Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538   2539  2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549  » »»

симфонии). Последняя  опера  Ч.-  "Иоланта"  (1891,  Мариинский  т-р)  -
жизнеутверждающая лирич.  поэма,  прославляющая  стремление  человека  к
свету и счастью.
   Ч. стал крупнейшим реформатором балетной музыки. Он  определил  новые
пути развития этого жанра, сделав осн. компонентом  балетного  спектакля
симфонически  насыщенную  партитуру.   Ч.   наполнил   новым   драматич.
содержанием классич. и характерные танцы, пантомиму, наш„л  оригинальные
при„мы .их  сочетания  и  объединения.  Музыку  балетов  Ч.  пронизывает
широкая  рус.  распевность.  Особой  мелодич.  щедростью   и   пластикой
отличаются вальсы  и  дуэтные  адажио  -  средоточие  светлой  романтич.
лирики. Сюжеты балетов, взятые из зап.-европ. фольклора, послужили
   Ч.  канвой  для  создания  поэм  о  больших  человеческих   чувствах.
Жизнеутверждающее начало,  богатство  образно-муз.  содержания  и  яркая
театральность обусловили огромную популярность балетного наследия  Ч.  В
балете "Лебединое озеро" (1877, Большой т-р) Ч. передал красоту  и  силу
чувств, преодолевающих все препятствия. Светлый балет "Спящая красавицам
(1890, Мариинский т-р) отличается  мощным  симф.  развитием,  динамикой,
острой образной характерностью. Симф. "стержень" партитуры этого  балета
-  противоборство  контрастных  тем  -  добра  и  зла.  По  отточенности
мастерства, симф.  динамизму,  остроте  тембровых  характеристик  близок
поздним операм и симфониям Ч. балет "Щелкунчика (1890, Мариинский т-р).
   Оперы и балеты Ч. обошли сцены всего мира. Они сыграли решающую  роль
для развития рус. муз. т-ра, стали  любимейшими  произв.  широких  слоев
слушателей и занимают одно из ведущих  мест  в  репертуаре  сов.  т-ров.
Среди выдающихся исполнителей гл. партий в операх и балетах  Ч.  в  рус.
дореволюц. и сов. т-рах: Л. В. Собинов, И. С. Козловский, С. Я.  Лемешев
(Ленский); А. В. Нежданова, М.  Г.  Гукова,  Е.  Д.  Кругликова,  Г.  В.
Жуковская (Татьяна);
   П. А. Хохлов, Л. Г. Яковлев, И. В. Грызунов, П. М.  Норцов  (Онегин);
Н. Н. Фигнер, А.  М.  Давыдов,  В.  П.  Дамаев,  Н.  С.  Ханаев,  Н.  К.
Печковский,  Г.  М.  Нэлепп  (Герман);  М.  А.  Дейша-Сионицкая,  К.  Г.
Держинская (Лиза); Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, О. В. Лепешинская,  Н.
М. Дудинская, М. М. Плисецкая (Одетта-Одиллия, Аврора, Маша) и др. Среди
др. соч. Ч. для т-ра: музыка к "Снегурочке"  А.  Н.  Островского  (1873,
Большой т-р), "Гамлету" (1891, петерб. Михайловский т-р) и др.
   Ч. участвовал  в  создании  либретто  всех  своих  опер;  выступал  в
качестве муз. рецензента моек. газ.-"Современная  летопись"  и  "Русские
ведомости"  (1871-76);  многие  из  его  статей  посв.  муз.  т-ру.  В„л
педагогич. работу в Моск. консерватории (в  1866-77  -  профессор).  Был
одним из директоров Моск. отделения Рус.  муз.  об-ва  (1885).  Поч„тный
доктор Кембриджского ун-та (1893). С 1887 выступал в качестве оперного и
симф. дириж„ра в России, а также во мн. городах Европы и Америки.
   Соч.: Литературные произведения и переписка, Полн. собр. соч., т.  2,
М., 1953.
   Лит.:  Чайковский  М.,  Жизнь  Петра  Ильича  Чайковского,  т.   1-3,
M,-Лейпциг, 1901-1903, 2 изд., т. 1, 1903; Л а р о  ш  Г.  А.,  Собрание
музыкально-критических статей, т. 2. ч. l. M., 1922; Чайковский и театр.
М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене, M.-Л.,  1940;  Богдане  в-Б
ерезовский В., Оперное и балетное творчество Чайковского,  Л.-М.,  1940;
П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета имени С. М.  Кирова  (б.
Мариинский), Л., 1954; Я р у с т о в с к и  и  Б.,  Оперная  драматургия
Чайковского, M.-Л., 1947; Яковлев Вас., Пушкин и  музыка,  2  изд.,  М.,
1957; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957; К а ш к и н  Н.  Д.,
Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Асафьев Б. В.,  Избранные
труды, т. 2, М., 1954; С л о н и м с  к  и  и  Ю.,  П.  И.  Чайковски  и
балетный театр его времени, М., 1956;
   Протопопов  Вл.иТуманина  Н.,  Оперное  творчество  Чайковского.  (Из
истории его произведений), М., 1958; Т у м а н и н а Н. В., Чайковский и
музыкальный театр. М.,  1961;  ее  же,  Чайковский.  Путь  к  мастерству
(1840-1877), М., 1962. В. Бр.
   ЧАНГА, Евгений Янович (р. 20.IV.1920)  -  латыш.  сов.  балетмейстер.
Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956), засл. деят. иск-в Арм.  ССР  (1963).
Чл. Комму-нистич. партии с 1953. В 1940 окончил хореографич. студию  при
Латв. т-ре оперы и балета (Рига). В 1946-50 учился  на  балетмейстерском
ф-те ГНТИСа (Москва). В 1940-46 -  солист  балетной  труппы  Латвийского
т-ра оперы и балета, в 1951-61 - балетмейстер этого т-ра. С 1961  -  гл.
балетмейстер Т-ра оперы н балета им. Спендиарова (Ереван).
   Пост.:  "Сакта  свободы  Скултэ  (1950;   Гос.   пр.   СССР,   1951),
"Эсмеральда" (1951), "Золушка" (1953), "Шурале" (1954);
   "Корсар" Адана и Пуни (1957), "Стабурадзе" Калныня (1958),  "Спартак"
(1959); "Болеро" 'на муз. Равеля (1962), "Три хореографические поэмы" на
муз. Спендиарова, Бабаджаняна и Оганесяна (1965) и др. Ст. М.
   ЧАНГАЛОВИЧ (ЧангаловиЬ), Мирослав (р. 3.1V. 1921) - югосл. (сербский)
артист оперы (бас). Пению учился у 3. Зиковой. С 1947 - солист Нац. т-ра
в Белграде. Обладает сильным, красивым по  тембру  голосом.  Все  партии
по„т на языке оригинала. Уделяет особое внимание выразительности  мимики
и жеста.
   Партии: Борис Годунов; Галицкий, Кончак ("Князь Игорь"),  Дон  -Кихот
(о. п. Массне), Мефистофель ("Фауста.
   Ч. гастролировал в Москве (1955), Париже, Милане. Варшаве и др. Алъб.
К., Г. lil {/M.
   ЧАН СЯН-ЮЙ (р. 1923) - кит. актриса. Известная  исполнительница  кит.
традиционного т-ра  жанра  юйцзюй  (провинции  Хэнань).  Начала  учиться
театр. иск-ву с 9 лет, впервые выступила  на  проф.  сцене  в  13-летнем
возрасте. До 1949 выступала в маленьких  провинциальных  городах.  После
образования КНР (1949) организовала свой т-р, с к-рым гастролировала  во
мн. городах и с„лах страны.  Ч.  С.-Ю.  расширила  мелодич.  возможности
жанра юйцзюй, используя мелодии муз. драм  провинций  Шаньси  и  Шэньси,
фольклорные песни, речитативные монологи пекинской муз. драмы.
   Роли: Чжу Ин-тай ("Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай"), БаГг Нян-лян ("История
белой змейки"), Хуа Му-нань ("Хуа Му-лань ид„т в поход") и др. С. С.
   "ЧАПАЕВ" - пьеса А. Н. Фурмановой и С. Лунина по одноим.  повести  Д.
А. Фурманова. Соч. 1929. Пост. 21 марта 1930  в  Т-ре  им.  МОСПС  (реж.
Винер, худ. Тышлер, комп. Коваль; Чапаев - Крамов, Ванин). Пьесу ставили
мн. т-ры  страны,  среди  них:  Калининский  т-р  (Чапаев  -  Брянский).
Харьковский рус. т-р (реж. и исполнитель роли Чапаева Крамов)  -  оба  в
1934,  Ульяновский  т-р  (1935).  Куйбышевский  т-р,  Т-р   им.   ЛОСПС,
Магнитогорский т-р, Мордовский т-р в Саранске, Саратовский т-р -  все  в
1936, Смоленский т-р, Кузнецкий т-р, Уфимский рус. т-р  -  все  в  1937,
Архангельский т-р (1938, Чапаев - Г/Белов), Рязанский т-р.  Таганрогский

Страницы: «« « 2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538   2539  2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия