Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561  2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571  » »»

где впервые в истории  Чехословакии  акт„р  Пруха  создал  образ  В.  И.
Ленина.
   Интерес  акт„ров  к  системе   Станиславского   наш„л   выражение   в
конференции, посв. теоретич. наследию Станиславского (1951, Прага).
   Одновременно с положит. явлениями в деятельности Ч.  т.  имели  место
ошибки.  Администрирование,  нивелирование   творч.   индивидуальностей,
забвение традиций чехословацких революц.  т-ров  30-х  гг.  ограничивали
творч. развитие т-ра, вели к  ослаблению  его  воздействия  на  зрителя.
Декларируя сво„ стремление к активному вмешательству в новую жизнь,  т-р
на практике вс„ больше уходил от не„, теряя связь со зрителем.
   Решения XX съезда КПСС и конференция КПЧ (1956) оказали  благотворное
воздействие  на  обществ.  жизнь  Чехословакии,  помогли  деятелям  т-ра
осмыслить допущенные ими ошибки, увидеть перспективу  развития.  С  1956
художеств. деятельность  т-ров  становится  особенно  активной,  ведутся
поиски новых сценич. форм, полнее раскрываются  творч.  индивидуальности
акт„ров  и  режисс„ров.  Спектакль  "Такая  любовь"  Когоута  (1957)   в
Реалистич. т-ре им. Неедлы ставил нравств. проблемы, волнующие  человека
нового социалистич. общества. В спектакле "Сегодня  еще  заходит  солнце
над Атлантидой" Незвала (1957,  Нац.  т-р,  Прага)  при„мы  аллегории  и
поэтич. метафоры используются для отражения проблемы мира и войны.
   Т-ры обращаются к освоению творч. опыта 20-80-х  гг.  Реж.  Буриан  в
1956-58 восстанавливает в т-ре "Д-34" лучшие спектакли 30-х гг. ("Швейк"
по Гашеку, "Тр„хгрошовая опера" Брехта, "Опера на  ярмарке",  "Крысолов"
по Дыку и др.). В репертуар т-ров включаются  пьесы  В.  В.  Вишневского
("Оптимистическая трагедия", 1958, Нац.  т-р,  Прага;  "Первая  Конная",
1959, Гос. т-р, Брно); В. В.  Маяковского  ("Мистерия-Буфф",  1960,  там
же); Б. Брехта ("Мамаша Кураж не„ дети", 1958, Т-р им. Неймана,  Прага).
В 1957 был создан  Союз  творч.  работников  т-ра  (Svaz  ceskoslovensky
divadelni on unfelcu), к-рый ежегодно проводит в Карлови-Вари фестивали,
выпускает бюллетень "Дивадельни новины", журнал "Дивадло".
   Событием театр. жизни  Чехословакии  стали  спектакли:  "Августовское
воскресенье"  Грубина  (1958),  "Иркутская  история"  Арбузова   (1960),
"Полуночная месса" Карваша (1961), "Владельцы  ключей"  Кундеры  (1962),
"Ромео и Джульетта" Шекспира (1964); "Конец  масленицы"  Топола  (1964),
"Из жизни насекомых" К.  Чапека  (1965)-в  Нац.  т-ре  (Прага);  "Гость"
Ашке-нази (1962), "Война с саламандрами" Когоута по  К.  Чапеку  (1963),
"Золотая карета" Леонова (1965)- в Т-ре на  Виноградах,  "Игра  любви  и
смерти"  Рол-лана  (1965)-в  пражском  Камерном  т-ре;   "Мистерия-Буфф"
Маяковского (1962), "Война" по Буриану (1962), "Всеобщее пение  петухов"
(1962), "Преследование и убийство Жан Поля Марата" Вейса (1965) - в Гос.
т-ре в Брно и др.
   В 60-х гг. в Праге  и  Брно  появился  ряд  небольших  т-ров  ("малые
сцены"): "Рококо" (1957), Т-р  на  Заб-радли  (1958),  "Семафор"  ("Семь
малых  форм",  1959),  "Вечернее   Брно"   (1959),   "Параван"   (1960),
Драматический клуб (1964), Т-р за Браной (1965).
   В 1967 в Чехословакии  -  65  т-ров  с  83  труппами.  Среди  акт„ров
старшего  и  среднего  поколения:  Л.  Пешек,  Досталова,   Смолик,   О.
Шейнпфлугова, Б. Загорский, О. Крейча, Р. Лукавский,  В.  Фабианова,  И.
Шей-балова, В. Шмераль, К. Май, К. Г„гер, В. Храмостова и др. Борьба  за
определение творч. облика каждого т-ра привела к  развитию  иск-ва  нац.
режиссуры: Крейча, М. Махачек, Я. Плескот, К. Палоуш, Л. Писто-риус,  В.
Логницкий, В. Дудек, Е. Соколовский, А. Радок, О. Орнест, Я. Гросман, К.
Новак,  В.  Гуде-чек,  В.  Адамек  и   др.   Среди   театр.   художников
Чехословакии: И. Свобода, О. Шимачек, 3. Коларж, В. Нывлт,  Ф.  Тр„стер,
Васербауэр.
   В 1944-65 было создано 11 словацких т-ров с 23 труппами.  Среди  них:
Словацкий камерный т-р в Мартине (1944), Словацкий т-р в Прешове (1944),
Новая сцена в Братиславе  (1946),  Т-р  им.  П.  Илемниц-кого  в  Жилине
(1946), Высшая сцена иск-в (1949)  и  др.  Развитие  получила  словацкая
драматургия. В Словацком Нац. т-ре пост. спектакли, посв. современности:
"Буки подполянские" (1949), "Святая Варвара"  (1953)  Кралика;  "Метеор"
(1945),  "Люди  с  нашей  улицы"  (1951),  "Полуночная  месса"   (1959),
"Антигона и другие" (1962),  "Большой  парик"  (1965)  Карваша;  "Свежее
древо" Буковчана (1954), "Мосты на восток" Мнячко (1954)  .и  др.  Среди
др. спектаклей: "Песня нашей весны" Будского (1956), "Кровавый суд.  или
Кутногорские рудокопы" Тыла (1956), "Ромео п Джульетта" Шекспира (1957),
"Оптимистическая  трагедия"  (1957);  "Жизнь  Галлилея"  Брехта  (1958);
"Белая болезнь" Чапека  (1958),  "Иркутская  история"  Арбузова  (1960),
"Иванов" Чехова (1961);  "Дачники"  (1963);  "Как  вам  это  понравится"
Шекспира (1965);
   "Идиот" по Достоевскому (1965) и др. Словацкий Нац. т-р гастролировал
в Сов. Союзе (1961) и в Польше (1962). Словацкую режиссуру представляют:
И. Буд-ский, И. Лихард, К. Захар, Я. Какош, Т. Раковскип,  И.  Циел,  И.
Палка, П. Гаспра. В 1944-65 в словацком  т-ре  выросло  новое  поколение
актеров:
   М. Грегор, Ю. Пантик, Л. Худик, М. Губа, И. Кро-нер,  К.  Махата,  В.
Заборский, Ц. Фильчик, М. Кра-ловичева, 3. Груберова, В. Стрнискова,  В.
Мюллер и др.; художники: Л. Выходил, П. Габор, В. Су-ханек.
   Лит.: Kniha o Narodnim divadle. 1883-1963, Praha, 1964;  Padesat  let
mestskych  divadel  prazskych.  1907--1957,   Praha,   1958;   Pamatnica
Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik, Bratislava, 1960; Ohst M.,  S  с
her l A., K dejinam ceske divadelni  avantgardy.  J.  Honzl,  Е.  Burian
Praha, 1962; Ji rane k  J.,  Vit  Nejedly.  Z  historie  boju  o  novou,
socialistickou kulturu, Praha, 1959; Divadlo S. K., Neumanna. 1948-1958,
Praha, 1959; Ci s a r J., ivot,  jevisti,  Formovani  ceske  realisticke
kritiky, Praha, 1962; K v a p i j  J.,  O  cem  vim,  cast  1-2,  Praha,
1946-47; Vojta J.. Cesta k narodnimu divadlu Praha, 1958; Stepanek  Zd..
Herec  (Vzpominky  narodniho  umelce  Zdenka  Stepanka).  Praha,   1961;
Palenicek L., Jaroslav Prucha, Praha,  l  961:  F  u-cik  J.,  Divadelni
kritiky, в его кн.: Dilo Julia Fucika, sv. 10, Praha, 1956; Honzl J.,  K
novemu vyznamu umeni. J. Honzl. Divadelni uvahy  a  programy  1920-1952,
Praha, 1956; Neumann S. K., O umeni, Praha, 1958; Ztvarnete  skutecnost.
Kurt Konrad, Praha, 1963; H o l z k n e с h t V., J. Jezek a  Osvobozene
divadlo,  Praha,  1957;  Kopecky  J.,  Nedokoncene  zapasy.  Divadlo   v
socialisticke revoluci, Praha, 1961; B l a n d  a  O.,  Ladislav  Pesek.
Praha, 1964; D v o-r a k A., Jiri Plachy, Praha, 1964; Vrbka S.,  Julius
Pan-tik, Praha, 1964; Herman Z., Valtr Taub, Praha, 1964;
   Sucharipova H., Radovan Lukavsky, Praha, 1963;
   UrbanovaA., Vitezslav Vejrazka, Praha, 1963;  Ada  m-cova  A.,  Karel
Hoger, Praha, 1962; Theater-Divadlo. Vzpominky  ceskych  divadelniku  na

Страницы: «« « 2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561  2562   2563   2564   2565   2566   2567   2568   2569   2570   2571  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия