Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 » »» симфонии). Последняя опера Ч.- "Иоланта" (1891, Мариинский т-р) - жизнеутверждающая лирич. поэма, прославляющая стремление человека к свету и счастью. Ч. стал крупнейшим реформатором балетной музыки. Он определил новые пути развития этого жанра, сделав осн. компонентом балетного спектакля симфонически насыщенную партитуру. Ч. наполнил новым драматич. содержанием классич. и характерные танцы, пантомиму, наш„л оригинальные при„мы .их сочетания и объединения. Музыку балетов Ч. пронизывает широкая рус. распевность. Особой мелодич. щедростью и пластикой отличаются вальсы и дуэтные адажио - средоточие светлой романтич. лирики. Сюжеты балетов, взятые из зап.-европ. фольклора, послужили Ч. канвой для создания поэм о больших человеческих чувствах. Жизнеутверждающее начало, богатство образно-муз. содержания и яркая театральность обусловили огромную популярность балетного наследия Ч. В балете "Лебединое озеро" (1877, Большой т-р) Ч. передал красоту и силу чувств, преодолевающих все препятствия. Светлый балет "Спящая красавицам (1890, Мариинский т-р) отличается мощным симф. развитием, динамикой, острой образной характерностью. Симф. "стержень" партитуры этого балета - противоборство контрастных тем - добра и зла. По отточенности мастерства, симф. динамизму, остроте тембровых характеристик близок поздним операм и симфониям Ч. балет "Щелкунчика (1890, Мариинский т-р). Оперы и балеты Ч. обошли сцены всего мира. Они сыграли решающую роль для развития рус. муз. т-ра, стали любимейшими произв. широких слоев слушателей и занимают одно из ведущих мест в репертуаре сов. т-ров. Среди выдающихся исполнителей гл. партий в операх и балетах Ч. в рус. дореволюц. и сов. т-рах: Л. В. Собинов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев (Ленский); А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, Е. Д. Кругликова, Г. В. Жуковская (Татьяна); П. А. Хохлов, Л. Г. Яковлев, И. В. Грызунов, П. М. Норцов (Онегин); Н. Н. Фигнер, А. М. Давыдов, В. П. Дамаев, Н. С. Ханаев, Н. К. Печковский, Г. М. Нэлепп (Герман); М. А. Дейша-Сионицкая, К. Г. Держинская (Лиза); Г. С. Уланова, М. Т. Сем„нова, О. В. Лепешинская, Н. М. Дудинская, М. М. Плисецкая (Одетта-Одиллия, Аврора, Маша) и др. Среди др. соч. Ч. для т-ра: музыка к "Снегурочке" А. Н. Островского (1873, Большой т-р), "Гамлету" (1891, петерб. Михайловский т-р) и др. Ч. участвовал в создании либретто всех своих опер; выступал в качестве муз. рецензента моек. газ.-"Современная летопись" и "Русские ведомости" (1871-76); многие из его статей посв. муз. т-ру. В„л педагогич. работу в Моск. консерватории (в 1866-77 - профессор). Был одним из директоров Моск. отделения Рус. муз. об-ва (1885). Поч„тный доктор Кембриджского ун-та (1893). С 1887 выступал в качестве оперного и симф. дириж„ра в России, а также во мн. городах Европы и Америки. Соч.: Литературные произведения и переписка, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953. Лит.: Чайковский М., Жизнь Петра Ильича Чайковского, т. 1-3, M,-Лейпциг, 1901-1903, 2 изд., т. 1, 1903; Л а р о ш Г. А., Собрание музыкально-критических статей, т. 2. ч. l. M., 1922; Чайковский и театр. М.-Л., 1940; Чайковский на московской сцене, M.-Л., 1940; Богдане в-Б ерезовский В., Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940; П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета имени С. М. Кирова (б. Мариинский), Л., 1954; Я р у с т о в с к и и Б., Оперная драматургия Чайковского, M.-Л., 1947; Яковлев Вас., Пушкин и музыка, 2 изд., М., 1957; Житомирский Д., Балеты Чайковского, М., 1957; К а ш к и н Н. Д., Избранные статьи о П. И. Чайковском, М., 1954; Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2, М., 1954; С л о н и м с к и и Ю., П. И. Чайковски и балетный театр его времени, М., 1956; Протопопов Вл.иТуманина Н., Оперное творчество Чайковского. (Из истории его произведений), М., 1958; Т у м а н и н а Н. В., Чайковский и музыкальный театр. М., 1961; ее же, Чайковский. Путь к мастерству (1840-1877), М., 1962. В. Бр. ЧАНГА, Евгений Янович (р. 20.IV.1920) - латыш. сов. балетмейстер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956), засл. деят. иск-в Арм. ССР (1963). Чл. Комму-нистич. партии с 1953. В 1940 окончил хореографич. студию при Латв. т-ре оперы и балета (Рига). В 1946-50 учился на балетмейстерском ф-те ГНТИСа (Москва). В 1940-46 - солист балетной труппы Латвийского т-ра оперы и балета, в 1951-61 - балетмейстер этого т-ра. С 1961 - гл. балетмейстер Т-ра оперы н балета им. Спендиарова (Ереван). Пост.: "Сакта свободы Скултэ (1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Эсмеральда" (1951), "Золушка" (1953), "Шурале" (1954); "Корсар" Адана и Пуни (1957), "Стабурадзе" Калныня (1958), "Спартак" (1959); "Болеро" 'на муз. Равеля (1962), "Три хореографические поэмы" на муз. Спендиарова, Бабаджаняна и Оганесяна (1965) и др. Ст. М. ЧАНГАЛОВИЧ (ЧангаловиЬ), Мирослав (р. 3.1V. 1921) - югосл. (сербский) артист оперы (бас). Пению учился у 3. Зиковой. С 1947 - солист Нац. т-ра в Белграде. Обладает сильным, красивым по тембру голосом. Все партии по„т на языке оригинала. Уделяет особое внимание выразительности мимики и жеста. Партии: Борис Годунов; Галицкий, Кончак ("Князь Игорь"), Дон -Кихот (о. п. Массне), Мефистофель ("Фауста. Ч. гастролировал в Москве (1955), Париже, Милане. Варшаве и др. Алъб. К., Г. lil {/M. ЧАН СЯН-ЮЙ (р. 1923) - кит. актриса. Известная исполнительница кит. традиционного т-ра жанра юйцзюй (провинции Хэнань). Начала учиться театр. иск-ву с 9 лет, впервые выступила на проф. сцене в 13-летнем возрасте. До 1949 выступала в маленьких провинциальных городах. После образования КНР (1949) организовала свой т-р, с к-рым гастролировала во мн. городах и с„лах страны. Ч. С.-Ю. расширила мелодич. возможности жанра юйцзюй, используя мелодии муз. драм провинций Шаньси и Шэньси, фольклорные песни, речитативные монологи пекинской муз. драмы. Роли: Чжу Ин-тай ("Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай"), БаГг Нян-лян ("История белой змейки"), Хуа Му-нань ("Хуа Му-лань ид„т в поход") и др. С. С. "ЧАПАЕВ" - пьеса А. Н. Фурмановой и С. Лунина по одноим. повести Д. А. Фурманова. Соч. 1929. Пост. 21 марта 1930 в Т-ре им. МОСПС (реж. Винер, худ. Тышлер, комп. Коваль; Чапаев - Крамов, Ванин). Пьесу ставили мн. т-ры страны, среди них: Калининский т-р (Чапаев - Брянский). Харьковский рус. т-р (реж. и исполнитель роли Чапаева Крамов) - оба в 1934, Ульяновский т-р (1935). Куйбышевский т-р, Т-р им. ЛОСПС, Магнитогорский т-р, Мордовский т-р в Саранске, Саратовский т-р - все в 1936, Смоленский т-р, Кузнецкий т-р, Уфимский рус. т-р - все в 1937, Архангельский т-р (1938, Чапаев - Г/Белов), Рязанский т-р. Таганрогский Страницы: «« « 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |