Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2546   2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554  2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564  » »»

им действительностью беспомощными и беззащитными. Это находит  выражение
в их наивных надеждах на полноту личного счастья, в сетованиях, жалобах,
тревожных излияниях, горьких шутках,  язвительных  замечаниях.  Глубокий
драматизм судеб своих героев Ч. облекает  в  форму  скорбно-иронического
лиризма, но и в то же время пьесы Ч. выражают не только сострадание,  но
и уважение писателя к той  части  интеллигенции,  к-рая  сумела  устоять
против духовного  рабства  и  обывательщины.  Герои  пьес  Ч.  стремятся
обрести "сверхличный" смысл  существования,  подчинить  его  общественно
значимой   идее.   И   "обертоном"   их   внутр.    жизни    становятся.
возвышенно-романтич. умонастроения, к-рые от пьесы  к  пьесе  становятся
вс„  богаче,  содержательнее,  глубже  (особенно  заметно  это  в  "Тр„х
сестрах"). Внешняя пассивность героев Ч. таит в себе внутр.  активность.
В их душах  не  прекращается  трудная  борьба:  стремясь  избавиться  от
необоснованных,  иллюзорных  надежд  и  увидеть  мир  без  прикрас,  они
одновременно сопротивляются отчаянию, к к-рому их ведут крушение иллюзий
и познание бытия.
   Зрелые пьесы Ч. не укладываются в традиц. систему драматич. жанров. В
них нет присущего жанру  драмы  резкого  противопоставления  одного-двух
героев окружающей их среде, резких столкновений и  борьбы,  раскрывающих
формирование характеров. Не являются пьесы Ч. и комедиями,  в  привычном
смысле слова. Вслед за Горьким  совр.  литературоведы  нередко  наз.  их
лирич.  комедиями.   Обращение   Ч.   к   конфликтам   предреволюционной
действительности, крайне сложным и острым, обусловило  разработку  новых
принципов  построения  драмы.  Если  в  традиционных  драматич.   жанрах
источником противоречий в жизни героев были постоянно менявшиеся по ходу
действия  взаимоотношения  между  ними,  то  у  Ч.  характеры,   судьбы,
умонастроения  героев  находятся  в  непосредственной  связи   с   общей
атмосферой современного им бытия. В отличие, напр., от  Островского,  Ч.
акцентировал не сами по себе попытки людей достигнуть  каких-то  частных
житейских  целей,  а  их  настойчивое  стремление  познать   собственную
жизненную миссию, обрести возвышенную цель бытия, найти достойное  дело.
Вследствие этого драматич. переживания персонажей порождаются  гл.  обр.
не преходящими столкновениями характеров, а  длительными  и  устойчивыми
жизненными  положениями.  Гражданская   неудовлетвор„нность   становится
личной драмой и овладевает героями Ч. независимо от того, что происходит
с ними в каждый отдельный  момент.  В  связи  с  этим  сюжетная  интрига
утрачивает организующее значение и уже не сосредоточивает  в  себе  осн.
противоречий  судеб  героев:  исчезают   традиц.   завязки,   перипетии,
развязки, единый, "сквозной" конфликт между действ, лицами. Происходящее
на сцене в большинстве случаев не знаменует  "поворотных"  моментов,  не
означает перехода героя от одного жизненного этапа к другому.
   В произв. Ч. ослаблена динамика волевых действий героев. В его пьесах
мало  традиционных  диалогов-схваток.  Преобладающей  стихией   являются
диалоги-беседы,  т.  е.  простой  обмен  репликами:  человек  делится  с
собеседником своими мыслями, не совершая к.-л.  поступков.  Динамичность
пьес Ч. связана с постоянной изменчивостью  душевных  состояний  действ.
лиц. Настроения и эмоциональные раздумья  персонажей  проявляются  в  их
реакции на окружающее. Мелкие бытовые подробности становятся у Ч. своего
рода  поводами  для  выражения  человеческих  чувств.  При  этом  каждое
душевное движение  героя  обусловлено  двояко:  внутренне  -  его  общим
тяж„лым состоянием, внешне - какой-либо бытовой  частностью.  Утонч„нные
эмоциональные реакции героев сближают Ч. с  писателями-импрессионистами.
Но мимол„тные ощущения и впечатления  для  Ч.  не  объект  отражения,  а
художеств. средство выявления идейно-нравственных исканий современников.
   Раскрытие  сложного  мира  настроений  героев   потребовало   от   Ч.
разработки т. н. "подтекста"- косвенного обнаружения переживаний  героев
в их высказываниях. В диалогах-беседах персонажей его пьес важен скрытый
эмоциональный смысл, к-рый  не  совпадает  с  внешним,  предметно-логич.
значением высказывания, а иногда  даже  ему  противоречит.  При  наличии
"подтекста" огромную роль приобретает сти-листич. окраска реплик. Для Ч.
характерна  стилистика  контрастного   сопоставления   речевых   стихий:
будничные, разговорные выражения  и  интонации  постоянно  чередуются  с
поэтически  возвышенными.   Это   достигается   широким   использованием
эмоциональной лексики, тропов, инверсий,  риторич.  вопросов,  повторов,
нагнетанием  однородных  членов  предложения.  Благодаря  новым  при„мам
организации   драматургич.   действия   сюжеты   пьес   Ч.   становились
монолитными, цельными; они характеризовались  не  причинно-следственной,
не  внешней,  а  ассоциативной,  внутренней  связью   между   репликами,
диалогами,  эпизодами,   актами.   Композиция   пьес   Ч.   определяется
изменениями общего эмоционального строя изображаемой им жизни.
   Выступая  в  качестве  драматурга,  Ч.  принимал  живое   участие   в
постановках своих пьес на сцене Художественного т-ра. Он в„л интенсивную
переписку с режисс„рами и акт„рами, давал советы и в  то  же  время  при
доработке пьес принимал во внимание адресованные ему  суждения.  Нек-рые
роли в "Тр„х сестрах" и "Вишн„вом саде" созданы с уч„том данных акт„ро'в
этого т-ра. Ч. неоднократно выступал в качестве  помощника  и  советчика
современных ему драматургов.
   Появление драматургии Ч. было подготовлено  предшествующим  развитием
лит-ры. Уже  Тургенев  и  Островский  нередко  предпочитали  углубл„нную
психологич. разработку характера острым и динамичным интригам, прибегали
к "контрапунктическому" чередованию эпизодов, использовали при„м,  к-рый
позднее  стали  называть  "подтекстом".  В  какой-то  мере  подготовляла
творчество  Ч.  и  зап.-европ.  драматургия  конца  19  в.  (с   большим
интересом, хотя и критически, относился Ч. к творчеству  Г.  Ибсена,  М.
Метерлинка) и  рус.  писатели  80-нач.  90-х  гг.  ("Иванов"  и  "Чайка"
проблематикой и  своими  сюжетными  мотивами  напоминают  нек-рые  пьесы
современных Ч. авторов). Но именно творчество Ч. знаменовало радикальный
сдвиг в истории драматургии и т-ра. Его пьесы опровергают ряд  положений
теории  драмы,  считавшихся  незыблемыми  (принципы  единства   внешнего
конфликта, волевой активности драматич. героя, стремительности  развития
действия), и тем самым открывают перед драматургией  широкие  горизонты.
Влияние Ч. сказалось на творчестве драматургов нач. 20 в.  (М.  Горький,
Л. Андреев). Традиций Ч. развивают и сов. драматурги (М. А. Булгаков, А.
Н. Афиногенов, А. Н. Арбузов, В. С. Розов, А.  М.  Володин).  Художеств,
опыт Ч. сказался и в творчестве зарубежных драматургов (Б.  Шоу,  О'Нил,
Л. Хелман, Дж. Пристли и др.).
   Драматургия Ч. оказала большое воздействие на развитие театр. иск-ва.
При жизни писателя его  пьесы  ставились  не  только  в  МХТ,  но  и  на
провинциальных сценах. Впоследствии они стали  важной  предпосылкой  для
формирования  системы  Станиславского  (см.   Станиславского   система),

Страницы: «« « 2546   2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554  2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561   2562   2563   2564  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия