|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 » »» драматургом и художником этого т-ра. Здесь начинали свою деятельность
драматурги Б. Бартош, А. Дворжак, В. Дык, О. Фишер, Ф. Г„ц, Ф. Лангер и
др.; акт„ры 3. Штепанек, В. Выдра, Б. Закопал, Л. Досталова, Д.
Медржицка и др.; художники И. Вениг, В. Гофман и др. Т-р не имел единой
художеств. направленности. Наряду с салонными комедиями в т-ре ставились
лучшие образцы мировой драматургии. Были пост. спектакли:
"Чайка", "Платонов" Чехова (1919-1929), "Ревизор" (1924); "Виринея"
Сейфуллиной (1927), "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" по
Достоевскому (1928, 1931), "Живой труп", "Анна Каренина" (1928, 1929),
"На дне" (1931); "Белая гвардия" ("Дни Турбиных") Булгакова (1935),
"Поднятая целина" по Шолохову (1935), "Гибель эскадры" (1937). После
освобождения страны от фашистской оккупации (1945) Т-р на Виноградах
стал одним из ведущих театр. коллективов Чехословакии. Здесь ставятся
пьесы чехословацких драматургов: "Орденоносцы" (1953) и "Семь
разгневанных женщин, или Напрасно загубленная суббота" (1964) Стеглика,
"Интеллигенты" (1955) и "Шериф вернулся" (1960) Яриша, "Сентябрьские
ночи" Когоута (1955) и "Война с саламандрами" Когоута по К. Чапеку
(1963), "Далскабаты - грешная деревня, или Забытый ч„рт" Дрды (1960),
"Гость" Ашкенази (1962), "Замок" Климы (1965) и др.; нац. классика:
"Отец" Ирасека (1952), "Суд любви" Врхлиц-кого (1956), "Ян Гус" Тыла
(1960). Здесь были осуществлены пост.: "Горе от ума" (1947), "Достигаев
и другие" (1948), "Васса Железнова" (1950), "Бронепоезд 14-69" (1950),
"Борис Годунов" (1949, 1964);
"Метель", "Золотая карета" Леонова (1958, 1965), "Святая Иоанна" Б.
Шоу (1965).
Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962;
Ctvrtstoleti mestskeho divadla na Kral Vinohradech, Praha, 1932; Padesat
let mestskych divadel Prazskych, Praha, 1958. Л. Сол.
ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ АРМИИ ИМЕНИ ТЕАТР - см. Чехословацкий театр на
Виноградах.
ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва чеченцев и
ингушей - в песнях и сказаниях странствующих музыкантов, певцов и
сказителей, воспевающих подвиги героев нар. эпоса. Их выступления
сопровождали нар. обряды и празднества. Начало проф. театр. иск-ва было
положено в 1931 созданием Чеченского театра-студии в Грозном. В 1933
студия была реорганизована в Чеченский драм. т-р. В 1934 создан
Чечено-Ингушский гос. драматический т-р. В 1934 открыта чеченская студия
при Т-ре им. Руставели, в 1938- студия в ГИТИСе, в 1957 - в Ленингр.
театр. ин-те. Выпускники этих студий составили основу Чечено-Ингушского
т-ра; среди них: ныне нар. арт. Чечено-Ингушской АССР М. С. Бадуев, Я.
М. Зубайраев, А. М. Исаева, Т. Ш. Алиева, В. А. Татаев, А. X. Ха-мидов,
Г. М. Батукаев и др.
В 30-40-е гг. были пост.: "Платон Кречет"; "Честь" Мдивани, "Олеко
Дундич" Каца и Ржешевского, "Шторм"; "Слуга двух господ", "Лекарь
поневоле" Мольера, "Накануне" Афиногенова, а также первые пьесы нац.
драматургии: "Красная крепость", "Семья чабана", "Золотое озеро",
"Петимат" С. Бадуева, "Мекхаш-мирза" Н. Музаева и В. Вайнштейна,
"Тамара" и "Капитан Ибрагимов" И. Базоркина, "Сурхо - сын Ады" М.
Гадаева и Г. Батукаева и др. В т-ре работали режисс„ры: А. Туганов, А.
Чхартишви-ли, В. Вайнштейн, Е. Свободин, Г. Батукаев и др. В 1944 работа
т-ра была прервана и возобновилась в 1958 при воссоздании
Чечено-Ингушской автономной сов. социалистич. республики. (Еще в 1942
т-ру было присвоено имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова.) В
театр вошли многие акт„ры из прежнего состава. Одновременно была создана
студия при т-ре и группа молод„жи направлена в Ленингр. театр. ин-т.
Первый спектакль т-ра после восстановления - героич. драма "Асламбек
Шери-пов" X. Ошаева, рассказывает о событиях гражданской войны на
Северном Кавказе; в центре пьесы образ нар. героя А. Шерипова -
соратника С. М. Кирова и Г. К. Орджоникидзе. В 1958-59 пост. груз.
сказка "Храбрый Ки-кила" Нахуцришвили и Гамрекели и пьесы "Самые
дорогие" Н. Музаева - о дружбе между колхозниками Чечене-Ингушетии и
Дагестана, "Совдат и Дауд" А. Хамидо-ва - историко-бытоса С. Бадуева
"Петимат", посв. тяжелой жизни народа в предреволюц. период,
разоблачению реакц. сущности мусульманского духовенства; в 19 (И -
"Горянка" Гамзатова - о раскрепощении женщин Дагестана. В 1958-61 пост.:
"Женитьба" Гоголя, "Лекарь поневоле" Мольера. В декабре 1961 состав
труппы пополнился выпускниками Ленинградской студии, подготовившими
спектакль "Ромео и Джульетта" Шекспира (Ромео - Идаев,
Джульетта.Хаджиева).
Среди спектаклей 60-х гг.: "Любовь Яровая" (1962); "Кто виноват?"
Абдумомунова (1963), "Тропою грома" по Абрахамсу (1963), "Бэла" по
Лермонтову (1964), "По светлому пути" Музаева (1964) - о
девушке-горянке, возглавившей борьбу с сектантами, "Падение Бож-Али"
Хамидова (1965). Рост женщины горянки показывают пьесы Базоркина "Дорога
любви" (1963) и "Когда гибнут сыновья" С. Чахкиева и Г. Русакова.
В труппе т-ра (1967): нар. арт. Чечено-Ингушской АССР Я. М.
Зубайраев, А. М. Исаева, Т. Ш. Алиева, засл. арт. Чечено-Ингушской АССР
А. Дениев, артисты С. Гулиев, X. Нудушев, М. Хадзиев, 3. Бага-нова, С.
Тамилов, М. Давлетмирзаев и др. В 1962- 1965 гл. реж. т-ра был П. Б.
Харлип, с 1966 - В. Э. Вайнштейн.
Кроме Чечено-Ингушского драм. т-ра им. X. Нурадилова, в г. Грозном
работают Рус. т-р драмы им. М. Ю. Лермонтова и Т-р кукол. С 1959 в г.
Назрани работает Ингушский нар. т-р. Е. Ж.
ЧЕЧОТТ, Виктор Антонович [6(18).VI.1846-XI. 1917]-рус. муз. критик и
композитор. С 1875 - сотрудник "Музыкального листка", затем
"Музыкального обозрения" (1885-88) и мн. др. периодич. изданий. С 1883
жил в Киеве. Выступал по вопросам муз. т-ра. Перев„л ряд статей о Ш.
Гуно, А. Тома, К. Вебере. Соч.: Двадцатипятилетие Киевской русской оперы
(1867-1892 гг.), Киев, 1893; А. П. Бородин, СПБ, 1890;
Н. А. Римский-Корсаков, в кн.: Иллюстрированный сборник Киевского
литературно-артистического общества, Киев, 1900; Музыка и публика в
провинции, "Артист", 1889, кн. 1;
К 25-летию композиторской деятельности А. К. Глазунова, "В мире
искусств", 1907, JsTa 1-3, и др. А. Ив.
ЧЕШЙХИН, Всеволод Евграфович [6(18).II.1865- 1934] - рус. сов. муз.
критик, историк музыки. В 1887 окончил Петерб. ун-т. Был лит. и муз.
критиком, писал статьи о т-ре и музыке во мн. периодич. и эн-циклопедич.
изданиях. Перев„л на рус. язык либр. опер "Тристан и Изольда",
"Парсифаль" (1899) Вагнера, пьесу "Школа злословия" Шеридана (1931).
Автор сказочной пьесы "И зверь„ добро любит" (1920). Соч.: История
Страницы: «« « 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 2572 2573 2574 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |