Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562  2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572  » »»

nemeckou okupaci a druhou svetovou  valku,  Praha,  1965;  Фучик  Ю.,  О
театре и литературе. Сб. статей, Л.-М., 1964; Солнцева Д., Чехословацкий
театр сегодня, М., 1962; ее же, Сцена и время, М., 1966. Л. Сол.
   Музыкальный   театр.   Опера.    Образование    независимого    бурж.
чехословацкого  государства  -  Чехословацкой  республики  -  определило
коренной перелом в  развитии  муз.-театр.  культуры  чехов  и  словаков.
Установление творч. контактов и организац. сближение чеш.  муз.  т-ра  с
рождавшимся словацким муз. т-ром  привело  к  образованию  чехословацкой
муз.-театр. культуры. Но при всей родственности оба т-ра сохраняют  свою
самобытность.
   Вершина развития чеш. оперы связана  с  творчеством  Л.  Яначека.  Он
написал оперы: "Вылеты пана Броучка"  (1920.  Нац.  т-р,  Прага),  "Катя
Кабанова"  по  драме   А.   Н.   Островского   "Гроза"   (1921,   Брно),
"Лисичка-плутовка" по мотивам рассказов Р. Тес-ноглидека (1924, там же),
"Средство Макропулоса" по о. п. К. Чапека ,(1926, там же), "Из  м„ртвого
дома" по роману Ф. М. Достоевского (1930,  там  же).  Другим  выдающимся
чеш. композитором, писавшим для муз. т-ра, был Б. Мартину (15 опер и  10
балетов), творчество к-рого тесно связано с чеш.  нар.  муз.  культурой.
Среди его произв.: оперы "Игры о Марии" на духовные тексты и слова  нар.
поэзии (1934) и "Театр в предместье" (1936,  Нац.  т-р,  Брно),  поэтич.
драма "Жюльетта" на текст франц. поэта Ж. Неве (1938, Нац. т-р,  Прага),
муз. комедия в стиле дель арте "Мирандолина" по Гольдони (1959, там же),
муз.  трагедия  "Греческие  пассионы"  по  роману  греч.   писателя   Н.
Казандзакиса (1959). С 1930-х гг. Мар тину писал также оперы для радио и
телевидения:
   "Голос леса" (1935, Пражское радио), "Комедия на  мосту"  (1937,  там
же), "Женитьба" по Гоголю (1953, Нью-Йорк, телевидение).
   В 1924 композитор О. Еремиаш создал оперу "Братья Карамазовы"  (1928,
Нац. т-р, Прага) по о. п. Достоевского, О. Острчил - сказку  "Иванушкино
царство" (1934, Брно) на  сюжет  "Сказки  об  Иване-дураке  и  его  двух
братьях" Л. Н. Толстого. Среди др.  произв.  чеш.  композиторов:  сказка
"Фонарь"  В.  Новака  по  о.  п.  Ирасека  (1923,  Нац.   т-р,   Прага),
"Кумушка-смерть"  Р.   Карела   (1933)   на   нар.   сказочные   мотивы,
четверти-тоновая опера "Мать" А. Хабы (1931,  Мюнхен;  1947,  Нац.  т-р,
Прага), комич. опера "Переполох в  Эфесе"  Крейчи  по  "Комедии  ошибок"
Шекспира.
   После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации  (1945)  муз.
иск-во   получило   широкое   развитие,   в   н„м   наметился    процесс
демократизации. Увеличилось число оперных т-ров  в  стране.  Центр  муз.
иск-ва переместился из Чехии в Словакию. Создателями самобытных  произв.
для муз. т-ра явились словацкие композиторы Э. Сухонъ и Я.  Циккер.  Оба
они учились у  Новака  в  Пражской  консерватории  и  восприняли  лучшие
традиции чеш. оперного иск-ва. Сухонь написал оперы:  "Крутнява"  (1949,
Нац. т-р, Братислава; в СССР шла под назв.  "Водоворот")  и  "Сватоплук"
(1960, там же) на  сюжет  из  мифологии.  Циккер  выступил  как  оперный
композитор  с  драматич.  легендой  о  жизни  словацкого   нац.   героя,
боровшегося против феодалов,- "Юро Яно-шик" (1954, там же). Вслед за ней
появились оперы- "Бег Баязид" (1957, там же), "Воскресение" по роману Л.
Н.  Толстого  (1962,  Прага)  и  "Мистер  Скруг"  по  новелле   Диккенса
"Рождественская песнь" (1958), Вклад в словацкое оперное творчество вн„с
Л. Голо-убек, чех по происхождению, проживавший в Словакии.  Он  написал
оперы - "Семья" (соч. 1960) и "Профессор Мамлок" (соч. 1966).
   Из  оперных  произв.  чеш.  композиторов,  появившихся  после   1945,
выделяются оперы Я. Гануша - "Пламенная" (соч. 1944) и "Факел  Прометея"
(соч. 1964) о жизни человечества в атомном веке; опера "Ромео, Джульетта
и тьма" Фишера (1962) по одноим. новелле Я. Отченашека  -  об  оккупации
Чехословакии.  Я.  Пауэр  написал  комич.  одноактную  оперу  "Болтливый
слизняк" (1950) по сказке Д. Глоуха и историч. оперу "Сусанна Войиржова"
(1956) по одноим. пьесе Я. Бора.  В.  Кащлик  написал  оперу  "Кракатит"
(1960) по роману Чапека -об ответственности уч„ных и изобретателей за их
открытия.
   Чехословацкие композиторы обращаются  к  рус.  и  сов.  литературе  -
"Дурень" Ф„рстера (1936, Нац. т-р, Прага)  на  сюжет  "Сказки  об  Иване
-дураке" Л. Н. Толстого,  "Новая  земля"  Хабы  (соч.  1936)  по  Ф.  В.
Гладкову, "Генерал Адамов" Гарашты (1945) по Б. А. Лаврен„ву.
   Социальнс-революц. тематика нашла отражение в опере "Ткачи" В. Неедлы
(соч. 1938) по одноим. драме Г. Гауптмана.
   В  стилистич.  отношении  чеш.   оперное   нск-во   развивалось   под
воздействием  творчества  Яна  чека.  Это  сказалось  в   стремлении   к
характерным интонациям, передающим особенности живой  человеч.  речи  со
всеми е„ индивидуальными чертами.
   Оперетта в 1918-45 имела чисто коммерческий характер.  После  1945  в
этом жанре возникли творч. искания: перерабатывались комедии и  водевили
чеш. и иностр. авторов,  создавались  оперетты  о  совр.  жизни  чеш.  и
словацкого народов. Популярность получили: "Пани Марианка,  мать  полка"
Трояна (1951), "Мельничиха из  Гренады"  (1954)  и  "Отпуск  с  Ангелом"
(1955) Калаша, оперетты М. Махека. В Словакии - оперетты Г.  Дусика,  М.
Новака и др. В целом чехословацкая оперетта  развивается  в  направлении
"мьюзикл"  -муз.-сценич.  произв.,  преим.  комедийного   характера,   с
использованием  разнообразных  жанров  и  выразит,  средств  современной
эстрадной и бытовой музыки, хореографии, оперетты и оперы  ("Праздник  в
Гарлеме" А. Фрида, соч. 1960, и др.).
   Творч. успехи чехословацкого муз. т-ра связаны  с  лирич.  комедийным
т-ром малых форм, особенно  с  деятельностью  пражского  "Освобожд„нного
театра", музыку к спектаклям к-рого писал композитор Я.  Ежек.  Традиции
"Освобожд„нного т-ра" продолжали многочисл. "малые сцены" Праги и Брни.
   В чехословацком муз. т-ре работали  мн.  выдающиеся  исполнители.  Во
главе оперной труппы Национального т-ра в Праге в 1920-35 стоял  дириж„р
О. Острчил, объединивший талантливых мастеров сцены:  реж.  Ф.  Пуймана,
художников Ф. Киселу и В. Гофмана, а также ряд выдающихся певцов.  После
Острчила руководство т-ром перешло к  В.  Талиху.  В  Национальном  т-ре
Праги работали дириж„ры - О. Еремиаш, К. Недбал, Я. Пауэр,  Я.  Сейдель;
певцы-В. Зитек, М. Подвалова, М. Тау-берова, М. Красова, В. Беднарж,  Э.
Гакен и др. В оперном т-ре  Брно  работали  дириж„ры  -  Ф.  Нейман,  3.
Халабала, Ф. Йилек, реж. М. Вассербауэр; в Братиславе - О. Недбал  и  К.
Недбал. Среди худ. руководителей  небольших  оперных  коллективов  -  Б.
Лишка (с 1955 руководит оперой в Пльзене);
   Р. Вашата (в 1949-56 руководил оперой в Остраве, с 1960 - в  Либерце)
и др. В области оперетты и муз. комедии ведущее положение занимал акт„р,
режисс„р и театр. антрепрен„р О. Нови.

Страницы: «« « 2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562  2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия