|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 » »» им действительностью беспомощными и беззащитными. Это находит выражение
в их наивных надеждах на полноту личного счастья, в сетованиях, жалобах,
тревожных излияниях, горьких шутках, язвительных замечаниях. Глубокий
драматизм судеб своих героев Ч. облекает в форму скорбно-иронического
лиризма, но и в то же время пьесы Ч. выражают не только сострадание, но
и уважение писателя к той части интеллигенции, к-рая сумела устоять
против духовного рабства и обывательщины. Герои пьес Ч. стремятся
обрести "сверхличный" смысл существования, подчинить его общественно
значимой идее. И "обертоном" их внутр. жизни становятся.
возвышенно-романтич. умонастроения, к-рые от пьесы к пьесе становятся
вс„ богаче, содержательнее, глубже (особенно заметно это в "Тр„х
сестрах"). Внешняя пассивность героев Ч. таит в себе внутр. активность.
В их душах не прекращается трудная борьба: стремясь избавиться от
необоснованных, иллюзорных надежд и увидеть мир без прикрас, они
одновременно сопротивляются отчаянию, к к-рому их ведут крушение иллюзий
и познание бытия.
Зрелые пьесы Ч. не укладываются в традиц. систему драматич. жанров. В
них нет присущего жанру драмы резкого противопоставления одного-двух
героев окружающей их среде, резких столкновений и борьбы, раскрывающих
формирование характеров. Не являются пьесы Ч. и комедиями, в привычном
смысле слова. Вслед за Горьким совр. литературоведы нередко наз. их
лирич. комедиями. Обращение Ч. к конфликтам предреволюционной
действительности, крайне сложным и острым, обусловило разработку новых
принципов построения драмы. Если в традиционных драматич. жанрах
источником противоречий в жизни героев были постоянно менявшиеся по ходу
действия взаимоотношения между ними, то у Ч. характеры, судьбы,
умонастроения героев находятся в непосредственной связи с общей
атмосферой современного им бытия. В отличие, напр., от Островского, Ч.
акцентировал не сами по себе попытки людей достигнуть каких-то частных
житейских целей, а их настойчивое стремление познать собственную
жизненную миссию, обрести возвышенную цель бытия, найти достойное дело.
Вследствие этого драматич. переживания персонажей порождаются гл. обр.
не преходящими столкновениями характеров, а длительными и устойчивыми
жизненными положениями. Гражданская неудовлетвор„нность становится
личной драмой и овладевает героями Ч. независимо от того, что происходит
с ними в каждый отдельный момент. В связи с этим сюжетная интрига
утрачивает организующее значение и уже не сосредоточивает в себе осн.
противоречий судеб героев: исчезают традиц. завязки, перипетии,
развязки, единый, "сквозной" конфликт между действ, лицами. Происходящее
на сцене в большинстве случаев не знаменует "поворотных" моментов, не
означает перехода героя от одного жизненного этапа к другому.
В произв. Ч. ослаблена динамика волевых действий героев. В его пьесах
мало традиционных диалогов-схваток. Преобладающей стихией являются
диалоги-беседы, т. е. простой обмен репликами: человек делится с
собеседником своими мыслями, не совершая к.-л. поступков. Динамичность
пьес Ч. связана с постоянной изменчивостью душевных состояний действ.
лиц. Настроения и эмоциональные раздумья персонажей проявляются в их
реакции на окружающее. Мелкие бытовые подробности становятся у Ч. своего
рода поводами для выражения человеческих чувств. При этом каждое
душевное движение героя обусловлено двояко: внутренне - его общим
тяж„лым состоянием, внешне - какой-либо бытовой частностью. Утонч„нные
эмоциональные реакции героев сближают Ч. с писателями-импрессионистами.
Но мимол„тные ощущения и впечатления для Ч. не объект отражения, а
художеств. средство выявления идейно-нравственных исканий современников.
Раскрытие сложного мира настроений героев потребовало от Ч.
разработки т. н. "подтекста"- косвенного обнаружения переживаний героев
в их высказываниях. В диалогах-беседах персонажей его пьес важен скрытый
эмоциональный смысл, к-рый не совпадает с внешним, предметно-логич.
значением высказывания, а иногда даже ему противоречит. При наличии
"подтекста" огромную роль приобретает сти-листич. окраска реплик. Для Ч.
характерна стилистика контрастного сопоставления речевых стихий:
будничные, разговорные выражения и интонации постоянно чередуются с
поэтически возвышенными. Это достигается широким использованием
эмоциональной лексики, тропов, инверсий, риторич. вопросов, повторов,
нагнетанием однородных членов предложения. Благодаря новым при„мам
организации драматургич. действия сюжеты пьес Ч. становились
монолитными, цельными; они характеризовались не причинно-следственной,
не внешней, а ассоциативной, внутренней связью между репликами,
диалогами, эпизодами, актами. Композиция пьес Ч. определяется
изменениями общего эмоционального строя изображаемой им жизни.
Выступая в качестве драматурга, Ч. принимал живое участие в
постановках своих пьес на сцене Художественного т-ра. Он в„л интенсивную
переписку с режисс„рами и акт„рами, давал советы и в то же время при
доработке пьес принимал во внимание адресованные ему суждения. Нек-рые
роли в "Тр„х сестрах" и "Вишн„вом саде" созданы с уч„том данных акт„ро'в
этого т-ра. Ч. неоднократно выступал в качестве помощника и советчика
современных ему драматургов.
Появление драматургии Ч. было подготовлено предшествующим развитием
лит-ры. Уже Тургенев и Островский нередко предпочитали углубл„нную
психологич. разработку характера острым и динамичным интригам, прибегали
к "контрапунктическому" чередованию эпизодов, использовали при„м, к-рый
позднее стали называть "подтекстом". В какой-то мере подготовляла
творчество Ч. и зап.-европ. драматургия конца 19 в. (с большим
интересом, хотя и критически, относился Ч. к творчеству Г. Ибсена, М.
Метерлинка) и рус. писатели 80-нач. 90-х гг. ("Иванов" и "Чайка"
проблематикой и своими сюжетными мотивами напоминают нек-рые пьесы
современных Ч. авторов). Но именно творчество Ч. знаменовало радикальный
сдвиг в истории драматургии и т-ра. Его пьесы опровергают ряд положений
теории драмы, считавшихся незыблемыми (принципы единства внешнего
конфликта, волевой активности драматич. героя, стремительности развития
действия), и тем самым открывают перед драматургией широкие горизонты.
Влияние Ч. сказалось на творчестве драматургов нач. 20 в. (М. Горький,
Л. Андреев). Традиций Ч. развивают и сов. драматурги (М. А. Булгаков, А.
Н. Афиногенов, А. Н. Арбузов, В. С. Розов, А. М. Володин). Художеств,
опыт Ч. сказался и в творчестве зарубежных драматургов (Б. Шоу, О'Нил,
Л. Хелман, Дж. Пристли и др.).
Драматургия Ч. оказала большое воздействие на развитие театр. иск-ва.
При жизни писателя его пьесы ставились не только в МХТ, но и на
провинциальных сценах. Впоследствии они стали важной предпосылкой для
формирования системы Станиславского (см. Станиславского система),
Страницы: «« « 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 2562 2563 2564 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |