Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 » »» Андреевна ("Бедная невеста"), Любовь Гордеевна ("Бедность не порок"). Ч. передавала тончайшие оттенки чувств своих героинь. "Это сама истина на сцене без заученных движений, без принятых сценических уловок",-писал о ней А. Кони. Среди лучших ролей Ч. также: Дуня ("Станционный смотритель" по Пушкину), Таня ("Маркитантка" Кукольника). В 1854, выйдя замуж за гвардейского офицера М. И. Огар„ва, Ч. была вынуждена уйти из т-ра. Позже Ч. фактически руководила антрепризами мужа во Владимире и Кронштадте, оказала большое влияние на формирование талантов ряда молодых акт„ров, среди к-рых были А. П. Ленский, Ф. Ф. Козловская и др. С 1868 Ч. снова вступила в труппу Александрийского т-ра; исполняла в этот период роли грандам и старух. Наиболее значительны роли: Гурмыжская; Мур-завецкая ("Волки и овцы"), графиня Хрюмина ("Горе от ума") и др. В 1882 окончательно оставила сцену. Лит.: А. М. Читау, [некролог], "ЕИТ", СПБ, 1912 вып. 7; "Пантеон", СПБ, 1854, т. 13, кн. 1; т. 14, кн. 4; т. 17" кн. 9; т. 18, кн. 11. С К ЧИТАШВЙЛИ, Дик (Давид Иосифович) (р. 1913) - сов. артист эстрады; фокусник, иллюзионист. Окончил Институт физической культуры в Тбилиси. В 1936 занял первое место на грузинской студенческой олимпиаде оригинальных жанров; вскоре стал выступать на эстраде как фокусник-манипулятор. С сер. 1950-х гг. переш„л на иллюзионный жанр. Для Ч. характерны сдержанность исполнительской манеры, тонкий юмор, изящество. А. Шн. ЧИТРАС‚НА (р. 26. I. 1921) - цейлонский танцовщик и балетмейстер. Учился у своего отца (постановщика шекспировских спектаклей в цейлонских драм. труппах), а также у цейлонского танцовщика и знатока кандийских танцев Лапая Гуру. Совершенствовался в Индии у Гопинатха и в Ин-те Р. Тагора. Ч.-первый цейлонский проф. танцовщик и балетмейстер, создавал на основе тра-диц. нац. танцев новые хореографич. композиции. В 1944 организовал школу и труппу. Вначале ставил отдельные танцы, затем хореографич. спектакли: "Видура", "Равана" (на сюжет "Рамаяны"), "Наль и Дамаянти" (на сюжет из "Махабхараты", муз. Амарадева), "Чандали" (1951) по Тагору, где впервые в цейлонском балете затронута социальная тема. В 1957 на фестивале молод„жи и студентов в Москве был показан балет Ч. "Триумф мира". В 1960 пост. балет "Карадия" ("Сол„ная вода") Амарадева, к-рый был показан в Москве в 1963 во время гастролей труппы Ч. С 1955 труппа носит назв. "Цейлонский балет Читрасены". В е„ составе Ваджира - первая цейлонская проф. танцовщица, а также нар. танцовщики - Лапая Гуру, Банду, Сена и др. Е. С. ЧИХЛАДЗЕ, Михаил Серапионович (р. 24.VI. 1902)- груз. сов. акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1950). В 1927-29 учился в студии при Т-ре им. Руставели. С 1929 - акт„р этого т-ра. Роли: Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина), Хевисбери Гоча (о. п. Шаншиа-швили), Шуфтерле ("Разбойники"), Лухуми ("Бахт-риони" Гачечиладзе по Важа Пшавела) и др. Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959. Э. Г. ЧИЧИНАДЗЕ, Алексей Виссарионович (р. 26.XII. 1921)- сов. артист балета, режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1965), засл. деят. иск-в Груз. ССР (1966). В 1941 окончил Московское хореографическое училище (класс П. А. Гусева), в 1955 - балетмейстерский ф-т ГИТИСа. В 1941-44- артист балета Большого т-ра, с 1944-солист балета, а с 1955 - балетмейстер Музыкального т-ра им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко. Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Фентон ("Виндзорские проказницы" Оранского), Феб ("Эсмеральда") и др. Пост.: "Дочь Кастилии" Глиэра (1955), "Охридская легенда" Христича (1958), "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (1960), "Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса (1962), "Поэма" на муз. Цинцадзе (1964), "Иоланта" (1966) - все в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко; "Концертная сюита" на муз. Дебюсси (1956, Париж), "Франческа да Римини" (сезон 1960-61, Амстердам), "Дон Кихот" (1964, Варшава) идр. ЧИШКО, Олесь (Александр) Сем„нович [р. 20. VI (2. VII). 1895) - укр. и рус. сов. композитор, артист оперы (тенор). Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1940) и РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1924 окончил вок. ф-т Харьковского муз.-драм. ин-та, в 1938 - композиторский ф-т Ленингр. консерватории (класс П. Б. Рязанова). В 1925-31 - солист оперных т-ров Харькова, Киева, Одессы. В 1931-38 - солист Ленингр. филармонии и Ака-демич. капеллы; в 1939-40 - организатор и рук. Ансамбля песни и пляски Балтийского флота; в 1946-48 - солист Ленингр. Малого оперного т-ра. Первый исполнитель партий: Пьер Безухов ("Война и мир" Прокофьева), Кобзарь ("Тарас Буль-ба" Лысенко), П„тр ("В плену у яблонь" Чишко). В 1923 дебютировал как композитор оперой "Юдифь" (Новороссийская студия Л. Кича). Оперы: "В плену у яблонь" (1931, Одесский т-р оперы и балета), "Броненосец " Пот„мкин"" (1937, Т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинград; 1938, Большой т-р, Москва; 2-я ред. 1955, Ленингр. Малый оперный т-р), "Махмуд Тароби" (1944, Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент); музыка к драматич. спектаклям и др. соч. В 1948-64 - преподаватель Ленингр. консерватории. Лит.: Г у с и н И., О. С. Чишко. Очерк жизни и творчества, Л.,1960; БудяковскийА., "Броненосец "Пот„мкин"", Л., 1960; Гринберг М., Музыкальный героический спектакль "Броненосец "Потемкин"" в Ленинграде, "Театр", 1937, ј 5; Христиансен П., "Броненосец "Потемкин"" в Большом театре, "Советская музыка",1938, 1. ЧМШКЯН, Георг Арутюнович [7(19).III.1837, Тифлис,- 28.XII. 1915 (10.1.1916), Петербург] - арм. акт„р, режисс„р, драматург, театр. деятель. Окончил Арм. духовную семинарию Нерсесян и Рус. землемерное уч-ще в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1862 в Тифлисе. В 1863 стал организатором, режисс„ром и акт„ром нового арм. проф. т-ра. Ч.-основоположник арм. реалистич. сценич. иск-ва. В сво„м творчестве он сочетал романтич. пафос с правдивым изображением действительности. Ч. утверждал на сцене драматургию Шекспира, Мольера, Сундукяна, Гоголя, Островского, боролся против псевдоисторич. драматургии и е„ ложнопатетич. трактовки на сцене. В репертуаре т-ра Ч. были историч. пьесы, способные воспитывать патриотич. чувства народа, он сам часто выступал в ролях арм. полководцев: Вартан Мамиконян (о. п. Кареняна), Ерванд ("Сандухт" Терзяна), Аршак ("Аршак Второй" Галфаяна), Самвел (о. п. дкимяна) и др. Ч. играл драматич., трагедийные, комедийные и фарсово-водевильные роли. Он считался лучшим исполнителем ролей в пьесах Сундукяна: Масисян ("Хатабала", 1866), Ми-каэл ("Ещ„ одна жертва", 1870), Пэпо (о. п., 1871). В этих образах Ч. особенно акцентировал тему социального протеста. Творч. дружба Ч. и Сундукяна - двух великих Страницы: «« « 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |