Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574   2575  2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583   2584   2585  » »»

бессмертия") и др. значит. явлением кит. т-ра.
   Лит. (на кит. яз.): Ч ж о у И- б  а  и.  Чжунго  Сицзюй  ши  чанбянь,
Пекин, 1960; Ч ж у Ч ж а о-н я н ь, Чжунго сицюй, Пекин, 1963. Вл. С.
   ЧУБИНЙДЗЕ, Михаил Димитриевич (р.2.11.1910)- груз. сов.  акт„р.  Нар.
артист Груз. ССР (1958). Чл.  Коммунистич.  партии  с  1947.  В  1930-36
работал в Чиатурском, затем в Горийском и Потийском т-рах. С  1940  -  в
Сухумском т-ре. Ч. играет разнообразные роли  от  остро  характерных  до
трагедийных, созда„т  острые  по  форме  сценические  образы.  Игра  его
отличается романтич. приподнятостью, яркостью деталей, интонац. и мимич.
отточенностью.
   Роли: Отелло; царь Ираклий (о. п. Готуа), Городничий;
   Хевис"бери  Гоча  (по  о.  п.  Казбеги),  Кнуров   ("Бесприданница"),
Прибытков ("Последняя  жертва"),  граф  де  Ризоор  ("Фландрия"  Сарду),
Рипафратта ("Хозяйка гостиницы"), Тетерев ("Мещане"), Апрекуне Чимчимели
(о.  п.  Вакели),  Победоносиков  ("Баня"),  Эзоп  ("Лиса  и   виноград"
Фигейре-ду, царь Эдип (о. п. Софокла) и др.
   Ставит спектакли. Снимается в кино. Эт. Г.
   ЧУВАШСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Октябрьской революции чуваш,  народ
не имел своего  т-ра  и  драматургии.  Элементы  драматич.  иск-ва  были
представлены  в  устном  нар.  творчестве,  в  играх,  обрядах.   Первые
драматич. произв. на чуваш, яз. принадлежали  К.  В.  Иванову  и  М.  Ф.
Акимову.   Они   показывали   тяж„лое   положение   народа,   социальную
несправедливость.
   Чуваш, проф. т-р зародился вскоре  после  Октябрьской  революции.  27
января 1918 в Казани группой  студентов,  красноармейцев,  служащих  был
пост. спектакль "Не так живи, как хочется" Островского. Среди участников
спектакля:  И.   С.   Максимов-Кошкинский,   П.   Н.   Осипов,   О.   И.
Ырзем-Шестипалова, К. М. Васильев, М. Ф. Акимов  и  др.  Этот  коллектив
получил  наименование  Чувашский  советский   передвижной   т-р.   Здесь
ставились пьесы  Островского,  Гоголя,  Сухово-Кобылина,  Фонвизина,  Л.
Толстого, Писемского, Мольера, Шиллера. Спектакли шли в воинских частях.
Летом 1918, когда Казань была захвачена белочехами, труппа распалась, но
осенью снова возобновила свою работу.
   Зарождение т-ра способствовало развитию нац. драматургии. В 1918 была
пост. "Безвременная смерть" Акимова,  в  1918-20  -  "Чья  вина"  Г.  В.
Зайцева-Талмрза, "На суде" Ф. П. Павлова. Пьесы эти  показывали  тяж„лое
положение народа, вызывали ненависть к его угнетателям.
   В период борьбы с интервентами был организован второй  чувашский  т-р
(июнь 1919)  при  политотделе  Восточного  фронта  в  Симбирске.  Широко
развивалась  сельская  художеств.  самодеятельность.  Из  этих   кружков
впоследствии вышли мн. видные  деятели  театр.  иск-ва.  В  1920,  после
образования Чуваш, автономной обл., Чуваш, т-р из Казани был перевед„н в
Чебоксары. В 20-х гг. пост пьесы: "В деревне" Павлова, "Кужар"  Осипова,
инсценировка поэмы К. В. Иванова "Нарспи".  Ярко  выраженные  социальные
мотивы,  глубокий  драматизм  событий,  использование   элементов   нар.
творчества определили широкую популярность этих пьес.
   Во 2-й пол. 20-х гг.  в  репертуаре  т-ра  проявились  националистич.
тенденции ("Последние дни Булгар-ского государства" Юрьева), что привело
т-р к идейному и творч. кризису. Преодолевая эти тенденции, т-р  вставал
на  путь  всемерного  сближения  с  жизнью  народа.  Появляются   пьесы,
отражающие эпоху гражданской войны, классовую борьбу в деревне: "Волна",
"Лиходеи" Максимова- Кошкинско-го, "Жизнь прожить - не поле перейти", "У
двух парней - одна дума" Осипова и др. В спектаклях т-ра созда„тся образ
современника - активного борца за новую  жизнь  -  пьесы:  "Шум"  Н.  С.
Айзмана
   (1930); "Сила" В. О. Алагера (1931); "Ид„т" М. Д. Тру-биной (1931)  и
др. В 1927 при т-ре организуется студия по подготовке акт„рских  кадров,
в 1931 студия становится театр.  отд.  Чуваш,  муз.  уч-ща,  получившего
наименование Чуваш, муз.-театр. техникум.  В  труппу  т-ра  вошли  новые
акт„ры -П. Т. Медиков, Н. П. Виноградов, Н. С. Айзман, Г. В. Парнэ и др.
   30-е гг. в истории Ч. т. ид. были периодом консолидации  творч.  сил,
повышения  проф.  мастерства.  Т-р  ставил  лучшие   произведения   сов.
драматургии: пьесы Н. Ф. Погодина, А. Е. Корнейчука, А. А. Арбузова,  В.
Н. Билль-Белоцерковского. В  т-р  пришла  талантливая  молод„жь  -  И.О.
Молодое, Л. Ф. Сем„нов, Б. А. Алексеева А. К. Ургалкин, Р. И.  Ананьева,
3. Г. Трофимова, М. П. Иванова, Е. В. Шорникова и др., режисс„ром был Г.
В. Парнэ. Этапные спектакли  этого  периода:  "Айдар"  Осипова,  "Платон
Кречет"; "Аристократы", "После бала" Погодина, "Волки и  овцы";  "Земля"
Вирты.  Чувашские  драматурги  создают  образы  представителей  рабочего
класса и чуваш, интеллигенции:  "Шум"  Айзмана,  "Мощь"  Л.  Я.  Агакова
(1931), "Садур и Илем" Максимова-Кошкин-ского (1933), "Симфония  будней"
Осипова (1935).
   В 1933 театру присвоено наименование академического.  В  30-х  гг.  в
республике были  созданы  ещ„  4  т-ра:  Чувашский  республиканский  ТЮЗ
(1932), колхозные т-ры  в  Марпосаде  (1934),  Батыреве  (1936),  Ядрине
(1937).
   Деятельность Чуваш, академич. т-ра характеризуется глубоким изучением
и  претворением   опыта   рус.   реалистич.   театр.   иск-ва.   Большую
учебно-воспитат. работу провели режисс„ры: ученик Станиславского  Е.  А.
Токмаков и выпускники ГИТИСа, чуваш, режисс„ры К.  И.  Иванов  и  Л.  Н.
Родионов.  Если  в  ранних  спектаклях  преобладало  увлечение   внешней
красочностью, этнографией, то на новом этапе деятельности  т-ра  главным
стало   раскрытие   социальной   основы   произведения,   стремление   к
ан-самблевости, психологии,  углубл„нности  образов;  спектакли  -  "Как
закалялась сталь" (1937), "На  дне"  (1938);  "Нарспи"  (новый  вариант,
1940), "Чакка" С. В. Эльгера (1941).
   Большое место в чуваш, драматургии предвоен.  лет  занимают  историч.
пьесы Осипова ("Айдар"), Эльгера ("Чакка"), Я. Г. Ухсая ("Тудимер"),  А.
Д. Калгана ("Анисса"); в них утверждается тема героизма народа.  В  годы
войны пост. спектакли: "Отелло";
   "Лиза Короткова" Айзмана и др.
   После войны пост. спектакль "Человек с  ружь„м"  (1947,  реж.  Л.  Н.
Родионов, в роли В. И. Ленина- Б. А. Алексеев).
   В 1947 коллектив т-ра пополнился  выпускниками  нац.  студии  ГИТИСа,
воспитанниками М. М. Тарханова. В т-р пришли акт„ры: В. И. Родионов,  В.
К. Кузьмина, Т. Н. Ерусланова, Г.  Т.  Мадеева,  П.  И.  Иванов,  Н.  С.
Степанов, А.  П.  Лукьянова  и  др.  Ансамб-левостью,  театр.  культурой
отличались спектакли:
   "Молодая гвардия" (1947), "Ревизор" (1948);  "Энтип"  В.  Т.  Ржанова
(1950), "Свадьба с приданым" Дьяконова (1950).

Страницы: «« « 2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574   2575  2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582   2583   2584   2585  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия