|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 » »» способствовали углублению психологич. разработок характеров в сценич.
иск-ве, активизации театр. режиссуры, перенесению акцента с внешней,
событийной стороны действия на раскрытие "жизни человеческого духа".
Драматургия Ч. помогла театральному иск-ву изжить условно-патетич.
декламацию, овладеть эмоциональным содержанием разговорной речи, бытовой
жестикуляции. Выдающимся явлением сов. театр. иск-ва стал-спектакль В.
И. Немировича-Дан-ченко "Три сестры" (1940), в к-ром играли Хмел„в
(Тузенбах), Тарасова (Маша), Еланская (Ольга), Степанова и Гошева
(Ирина), Болдуман (Вершинин), Ливанов (Сол„ный), Грибов (Чебутыкин),
Станицын (Андрей Прозоров), Георгиевская (Наташа), В. А. Орлов (Кулыгин)
и др. Этот спектакль, характеризовавшийся исключительной целостностью
ансамбля, органически сочетавший масштабность обобщения с психологич.
глубиной, на протяжении многих лет пользовался большим успехом у
публики.
К числу крупных достижений сов. т-ра принадлежит образ Войницкого,
созданный в 1947 Б. Г. Добронравовым в новой постановке МХАТ "Дяди
Вани". Строго следуя драматургич. принципам Ч., прибегая к скупой, как
бы намекающей жестикуляции, используя будничные интонации, акт„р
раскрывал чувства героя в их предельной напряж„нности. Разочарования и
порывы дяди Вани становились в его исполнении высокой, исполненной
трагизма страстью. Среди наиболее значительных чеховских спек таклей:
"Вишн„вый сад" в Т-ре им. Франко в Киеве (1946, реж. К. П. Хохлов;
Раневская - Ужвий), в Т-ре им. Сундукяна в Ереване (1951, реж. В. М.
Аджемян), "Дядя Ваня" в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (1946), в Узб.
т-ре им. Хамзы в Ташкенте (1957. в загл. роли - Ш. Бурханов), в Т-ре им.
Леси Украинки в Киеве (1960, в загл. роли - Романов), ".Иванов" в Моск.
т-ре им. Пушкина (1955, в загл. роли- Б. Смирнов) и Малом т-ре (1960),
"Три сестры" в т-ре "Эстония" в Таллине (1948, реж. и исполнитель роли
Вершинина - Лаутер), в Ленингр. Большом драм. т-ре (1965, реж. Г. А.
Товстоногов) и др.
Художеств, принципы Ч. и Станиславского получили развитие не только в
рус., но и зап.-европ. т-ре. Драмы Ч. прочно вошли в репертуар сов. и
зарубежных т-ров. Ещ„ при жизни Ч. его пьесы ставились за рубежом
("Медведь", 1905, Малый т-р, Берлин, реж. М. Рейнхардт; "Чайка", 1902,
Бреславль, н др.). Всемирной популярности Ч. способствовала поездка МХТ
за границу в 1906. Особенно резко возрос интерес к пьесам Ч. на
протяжении двух последних десятилетий. Наиболее значительны пост.,
осуществл„нные Ж. Питоевым, сначала в Швейцарии, затем во Франции ("Дядя
Ваня" и "Чайка", 1921), Ж.-Л. Бар-ро во Франции ("Вишн„вый сад", 1944),
в Италии Л. Висконти ("Три сестры", 1952). К Ч. неоднократно обращался
англ. театр "Олд Вик"; в 40-50-х гг. в Англии и др. странах большой
популярностью пользовался спектакль "Дядя Ваня" с участием Л. Оливье и
Р. Ричардсона. Значит, место занимают чеховские роли в репертуаре англ.
акт„ра Дж. Гил-гуда. Ч. стал одним из самых репертуарных драматургов.
Его пьесы ставятся в странах народной демократии, Зап. Европы, в
Америке, Японии, па Цейлоне.
Произв. Ч. часто исполнялись и исполняются с эстрады мастерами
художеств. слова (И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, А. И. Шварц, Д.
Н. Журавл„в, И. В. Ильинский и др.). Ряд рассказов Ч. был инсценирован
для т-ра ("П„стрые рассказы", Ленингр. т-р Комедии, 1960, и др.). Мн.
произв. Ч. экранизированы ("Медведь", 1938, "Свадьба", 1944,
"Попрыгунья", 1955, "Дама с собачкой", 1960, и др.). Соч.: Собр. соч.,
т. 10, Пьесы, М., 1963. Лит.: Б а л у х а т ы и С. Д., Чехов -
драматург, Л., 1936; Ермилов В., Драматургия Чехова, М., 1954;
Бердников Г. П., Чехов - драматург, Л.- М . 1957;
В о р о в.с к и и В., Лишние люди, в его кн.: Литературно-критические
статьи, М., 1948; Б я л ы и Г., Драматургическое мастерство Чехова,
"Театр", 1954, ј 7; Т у р о в-с к а я М., На разломе эпох, там же, 1960,
ј 1; М о д з е-л е в с к а я Н., Рыцари вечного разлада, "Новый мир"
1960, ј 1; БерковскийН. Я., Чехов, повествователь и драматург, в его
кн.: Статьи о литературе, М.- Л.. 1962;
Х а л и з е в В., Уроки Чехова-драматурга, "Вопросы литературы",
1962, ј 12; С т р о е в а М., Чехов и советская драма, "Театр", 1960,
Л'о 1; Юзовский Ю., Традиции русской драмы. [Островский, Чехов], там же,
1958, Л1' 2;
Лакшин В., Толстой и Чехов, М., 1963; С е м а н о-ва М. Л., Чехов и
советская литература. 1917-1935, М.-Л., 1966; Григорьев М. С.,
Сценическая композиция чеховских пьес, М., 1924; Г о ф м а н В., Язык и
стиль Чехова-драматурга, в его кн.: Язык литературы, Л., 1936; С к а ф т
ы м о в А. П., К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова, в его
кн.: Статьи о русской литературе, Саратов, 1958; Рос к и н А. П., Чехов.
Статьи и очерки, М., 1959; Чехов и театр. Письма, Фельетоны.
Современники о Чехове-драматурге, М.. 1961;
Сурков Е., Чехов и театр. в его кн.: На драматургические темы, М.,
1962; Станиславский К. С., А. П. Чехов в Московском Художественном
театре. Вступ. ст. В. Л. Виленкина, М" 1947; е г о ж е, Моя жизнь в
искусстве. Собр. соч., т. 1, М., 1954 (см. гл. о первых постановках
пьесы Чехова в MX Т); его же, "Чайка". Режиссерская партитура, Л.-М.,
1938; Строева М., Чехов и художественный театр. Работа К. С.
Станиславского и В. И. Не-мировича-Данченко над пьесами Чехова, М.,
1955; Вл.И. Не-мирович-Данченко ведет репетицию. "Три сестры" А. П.
Чехова в постановке МХАТ, 1940 г., [М., 1965];
Прокофьев В., Легенда о первой постановке "Чайки", "Театр", 1946; Л1
11-12; Рудницкий К., Возвращение Чехова [о постановке "Трех сестер" в
Ленинградском Большом драматическом театре им. Горького], там же, 1965,
ј 5; его же. Время, Чехов и режиссеры, в сб.: Вопросы театра, М., 1965;
Альтшуллер А., Чехов на зарубежной сцене, "Театр", 1954, ј 7; Ш а х-А з
и з о в а Т. К., Чехов и западно-европейская драма его времени, М.,
1966;
П о г о ж е в а Л., Творчество Чехова на экране, "Искусство кино",
1954, Х 7. Вал. X.
ЧЕХОВ, Михаил Александрович [16(28). VIII. 1891,
Петербург,-30.IX.1955, Биверли-Хилс, Калифорния] -. рус. акт„р,
режисс„р, театр. педагог. Засл. арт. Республики (1924). Племянник А. П.
Чехова. В 1911 окончил Театр. школу А. С. Суворина в Петербурге. Работал
в т-ре Лит.-художеств. об-ва, где обратил на себя внимание исполнением
роли царя Ф„дора ("Царь Ф„дор Иоанновпч" А. К. Толстого,
1912). В 1913 Ч. вступил в труппу МХТ, участвовал в работе 1-й Студии
МХТ и МХАТа 2-го. Решающее влияние на формирование его творческой
индивидуальности имели театр. и этич. идеи К. С. Станиславского, Л. А.
Страницы: «« « 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |