Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555  2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565  » »»

способствовали углублению психологич. разработок  характеров  в  сценич.
иск-ве, активизации театр. режиссуры,  перенесению  акцента  с  внешней,
событийной стороны действия на  раскрытие  "жизни  человеческого  духа".
Драматургия  Ч.  помогла  театральному  иск-ву  изжить  условно-патетич.
декламацию, овладеть эмоциональным содержанием разговорной речи, бытовой
жестикуляции. Выдающимся явлением сов. театр. иск-ва  стал-спектакль  В.
И. Немировича-Дан-ченко "Три  сестры"  (1940),  в  к-ром  играли  Хмел„в
(Тузенбах),  Тарасова  (Маша),  Еланская  (Ольга),  Степанова  и  Гошева
(Ирина), Болдуман (Вершинин),  Ливанов  (Сол„ный),  Грибов  (Чебутыкин),
Станицын (Андрей Прозоров), Георгиевская (Наташа), В. А. Орлов (Кулыгин)
и др. Этот спектакль,  характеризовавшийся  исключительной  целостностью
ансамбля, органически сочетавший масштабность  обобщения  с  психологич.
глубиной,  на  протяжении  многих  лет  пользовался  большим  успехом  у
публики.
   К числу крупных достижений сов. т-ра  принадлежит  образ  Войницкого,
созданный в 1947 Б. Г.  Добронравовым  в  новой  постановке  МХАТ  "Дяди
Вани". Строго следуя драматургич. принципам Ч., прибегая к  скупой,  как
бы  намекающей  жестикуляции,  используя  будничные   интонации,   акт„р
раскрывал чувства героя в их предельной напряж„нности.  Разочарования  и
порывы дяди Вани  становились  в  его  исполнении  высокой,  исполненной
трагизма страстью. Среди наиболее значительных  чеховских  спек  таклей:
"Вишн„вый сад" в Т-ре им. Франко в  Киеве  (1946,  реж.  К.  П.  Хохлов;
Раневская - Ужвий), в Т-ре им. Сундукяна в Ереване  (1951,  реж.  В.  М.
Аджемян), "Дядя Ваня" в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (1946),  в  Узб.
т-ре им. Хамзы в Ташкенте (1957. в загл. роли - Ш. Бурханов), в Т-ре им.
Леси Украинки в Киеве (1960, в загл. роли - Романов), ".Иванов" в  Моск.
т-ре им. Пушкина (1955, в загл. роли- Б. Смирнов) и Малом  т-ре  (1960),
"Три сестры" в т-ре "Эстония" в Таллине (1948, реж. и  исполнитель  роли
Вершинина - Лаутер), в Ленингр. Большом драм. т-ре  (1965,  реж.  Г.  А.
Товстоногов) и др.
   Художеств, принципы Ч. и Станиславского получили развитие не только в
рус., но и зап.-европ. т-ре. Драмы Ч. прочно вошли в  репертуар  сов.  и
зарубежных т-ров. Ещ„ при  жизни  Ч.  его  пьесы  ставились  за  рубежом
("Медведь", 1905, Малый т-р, Берлин, реж. М. Рейнхардт;  "Чайка",  1902,
Бреславль, н др.). Всемирной популярности Ч. способствовала поездка  МХТ
за границу в  1906.  Особенно  резко  возрос  интерес  к  пьесам  Ч.  на
протяжении  двух  последних  десятилетий.  Наиболее  значительны  пост.,
осуществл„нные Ж. Питоевым, сначала в Швейцарии, затем во Франции ("Дядя
Ваня" и "Чайка", 1921), Ж.-Л. Бар-ро во Франции ("Вишн„вый сад",  1944),
в Италии Л. Висконти ("Три сестры", 1952). К Ч.  неоднократно  обращался
англ. театр "Олд Вик"; в 40-50-х гг. в  Англии  и  др.  странах  большой
популярностью пользовался спектакль "Дядя Ваня" с участием Л.  Оливье  и
Р. Ричардсона. Значит, место занимают чеховские роли в репертуаре  англ.
акт„ра Дж. Гил-гуда. Ч. стал одним из  самых  репертуарных  драматургов.
Его пьесы  ставятся  в  странах  народной  демократии,  Зап.  Европы,  в
Америке, Японии, па Цейлоне.
   Произв. Ч.  часто  исполнялись  и  исполняются  с  эстрады  мастерами
художеств. слова (И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, А. И.  Шварц,  Д.
Н. Журавл„в, И. В. Ильинский и др.). Ряд рассказов Ч.  был  инсценирован
для т-ра ("П„стрые рассказы", Ленингр. т-р Комедии, 1960,  и  др.).  Мн.
произв.   Ч.   экранизированы   ("Медведь",   1938,   "Свадьба",   1944,
"Попрыгунья", 1955, "Дама с собачкой", 1960, и др.). Соч.:  Собр.  соч.,
т. 10, Пьесы, М., 1963. Лит.: Б а л  у  х  а  т  ы  и  С.  Д.,  Чехов  -
драматург, Л., 1936; Ермилов В., Драматургия Чехова, М., 1954;
   Бердников Г. П., Чехов - драматург, Л.- М . 1957;
   В о р о в.с к и и В., Лишние люди, в его кн.: Литературно-критические
статьи, М., 1948; Б я л ы  и  Г.,  Драматургическое  мастерство  Чехова,
"Театр", 1954, ј 7; Т у р о в-с к а я М., На разломе эпох, там же, 1960,
ј 1; М о д з е-л е в с к а я Н., Рыцари  вечного  разлада,  "Новый  мир"
1960, ј 1; БерковскийН. Я., Чехов, повествователь  и  драматург,  в  его
кн.: Статьи о литературе, М.- Л.. 1962;
   Х а л и з е в  В.,  Уроки  Чехова-драматурга,  "Вопросы  литературы",
1962, ј 12; С т р о е в а М., Чехов и советская  драма,  "Театр",  1960,
Л'о 1; Юзовский Ю., Традиции русской драмы. [Островский, Чехов], там же,
1958, Л1' 2;
   Лакшин В., Толстой и Чехов, М., 1963; С е м а н о-ва М. Л.,  Чехов  и
советская  литература.  1917-1935,  М.-Л.,  1966;   Григорьев   М.   С.,
Сценическая композиция чеховских пьес, М., 1924; Г о ф м а н В., Язык  и
стиль Чехова-драматурга, в его кн.: Язык литературы, Л., 1936; С к а ф т
ы м о в А. П., К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова, в его
кн.: Статьи о русской литературе, Саратов, 1958; Рос к и н А. П., Чехов.
Статьи  и  очерки,  М.,  1959;  Чехов  и   театр.   Письма,   Фельетоны.
Современники о Чехове-драматурге, М.. 1961;
   Сурков Е., Чехов и театр. в его кн.: На  драматургические  темы,  М.,
1962; Станиславский К. С.,  А.  П.  Чехов  в  Московском  Художественном
театре. Вступ. ст. В. Л. Виленкина, М" 1947; е г о  ж  е,  Моя  жизнь  в
искусстве. Собр. соч., т. 1, М., 1954  (см.  гл.  о  первых  постановках
пьесы Чехова в MX Т); его же, "Чайка".  Режиссерская  партитура,  Л.-М.,
1938;  Строева  М.,  Чехов  и  художественный  театр.   Работа   К.   С.
Станиславского и В. И.  Не-мировича-Данченко  над  пьесами  Чехова,  М.,
1955; Вл.И. Не-мирович-Данченко ведет  репетицию.  "Три  сестры"  А.  П.
Чехова в постановке МХАТ, 1940 г., [М., 1965];
   Прокофьев В., Легенда о первой постановке "Чайки", "Театр", 1946;  Л1
11-12; Рудницкий К., Возвращение Чехова [о постановке  "Трех  сестер"  в
Ленинградском Большом драматическом театре им. Горького], там же,  1965,
ј 5; его же. Время, Чехов и режиссеры, в сб.: Вопросы театра, М.,  1965;
Альтшуллер А., Чехов на зарубежной сцене, "Театр", 1954, ј 7; Ш а х-А  з
и з о в а Т. К., Чехов и  западно-европейская  драма  его  времени,  М.,
1966;
   П о г о ж е в а Л., Творчество Чехова на  экране,  "Искусство  кино",
1954, Х 7. Вал. X.
   ЧЕХОВ,     Михаил     Александрович     [16(28).     VIII.      1891,
Петербург,-30.IX.1955,  Биверли-Хилс,   Калифорния]   -.   рус.   акт„р,
режисс„р, театр. педагог. Засл. арт. Республики (1924). Племянник А.  П.
Чехова. В 1911 окончил Театр. школу А. С. Суворина в Петербурге. Работал
в т-ре Лит.-художеств. об-ва, где обратил на себя  внимание  исполнением
роли царя Ф„дора ("Царь Ф„дор Иоанновпч" А. К. Толстого,
   1912). В 1913 Ч. вступил в труппу МХТ, участвовал в работе 1-й Студии
МХТ и МХАТа  2-го.  Решающее  влияние  на  формирование  его  творческой
индивидуальности имели театр. и этич. идеи К. С. Станиславского,  Л.  А.

Страницы: «« « 2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555  2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564   2565  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия