Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528  2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538  » »»

   Своеобразно развивался цирк в странах Азии. В Китае  он  сблизился  с
представлениями класспч. т-ра. Китайский цирк включал  ряд  оригинальных
жанров: игра с лентами, зонтами, упражнения  на  турнике,  прыжки  через
огонь и ножи, подъ„м на ремнях и др. Особыми жанрами обогатили Ц.  и.  и
японские артисты: метание ножей, упражнения на лестнице, на  подвешенном
бамбуке, подъ„м и спуск по наклонному канату  и  др.  Из  Индии  в  цирк
пришла дрессировка змей, иллюзионные трюки, заимствованные у факиров,  и
др.  В  Африке  развитие  получила  прыжковая  акробатика,  связанная  с
религиозным культом. В 19 в. на аренах Европы появляется ряд  выдающихся
акробатов-прыгунов арабов.
   В нач. 20 в. и  после  окончания  первой  мировой  войны  бурж.  цирк
переживает кризис. Резко сокращается число стационаров. Отсутствие ясных
творческих принципов и режиссуры приводит к художественному  эклектизму.
В  программах  появляются  антихудожественные  номера,  рассчитанные  на
обывательские  вкусы,  сокращается  число  подлинно  цирковых   номеров,
клоунада теряет злободневное содержание, сводится к  комбинациям  разл.,
часто грубых, трюков, распространение получают т. н. "смертные"  номера,
строящиеся на опасных для жизни артиста трюках.
   Крупнейшие цирки сер. 20 в.: во  Франции  -  Зимний  (Париж),  Ранси,
Кароли; в ФРГ - Кроне-Зембах, в Швеции - Тролле  Родин,  в  Швейцарии  -
Кни, в Дании - Шумана, в Англии - Миле. Неск. месяцев  в  году  работает
королевский цирк в Брюсселе. При общем упадке Ц. и. в Европе в 20 в. вс„
же выдвинулись нек-рые  первоклассные  цирковые  артисты:  дрессировщики
лошадей - Г. Адольфи, Г. Шуман, М. Кристенсен, Тролле Родин;  укротители
хищных животных - Г. Мерман, Р. Саваде, А. Шнейдер,  К.  Бауман  и  др.;
клоуны-Фрателли-ни, Антонет и Бебе, А. Грок, А. Заватта,  Порто  и  др.;
воздушные гимнасты - Кадоно, Амадори, Ализе, М. Богари;  жонгл„ры  -  Э.
Растелли, М. Труцци и др.
   Широкое развитие получает Ц. и. в странах нар. демократии. В ГДР, где
цирк имеет давние традиции, он достиг выдающихся успехов, выдвинулся ряд
первоклассных исполнителей. В Берлине и  Лейпциге  имеются  стационарные
цирки. В стране действует большое число  передвижных  цирков,'  изда„тся
цирковой журнал  "Артистик".  Стационарные  цирки  построены  в  Румынии
(Бухарест),   Болгарии   (София),   Корейской    Народно-Демократической
Республике (Пхеньян), в Монгольской Народной Республике (Улан-Батор),  в
Польше, Чехословакии, Югославии, Китае, Венгрии;  широко  распространены
передвижные цирки. Международное признание получили артисты  стран  нар.
демократии:  акробаты   Фалуди,   дрессировщик   лошадей   Я.   Доннерт,
дрессировщик слонов Криштоф Штерн (Венгрия),  дрессировщик  хищников  К.
Малек,   воздушная   гимнастка   М.   Рихтерова,   жонгл„ры    Бремловы,
велофигуристы Балла (Чехословакия), клОун  Тошке  Казаров,  эквилибристы
Добрич,   турнисты   Злато   вы   (Болгария),   эксцентрик   Цында-рика,
дрессировщик  медведей  Ватою  (Румыния),   дрессировщики   В.   Монтаг,
Кольдамс, эквилибристы Бальтос, клоуны Хинта, Дзинели и  Дзиринс  (ГДР),
клоуны Двораковский и Кордиум (Польша). В ГДР, Венгрии, Болгарии созданы
спец. цирковые школы.  В  странах  нар.  демократии  к  работе  в  цирке
привлечены режисс„ры, художники, литераторы, композиторы. Здесь ставятся
цирковые обозрения и пантомимы на совр. и историч. сюжеты.
   Русское  Ц.   и.   Истоки   рус.   Ц.   и.-   в   выступлениях   нар.
акт„ров-скоморохов, известных с 11 в. Эти выступления включали  сатирич.
сценки, жонглирование, акробатику, звукоподражание, дрессировку. С 18 в.
развитие получают балаганы на  нар.  гуляниях,  где  выступали  цирковые
артисты. В 18- 19 вв.  устраивались  театрализованные  конные  карусели,
кавалькады и др. конные зрелища. У народов Кавказа и Ср. Азии вс„  более
зрелищный характер приобретает джигитовка.  В  18  в.  возникает  конный
цирк. В нач. 19 в. цирковые  представления  проводятся  в  Петербурге  в
манеже графа Завадовского.
   В 1822 на  Крестовском  острове  строится  спец.  здание  для  конных
выступлений. В 1827 в Петербурге построил цирк  Ж.  Турниер,  в  1845  -
итальянец А. Гвер-ра, в 1846 - французы Ж. Лежар и П. Кюзан.  В  1849  в
Петербурге был открыт  каз„нный  (императорский)  цирк.  Для  подготовки
цирковых артистов при театр. уч-ще было создано спец. отделение. В  1853
В. Н. Новосильцев построил стационарный цирк в  Москве  на  Петровке.  В
провинции работали передвижные цирки, в т. ч.  крепостные  цирки  С.  С.
Апраксина и др.
   Широкое распространение в сер. 19 в. получили цирковые  представления
на нар. гуляниях, особенно сатирич. выступления скоморохов. Но  правящие
классы стремились помешать развитию нар. иск-ва, опошлить его, в  цирках
появляются  антиэстетич.  номера,  ставятся  реакционные  по  содержанию
пантомимы ("Молодцы, казаки", 1851, и др.). В  1873  в  Пензе  созда„тся
крупнейший рус. цирк, к-рый возглавляют братья А. А. и П. А. Никитины  -
выходцы из крепостных крестьян, уличные и балаганные артисты. Они хорошо
знали вкусы демократич. публики и  привлекали  в  свой  цирк  выдающихся
мастеров, ранее выступавших  преимущественно  в  балаганах.  Но,  будучи
предпринимателями, заинтересованными прежде всего  в  доходах,  Никитины
включали в свои программы и антихудожеств. номера.
   С конца 19 в. большинство крупных городов России  имело  стационарные
цирки:  в  Петербурге  -  С.  Чини-зелли  и  "Модерн",  в  Москве  -  А.
Саламонского (с 1880) и Никитиных (с 1911), в Киеве- П. С. Крутикова,  в
Одессе-С.  А.  Малевича,  в  Ташкенте-Цинцадзе,  в  Ниж-нем-Новгороде  -
Никитиных, в Харькове - Грик-ке, в Риге - Саламонского, в Варшаве  -  А.
Чини-зелли и др. Кроме того,  в  России  работало  ок.  100  передвижных
цирков. Среди известных рус. артистов были: дрессировщики лошадей  -  П.
С. Крути-ков, Саламонский, Мердер, Е. 3. Панкратов и др.; наездники - Н.
М. Сыч„в, В. Т. Соболевский, П. Фе-досеевский, Р. С. Гамсахурдия и  др.;
укротители - И. Л. Филатов, Веретин, Жеребилов, А. и  П.  Фарух  и  др.;
жонгл„ры - Пащенко, Лизет и В. А. Жанто  и  др.;  воздушные  гимнасты  -
Руденко, Каврелис (Ковригины) и др.; клоуны-дрессировщики-И. А.  Козлов,
Л.Н. Лавров и  др.;  эквилибрист  Н.  Л.  Степанов:  канатоходец  Ф.  Ф.
Молодцов; акробаты-П. Федосеевсккй, Со-сины,  Ивановы;  велофигуристы-Б.
П.  Краев-Червин-ский,  Я.  Польди  и  др.;  борцы  и  атлеты  -  И.  М.
Под-дубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин, П. Ф. Крылов и др. Перенеся  на
арену джигитовку, А. Гудцов, Али Бек Кантемиров, Л. М. Хундадзе  создали
новый  цирковой   жанр.   Большим   успехом   пользовались   выступления
канатоходцев из Ср. Азии и Кавказа. Рус. клоуны -сатирически  высмеивали
представителей господствующих классов. А. Л. и В.  Л.  Дуровы  соединяли
острые  злободневные  шутки  с  демонстрацией  отлично  выдрессированных
животных, муз.  клоуны  "Бим-Бом"  (И.  С.  Радунский  с  партн„рами  Ф.
Кортези, М. А. Станевский, Н. И. Вильтзак  и  др.)  перемежали  сатирич.
интермедии  и  куплеты  с  игрой  на  муз.   инструментах.   К   сатире,

Страницы: «« « 2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527   2528  2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537   2538  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия