Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571  2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581  » »»

Нар. арт. СССР (1950). Чл. Рщммудистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета
CCCPQSbro созыва. В 1926 окончил Ленингр. ин-т сцвничиск-в и  вступил  в
труппу ЛенТЮЗа.  Играл  Иванушку  ("Кон„к-Горбунок"  по  Ершову),  Санчо
Пан-са ("Дон Кихот" по Сервантесу), Тиля Уленшпигеля (о. п. по  "Легенде
о  Тиле  Уленшпигеле"  Де  Костера).  В  конце  20-х  гг.   выступал   в
мюзик-холле, исполняя буффонную роль Паташона в миниатюре "Пат,  Паташон
и Чарли Чаплин" вместе с Н. П. Черкасовым и П. А. Бер„зовым.  В  1930-32
работал в Ленингр. Красном т-ре, с 1932-акт„р Нового ТЮЗа, здесь  сыграл
роль солдата Власова в спектакле "Третья верста"  Дэля,  а  также  остро
комедийную роль Фельдфебеля в  спектакле  "Музыкантская  команда"  Дэля.
Другие роли  этого  периода:  Самозванец  ("Борис  Годунов"),  профессор
Ве-дель  ("Продолжение  следует"  Бруштейн).  Ч.  -.  один  из  акт„ров,
творчество к-рых способствовало развитию в  сов.  т-ре  нар.  темы.  Его
ранние   сценич.   образы   исполнены   задора,   комедийного   обаяния.
Выразительность  и  чувство  формы  сочетаются  в  его  игре  с  тонкими
психологич. нюансами. С конца 30-х гг. Ч. работал в кино.
   В   1945-50   работал   в   Т-ре-студии   киноакт„ра   (играл    роль
Кузовкина-"Нахлебник" Тургенева и др.). В 1950 Ч. вступил в труппу Моск.
т-ра им. Пушкина. Роли:
   Микола Задорожный ("Украденное счастье"  Франко),  Лебедев  ("Иванов"
Чехова), инженер Порогов ("Дневник  женщины"  Финна).  Исполнение  ролей
Кузовкина и Задорожного отличается глубоким драматизмом. С  1966  Ч.-  в
труппе Моск. т-ра им. Гоголя.
   Ч.  получил  широкую  известность  как  киноакт„р.  Он  создал  образ
большевика Максима в трилогии "Юность  Максима",  "Выборгская  сторона",
"Возвращение Максима" (Гос. пр. СССР, 1941); снимался  также  в  фильмах
"Глинка" (гл. роль, Гос. пр. СССР, 1947),  "Учитель",  "Верные  друзья",
"Суд чести" (Гос. пр. СССР, 1949), "Донецкие шахт„ры"  (Гос.  пр.  СССР,
1952) JI мн. др.
   Соч.; Опыт и раздумья. Об искусстве акт„ра, М., 1964.  Лит.:  Дрейден
С., Борис Чирков, "Искусство кино", 1937, No 8; Козинцев Г., Отрывки  из
книги о киноактерах, там же, 1938, .ј 1; ОлидорО., Народный артист  СССР
Б. П. Чирков, М., 1950. И. Вел.
   ЧИРСКОВ, Борис Ф„дорович  [23.VII  (5.VIII).  1904-  22.VI.1966]-рус.
сов. драматург. В 1925 окончил Ле-нингр. ун-т (отделение языка и  лит-ры
ф-та обществ.  наук).  Лит.  деятельность  начал  в  1932.  Автор  пьесы
"Победители" (1946, MX AT, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), пост. во мн.
т-рах  страны.  Автор  сценариев  фильмов  "Валерий  Чкалов",   "Великий
перелом" и др. Пьеса и сценарии Ч.  посв.  подвигам  сов.  людей  в  дни
Великой Отечественной войны и жизни современников. И. В.
   ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА - смена или перестановка  декораций,  производимая  в
максимально короткий срок без закрытия занавеса (на глазах  у  публики).
Обычно Ч. п. производятся в полной темноте при выключенном свете.
   ЧИСТЯКОВ, Борис Ильич [р. 10 (23). VI. 1914]- укр. сов. дириж„р. Нар.
арт. УССР (1960). Чл.  Ком-мунистич.  партии  с  1946.  В  1937  окончил
Киевскую консерваторию (класс Г. И. Компанейца). С  1937-  дириж„р  Т-ра
оперы и балета им. Шевченко (Киев).
   Дирижировал операми: "Наталка-Полтавка" (1949), "Утопленница"  (1950)
Лысенко,   "Отелло"   Верди   (1940)   и   др.;    балетами-    "Тщетная
предосторожность" (1937). "Коппелия" (1943); "Лесная песня" Скорульского
(1945), "Раймонда" (1947); "Маруся Богуславка" Свечникова  (1951),  "Под
небом Италии" Юровского (1952),  "Золушка"  (1949),  "Спящая  красавица"
(1954), "Ромео и Джульетта" (1954);
   "Лилея" Данькевича (1956), "Бахчисарайский фонтан"  (1956),  "Красный
цветок"  ("Красный  мак",  1949),  "Дон  Кихот"  (1952);  "Тени  забытых
предков" Кирейко (1963), "Каменный цветок" Прокофьева (1965)  и  др.  А.
Ив.
   ЧИСТЯКОВА, Валентина Николаевна (р. 18. IV. 1900)- укр. сов. актриса.
Нар. арт. УССР (1943) и Нар. арт. Узб. ССР (1943).  Творч.  деятельность
начала в 1918  в  Молодом  т-ре  (Киев).  С  1919  работала  в  Киевском
драматическом т-ре. В 1922-59 - актриса Харьковского т-ра  им.  Шевченко
(до 1935- "Березиль").
   Ч. создавала  сценич.  образы,  отмеченные  драматич.  темпераментом,
мастерством перевоплощения, глубиной  чувств,  тонко  воплощала  замысел
автора. Крупнейшие работы  Ч.:  Катерина  ("Гроза"),  Лучицкая  ("Талан"
Старицкого), Евгения ("Евгения Гранде"  по  Бальзаку),  Цезарина  ("Жена
Клода" Дюма-отца), фру Альвинг ("Привидения"), Оксана ("Гайдамаки" по Т.
Шевченко), Лида, Марина Тайга ("Платон  Кречет",  "Банкир"  Корнейчука),
Грета Норман  ("Жизнь  начинается  снова"  Собко),  Диана  ("Не  называя
фамилий"  Минко),  Одарка  ("Дай  сердцу  волю  -  завед„т   в   неволю"
Кропивницкого).
   С 1959 препода„т мастерство акт„ра в Харьковском ин-те  искусств.  С.
3.
   ЧИТАЛИЩНЫЙ ТЕАТР - самодеятельный болг. т-р. Получил назв.  по  имени
читален ("читалищ"), при к-рых создавались самодеят.  драматич.  труппы,
строились зрительные залы, где  устраивались  регулярные  представления.
Наибольшего  расцвета  достиг  в  1856-76.  Первые  болг.  спектакли   -
"Многострадальная Геновева" Хеббеля  и  "Михаил-Мышкоед"  Добро-плодного
(1856)-были показаны в Ч. т. городов  Лома  и  Шумена.  В  эти  же  годы
возникают театр.  коллективы  при  читалищах  в  Свиштове,  Бяла-Черква,
Лес-ковце, Тырнове, Габрове, Казанлыке и др.  городах  и  с„лах.  В  них
работали К. Пишурка, С. Добро плодный, Бачо Киров (Петров), Д.  Шишманов
и др. деятели болг. культуры и т-ра. Ч. т. ставили пьесы Д.  Вой-никова,
В. Друмева, Т. Станчева и др. В их деятельности принимали участие  болг.
эмигранты Румынии,  России  (в  Бессарабии  работал  болг.  революционер
Христо Ботев). Собранные от спектаклей средства использовались  революц.
комитетами для поддержки нац.-освободит, борьбы. Ч. т.  положили  основу
болг. проф. т-ра,  их  представления  стали  одной  из  популярных  форм
культурно-просветительной работы.
   Лит.: Чилингиров С.,  Български  читалища  преди-освобождението,  С.,
1930; Юбилеен сборник по случай 35-та годишнита на Разградското читалище
"Развитие",  Разград,  1904;  Юбилеен   сборник.   1856-1926.   Ломското
гражданско читалище "Постоянство", Лом, 1927; на рус. яз.-К о н д а-р  е
в Н., Народные читальни в Болгарии, С., 1947; Д  е  р-ж  а  в  и  н  К.,
Болгарский театр. Очерк истории М - Л 1950- . ' А. Ив.
   ЧИТАУ,  Александра  Михайловна  [1832-20.III  (2.  IV).  1912]-  рус.
актриса. В 1849 дебютировала в Александрийском театре  (Наташа  -  "Своя
семья" Грибоедова, Шаховского и Хмельницкого). Наиболее полно талант  Ч.
раскрылся в ролях молодых героинь в пьесах Островского: Дуня ("Не в свои
сани не садись",  1-я  пост.  на  Александрийской  сцене,  1853),  Мария

Страницы: «« « 2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571  2572   2573   2574   2575   2576   2577   2578   2579   2580   2581  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия