Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572  2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582  » »»

Андреевна ("Бедная невеста"), Любовь Гордеевна ("Бедность не порок"). Ч.
передавала тончайшие оттенки чувств своих героинь. "Это сама  истина  на
сцене без заученных движений, без принятых сценических уловок",-писал  о
ней А. Кони. Среди лучших ролей Ч. также: Дуня ("Станционный смотритель"
по Пушкину), Таня ("Маркитантка" Кукольника). В  1854,  выйдя  замуж  за
гвардейского офицера М. И. Огар„ва, Ч.  была  вынуждена  уйти  из  т-ра.
Позже  Ч.  фактически  руководила  антрепризами  мужа  во  Владимире   и
Кронштадте,  оказала  большое  влияние  на  формирование  талантов  ряда
молодых акт„ров, среди к-рых были А. П. Ленский, Ф. Ф. Козловская и  др.
С 1868 Ч. снова вступила в труппу  Александрийского  т-ра;  исполняла  в
этот  период  роли  грандам  и  старух.   Наиболее   значительны   роли:
Гурмыжская; Мур-завецкая ("Волки и овцы"),  графиня  Хрюмина  ("Горе  от
ума") и др. В 1882 окончательно оставила сцену.
   Лит.: А. М. Читау, [некролог], "ЕИТ", СПБ, 1912  вып.  7;  "Пантеон",
СПБ, 1854, т. 13, кн. 1; т. 14, кн. 4; т. 17" кн. 9; т. 18, кн. 11. С К
   ЧИТАШВЙЛИ, Дик (Давид Иосифович) (р. 1913)  -  сов.  артист  эстрады;
фокусник, иллюзионист. Окончил Институт физической культуры в Тбилиси. В
1936  занял  первое   место   на   грузинской   студенческой   олимпиаде
оригинальных   жанров;   вскоре   стал   выступать   на   эстраде    как
фокусник-манипулятор. С сер. 1950-х гг. переш„л на иллюзионный жанр. Для
Ч.  характерны  сдержанность  исполнительской   манеры,   тонкий   юмор,
изящество. А. Шн.
   ЧИТРАС‚НА (р. 26. I. 1921) -  цейлонский  танцовщик  и  балетмейстер.
Учился у своего отца (постановщика шекспировских спектаклей в цейлонских
драм. труппах), а также у цейлонского танцовщика  и  знатока  кандийских
танцев Лапая Гуру. Совершенствовался в Индии у Гопинатха и  в  Ин-те  Р.
Тагора. Ч.-первый цейлонский проф. танцовщик и балетмейстер, создавал на
основе тра-диц.  нац.  танцев  новые  хореографич.  композиции.  В  1944
организовал школу  и  труппу.  Вначале  ставил  отдельные  танцы,  затем
хореографич. спектакли:
   "Видура", "Равана" (на сюжет "Рамаяны"), "Наль и Дамаянти" (на  сюжет
из "Махабхараты", муз.  Амарадева),  "Чандали"  (1951)  по  Тагору,  где
впервые в  цейлонском  балете  затронута  социальная  тема.  В  1957  на
фестивале молод„жи и студентов в Москве был  показан  балет  Ч.  "Триумф
мира". В 1960 пост. балет "Карадия" ("Сол„ная  вода")  Амарадева,  к-рый
был показан в Москве в 1963 во время гастролей труппы Ч. С  1955  труппа
носит назв. "Цейлонский балет Читрасены". В е„ составе Ваджира -  первая
цейлонская проф. танцовщица, а  также  нар.  танцовщики  -  Лапая  Гуру,
Банду, Сена и др. Е. С.
   ЧИХЛАДЗЕ, Михаил Серапионович (р. 24.VI.  1902)-  груз.  сов.  акт„р.
Нар. арт. Груз. ССР (1950). В 1927-29  учился  в  студии  при  Т-ре  им.
Руставели.  С  1929  -  акт„р  этого  т-ра.  Роли:  Солейман   ("Измена"
Сумбатова-Южина),  Хевисбери  Гоча  (о.   п.   Шаншиа-швили),   Шуфтерле
("Разбойники"), Лухуми ("Бахт-риони" Гачечиладзе по Важа Пшавела) и др.
   Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959. Э. Г.
   ЧИЧИНАДЗЕ, Алексей  Виссарионович  (р.  26.XII.  1921)-  сов.  артист
балета, режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1965), засл. деят. иск-в  Груз.  ССР
(1966). В 1941 окончил Московское хореографическое училище (класс П.  А.
Гусева), в 1955 - балетмейстерский ф-т ГИТИСа. В 1941-44- артист  балета
Большого  т-ра,  с  1944-солист  балета,  а  с   1955   -   балетмейстер
Музыкального т-ра им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко.
   Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Фентон ("Виндзорские проказницы"
Оранского), Феб ("Эсмеральда") и др.
   Пост.: "Дочь Кастилии" Глиэра (1955),  "Охридская  легенда"  Христича
(1958), "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (1960), "Дон Жуан"  на
муз. Р. Штрауса (1962),  "Поэма"  на  муз.  Цинцадзе  (1964),  "Иоланта"
(1966) - все в  Муз.  т-ре  им.  Станиславского  и  Немировича-Данченко;
"Концертная сюита" на муз. Дебюсси (1956, Париж), "Франческа да  Римини"
(сезон 1960-61, Амстердам), "Дон Кихот" (1964, Варшава) идр.
   ЧИШКО, Олесь (Александр) Сем„нович [р. 20. VI (2. VII). 1895) -  укр.
и рус. сов. композитор, артист оперы (тенор). Засл. деят. иск-в Узб. ССР
(1940) и РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1948.  В  1924  окончил
вок. ф-т Харьковского муз.-драм. ин-та,  в  1938  -  композиторский  ф-т
Ленингр. консерватории (класс  П.  Б.  Рязанова).  В  1925-31  -  солист
оперных т-ров Харькова, Киева,  Одессы.  В  1931-38  -  солист  Ленингр.
филармонии и Ака-демич. капеллы; в 1939-40 - организатор и рук. Ансамбля
песни и пляски Балтийского флота; в 1946-48  -  солист  Ленингр.  Малого
оперного т-ра. Первый исполнитель партий: Пьер Безухов  ("Война  и  мир"
Прокофьева), Кобзарь ("Тарас Буль-ба" Лысенко), П„тр ("В плену у яблонь"
Чишко). В 1923 дебютировал как композитор оперой "Юдифь" (Новороссийская
студия Л. Кича).
   Оперы: "В плену у  яблонь"  (1931,  Одесский  т-р  оперы  и  балета),
"Броненосец  "  Пот„мкин""  (1937,  Т-р  оперы  и  балета  им.   Кирова,
Ленинград; 1938, Большой т-р, Москва;  2-я  ред.  1955,  Ленингр.  Малый
оперный т-р), "Махмуд Тароби" (1944,  Т-р  оперы  и  балета  им.  Навои,
Ташкент); музыка к драматич. спектаклям и др. соч.
   В 1948-64 - преподаватель Ленингр. консерватории.
   Лит.: Г у с и н И., О. С. Чишко. Очерк жизни и  творчества,  Л.,1960;
БудяковскийА.,  "Броненосец  "Пот„мкин"",   Л.,   1960;   Гринберг   М.,
Музыкальный героический спектакль "Броненосец "Потемкин"" в  Ленинграде,
"Театр", 1937, ј 5; Христиансен П., "Броненосец  "Потемкин""  в  Большом
театре, "Советская музыка",1938, 1.    ЧМШКЯН,  Георг  Арутюнович  [7(19).III.1837,  Тифлис,-  28.XII.  1915
(10.1.1916),  Петербург]  -  арм.  акт„р,  режисс„р,  драматург,  театр.
деятель. Окончил Арм. духовную семинарию  Нерсесян  и  Рус.  землемерное
уч-ще в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1862  в  Тифлисе.  В  1863
стал  организатором,  режисс„ром  и  акт„ром  нового  арм.  проф.  т-ра.
Ч.-основоположник арм. реалистич. сценич. иск-ва. В сво„м творчестве  он
сочетал романтич. пафос с правдивым  изображением  действительности.  Ч.
утверждал на сцене драматургию  Шекспира,  Мольера,  Сундукяна,  Гоголя,
Островского,   боролся   против   псевдоисторич.   драматургии   и    е„
ложнопатетич. трактовки на сцене. В репертуаре  т-ра  Ч.  были  историч.
пьесы, способные воспитывать патриотич. чувства  народа,  он  сам  часто
выступал в ролях арм. полководцев: Вартан Мамиконян  (о.  п.  Кареняна),
Ерванд ("Сандухт" Терзяна), Аршак ("Аршак Второй" Галфаяна), Самвел  (о.
п.  дкимяна)  и  др.  Ч.  играл  драматич.,  трагедийные,  комедийные  и
фарсово-водевильные роли. Он считался лучшим исполнителем ролей в пьесах
Сундукяна: Масисян  ("Хатабала",  1866),  Ми-каэл  ("Ещ„  одна  жертва",
1870), Пэпо (о. п., 1871). В этих образах Ч. особенно акцентировал  тему
социального протеста. Творч.  дружба  Ч.  и  Сундукяна  -  двух  великих

Страницы: «« « 2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572  2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581   2582  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия