Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563  2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573  » »»

   Перед 2-й мировой войной в  Чехословакии  существовали  муз.  т-ры  в
Праге, Брно, Братиславе, Ко-шице, Пльзене,  Либерце,  Остраве,  Опаве  и
Оломоуце. После 1945  были  созданы  оперные  т-ры  в  Усти  над  Лабой,
Банска-Бистрице и т-р оперетты в Теплице. В 1966 в Чехословакии работало
14  оперных  и  8  опереточных  коллективов.  Мн.  т-ры   (Чехословацкий
национальный театр. Чехословацкий театр на Виногра-дах, Т-р И. К. Тыла в
Пльзене и др.) объединяют оперную,  опереточную,  балетную  и  драматич.
труппы. Эти коллективы поочер„дно выступают на двух и более  параллельно
работающих сценах.
   Идейно-художеств. вопросами  т-ра  занимается  муз.-драматич.  секция
Союза чехословацких театр. работников  и  секция  крупных  сценич.  форм
Союза  чехословацких  композиторов.  Вопросы  чехословацкой  муз.-театр.
культуры рассматриваются на  страницах  ежемесячного  журнала  "Дивадло"
("Театр") и "Гудебни розгледи" ("Музыкальное обозрение",  издание  Союза
чехословацких композиторов). Ир. Б.
   Балет. После образования Чехословацкой республики (1918) организуются
балетные труппы в Братисяаве, Брно, Остраве, Оломоуце, к-рыми  руководят
балетмейстеры В. Калина,  М.  Цвеич,  Э.  Габз-дил,  И.  Юдл.  Создаются
частные балетные школы. В репертуары т-ров вводятся балеты на муз.  чеш.
композиторов: Б. Мартину ("Иштар", 1924, Нац. т-р, Прага; "Кто на  свете
всех сильнее", 1924, балетная труппа в Брно; "Мятеж", 1926, там же),  В.
Новака  ("Никотина"  -  пантомимы,  1930;  "Синьорина   Молодость",1933,
Прага). Получают известность чеш. танцовщики и балетмейстеры  И.  Енчик,
С. Махов, И. Псота.
   В 1945, после освобождения  страны  от  нем.-фашистских  захватчиков,
организуются  балетные  т-ры  в   городах:   Пльзене,   Опаве,   Кошице,
Ческе-Будейо-вице, Кладно,  Усти  над  Лабой.  В  1948  возникают  танц.
ансамбли (Чехословацкий Гос. ансамбль песни и танца, словацкие  ансамбли
"Слук" и "Лучница" и др.).  В  1946  в  Праге,  Братиславе  и  Брно  при
консерваториях организуются хореографич. отделения. В  1949  в  пражской
Академии иск-в создана кафедра хореографии.
   В 1946-51 балетную труппу праж. Нац.  т-ра  возглавил  Махов,  труппу
Т-ра оперы и балета им. Яначе-ка в Брно в 1947-51-балетм.  Нсота.  Махов
привл„к  к  работе  в  Нац.  т-ре  лучших  композиторов,   либреттистов,
художников.  Особенности  чеш.   хореографич.   школы   наиболее   полно
раскрываются в спектаклях,  построенных  на  реалистич.  драматургии,  с
большим  количеством  игровых  сцен.  Появляются   балетные   спектакли,
разнообразные по стилю и творч. манере, отличающиеся  высокой  культурой
сценич. оформления. Совм. с балетным критиком и теоретиком Я. Реймозером
и комп. 3. Востржаком Махов пост.  балеты  по  лит.  произведениям  чеш.
классиков: "Философская история" по А. Ирасеку  (1949),  "Виктор-ка"  по
книге Б. Немцове и "Бабушка" (1950). Спектакли'отличались  разнообразием
хореографических при„мов, тонкой психологической разработкой характеров.
   В Нац. т-ре были пост. балеты: "Славянские танцы"  на  муз.  Дворжака
(1956),  "Спартак"  (1957);  "Слуга  двух  господ"  Бургхаузера  (1958),
"Юность" Чулаки (1959), "Каменный цветок" Прокофьева (1961), "Легенда  о
любви"  Меликова  (1963),  "Последний  одуванчик"  Васка  (1965).  Среди
ведущих танцовщиков труппы Национального т-ра: М. Кура, О.  Скалова,  М.
Дротнерова, В. Шилганова, Я. Петржик, Р. Ма-залова, И. Блажек, О. Шанда;
здесь работают балетмейстеры: И.  Блажек,  А.  Ланда,  К.  Тот.  С  1958
труппой руководит И. Немечек.
   Другой крупный балетный коллектив страны  -  труппа  Словацкого  Нац.
т-ра  в  Братиславе,  к-рой  с  1961  руководит  балетмейстер  К.   Тот,
последователь сов.  хореографич.  школы.  В  этой  труппе  работают:  Г.
Герени-Старостова, И. Мначкова. Здесь  пост.  спектакли:  "Красный  мак"
(1954); "Платочек"  Кенешшеи  (1955),  "Тропою  грома"  Караева  (1961),
"Весна священная" Стравинского (1964).
   Балетная труппа Т-ра оперы и балета им. Яначека (Брно)  формировалась
под рук. балетм. Псоты -  мастера  монументальных  спектаклей,  опытного
педагога. Он осуществил первую пост. балета "Ромео и Джульетта"  (1938),
воспитал поколение чеш. танцовщиков, в т. ч. M.  Kypy,  к-рый  руководил
труппой с 1964. В труппе т-ра ученики Псоты: В. Авратова, В.  Вагнерова,
М. Фигарова, И. Нермут. В 1962-64 труппой руководил  балетм.  Л.  Огоун,
стремившийся к поискам новых танц. форм, выражающих  совр.  темы.  Среди
спектаклей балетного т-ра в Брно: "Ромео и Джульетта" (1947, 2-я  ред.),
"Пламя Парижа" (1958),  "Баллада  о  моряке"  Крижека  (1962),  "Голубая
рапсодия" на муз. Гершвина  (1962),  "Ленинградская  симфония"  на  муз.
Шостаковича (1962).
   В 1964 создана балетная  труппа  "Новый  балет  Праги"  (организаторы
Огоун и П. Шмок). Эта камерная  экспериментальная  труппа  разрабатывает
новые  хореографич.  формы,  ищет  новые   выразит,   средства.   Труппа
подготовила -2' программы из 9 одноактных балетов на муз. Г. Малера,  Б.
Бартока, К. Дебюсси; спектакль  "Хиросима"  на  муз.  В.  Букови  (1964,
балетм. Огоун).
   В 1965 труппа выезжала на гастроли (ГДР, Италия, Австрия, СССР).
   Лит.: SchmidovaL., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. Я. Ulep.
   ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР КУКОЛ  СПЕЙБЛА  И  ГУРВИНЕКА  -  см.  "Спейбла  и
Гурвинека театр".
   ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР НА ВИНОГРАДАХ (Divadlo na Vinohradech)-  один  из
ведущих т-ров Чехослодакии. Осн. в Праге в  1907  в  районе  Королевских
Виноград. Вначале получил назв. Гор.  т-ра  на  Королевских  Виноградах.
Состоял из  двух  трупп:  драматич.  и  оперной,  к-рая  существовала  в
1907-19. Художеств, руководство т-ром осуществляли: оперной труппой - Л.
Челанский (1907-14), О. Острчил (1914-19); драматической - Ф. А.  Шуберт
(19071909),  В.  Штех  (I909-13),  К.  Г.  Гилар  (1913-21),  Я.  Квапил
(1921-28), Я. Бор (1928-36), Б. Стейскал (1936-42), И. Плахта (1942-44).
В 1944 т-р был закрыт фашистскими властями. С мая 1945 до 1950 Т-ром  на
Виноградах  руководил  И.  Ф  рейка.  С  1950  т-р  переш„л  в   ведение
Чехословацкой армии и получил назв. т-ра имени  Чехословацкой  армии.  В
1950 т-р возглавил Я. Шкода, в 1960-65 - Л. Писто-риус. С 1966 т-р вновь
получил назв. Т-р на Виноградах, художеств. руководителем стал драматург
Ф. Павличек.
   В репертуаре оперной труппы были оперы и оперетты: "Так поступают все
женщины" Моцарта (1907), "Кармен"  (1908);  "Сказки  Гофмана"  Оффенбаха
(1909), "Невеста  султана"  Вепса  (1910),  "Саломея"  Мариотте  (1911),
"Трубадур" (1913); "Польская кровь" О. Нед-бала (1914),  "Старый  жених"
Бендля (1918), "Последний смех" К. Недбала (1919).
   В 1907-44 на сцене т-ра  были  пост.  первые  пьесы  выдающихся  чеш.
драматургов. К. Чапек работал в т-ре в 1921-22 как зав.  лит.  частью  и
постановщик, затем сотрудничал в т-ре как драматург. И. Чапек был  также

Страницы: «« « 2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563  2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия