|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 » »» Нар. арт. СССР (1950). Чл. Рщммудистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета
CCCPQSbro созыва. В 1926 окончил Ленингр. ин-т сцвничиск-в и вступил в
труппу ЛенТЮЗа. Играл Иванушку ("Кон„к-Горбунок" по Ершову), Санчо
Пан-са ("Дон Кихот" по Сервантесу), Тиля Уленшпигеля (о. п. по "Легенде
о Тиле Уленшпигеле" Де Костера). В конце 20-х гг. выступал в
мюзик-холле, исполняя буффонную роль Паташона в миниатюре "Пат, Паташон
и Чарли Чаплин" вместе с Н. П. Черкасовым и П. А. Бер„зовым. В 1930-32
работал в Ленингр. Красном т-ре, с 1932-акт„р Нового ТЮЗа, здесь сыграл
роль солдата Власова в спектакле "Третья верста" Дэля, а также остро
комедийную роль Фельдфебеля в спектакле "Музыкантская команда" Дэля.
Другие роли этого периода: Самозванец ("Борис Годунов"), профессор
Ве-дель ("Продолжение следует" Бруштейн). Ч. -. один из акт„ров,
творчество к-рых способствовало развитию в сов. т-ре нар. темы. Его
ранние сценич. образы исполнены задора, комедийного обаяния.
Выразительность и чувство формы сочетаются в его игре с тонкими
психологич. нюансами. С конца 30-х гг. Ч. работал в кино.
В 1945-50 работал в Т-ре-студии киноакт„ра (играл роль
Кузовкина-"Нахлебник" Тургенева и др.). В 1950 Ч. вступил в труппу Моск.
т-ра им. Пушкина. Роли:
Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Лебедев ("Иванов"
Чехова), инженер Порогов ("Дневник женщины" Финна). Исполнение ролей
Кузовкина и Задорожного отличается глубоким драматизмом. С 1966 Ч.- в
труппе Моск. т-ра им. Гоголя.
Ч. получил широкую известность как киноакт„р. Он создал образ
большевика Максима в трилогии "Юность Максима", "Выборгская сторона",
"Возвращение Максима" (Гос. пр. СССР, 1941); снимался также в фильмах
"Глинка" (гл. роль, Гос. пр. СССР, 1947), "Учитель", "Верные друзья",
"Суд чести" (Гос. пр. СССР, 1949), "Донецкие шахт„ры" (Гос. пр. СССР,
1952) JI мн. др.
Соч.; Опыт и раздумья. Об искусстве акт„ра, М., 1964. Лит.: Дрейден
С., Борис Чирков, "Искусство кино", 1937, No 8; Козинцев Г., Отрывки из
книги о киноактерах, там же, 1938, .ј 1; ОлидорО., Народный артист СССР
Б. П. Чирков, М., 1950. И. Вел.
ЧИРСКОВ, Борис Ф„дорович [23.VII (5.VIII). 1904- 22.VI.1966]-рус.
сов. драматург. В 1925 окончил Ле-нингр. ун-т (отделение языка и лит-ры
ф-та обществ. наук). Лит. деятельность начал в 1932. Автор пьесы
"Победители" (1946, MX AT, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), пост. во мн.
т-рах страны. Автор сценариев фильмов "Валерий Чкалов", "Великий
перелом" и др. Пьеса и сценарии Ч. посв. подвигам сов. людей в дни
Великой Отечественной войны и жизни современников. И. В.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА - смена или перестановка декораций, производимая в
максимально короткий срок без закрытия занавеса (на глазах у публики).
Обычно Ч. п. производятся в полной темноте при выключенном свете.
ЧИСТЯКОВ, Борис Ильич [р. 10 (23). VI. 1914]- укр. сов. дириж„р. Нар.
арт. УССР (1960). Чл. Ком-мунистич. партии с 1946. В 1937 окончил
Киевскую консерваторию (класс Г. И. Компанейца). С 1937- дириж„р Т-ра
оперы и балета им. Шевченко (Киев).
Дирижировал операми: "Наталка-Полтавка" (1949), "Утопленница" (1950)
Лысенко, "Отелло" Верди (1940) и др.; балетами- "Тщетная
предосторожность" (1937). "Коппелия" (1943); "Лесная песня" Скорульского
(1945), "Раймонда" (1947); "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Под
небом Италии" Юровского (1952), "Золушка" (1949), "Спящая красавица"
(1954), "Ромео и Джульетта" (1954);
"Лилея" Данькевича (1956), "Бахчисарайский фонтан" (1956), "Красный
цветок" ("Красный мак", 1949), "Дон Кихот" (1952); "Тени забытых
предков" Кирейко (1963), "Каменный цветок" Прокофьева (1965) и др. А.
Ив.
ЧИСТЯКОВА, Валентина Николаевна (р. 18. IV. 1900)- укр. сов. актриса.
Нар. арт. УССР (1943) и Нар. арт. Узб. ССР (1943). Творч. деятельность
начала в 1918 в Молодом т-ре (Киев). С 1919 работала в Киевском
драматическом т-ре. В 1922-59 - актриса Харьковского т-ра им. Шевченко
(до 1935- "Березиль").
Ч. создавала сценич. образы, отмеченные драматич. темпераментом,
мастерством перевоплощения, глубиной чувств, тонко воплощала замысел
автора. Крупнейшие работы Ч.: Катерина ("Гроза"), Лучицкая ("Талан"
Старицкого), Евгения ("Евгения Гранде" по Бальзаку), Цезарина ("Жена
Клода" Дюма-отца), фру Альвинг ("Привидения"), Оксана ("Гайдамаки" по Т.
Шевченко), Лида, Марина Тайга ("Платон Кречет", "Банкир" Корнейчука),
Грета Норман ("Жизнь начинается снова" Собко), Диана ("Не называя
фамилий" Минко), Одарка ("Дай сердцу волю - завед„т в неволю"
Кропивницкого).
С 1959 препода„т мастерство акт„ра в Харьковском ин-те искусств. С.
3.
ЧИТАЛИЩНЫЙ ТЕАТР - самодеятельный болг. т-р. Получил назв. по имени
читален ("читалищ"), при к-рых создавались самодеят. драматич. труппы,
строились зрительные залы, где устраивались регулярные представления.
Наибольшего расцвета достиг в 1856-76. Первые болг. спектакли -
"Многострадальная Геновева" Хеббеля и "Михаил-Мышкоед" Добро-плодного
(1856)-были показаны в Ч. т. городов Лома и Шумена. В эти же годы
возникают театр. коллективы при читалищах в Свиштове, Бяла-Черква,
Лес-ковце, Тырнове, Габрове, Казанлыке и др. городах и с„лах. В них
работали К. Пишурка, С. Добро плодный, Бачо Киров (Петров), Д. Шишманов
и др. деятели болг. культуры и т-ра. Ч. т. ставили пьесы Д. Вой-никова,
В. Друмева, Т. Станчева и др. В их деятельности принимали участие болг.
эмигранты Румынии, России (в Бессарабии работал болг. революционер
Христо Ботев). Собранные от спектаклей средства использовались революц.
комитетами для поддержки нац.-освободит, борьбы. Ч. т. положили основу
болг. проф. т-ра, их представления стали одной из популярных форм
культурно-просветительной работы.
Лит.: Чилингиров С., Български читалища преди-освобождението, С.,
1930; Юбилеен сборник по случай 35-та годишнита на Разградското читалище
"Развитие", Разград, 1904; Юбилеен сборник. 1856-1926. Ломското
гражданско читалище "Постоянство", Лом, 1927; на рус. яз.-К о н д а-р е
в Н., Народные читальни в Болгарии, С., 1947; Д е р-ж а в и н К.,
Болгарский театр. Очерк истории М - Л 1950- . ' А. Ив.
ЧИТАУ, Александра Михайловна [1832-20.III (2. IV). 1912]- рус.
актриса. В 1849 дебютировала в Александрийском театре (Наташа - "Своя
семья" Грибоедова, Шаховского и Хмельницкого). Наиболее полно талант Ч.
раскрылся в ролях молодых героинь в пьесах Островского: Дуня ("Не в свои
сани не садись", 1-я пост. на Александрийской сцене, 1853), Мария
Страницы: «« « 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 2575 2576 2577 2578 2579 2580 2581 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |