Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578  2579   2580   2581   2582   2583   2584   2585   2586   2587   2588  » »»

исполнено неск. сцен в 1959).
   Муз.  комедии:  "Кок-сагыз"  (1949,  Горки-Белорус.,  силами   худож.
самодеятельности), "Песня Березины" (1947, Бобруйский т-р муз. комедии).
Ч. также автор музыки к спектаклям.
   В 1892-1935 в„л педагогич. работу в  Баку,  Ковно  (Каунасе),  Вильно
(Вильнюсе), Мстиславле, Могил„ве.
   Лит.: Журавл„в Д., Большая  дорога.  Нар.  арт.  БССР  Н.  Н.  Чуркин
(Биографич. очерк), Минск, 1964. А. Ив.
   ЧУХАДЖЯН, Тигран Геворкович (1837- 23. III. 1898)-арм.  композитор  и
обществ, деятель. Муз. образование получил в  Константинополе  и  Милане
(1861-64). Принимал активное участие в работе первого  арм.  муз.  об-ва
"Кпар айкакан" ("Армянская  лира",  Константинополь).  Ч.-основоположник
арм. муз.  т-ра  (1872,  Константинополь),  автор  первых  арм.  опер  и
оперетт. Самое крупное произв. Ч.- опера "Аршак II" (либр.  Т.  Терзяна,
соч. 1868; пост. 1945, Т-р оперы и балета им. Спендиарова, Ереван) -  на
тему освободит, войн арм. народа против сасанидской Персии и Византии  в
4 в.
   Автор опер: "Земирэ" (1891), "Индиана" и др.; муз. комедий и оперетт:
"Ариф  (1872),  "К„се-кехва"  (1874,  на   сюжет   "Ревизора"   Гоголя),
"Леблебиджи" ("Продавец гороха", 1876, на сов. сцене  "Карине")  и  др.,
пост. в Константинополе, затем в Греции, Египте, Болгарии, Италии и  др.
странах; музыки к драматич. спектаклям, вок. и инструмент, произв.
   Лит.: Т и г р а н о в Г., Армянский музыкальный  театр.  т.  1,  Ер.,
1956; К у ш н а р е в X. С., М у р а д я н М. О., Геодакян Г. Ш.,  Очерк
истории армянской музыки, Ер., 1963 (на арм. яз.). ' М. My р.
   ЧУШКИН, Николай  Николаевич  [р.  20.XI  (3.XII).  1906]-  рус.  сов.
театровед. В 1931 окончил театро-ведч. цикл ф-та лит-ры  и  иск-ва  МГУ.
Лит. деятельность начал в 1932. В 1937-41-  старший  науч.  сотрудник  и
зав. кабинетом К. С. Станиславского в музее МХАТ. В  1942-51  -  старший
инспектор Гл. управления т-ров. С 1951 - старший  науч.  сотрудник  Гос.
комиссии по изучению и изданию трудов К.  С.  Станиславского  и  Вл.  И.
Немировича-Данченко. С 1940 - референт Комитета по гос. премиям, с  1956
- зав. отделом т-ра и кинематографии комитета по Ленинским премиям.
   Соч.: "Царь Ф„дор Иоаннович" на сцене МХАТ, М., 1940 (совм. с  Б.  И.
Ростоцким); Московский Художественный театр. М., 1950  (совм.  с  П.  А.
Марковым);  Крэг  и  Станиславский,  "Рабочий  и  театр",  1936,  ј   1;
Шекспировские  спектакли  в  Московском  Художественном  театре.   "Юлий
Цезарь", в кн.: Ежегодник МХТ за 1944, т. 1, М., 1946  (совм.  с  Б.  И.
Ростоцким); Путь художника (ц В. В. Дмитриеве), в кн.: Ежегодник МХТ  за
1948, т.  1,  М.,  1950;  Литературное  наследие  К.  С.  Станиславского
дореволюционного периода, в кн.: Станиславский К. С., Собр. соч., т.  5,
М., 1958;
   [Статьи и воспоминания о Л. М. Леонидове], в  кн.:  Леонид  Миронович
Леонидов,  М.,  1960;  Симов-родоначальник   нового   типа   театральных
художников, в кн.: Ежегодник МХТ за 1953-1958, М., 1961; Юлий Цезарь  на
сцене  Московского  Художественного  театра.  Вступит,  ст.  к  кн.:   Н
е-мирович-Данченко  Вл.  И.,  Режисс„рский  план   постановки   трагедии
Шекспира "Юлий Цезарь", 1964, М. (совм. с Б.  И.  Ростоцким);  Гамлет  -
Качалов, М., 1966;
   И. Я. Гремиславский и декорационное искусство Художественного театра,
в сб.: И. Я. Гремиславский, М., 1966 (совм. с М. Н. Пожарской); В спорах
о театре, в сб.: Встречи с Вс. Мейерхольдов, М., 1967.
   ЧХАНГЫК - корейская нар. муз. драма.  Сочетает  элементы  муз.  драмы
чхан, нац. драматич. нар.  представления  -  норымсэ  и  нац.  танцев  -
баллим. Восходит к театрализованным интермедиям силласких  хваранов  6-7
вв. Дальнейшее развитие Ч. связано с  деятельностью  средневековых  кор.
гистрионов - квандэ, исполнителей лирико-эпич. песенного сказа пхансори.
В 17-18 вв. исполнялся  на  открытой  площадке  двумя  квандэ;  один  из
них-косу-стоя  исполнял  все  роли,  другой   косу   аккомпанировал   на
барабане-пук. Квандэ владели иск-вом декламации, пения, имитации.  В  18
в. известность получили Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль и Квон Сам Дык (т.  н.
период "тр„х знаменитых певцов"), в иск-ве к-рых песенное  начало  стало
вытеснять драматич. действие. В 19 в. известны выдающиеся квандэ,  среди
к-рых- Мо Хын Гап, Сон Хын Нок, Ко Су Гван, Чу Док Ки, Ким Че Чхоль, Пак
Ю Чжон и др. (т. н. период "восьми знаменитых певцов").  К  сер.  19  в.
были разработаны характерные стили пения: пх„нчжо - для передачи чувства
радости, ликования, учжо - выражающий торжеств, настроение,  гем„нчжо  -
горе, скорбь. Эти стили основаны на пентатонике; в них  используется  15
различных ритмов, разнообразные темпы.
   С сер. 19 в. Ч. проникает на проф. сцену.  Превращение  Ч.  в  иск-во
нац. оперы принадлежит Син Чэ Хе. Он отредактировал популярные  пхансори
("Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Сим  Чхон",  "Сказание  о  Хын  Бо",
"Повесть о зайце" и др.), вв„л распределение ролей  между  неск.  квандэ
(ведущий певец исполнял главные, а др. акт„ры  -  второстепенные  роли),
вв„л исполнительниц женских ролей,  воспитав  ряд  талантливых  артисток
(Чхэ Сон - первая актриса, выступившая на корейской сцене, Хо Гымпха, Ли
Хвачжунсон и др.).
   Принципы Син Чэ Х„ развивала в нач. 20 в. труппа "Х„пнюльса"  (Сеул),
имевшая филиалы почти во всех провинциях Кореи.  Акт„ры  и  руководители
"Х„пнюльса" уделяли  большое  внимание  сценич.  оформлению  спектаклей,
применяли  объ„мные  декорации,  цветовые  и  шумовые  эффекты.  В  т-ре
"Х„пнюльса" появился просцениум, в муз.  сопровождении  к  бараба-ну-пук
были добавлены струнно-щипковый инструмент каягым и флейта-чоттэ.
   В период подъ„ма  нац.-освободит,  борьбы  корейского  народа  против
япон. колонизаторов (30-е гг.) ученики Син Чэ Х„ -Ким Чхан Хван, Сон Мал
Гап и др. организовали "Корейское об-во по изучению вок. иск-ва" (1933).
В трудных условиях колониального режима  Об-во  способствовало  развитию
жанра  Ч.  (вместо  ведущего  певца  вводятся   равноправные   участники
спектакля и т. д.).
   После освобождения Кореи Сов. Армией (1945) во всех  провинциях  Сев.
Кореи были созданы стационарные т-ры,  ставившие  Ч.  Ведущий  корейский
муз. т-р- Гос. художеств. т-р (осн. в 1948 в Пхеньяне), наряду  с  пост.
совр.  оперных  спектаклей  (кагык)  и   балетов,   ставит   Ч.   Группа
"Х„пнюльтан" под рук. композитора АН Ги  Ока,  выделившаяся  из  состава
этого т-ра,  основала  Гос.  т-р  нац.  иск-ва  (ГТНИ;  см.  Пхеньянский
художественный театр оперы и балета}. Гл. задача  т-ра  -  сохранение  и
развитие старинных форм нар. муз. иск-ва и особенно Ч. Этапом в развитии
   Ч. стал спектакль "Сказание о Чхун Хян" (1952, ГХТ, либр. Пак Тхэ Вон
и Чо Ун). Композиторы АН Ги Ок, Пак  Дон  Силь  и  Чо  Сан  Сон  создали
партитуру для оркестра нар. инструментов, написали увертюру,  речитативы

Страницы: «« « 2570   2571   2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578  2579   2580   2581   2582   2583   2584   2585   2586   2587   2588  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия