Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567  2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577  » »»

в 80-е гг. были впервые в Чехии пост. инсценировки романов  Золя,  пьесы
Чехова и Ибсена. В 1884 открыт Нац. т-р в Брно.
   В конце 19 - нач. 20 вв. возникают разл. художеств. течения. Наряду с
реализмом, к-рый наш„л выражение в творчестве Г. Квапиловой,  И.  Мошны,
И. Шмаги, Э. Вояна, М. Гюбнеровой,  проявились  модернистские  тенденции
(Я. Сейферт и др.), акт„ры сосредоточивали внимание на  внешнем  рисунке
роли, обращались к подч„ркнутой пластике,  декламации,  отказывались  от
раскрытия идейного содержания образа.
   В 90-е гг. созда„тся т-р "Интимная свободная сцена" (1896-99).  Здесь
и в "Т-ре у Либуше" ставятся поэтич.  спектакли  (цикл  "Май",  1895,  и
др.). "Лирический т-р" (1911), "Т-р искусств" (1912-13) и  др.,  так  же
как и любительские коллективы, ставят  драматургию  А.  Стриндберга,  М.
Метерлинка, Г. Гофмансталя. В 1907 открывается Гор. т-р  на  Королевских
Вино-градах (см. Чехословацкий театр на Виноградах).  Эстетич.  принципы
нем. экспрессионизма пропагандировал журнал "Сцена".
   Иск-во нац. режиссуры, становление к-рой связано  с  именами  Тыла  и
Колара, получает развитие на сцене пражского Нац. т-ра (спектакли, пост.
Шмагой:
   "Наши гордецы" Строупежницкого, 1887, "Ревизор", 1891, "Власть тьмы",
1900) и находит яркое выражение в творчестве Я. Квапила, использовавшего
достижения европ. сценич. иск-ва и принципы МХТ (в 1907 Квапил  поставил
"Три сестры" по  режисс„рскому  плану  Станиславского).  В  1916  Квапил
осуществил на сцене Нац. т-ра цикл постановок шекспировских  пьес,  а  в
1918 - цикл чеш. пьес.
   С момента открытия Нац. т-ра среди передовой общественности возникает
движение за  демократизацию  т-ра,  устанавливаются  тесные  контакты  с
рабочим зрителем. Первый спектакль для  рабочих  состоялся  1  мая  1898
("Слуга  своего   господина"   Ер-жабека).   Широкое   развитие   театр.
самодеятельности (рабочие коллективы) привело к созданию  Союза  рабочей
театр. самодеятельности (1911), имевшего впоследствии  большое  значение
для пролетарского иск-ва Чехословакии. См. Чехословацкий театр.
   Лит.: Vondracek J., Dejiny ceskeho divadla sv. 1-2, Praha, 1956-57; B
a r t o s J., Prozatimni divadla a jeho cinohra, Praha. 1937; Subert F.,
Dejiny Narodniho divadla v Praze. 1883-1900, Praha, 1908; T i 1-1 e  V.,
Cinohra Narodniho divadla od roku 1900 do prevratu, Praha, 1935. Д. Сол.
   Музыкальный театр. Опера. Истоки чеш. муз. т-ра восходят к 12-14 вв.,
когда    широкое    распространение    получили    драматич.    диалоги,
"рождественские" и "пасхальные" драмы. В них  большое  место  отводилось
сольному и хоровому пению. Авторами первых народных представлений (14-15
вв.) были странствующие певцы и музыканты. Сценич. особенности нар. т-ра
сохранялись в чеш. муз. т-ре до 19 в. В  1737  в  Праге  было  построено
первое  постоянное  здание  для  оперных  представлений  "Т-р  у  Котцу"
("Оперный дом"). В 1783 здесь же был открыт Нац. Ностицкий т-р (с 1797 -
Сословный т-р), в к-ром артистами труппы Бондини была показана  "Свадьба
Фигаро"  (1786)  и  осуществлена  премьера  оперы  "Дон   Жуан"   (1787,
дирижировал Моцарт). Со 2. и пол. 18  в.  начинается  деятельность  чеш.
композиторов в обл. муз. т-ра. И. Мысливечек, основоположник классицизма
в чеш. музыке, написал более 30 опер (большинство из  них  на  либр.  П.
Метаста-зио)  на  сюжеты,  традиционные  для  итал.  оперы.  Среди   них
пользовалась большим успехом опера "Беллерофонт" (1767, т-р "Сан-Карло",
Неаполь). Развитие нац. муз. т-ра определило  творчество  И.  А.  Бенды,
автора мелодрам на античные сюжеты ("Ариадна на Наксосе", 1775; "Медея",
1775,  Гота)  и  зингшпилей  ("Деревенская  ярмарка",  1775,   там   же;
"Дровосек,  или  Три  желания",  1778,  там  же,  и  др.),  а  также  П.
Враницкого, автора опер "Оберон" (1789) и "Добрая мать" (1795).  В  1826
пост. первая опера на чеш. яз. "Проволочник" Ф. Шкроупа (Сословный  т-р,
Прага).  Шкроуп  написал  музыку  к  пьесам  И.  К.  Тыла  (в  т.  ч.  к
"Фидловачке", 1834; песня из этой пьесы "Где  родина  моя?"  стала  нац.
гимном).
   Пути развития нац. оперы определил основоположник чеш. муз.  классики
Б. Сметана, автор выдающихся нац. опер, с 1866 - дириж„р Временного т-ра
в Праге (открыт в 1862). На сцене этого т-ра были пост.  оперы  Сметаны,
Р. Розкошного ("Микулаш", 1871), Д. Мехуры ("Мария Потоцкая",  1871,  на
сюжет "Бахчисарайского фонтана"), неск. мелодрам Бенды. Большое значение
имела деятельность  Сметаны  как  председателя  муз.  секции  "Умелецкой
беседы" (1863, Прага), объединившей деятелей чеш. нац. культуры. Сметана
выступил также как муз. критик. Первая опера  Сметаны  "Бранденбуржцы  в
Чехии" (1866, Временный т-р) заложила  основы  чеш.  героико-пат-риотич.
оперы. "Проданная невеста" (1866, там же) утвердила жанр комич. оперы  в
нац. муз. т-ре. Опера "Далибор" (1868, там же) стала  первой  нац.  муз.
трагедией, а опера "Либуше" (1881, на открытии Нац. т-ра,  Прага)-первой
нац. эпич. оперой, вобравшей в себя образы нар.  эпоса,  интонации  чеш.
нар. песен и гуситские гимны. Большое значение в  пропаганде  творчества
Сметаны имели выступления основоположника чеш. муз.-исто рич.  науки  О.
Гостинского.
   Дальнейшая судьба чеш. муз. т-ра связана с творчеством  А.  Дворжака.
Дворжак написал 10 опер, обогатил нац.  оперный  т-р  новыми  жанрами  -
оперой-сказкой "Ч„рт и Кача"  (1899),  лирич.  оперой-сказкой  "Русалка"
(1901, обе в праж. Нац. т-ре). Среди опер Дворжака - "Хитрый крестьянин"
(1874, там же), "Дмитрий" (1882, Новый чеш.  т-р,  Прага)  и  "Якобинец"
(1889, Нац. т-р), действие к-рой происходит в Чехии в годы Франц.  бурж.
революции конца 18 в.
   Традициям Сметаны и Дворжака следовали  3.  Фи-бих  -  автор  опер  и
мелодрам, в т. ч. муз. трагедии "Мессинская  невеста"  (1883),  трилогии
"Ипподамия" (1890-91), опер -  "Буря"  (1895),  "Годы"  (1896),  "Шарка"
(1897, все - в Нац. т-ре), К. Коваржовиц,  О.  Острчил  и  др.  В  жанре
комич. оперы написаны - "В колодце" В. Блодека  (1867,  Временный  т-р),
"Зачарованный принц" (1872, там же), "Старый жених" Бенделя  (1874,  там
же) и др.
   В конце 19 в. высокого уровня достигло чеш. исполнительское иск-во. В
оперной труппе праж. Нац. театра выступали певцы: В. Геш, Б. Бенони,  Б.
Лау-терерова и др. Росту мастерства труппы  способствовала  деятельность
гл.  дириж„ра  и  художественного   руководителя   оперной   труппы   К.
Коваржо-вица (1900-20).
   Плодотворное влияние на развитие чеш. муз. т-ра оказали рус. иск-во и
лит-ра. Важным событием в истории чеш. муз. т-ра  была  пост.  на  сцене
Временного т-ра "Ивана Сусанина" (1866) и  "Руслана  и  Людмилы"  (1867,
дириж„р М. А. Балакирев). В Нац. т-ре в 1888 был пост. "Евгений  Онегин"
и 2-й акт "Лебединого озера"  (дириж„р  П.  И.  Чайковский).  Чайковский
приезжал в Прагу также и в 1892 на спектакль  "Пиковая  дама",  пост.  в

Страницы: «« « 2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565   2566   2567  2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия