Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527  2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537  » »»

в изд. Теакинопечати. С 1963 выходит журн. "Советская эстрада и цирк".
   ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО - вид иск-ва, предусматривающий демонстрацию силы,
ловкости  и  смелости,  включающий  шутки  клоунов,  большие   тема-тич.
представления,  т.  н.   пантомимы,   и   др.   Первоосновой   циркового
представления являются трюк, номера, построенные на эксцентрике.
   Происхождение Ц. и. связано с обрядами, играми, бытом. На Востоке,  в
частности в Китае, ремесленники, чтобы показать крепость сплет„нного ими
каната, ходили и бегали по нему, растянув канат между двумя подставками.
Так  рождалось  иск-во  канатоходцев.  Акробатич.  номера  первоначально
связаны с культовыми действиями. Проф. акробаты, эквилибристы,  жонгл„ры
были известны в Др. Греции, Др. Риме, Китае, Византии и др.  странах.  В
период средневековья бродячие артисты выступали на городских и  сельских
площадях, демонстрируя акроба-тич. номера.
   С 16 в. в Европе получили развитие школы верховой  езды  (конные  бои
требовали особой подготовки всадников), в к-рых гл. внимание  отводилось
вольтижировке; позже возникли высшая школа  верховой  езды,  дрессировка
лошадей. Выдвинулись наездники:
   Ч. Фиаск, Паскваль, Гризо, дОр и др. В Лондоне с нач. 60-х гг. 18  в.
конные представления дают Ш. Прайс и Т. Джонсон,  в  Вене-Поте,  Уийр  и
Семсон, в Париже - Гиам и др. Иск-во наездников  и  дрессировки  лошадей
демонстрировалось в специально построенных манежах (амфитеатрах). В 1764
в Москве и в 1765 в Петербурге такие амфитеатры построил англ.  наездник
Дж. Бейтс. В 1770 Ф. Астлей организовал в Лондоне школу верховой езды, в
к-рой давались конные представления. В 1780 он выстроил  амфитеатр.  где
выступали  наездники,  дрессировщики,  акробаты,  ставились   пантомимы,
включавшие конные  номера  ("Смерть  капитана  Кука").  Это  был  первый
стационарный цирк. В 1782 Астлей организовал такие  же  представления  в
Париже. В 1807 Л. и А. Франкони выстроили в Париже новое здание,  назвав
его Олимпийским цирком, т. к. по приказу Наполеона I  (1806)  количество
т-ров  в  Париже  было  строго  ограничено.  С  тех  пор  все  зрелищные
предприятия, включавшие конные  номера,  именовались  цирками.  Франкони
внесли в конные представления элементы театрализации (сцены на лошадях).
Из ярмарочных балаганов  в  цирк  переходит  ярмарочный  акробат  Ж.  Б.
Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с при„мами  клоунады,  и
др.  акробаты,  гимнасты,  эквилибристы,  жонгл„ры.  В  цирке   ставятся
эффектные феерии, в к-рых гл. место занимают конные ман„вры и  сражения;
в них прославляются походы  Наполеона,  Франция  ("Въезд  Генриха  IV  в
Париж", "Орлеанская дева" и др.).
   В др. странах также создаются стационарные и полустационарные  цирки:
Христофа де Баха - в Вене (1808), Ж. Турниера - в  Петербурге  (1827)  и
др. Развитие получают передвижные цирки-Б. Фуро, Ф. Луассе,  Ш.  Прайса,
А. Гверра и др. В 40-х гг. 19 в. на первое место выходит предприятие  Э.
Ренца,  к-рый  усилил  трюковую  и  комедийную  направленность  номеров,
отказался от приспособления к вкусам  аристократич.  публики  (что  было
характерно для Франкони  и  его  подражателей).  В  1856  Ренц  выстроил
каменный цирк в Берлине. Среди крупных  цирков  сер.  19  в.-  цирки  Б.
Луассе в Голландии, Дании и Швеции, В.  Карре  -  на  Балканах  (в  1863
создал стационар в Амстердаме). Постоянные цирки открывают в Берлине  Г.
Шуман (1868), в Брюсселе-  Э.  Вульф  (1892).  В  этих  цирках  получают
развитие конно-акробатич. номера: жокеи, парфосная езда,  сальто-мортале
на лошади.  Увеличиваются  группы  дрессированных  лошадей,  усложняются
исполняемые дми трюки. В области высшей школы верховой  езды  выделяется
англичанин Д. Филлис, дебютировавший в Париже в 1873.
   Во 2-й пол. 19 в. появляются ков„рные клоуны.  Они  исполняют  комич.
интермедии в паузах между номерами,  выступают  в  карикатурных  бытовых
костюмах. Среди первых ков„рных клоунов: Том  Бел-линг,  Гедвик,  Гийон,
Коваллини и др.  Маска  Пьеро,  перешедшая  на  арену  из  нар.  фарсов,
трансформируется в иск-ве т. н. белого клоуна,  к-рый  вместе  с  т.  н.
рыжим  разыгрывает  комич.  сценки  (ант-ре).  Среди  клоунских   дуэтов
известность получили Футит и Шоколад, выступавшие с 80-х гг.  в  Париже.
Позднее появляются  клоуны-дрессировщики:  Билли  Гайден,  Ричард  Рибо,
Гиберт Беллинг и др., клоуны-музыканты Д. и В. Прайс, Даниелло, Талони и
др.
   В области иск-ва канатоходцев  существ,  изменение  происходит  после
замены в сер.  19  в.  пенькового  каната  металлич.  тросом,  на  к-ром
демонстрируются сложные акробатич. пирамиды (Ж.  Блонден,  труппы  Нейс,
Боризони, Ниагара и др.). Развитие получает жанр воздушной гимнастики. В
1859 Ж.Леотар впервые демонстрирует в парижском цирке  воздушный  пол„т.
Сестры Гофман вводят  сетку,  в  труппе  Гегельман  появляется  ловитор,
впервые исполняется т. н. перекр„стный пол„т. Разнообразными  становятся
жонгл„рские   и   акробатич.   номера,   в   них   появляются   элементы
театрализации. В 1850 англ.  акробаты  бр.  Ко-телли  вводят  икарийские
игры, в 1904 в Вене венгерские акробаты Волерт  демонстрируют  подкидную
доску, при помощи к-рой возрастает высота прыжка.
   Из зверинцев в цирк переходят дрессировщики и укротители;  в  1863  в
цирке Ренца  выступал  с  шестью  львами  Т.  Батти.  В  70-х  гг.  была
сконструирована центр, (опоясывающая  манеж)  клетка.  В  1887  торговец
животными  и  владелец  зоосада  в  Гамбурге  К.  Гагенбек   организовал
передвижной зооцирк, где демонстрировались дрессированные животные.
   В цирковых программах появляются номера  трюковой  фигурной  езды  на
велосипедах и роликах; в 90-х гг.  Ш.  Наузет  создает  первый  механич.
аттракцион - езда на  велосипедах  по  почти  отвесным  стенам  огромной
"корзины". Появление новых цирковых жанров  вызывает  сокращение  конных
номеров, но в них увеличивается количество трюков (акробаты  на  лошадях
Фредиани, Лекюссон'и др.).
   Совершенствуются технич. при„мы, применяемые при пост. феерий; в 1886
в  Париже  был  выстроен  новый  цирк,  арена  к-рого  за  неск.   минут
покрывалась  водой.  Этот  при„м  был  использован  и  другими  цирками.
Ставятся феерии, пропагандирующие милитаристские  устремления  буржуазии
("Нибелунги" -в берлинском цирке Ренца, 1880, "Сибирь"  -  в  берлинском
цирке  Буша,   1904,   и   др.).   Ренц   культивирует   развлекательные
представления ("Крысолов из Гамелана", 1881, "Япония, или  Лукавые  ж„ны
микадо", 1887).
   В  США  в'  1873  предприниматель  Ф.  Т.  Барнум   создал   огромный
передвижной  цирк,  в  к-ром  представления  шли  одновременно  на  тр„х
манежах, в программу включались аттракционы, построенные на демонстрации
разл. уродов. В 1883 антрепрен„р и акт„р Буффало Билл  организовал  цирк
"Дикий запад", в к-ром ковбои и индейцы демонстрировали спортивные  игры
на лошадях - родео, ставились конные пантомимы  на  сюжеты  войны  белых
переселенцев с индейцами.

Страницы: «« « 2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526   2527  2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534   2535   2536   2537  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия