|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 2584 2585 2586 2587 2588 » »» исполнено неск. сцен в 1959).
Муз. комедии: "Кок-сагыз" (1949, Горки-Белорус., силами худож.
самодеятельности), "Песня Березины" (1947, Бобруйский т-р муз. комедии).
Ч. также автор музыки к спектаклям.
В 1892-1935 в„л педагогич. работу в Баку, Ковно (Каунасе), Вильно
(Вильнюсе), Мстиславле, Могил„ве.
Лит.: Журавл„в Д., Большая дорога. Нар. арт. БССР Н. Н. Чуркин
(Биографич. очерк), Минск, 1964. А. Ив.
ЧУХАДЖЯН, Тигран Геворкович (1837- 23. III. 1898)-арм. композитор и
обществ, деятель. Муз. образование получил в Константинополе и Милане
(1861-64). Принимал активное участие в работе первого арм. муз. об-ва
"Кпар айкакан" ("Армянская лира", Константинополь). Ч.-основоположник
арм. муз. т-ра (1872, Константинополь), автор первых арм. опер и
оперетт. Самое крупное произв. Ч.- опера "Аршак II" (либр. Т. Терзяна,
соч. 1868; пост. 1945, Т-р оперы и балета им. Спендиарова, Ереван) - на
тему освободит, войн арм. народа против сасанидской Персии и Византии в
4 в.
Автор опер: "Земирэ" (1891), "Индиана" и др.; муз. комедий и оперетт:
"Ариф (1872), "К„се-кехва" (1874, на сюжет "Ревизора" Гоголя),
"Леблебиджи" ("Продавец гороха", 1876, на сов. сцене "Карине") и др.,
пост. в Константинополе, затем в Греции, Египте, Болгарии, Италии и др.
странах; музыки к драматич. спектаклям, вок. и инструмент, произв.
Лит.: Т и г р а н о в Г., Армянский музыкальный театр. т. 1, Ер.,
1956; К у ш н а р е в X. С., М у р а д я н М. О., Геодакян Г. Ш., Очерк
истории армянской музыки, Ер., 1963 (на арм. яз.). ' М. My р.
ЧУШКИН, Николай Николаевич [р. 20.XI (3.XII). 1906]- рус. сов.
театровед. В 1931 окончил театро-ведч. цикл ф-та лит-ры и иск-ва МГУ.
Лит. деятельность начал в 1932. В 1937-41- старший науч. сотрудник и
зав. кабинетом К. С. Станиславского в музее МХАТ. В 1942-51 - старший
инспектор Гл. управления т-ров. С 1951 - старший науч. сотрудник Гос.
комиссии по изучению и изданию трудов К. С. Станиславского и Вл. И.
Немировича-Данченко. С 1940 - референт Комитета по гос. премиям, с 1956
- зав. отделом т-ра и кинематографии комитета по Ленинским премиям.
Соч.: "Царь Ф„дор Иоаннович" на сцене МХАТ, М., 1940 (совм. с Б. И.
Ростоцким); Московский Художественный театр. М., 1950 (совм. с П. А.
Марковым); Крэг и Станиславский, "Рабочий и театр", 1936, ј 1;
Шекспировские спектакли в Московском Художественном театре. "Юлий
Цезарь", в кн.: Ежегодник МХТ за 1944, т. 1, М., 1946 (совм. с Б. И.
Ростоцким); Путь художника (ц В. В. Дмитриеве), в кн.: Ежегодник МХТ за
1948, т. 1, М., 1950; Литературное наследие К. С. Станиславского
дореволюционного периода, в кн.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 5,
М., 1958;
[Статьи и воспоминания о Л. М. Леонидове], в кн.: Леонид Миронович
Леонидов, М., 1960; Симов-родоначальник нового типа театральных
художников, в кн.: Ежегодник МХТ за 1953-1958, М., 1961; Юлий Цезарь на
сцене Московского Художественного театра. Вступит, ст. к кн.: Н
е-мирович-Данченко Вл. И., Режисс„рский план постановки трагедии
Шекспира "Юлий Цезарь", 1964, М. (совм. с Б. И. Ростоцким); Гамлет -
Качалов, М., 1966;
И. Я. Гремиславский и декорационное искусство Художественного театра,
в сб.: И. Я. Гремиславский, М., 1966 (совм. с М. Н. Пожарской); В спорах
о театре, в сб.: Встречи с Вс. Мейерхольдов, М., 1967.
ЧХАНГЫК - корейская нар. муз. драма. Сочетает элементы муз. драмы
чхан, нац. драматич. нар. представления - норымсэ и нац. танцев -
баллим. Восходит к театрализованным интермедиям силласких хваранов 6-7
вв. Дальнейшее развитие Ч. связано с деятельностью средневековых кор.
гистрионов - квандэ, исполнителей лирико-эпич. песенного сказа пхансори.
В 17-18 вв. исполнялся на открытой площадке двумя квандэ; один из
них-косу-стоя исполнял все роли, другой косу аккомпанировал на
барабане-пук. Квандэ владели иск-вом декламации, пения, имитации. В 18
в. известность получили Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль и Квон Сам Дык (т. н.
период "тр„х знаменитых певцов"), в иск-ве к-рых песенное начало стало
вытеснять драматич. действие. В 19 в. известны выдающиеся квандэ, среди
к-рых- Мо Хын Гап, Сон Хын Нок, Ко Су Гван, Чу Док Ки, Ким Че Чхоль, Пак
Ю Чжон и др. (т. н. период "восьми знаменитых певцов"). К сер. 19 в.
были разработаны характерные стили пения: пх„нчжо - для передачи чувства
радости, ликования, учжо - выражающий торжеств, настроение, гем„нчжо -
горе, скорбь. Эти стили основаны на пентатонике; в них используется 15
различных ритмов, разнообразные темпы.
С сер. 19 в. Ч. проникает на проф. сцену. Превращение Ч. в иск-во
нац. оперы принадлежит Син Чэ Хе. Он отредактировал популярные пхансори
("Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Сим Чхон", "Сказание о Хын Бо",
"Повесть о зайце" и др.), вв„л распределение ролей между неск. квандэ
(ведущий певец исполнял главные, а др. акт„ры - второстепенные роли),
вв„л исполнительниц женских ролей, воспитав ряд талантливых артисток
(Чхэ Сон - первая актриса, выступившая на корейской сцене, Хо Гымпха, Ли
Хвачжунсон и др.).
Принципы Син Чэ Х„ развивала в нач. 20 в. труппа "Х„пнюльса" (Сеул),
имевшая филиалы почти во всех провинциях Кореи. Акт„ры и руководители
"Х„пнюльса" уделяли большое внимание сценич. оформлению спектаклей,
применяли объ„мные декорации, цветовые и шумовые эффекты. В т-ре
"Х„пнюльса" появился просцениум, в муз. сопровождении к бараба-ну-пук
были добавлены струнно-щипковый инструмент каягым и флейта-чоттэ.
В период подъ„ма нац.-освободит, борьбы корейского народа против
япон. колонизаторов (30-е гг.) ученики Син Чэ Х„ -Ким Чхан Хван, Сон Мал
Гап и др. организовали "Корейское об-во по изучению вок. иск-ва" (1933).
В трудных условиях колониального режима Об-во способствовало развитию
жанра Ч. (вместо ведущего певца вводятся равноправные участники
спектакля и т. д.).
После освобождения Кореи Сов. Армией (1945) во всех провинциях Сев.
Кореи были созданы стационарные т-ры, ставившие Ч. Ведущий корейский
муз. т-р- Гос. художеств. т-р (осн. в 1948 в Пхеньяне), наряду с пост.
совр. оперных спектаклей (кагык) и балетов, ставит Ч. Группа
"Х„пнюльтан" под рук. композитора АН Ги Ока, выделившаяся из состава
этого т-ра, основала Гос. т-р нац. иск-ва (ГТНИ; см. Пхеньянский
художественный театр оперы и балета}. Гл. задача т-ра - сохранение и
развитие старинных форм нар. муз. иск-ва и особенно Ч. Этапом в развитии
Ч. стал спектакль "Сказание о Чхун Хян" (1952, ГХТ, либр. Пак Тхэ Вон
и Чо Ун). Композиторы АН Ги Ок, Пак Дон Силь и Чо Сан Сон создали
партитуру для оркестра нар. инструментов, написали увертюру, речитативы
Страницы: «« « 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 2582 2583 2584 2585 2586 2587 2588 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |