|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 » »» симфонии). Последняя опера Ч.- "Иоланта" (1891, Мариинский т-р) -
жизнеутверждающая лирич. поэма, прославляющая стремление человека к
свету и счастью.
Ч. стал крупнейшим реформатором балетной музыки. Он определил новые
пути развития этого жанра, сделав осн. компонентом балетного спектакля
симфонически насыщенную партитуру. Ч. наполнил новым драматич.
содержанием классич. и характерные танцы, пантомиму, наш„л оригинальные
при„мы .их сочетания и объединения. Музыку балетов Ч. пронизывает
широкая рус. распевность. Особой мелодич. щедростью и пластикой
отличаются вальсы и дуэтные адажио - средоточие светлой романтич.
лирики. Сюжеты балетов, взятые из зап.-европ. фольклора, послужили
Ч. канвой для создания поэм о больших человеческих чувствах.
Жизнеутверждающее начало, богатство образно-муз. содержания и яркая
театральность обусловили огромную популярность балетного наследия Ч. В
балете "Лебединое озеро" (1877, Большой т-р) Ч. передал красоту и силу
чувств, преодолевающих все препятствия. Светлый балет "Спящая красавицам
(1890, Мариинский т-р) отличается мощным симф. развитием, динамикой,
острой образной характерностью. Симф. "стержень" партитуры этого балета
- противоборство контрастных тем - добра и зла. По отточенности
мастерства, симф. динамизму, остроте тембровых характеристик близок
поздним операм и симфониям Ч. балет "Щелкунчика (1890, Мариинский т-р).
Оперы и балеты Ч. обошли сцены всего мира. Они сыграли решающую роль
для развития рус. муз. т-ра, стали любимейшими произв. широких слоев
слушателей и занимают одно из ведущих мест в репертуаре сов. т-ров.
Среди выдающихся исполнителей гл. партий в операх и балетах Ч. в рус.
дореволюц. и сов. т-рах: Л. В. Собинов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев
(Ленский); А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, Е. Д. Кругликова, Г. В.
Жуковская (Татьяна);
П. А. Хохлов, Л. Г. Яковлев, И. В. Грызунов, П. М. Норцов (Онегин);
Н. Н. Фигнер, А. М. Давыдов, В. П. Дамаев, Н. С. Ханаев, Н. К.
Печковский, Г. М. Нэлепп (Герман); М. А. Дейша-Сионицкая, К. Г.
Держинская (Лиза); Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, О. В. Лепешинская, Н.
М. Дудинская, М. М. Плисецкая (Одетта-Одиллия, Аврора, Маша) и др. Среди
др. соч. Ч. для т-ра: музыка к "Снегурочке" А. Н. Островского (1873,
Большой т-р), "Гамлету" (1891, петерб. Михайловский т-р) и др.
Ч. участвовал в создании либретто всех своих опер; выступал в
качестве муз. рецензента моек. газ.-"Современная летопись" и "Русские
ведомости" (1871-76); многие из его статей посв. муз. т-ру. В„л
педагогич. работу в Моск. консерватории (в 1866-77 - профессор). Был
одним из директоров Моск. отделения Рус. муз. об-ва (1885). Поч„тный
доктор Кембриджского ун-та (1893). С 1887 выступал в качестве оперного и
симф. дириж„ра в России, а также во мн. городах Европы и Америки.
Соч.: Литературные произведения и переписка, Полн. собр. соч., т. 2,
М., 1953.
Лит.: Чайковский М., Жизнь Петра Ильича Чайковского, т. 1-3,
M,-Лейпциг, 1901-1903, 2 изд., т. 1, 1903; Л а р о ш Г. А., Собрание
музыкально-критических статей, т. 2. ч. l. M., 1922; Чайковский и театр.
М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене, M.-Л., 1940; Богдане в-Б
ерезовский В., Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940;
П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета имени С. М. Кирова (б.
Мариинский), Л., 1954; Я р у с т о в с к и и Б., Оперная драматургия
Чайковского, M.-Л., 1947; Яковлев Вас., Пушкин и музыка, 2 изд., М.,
1957; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957; К а ш к и н Н. Д.,
Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Асафьев Б. В., Избранные
труды, т. 2, М., 1954; С л о н и м с к и и Ю., П. И. Чайковски и
балетный театр его времени, М., 1956;
Протопопов Вл.иТуманина Н., Оперное творчество Чайковского. (Из
истории его произведений), М., 1958; Т у м а н и н а Н. В., Чайковский и
музыкальный театр. М., 1961; ее же, Чайковский. Путь к мастерству
(1840-1877), М., 1962. В. Бр.
ЧАНГА, Евгений Янович (р. 20.IV.1920) - латыш. сов. балетмейстер.
Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956), засл. деят. иск-в Арм. ССР (1963).
Чл. Комму-нистич. партии с 1953. В 1940 окончил хореографич. студию при
Латв. т-ре оперы и балета (Рига). В 1946-50 учился на балетмейстерском
ф-те ГНТИСа (Москва). В 1940-46 - солист балетной труппы Латвийского
т-ра оперы и балета, в 1951-61 - балетмейстер этого т-ра. С 1961 - гл.
балетмейстер Т-ра оперы н балета им. Спендиарова (Ереван).
Пост.: "Сакта свободы Скултэ (1950; Гос. пр. СССР, 1951),
"Эсмеральда" (1951), "Золушка" (1953), "Шурале" (1954);
"Корсар" Адана и Пуни (1957), "Стабурадзе" Калныня (1958), "Спартак"
(1959); "Болеро" 'на муз. Равеля (1962), "Три хореографические поэмы" на
муз. Спендиарова, Бабаджаняна и Оганесяна (1965) и др. Ст. М.
ЧАНГАЛОВИЧ (ЧангаловиЬ), Мирослав (р. 3.1V. 1921) - югосл. (сербский)
артист оперы (бас). Пению учился у 3. Зиковой. С 1947 - солист Нац. т-ра
в Белграде. Обладает сильным, красивым по тембру голосом. Все партии
по„т на языке оригинала. Уделяет особое внимание выразительности мимики
и жеста.
Партии: Борис Годунов; Галицкий, Кончак ("Князь Игорь"), Дон -Кихот
(о. п. Массне), Мефистофель ("Фауста.
Ч. гастролировал в Москве (1955), Париже, Милане. Варшаве и др. Алъб.
К., Г. lil {/M.
ЧАН СЯН-ЮЙ (р. 1923) - кит. актриса. Известная исполнительница кит.
традиционного т-ра жанра юйцзюй (провинции Хэнань). Начала учиться
театр. иск-ву с 9 лет, впервые выступила на проф. сцене в 13-летнем
возрасте. До 1949 выступала в маленьких провинциальных городах. После
образования КНР (1949) организовала свой т-р, с к-рым гастролировала во
мн. городах и с„лах страны. Ч. С.-Ю. расширила мелодич. возможности
жанра юйцзюй, используя мелодии муз. драм провинций Шаньси и Шэньси,
фольклорные песни, речитативные монологи пекинской муз. драмы.
Роли: Чжу Ин-тай ("Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай"), БаГг Нян-лян ("История
белой змейки"), Хуа Му-нань ("Хуа Му-лань ид„т в поход") и др. С. С.
"ЧАПАЕВ" - пьеса А. Н. Фурмановой и С. Лунина по одноим. повести Д.
А. Фурманова. Соч. 1929. Пост. 21 марта 1930 в Т-ре им. МОСПС (реж.
Винер, худ. Тышлер, комп. Коваль; Чапаев - Крамов, Ванин). Пьесу ставили
мн. т-ры страны, среди них: Калининский т-р (Чапаев - Брянский).
Харьковский рус. т-р (реж. и исполнитель роли Чапаева Крамов) - оба в
1934, Ульяновский т-р (1935). Куйбышевский т-р, Т-р им. ЛОСПС,
Магнитогорский т-р, Мордовский т-р в Саранске, Саратовский т-р - все в
1936, Смоленский т-р, Кузнецкий т-р, Уфимский рус. т-р - все в 1937,
Архангельский т-р (1938, Чапаев - Г/Белов), Рязанский т-р. Таганрогский
Страницы: «« « 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |