), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (1936) и др.
   Возникают  новые  проф.  и  полупроф.  революц.  т-ры.  В  1925   был
организован  "Освобожд„нный  театр",  где  режисс„р  И.  Гонзль   ставил

Страницы: «« « 2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559  2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия