Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547  2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557  » »»

   На сов. сцене пост. 25 янв.  1930,  Ленинград,  Т-р  оперы  и  балета
(дириж„р Дранишников, реж. Каплан, худ. Дмитриев; балетм.  Вайнонен).  В
1940 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром (дириж„р Хайкин,  пост.  Винера,
худ. Григорьев, хорм. Нахутин, Е. Лебедев, балетм.  Боярский;  Вакула  -
Пичугин, Оксана - Софронова, Солоха - Овчаренко,  Голова  -  Журавленке,
Бес - Модестов, Чуб - Райков, Светлейший - Ольховский). В 1948,  там  же
(дириж„р Грикуров, пост. Киреева, худ. Попов, хорм. Е. Лебедев,  балетм.
Иваневский  и  Вольский).  В  1941  пост.  в   Большом   т-ре   (дириж„р
Мелик-Пашаев, реж. Р. Симонов, худ. Петрицкий, балетм. Вайнонен).  Пост.
в др. городах Сов. Союза: Харьков и  Одесса  (1940),  Баку  (1943),  Уфа
(1946, 1950), Пермь (1947), Минск и Новосибирск (1949), Горький  (1951),
Тбилиси и Улан-Удэ 1952), Фрунзе (1957), Душанбе (1960), Ашхабад (1965).
   Пост. за рубежом: Нью-Йорк (1922, 1955), Прага  (1951),  Циттау,  ГДР
(1957).
   Издания:. "Ч."- партитура, М., Юргенсон, 1898; клавир, М.,  Юргенсон,
1885; Акад. изд.- Полное собрание сочинений. Партитура, т. 7 [А и  Б]  и
клавир, т. 39, M.-Л., Музгиз, 1951. Я. Г р.
   ЧЕРЕПНЙН, Александр Николаевич [р. 8(20). 1.1899]  -  рус.  и  франц.
композитор  и  пианист.  Сын  H.  H.   Черепнина.   Учился   в   Петерб.
консерватории у отца, А. К. Лядова, H. А.  Соколова  (композиция)  и  по
фп.- у А. H. Есиповой. С  1921  жив„т  в  Париже,  где  и  окончил  муз.
образование.  Работал  и  концертировал  во  Франции,  Англии,  Австрии,
Германии, Японии, Китае, США.
   Автор опер:  "Оль-Оль"  (1928,  Веймар),  "Свадьба  Зо-беиды"  (1933,
Вена), "Крестьянин и фея" (1952, Колорадо); балетов: "Тренировка" (1934,
Вена), "Трепак" (1938, Нью-Йорк),  "Легенда  о  Разине"  (1941,  Париж),
"Завтрак на траве" (1945, там же), "Женщина и е„ тень" (1946, там же)  и
др.,  музыки  к  драматич.  спектаклям  и  др.  произв.  Ч.  принадлежит
оркестровка и завершение неоконч. оперы М. Мусоргского "Женитьба" (1937,
Эссен).
   Лит.: Е w e n D., European composers today, N. Y., 1954. В. Ю.
   ЧЕРЕПНЙН, Николай Николаевич [3(15).  V.  1873-  27.VI.1945]  -  рус.
композитор, дириж„р и педагог.  Окончил  Петерб.  .консерваторию  (1898,
класс композиции H. А. Римского-Корсакова). С 1906  -  преподаватель,  в
1908-18 - профессор Петерб. консерватории.  В  1906-09  -  хормейстер  и
дириж„р Мариин-ского т-ра (Петербург); в 1909-14 дирижировал балетными и
оперными  спектаклями  "Русских  сезонов"  в  Париже.  В   1919-21   был
директором Тифлисской консерватории. С 1921 жил в Париже. Был директором
Русской консерватории в Париже (1925-29 и 1938-45).
   Оперы:  "Сват"  ("Бедность  не   порок"),   "Ванька-Ключник"   (1935,
Белград).
   Балеты: "Павильон Армиды" (1907, Мариинский т-р, Петербург), "Нарцисс
и Эхо"  (1911,  Монте-Карло),  "Маска  красной  смерти"  (1916),  "Вакх"
(1922), "Сказка о царевне Улыбе" (1922), "Роман мумии" (1924, Лондон)  и
др.
   В  ранний   период   творчества   Ч.   был   последователем   H.   А.
Римского-Корсакова, после эмиграции испытал влияние И. Ф. Стравинского и
франц. композиторов-импрессионистов. Ч. принадлежит редакция  балета  А.
С. Аренского "Египетские  ночи"  (1908,  Мариинский  т-р,  пост.  М.  М.
Фокина),  оперы  М.  П.   Мусоргского   "Сорочннская   ярмарка"   (1923,
Монте-Карло) и  аранжировка  оперы  H.  А.  Римского-Корсакова  "Золотой
петушок" для балетного спектакля (1937, т-р  "Ко-вент-Гарден",  Лондон).
В. Ю.
   ЧЕРПНА (Tcherma),  Людмила  (наст.  имя  и  фам.-  Моника  Авенировна
Чемерцина;р.  10.Х.1924)-  франц.  артистка  балета.   Ученица   О.   И.
Преображенской и Александри. Дебютировала  в  1942  в  партии  Джульетты
("Ромео и Джульетта"  на  муз.  Чайковского,  зал  "Плейель"  Париж).  В
1943-45 танцевала в "Марсельской  Опере",  "Новом  балете  Монте-Карло",
"Балете   Елисейских   полей".   Последующие   годы   вела    концертную
деятельность. В 1954-57 - в балетной труппб т-ра "Ла  Скала"  (Милан)  и
разл. франц. труппах. В 1958-60 руководила и  была  ведущей  танцовщицей
труппы "Балетный т-р Людмилы Чериной", с  к-рой  выступала  во  Франции,
Англии, Италии. В 1961  -  в  труппе  "Балет  XX  века".  Исполнение  Ч.
отличается артистичностью. Танцовщица тяготеет к романтич.  и  драматич.
образам, большое внимание уделяет пластике и  мимике.  Но  драматизм  е„
исполнения граничит зачастую с  натурализмом,  пронизан  чувственностью,
эротикой. Наряду с классич. танцем Ч.  использует  элементы  акробатики,
эстрадный та-нец. В 1959 гастролировала в СССР.
   Партии:   Одетта-Одиллия,   Жизель;   Себастьян   ("Мучения   святого
Себастьяна"  на  муз.  Дебюсси),  Антинея  ("Атлантида"  -   опера-балет
Томази), Изе ("Любовники из Терюэля", мимодрама Теодоракиса); концертные
номера: "Умирающий лебедь" на муз. Сен-Санса,  "Мефисто-вальс"  на  муз.
Листа, "Памяти героя" на муз. Бетховена и др. С 1964 снимается в кино.
   Лит.: "Musica, disques", 1960, ј 74,  p.  2-5;  "Danse  et  rythmes",
1959, ј 50, p. 8; "Toute la danse et  la  musique",  1959,  .No  80,  p.
10-13; ј 86, p. 16-18. A. A. B.
   ЧЕРКАСОВ, Николай Константинович  [14(27).  VII.  1903-14.IX.1966]  -
рус. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с  1940.
Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го и 2-го созывов. Деп. Верх. Совета СССР 3-го
и 4-го созывов. Сценич. деятельность начал как статист в  б.  Мариинском
т-ре;  исполнял  небольшие  мимич.  роли  и  выступал  как   характерный
танцовщик. В 1926 окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-в. Будучи студентом,
выступал в эстрадном трио "Пат, Паташон и Чарли Чаплин" (с партн„рами Б.
П. Чирковым и П. П. Бер„зовым). По  окончании  ин-та  вступил  в  труппу
Ленингр. ТЮЗа. Первой работой в этом  т-ре  была  роль  Дон  Кихота  (по
Сервантесу).  Создал  образ   одновременно   трогательный,   смешной   и
печальный. В ТЮЗе Ч. исполнял  роли:  Инквизитора  ("Тиль  Уленшпигель",
инсц. Гак-келя  по  Ш.  де  Костеру),  Сильвестра  ("Проделки  Ска-пена"
Мольера), Шерифа  ("Похождения  Тома  Сойера"  по  М.  Твену),  Крошкина
("Ундервуд" Шварца). Сценич. манеру молодого акт„ра отличали: броскость,
заостр„нность,   стремление   к   точным   и   запоминающимся    внешним
характеристикам. Выступления на эстраде и  исполнение  роли  Дон  Кихота
закрепили за Ч. репутацию эксцентрич.  акт„ра.  В  1927  Ч.  поступил  в
молод„жный  театрально-сатирич.  коллектив  "Комсо-глаз",  участвовал  в
сатирич. обозрениях. В 1929 выступал в Моск. и Ленингр. мюзик-холлах.  В
1931-32- в Ленингр. т-ре "Комедия"; роли - Мируэт  ("Женитьба  Труадека"
Ромена), Антонио, Пабло, Перуанский вице-король  ("Театр  Клары  Гасуль"
Меримо). В 1933 вступил в труппу Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина.  Здесь
раскрылись новые грани дарования  акт„ра,  глубина  его  разностороннего
аналитич. таланта. С большим успехом Ч. вновь исполнял роль Дон Кихота в

Страницы: «« « 2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547  2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия