Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 » »» Нацагдоржа), Христина Архиповна ("Платон Кречет"), Пиглай ("Будамшу" Шагжина) и др. Снимается в кино. р у "ЦЭНДЭРИКЭ, Центральный бухарестский государственный театр кукол и марионеток, "Ц ы н д ы р и к е" (рум. Tandarica; букв.- деревяшечка), - ведущий рум. т-р кукол. Назван именем популярного сказочного героя, озорного лукавого Цэндэрикэ - мальчонки, ставшего героем мн. пост. т-ра ("Юмор на нитках", "Путешествие Цэндэрикэ по южным морям" и др.). Т-р "Ц." возник на основе труппы, созданной в 1945 группой молодых художников во главе с Л. Каломери. В 1948 он получил назв. Гор. т-ра кукол, а в 1949 был преобразован в первый гос. рум. т-р кукол (гл. реж. М. Никулеску, гл. худ. Ш. Хаб-линьский). Творчески освоив опыт сов. т-ра кукол, коллектив "Ц." наш„л свой путь развития, широко используя плакатно-сатирич. форму, поэтич. метафору, овеществл„нную гиперболу, гротеск, пантомиму, синтетич. средства выразительности. В репертуаре для детей - сказки классика рум. лит-ры И. Крянгэ ("Белый арап", "Кошел„к с двумя грошами", "Сказка о порос„нке", инсц. В. Порумбаку и В. Филиппе ю), пь"Братья Лю" А. Поповича, "Мэлина и три медвежонка" Кремене, "Хранитель морей" М. Стояна, "Белоснежка" Майколеску и др.), "Кон„к-Горбунок" Ершова, сов. пьесы-сказки ("Кошкин дом" Маршака, "Волшебная калоша" Матвеева, "Сказка о потерянном времени" Шварца, "Доктор Айболит" по Чуковскому и др.). Особенным успехом пользуется у зрителей эстрадное пародийное обозрение "Юмор на нитках" (1953, реж. Никулеску); в 1958 спектакль отмечен Гран при на Междунар. фестивале т-ров кукол. Изобретательный сатирич. спектакль-пантомима, пародия на гангстерские фильмы - "Рука с пятью пальцами" Кришана и Анди (реж. Никулеску, худ. Хаблиньский, куклы И. Кон-стантинеску). В 1960 "Ц." пост. поэтическо-философ-ский спектакль-инсц. книги А. Сент-Экзюпери "Маленький принц" (реж. Р. Печулеску, худ. Хаблиньский, муз. Р. Кэплеску, светопись Г. Василе). Озорной буффонадой исполнена пост. фарса Гарсиа Лорки "Салаганчик дон Кристоваля" (реж. Никулеску, худ. Хаблиньский, 1965). Т-р имеет две труппы - марионеточную и верховых кукол. Каждая выступает в разных зданиях. Акт„ры не произносят текста, он записывается на магнитофонную пл„нку. В этих записях (особенно в марионеточных спектаклях) участвуют и акт„ры др. т-ров, вокальные номера исполняют лучшие рум. певцы. В т-ре выросли акт„ры, виртуозно владеющие марионеткой и верховыми куклами,- Д. Тэнеску (вед„т куклу Цэндэрикэ), Р. Стоян, С. Валериу, А. Папазикопол, К. Попович, Р. Колла, С. Кац и др. В сатирич. обозрениях "Ц." выступает популярный рум. комик М. Кришан. Т-р был дважды в Сов. Союзе (1957 и 1961), гастролировал в Польше, Чехословакии, ГДР, ФРГ, Египте и др. Лит.: Кукольный театр "Цэндэрикэ", Бухарест, 1957; "Театр", 1961, .V" 7, с. 176-82; 1962, ј 3, с. 143; "Иностранная литература", 1959, Хе 3, с. 246-55; Д р е и д е н С., Куклы мира, в сб.: Театр кукол зарубежных стран, М.-Л., 1959, с. 5-70; По румб а к у В., Филиппою В., "Сказка о порос„нке", там же, с. 438-59. С. Др. ЦЭНДЭХУУ (Цэндху) (3 ундуйн) (р. 19б5)-' монг. акт„р и режисс„р. Нар. арт. МНР (1955). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1932. Творч. деятельность начал в 1932. Исполняет остро характерные роли. Лучшие роли: Лама-лекарь ("Пятнадцатилетняя Адьн" Аюша), Главарь контрреволюционеров ("Борьба" Намдага), Знобов ("Бронепоеед 14-69"), Данзандаш, Бургэд Батор ("Цена жизни" и "Три шарайгольских хана" Намдага), Фло-риндо ("Слуга двух господ") и др. Ц. был организатором и руководителем т-ров Вост. и Баинульгинского аймаков. Пост. спектакли: "На горе" Хурманхана (1954), "Рожд„нные бурей" Даш-дорова (1964) и др. Г. У. ЦЭРЭНДОРЖ (Ц а г а н ы) (р. 1922) - монг. цирковой артист, прыгун и акробат. Засл. арт. МНР. Чл. Монгольской нар.-революц. партии. В 1940 поступил в уланбаторское цирковое уч-ще. С 1941 - артист Госцирка МНР. С 1949 стал дрессировщиком (яки, олени и др., впоследствии переш„л на дрессировку крупных хищников - бурых медведей н львов). Г. У. ЦЭРЭНДУЛАМ (Д о р ж и и н) (р. 1910) - монг. актриса. Нар. арт. МНР (1960). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1936. В 1930 окончила Муз.-драм. уч-ще в Улан-Баторе и в том же году была принята в Муз,-драм. т-р. Роли: Смеральдина ("Слуга двух господ"); Цогтоя ("Три шарайгольских хана" Намдага), Чагна ("Молодая мать Зам-бага" Ичинхорло), Ирэнтэй ("Искатель счастья Мунхэ" Ойдува), Варвара ("Гроза"), Эмилия ("Отелло"), Пагма ("Семьдесят небылиц" Ойдува) и др. Г. 7 ЧАБАН‚НКО, Иван Иванович (р. 17.XII.1900) - укр. сов. режисс„р, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1930 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко. Работал акт„ром и режисс„ром Т-ра им. М. Занько-вецкой, затем Киевского ТРАМа. Пост.: "Неизвестные солдаты" Первомайского (1933), "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (1933), "Отелло" (1932) и др. С 1931 вед„т педагогич. деятельность в Киевском ин-те театр. иск-ва (с 1961 - профессор), в 1961-65-директор ин-та. С. 3. ЧАБЙЕВА, Нина Захаровна (р. 14.IX.1908) - осетинская сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Окончила драм. студию при Т-ре им. Руставели в 1935 и с того же года по 1962 работала в осетинском Т-ре им. К. Хе-тагурова (Цхинвали). Игра Ч. отличается бытовой достоверностью, тяготением к острой сценич. форме. Ч. созда„т образы сильных, волевых женщин. Роли: Василиса ("На дне"), Кручинина; Отарова вдова (по о. п. Чавчавадзе), Мзевинар ("Огонь" Бердзенишвили), Лида ("Платон Кречет"), Мать ("Хазби" Бритаева), Зарада ("Жених" Шавлохова), Агунда ("Нарты Башрадз" Шавлохо-ва), Гурмыжская ("Лес" Островского), Эмилия, Мирандоли-"а и ДР- Эт. Г. ЧАБУКИАНИ, Вахтанг Михайлович [р. 27.11 (12.III). 1910] -груз. сов. артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1950). Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Занимался в б. Студии М. И. Перини (Тбилиси), в 1926-29-в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги В. А. Сем„нов и В. И. Пономар„в). Будучи учеником, дебютировал на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова. Творчество Ч. неразрывно связано с утверждением реализма в сов. балетном т-ре, с поисками действенности танца, выявлением его жизнеутверждающей силы, идейной и гумани-стич. направленности. Ч. создал своеобразный стиль мужского классич. танца, ч„тко определил его ведущее, активное начало. Строгая классич. манера, отточенная виртуозная техника, скульптурная величавость танца Ч. озарены страстной силой его вдохновенного таланта, правдой переживания, истинной человечностью, Страницы: «« « 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 2538 2539 2540 2541 2542 2543 2544 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |