Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564  2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574  » »»

драматургом и художником этого т-ра. Здесь  начинали  свою  деятельность
драматурги Б. Бартош, А. Дворжак, В. Дык, О. Фишер, Ф. Г„ц, Ф. Лангер  и
др.; акт„ры  3.  Штепанек,  В.  Выдра,  Б.  Закопал,  Л.  Досталова,  Д.
Медржицка и др.; художники И. Вениг, В. Гофман и др. Т-р не имел  единой
художеств. направленности. Наряду с салонными комедиями в т-ре ставились
лучшие образцы мировой драматургии. Были пост. спектакли:
   "Чайка", "Платонов" Чехова (1919-1929), "Ревизор"  (1924);  "Виринея"
Сейфуллиной (1927), "Преступление и наказание", "Братья  Карамазовы"  по
Достоевскому (1928, 1931), "Живой труп", "Анна Каренина"  (1928,  1929),
"На дне" (1931); "Белая  гвардия"  ("Дни  Турбиных")  Булгакова  (1935),
"Поднятая целина" по Шолохову (1935),  "Гибель  эскадры"  (1937).  После
освобождения страны от фашистской оккупации  (1945)  Т-р  на  Виноградах
стал одним из ведущих театр. коллективов  Чехословакии.  Здесь  ставятся
пьесы  чехословацких   драматургов:   "Орденоносцы"   (1953)   и   "Семь
разгневанных женщин, или Напрасно загубленная суббота" (1964)  Стеглика,
"Интеллигенты" (1955) и "Шериф  вернулся"  (1960)  Яриша,  "Сентябрьские
ночи" Когоута (1955) и "Война  с  саламандрами"  Когоута  по  К.  Чапеку
(1963), "Далскабаты - грешная деревня, или Забытый  ч„рт"  Дрды  (1960),
"Гость" Ашкенази (1962), "Замок" Климы  (1965)  и  др.;  нац.  классика:
"Отец" Ирасека (1952), "Суд любви" Врхлиц-кого  (1956),  "Ян  Гус"  Тыла
(1960). Здесь были осуществлены пост.: "Горе от ума" (1947),  "Достигаев
и другие" (1948), "Васса Железнова" (1950), "Бронепоезд  14-69"  (1950),
"Борис Годунов" (1949, 1964);
   "Метель", "Золотая карета" Леонова (1958, 1965), "Святая  Иоанна"  Б.
Шоу (1965).
   Лит.:  Солнцева  Л.,   Чехословацкий   театр   сегодня,   М.,   1962;
Ctvrtstoleti mestskeho divadla na Kral Vinohradech, Praha, 1932; Padesat
let mestskych divadel Prazskych, Praha, 1958. Л. Сол.
   ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ  АРМИИ  ИМЕНИ  ТЕАТР  -  см.  Чехословацкий  театр   на
Виноградах.
   ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва чеченцев и
ингушей - в  песнях  и  сказаниях  странствующих  музыкантов,  певцов  и
сказителей,  воспевающих  подвиги  героев  нар.  эпоса.  Их  выступления
сопровождали нар. обряды и празднества. Начало проф. театр. иск-ва  было
положено в 1931 созданием Чеченского театра-студии  в  Грозном.  В  1933
студия  была  реорганизована  в  Чеченский  драм.  т-р.  В  1934  создан
Чечено-Ингушский гос. драматический т-р. В 1934 открыта чеченская студия
при Т-ре им. Руставели, в 1938- студия в ГИТИСе, в  1957  -  в  Ленингр.
театр. ин-те. Выпускники этих студий составили основу  Чечено-Ингушского
т-ра; среди них: ныне нар. арт. Чечено-Ингушской АССР М. С.  Бадуев,  Я.
М. Зубайраев, А. М. Исаева, Т. Ш. Алиева, В. А. Татаев, А. X.  Ха-мидов,
Г. М. Батукаев и др.
   В 30-40-е гг. были пост.: "Платон Кречет";  "Честь"  Мдивани,  "Олеко
Дундич" Каца  и  Ржешевского,  "Шторм";  "Слуга  двух  господ",  "Лекарь
поневоле" Мольера, "Накануне" Афиногенова, а  также  первые  пьесы  нац.
драматургии:  "Красная  крепость",  "Семья  чабана",  "Золотое   озеро",
"Петимат"  С.  Бадуева,  "Мекхаш-мирза"  Н.  Музаева  и  В.  Вайнштейна,
"Тамара" и "Капитан Ибрагимов"  И.  Базоркина,  "Сурхо  -  сын  Ады"  М.
Гадаева и Г. Батукаева и др. В т-ре работали режисс„ры: А.  Туганов,  А.
Чхартишви-ли, В. Вайнштейн, Е. Свободин, Г. Батукаев и др. В 1944 работа
т-ра  была   прервана   и   возобновилась   в   1958   при   воссоздании
Чечено-Ингушской автономной сов. социалистич. республики.  (Еще  в  1942
т-ру было присвоено имя Героя Советского Союза  Ханпаши  Нурадилова.)  В
театр вошли многие акт„ры из прежнего состава. Одновременно была создана
студия при т-ре и группа молод„жи направлена  в  Ленингр.  театр.  ин-т.
Первый спектакль т-ра после восстановления  -  героич.  драма  "Асламбек
Шери-пов" X.  Ошаева,  рассказывает  о  событиях  гражданской  войны  на
Северном Кавказе;  в  центре  пьесы  образ  нар.  героя  А.  Шерипова  -
соратника С. М. Кирова и Г.  К.  Орджоникидзе.  В  1958-59  пост.  груз.
сказка  "Храбрый  Ки-кила"  Нахуцришвили  и  Гамрекели  и  пьесы  "Самые
дорогие" Н. Музаева - о дружбе  между  колхозниками  Чечене-Ингушетии  и
Дагестана, "Совдат и Дауд" А. Хамидо-ва  -  историко-бытоса  С.  Бадуева
"Петимат",  посв.  тяжелой   жизни   народа   в   предреволюц.   период,
разоблачению реакц. сущности  мусульманского  духовенства;  в  19  (И  -
"Горянка" Гамзатова - о раскрепощении женщин Дагестана. В 1958-61 пост.:
"Женитьба" Гоголя, "Лекарь поневоле"  Мольера.  В  декабре  1961  состав
труппы  пополнился  выпускниками  Ленинградской  студии,  подготовившими
спектакль   "Ромео   и   Джульетта"    Шекспира    (Ромео    -    Идаев,
Джульетта.Хаджиева).
   Среди спектаклей 60-х гг.: "Любовь  Яровая"  (1962);  "Кто  виноват?"
Абдумомунова (1963), "Тропою  грома"  по  Абрахамсу  (1963),  "Бэла"  по
Лермонтову   (1964),   "По   светлому   пути"   Музаева   (1964)   -   о
девушке-горянке, возглавившей борьбу  с  сектантами,  "Падение  Бож-Али"
Хамидова (1965). Рост женщины горянки показывают пьесы Базоркина "Дорога
любви" (1963) и "Когда гибнут сыновья" С. Чахкиева и Г. Русакова.
   В  труппе  т-ра  (1967):  нар.  арт.  Чечено-Ингушской  АССР  Я.   М.
Зубайраев, А. М. Исаева, Т. Ш. Алиева, засл. арт. Чечено-Ингушской  АССР
А. Дениев, артисты С. Гулиев, X. Нудушев, М. Хадзиев, 3.  Бага-нова,  С.
Тамилов, М. Давлетмирзаев и др. В 1962- 1965 гл. реж.  т-ра  был  П.  Б.
Харлип, с 1966 - В. Э. Вайнштейн.
   Кроме Чечено-Ингушского драм. т-ра им. X. Нурадилова,  в  г.  Грозном
работают Рус. т-р драмы им. М. Ю. Лермонтова и Т-р кукол. С  1959  в  г.
Назрани работает Ингушский нар. т-р. Е. Ж.
   ЧЕЧОТТ, Виктор Антонович [6(18).VI.1846-XI. 1917]-рус. муз. критик  и
композитор.  С   1875   -   сотрудник   "Музыкального   листка",   затем
"Музыкального обозрения" (1885-88) и мн. др. периодич. изданий.  С  1883
жил в Киеве. Выступал по вопросам муз. т-ра. Перев„л  ряд  статей  о  Ш.
Гуно, А. Тома, К. Вебере. Соч.: Двадцатипятилетие Киевской русской оперы
(1867-1892 гг.), Киев, 1893; А. П. Бородин, СПБ, 1890;
   Н. А. Римский-Корсаков, в  кн.:  Иллюстрированный  сборник  Киевского
литературно-артистического общества, Киев,  1900;  Музыка  и  публика  в
провинции, "Артист", 1889, кн. 1;
   К 25-летию композиторской  деятельности  А.  К.  Глазунова,  "В  мире
искусств", 1907, JsTa 1-3, и др. А. Ив.
   ЧЕШЙХИН, Всеволод Евграфович [6(18).II.1865- 1934] - рус.  сов.  муз.
критик, историк музыки. В 1887 окончил Петерб. ун-т.  Был  лит.  и  муз.
критиком, писал статьи о т-ре и музыке во мн. периодич. и эн-циклопедич.
изданиях.  Перев„л  на  рус.  язык  либр.  опер  "Тристан  и   Изольда",
"Парсифаль" (1899) Вагнера, пьесу  "Школа  злословия"  Шеридана  (1931).
Автор сказочной пьесы "И  зверь„  добро  любит"  (1920).  Соч.:  История

Страницы: «« « 2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564  2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571   2572   2573   2574  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия