|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 » »» где впервые в истории Чехословакии акт„р Пруха создал образ В. И.
Ленина.
Интерес акт„ров к системе Станиславского наш„л выражение в
конференции, посв. теоретич. наследию Станиславского (1951, Прага).
Одновременно с положит. явлениями в деятельности Ч. т. имели место
ошибки. Администрирование, нивелирование творч. индивидуальностей,
забвение традиций чехословацких революц. т-ров 30-х гг. ограничивали
творч. развитие т-ра, вели к ослаблению его воздействия на зрителя.
Декларируя сво„ стремление к активному вмешательству в новую жизнь, т-р
на практике вс„ больше уходил от не„, теряя связь со зрителем.
Решения XX съезда КПСС и конференция КПЧ (1956) оказали благотворное
воздействие на обществ. жизнь Чехословакии, помогли деятелям т-ра
осмыслить допущенные ими ошибки, увидеть перспективу развития. С 1956
художеств. деятельность т-ров становится особенно активной, ведутся
поиски новых сценич. форм, полнее раскрываются творч. индивидуальности
акт„ров и режисс„ров. Спектакль "Такая любовь" Когоута (1957) в
Реалистич. т-ре им. Неедлы ставил нравств. проблемы, волнующие человека
нового социалистич. общества. В спектакле "Сегодня еще заходит солнце
над Атлантидой" Незвала (1957, Нац. т-р, Прага) при„мы аллегории и
поэтич. метафоры используются для отражения проблемы мира и войны.
Т-ры обращаются к освоению творч. опыта 20-80-х гг. Реж. Буриан в
1956-58 восстанавливает в т-ре "Д-34" лучшие спектакли 30-х гг. ("Швейк"
по Гашеку, "Тр„хгрошовая опера" Брехта, "Опера на ярмарке", "Крысолов"
по Дыку и др.). В репертуар т-ров включаются пьесы В. В. Вишневского
("Оптимистическая трагедия", 1958, Нац. т-р, Прага; "Первая Конная",
1959, Гос. т-р, Брно); В. В. Маяковского ("Мистерия-Буфф", 1960, там
же); Б. Брехта ("Мамаша Кураж не„ дети", 1958, Т-р им. Неймана, Прага).
В 1957 был создан Союз творч. работников т-ра (Svaz ceskoslovensky
divadelni on unfelcu), к-рый ежегодно проводит в Карлови-Вари фестивали,
выпускает бюллетень "Дивадельни новины", журнал "Дивадло".
Событием театр. жизни Чехословакии стали спектакли: "Августовское
воскресенье" Грубина (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960),
"Полуночная месса" Карваша (1961), "Владельцы ключей" Кундеры (1962),
"Ромео и Джульетта" Шекспира (1964); "Конец масленицы" Топола (1964),
"Из жизни насекомых" К. Чапека (1965)-в Нац. т-ре (Прага); "Гость"
Ашке-нази (1962), "Война с саламандрами" Когоута по К. Чапеку (1963),
"Золотая карета" Леонова (1965)- в Т-ре на Виноградах, "Игра любви и
смерти" Рол-лана (1965)-в пражском Камерном т-ре; "Мистерия-Буфф"
Маяковского (1962), "Война" по Буриану (1962), "Всеобщее пение петухов"
(1962), "Преследование и убийство Жан Поля Марата" Вейса (1965) - в Гос.
т-ре в Брно и др.
В 60-х гг. в Праге и Брно появился ряд небольших т-ров ("малые
сцены"): "Рококо" (1957), Т-р на Заб-радли (1958), "Семафор" ("Семь
малых форм", 1959), "Вечернее Брно" (1959), "Параван" (1960),
Драматический клуб (1964), Т-р за Браной (1965).
В 1967 в Чехословакии - 65 т-ров с 83 труппами. Среди акт„ров
старшего и среднего поколения: Л. Пешек, Досталова, Смолик, О.
Шейнпфлугова, Б. Загорский, О. Крейча, Р. Лукавский, В. Фабианова, И.
Шей-балова, В. Шмераль, К. Май, К. Г„гер, В. Храмостова и др. Борьба за
определение творч. облика каждого т-ра привела к развитию иск-ва нац.
режиссуры: Крейча, М. Махачек, Я. Плескот, К. Палоуш, Л. Писто-риус, В.
Логницкий, В. Дудек, Е. Соколовский, А. Радок, О. Орнест, Я. Гросман, К.
Новак, В. Гуде-чек, В. Адамек и др. Среди театр. художников
Чехословакии: И. Свобода, О. Шимачек, 3. Коларж, В. Нывлт, Ф. Тр„стер,
Васербауэр.
В 1944-65 было создано 11 словацких т-ров с 23 труппами. Среди них:
Словацкий камерный т-р в Мартине (1944), Словацкий т-р в Прешове (1944),
Новая сцена в Братиславе (1946), Т-р им. П. Илемниц-кого в Жилине
(1946), Высшая сцена иск-в (1949) и др. Развитие получила словацкая
драматургия. В Словацком Нац. т-ре пост. спектакли, посв. современности:
"Буки подполянские" (1949), "Святая Варвара" (1953) Кралика; "Метеор"
(1945), "Люди с нашей улицы" (1951), "Полуночная месса" (1959),
"Антигона и другие" (1962), "Большой парик" (1965) Карваша; "Свежее
древо" Буковчана (1954), "Мосты на восток" Мнячко (1954) .и др. Среди
др. спектаклей: "Песня нашей весны" Будского (1956), "Кровавый суд. или
Кутногорские рудокопы" Тыла (1956), "Ромео п Джульетта" Шекспира (1957),
"Оптимистическая трагедия" (1957); "Жизнь Галлилея" Брехта (1958);
"Белая болезнь" Чапека (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960),
"Иванов" Чехова (1961); "Дачники" (1963); "Как вам это понравится"
Шекспира (1965);
"Идиот" по Достоевскому (1965) и др. Словацкий Нац. т-р гастролировал
в Сов. Союзе (1961) и в Польше (1962). Словацкую режиссуру представляют:
И. Буд-ский, И. Лихард, К. Захар, Я. Какош, Т. Раковскип, И. Циел, И.
Палка, П. Гаспра. В 1944-65 в словацком т-ре выросло новое поколение
актеров:
М. Грегор, Ю. Пантик, Л. Худик, М. Губа, И. Кро-нер, К. Махата, В.
Заборский, Ц. Фильчик, М. Кра-ловичева, 3. Груберова, В. Стрнискова, В.
Мюллер и др.; художники: Л. Выходил, П. Габор, В. Су-ханек.
Лит.: Kniha o Narodnim divadle. 1883-1963, Praha, 1964; Padesat let
mestskych divadel prazskych. 1907--1957, Praha, 1958; Pamatnica
Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik, Bratislava, 1960; Ohst M., S с
her l A., K dejinam ceske divadelni avantgardy. J. Honzl, Е. Burian
Praha, 1962; Ji rane k J., Vit Nejedly. Z historie boju o novou,
socialistickou kulturu, Praha, 1959; Divadlo S. K., Neumanna. 1948-1958,
Praha, 1959; Ci s a r J., ivot, jevisti, Formovani ceske realisticke
kritiky, Praha, 1962; K v a p i j J., O cem vim, cast 1-2, Praha,
1946-47; Vojta J.. Cesta k narodnimu divadlu Praha, 1958; Stepanek Zd..
Herec (Vzpominky narodniho umelce Zdenka Stepanka). Praha, 1961;
Palenicek L., Jaroslav Prucha, Praha, l 961: F u-cik J., Divadelni
kritiky, в его кн.: Dilo Julia Fucika, sv. 10, Praha, 1956; Honzl J., K
novemu vyznamu umeni. J. Honzl. Divadelni uvahy a programy 1920-1952,
Praha, 1956; Neumann S. K., O umeni, Praha, 1958; Ztvarnete skutecnost.
Kurt Konrad, Praha, 1963; H o l z k n e с h t V., J. Jezek a Osvobozene
divadlo, Praha, 1957; Kopecky J., Nedokoncene zapasy. Divadlo v
socialisticke revoluci, Praha, 1961; B l a n d a O., Ladislav Pesek.
Praha, 1964; D v o-r a k A., Jiri Plachy, Praha, 1964; Vrbka S., Julius
Pan-tik, Praha, 1964; Herman Z., Valtr Taub, Praha, 1964;
Sucharipova H., Radovan Lukavsky, Praha, 1963;
UrbanovaA., Vitezslav Vejrazka, Praha, 1963; Ada m-cova A., Karel
Hoger, Praha, 1962; Theater-Divadlo. Vzpominky ceskych divadelniku na
Страницы: «« « 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 2565 2566 2567 2568 2569 2570 2571 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |