|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 » »» в изд. Теакинопечати. С 1963 выходит журн. "Советская эстрада и цирк".
ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО - вид иск-ва, предусматривающий демонстрацию силы,
ловкости и смелости, включающий шутки клоунов, большие тема-тич.
представления, т. н. пантомимы, и др. Первоосновой циркового
представления являются трюк, номера, построенные на эксцентрике.
Происхождение Ц. и. связано с обрядами, играми, бытом. На Востоке, в
частности в Китае, ремесленники, чтобы показать крепость сплет„нного ими
каната, ходили и бегали по нему, растянув канат между двумя подставками.
Так рождалось иск-во канатоходцев. Акробатич. номера первоначально
связаны с культовыми действиями. Проф. акробаты, эквилибристы, жонгл„ры
были известны в Др. Греции, Др. Риме, Китае, Византии и др. странах. В
период средневековья бродячие артисты выступали на городских и сельских
площадях, демонстрируя акроба-тич. номера.
С 16 в. в Европе получили развитие школы верховой езды (конные бои
требовали особой подготовки всадников), в к-рых гл. внимание отводилось
вольтижировке; позже возникли высшая школа верховой езды, дрессировка
лошадей. Выдвинулись наездники:
Ч. Фиаск, Паскваль, Гризо, дОр и др. В Лондоне с нач. 60-х гг. 18 в.
конные представления дают Ш. Прайс и Т. Джонсон, в Вене-Поте, Уийр и
Семсон, в Париже - Гиам и др. Иск-во наездников и дрессировки лошадей
демонстрировалось в специально построенных манежах (амфитеатрах). В 1764
в Москве и в 1765 в Петербурге такие амфитеатры построил англ. наездник
Дж. Бейтс. В 1770 Ф. Астлей организовал в Лондоне школу верховой езды, в
к-рой давались конные представления. В 1780 он выстроил амфитеатр. где
выступали наездники, дрессировщики, акробаты, ставились пантомимы,
включавшие конные номера ("Смерть капитана Кука"). Это был первый
стационарный цирк. В 1782 Астлей организовал такие же представления в
Париже. В 1807 Л. и А. Франкони выстроили в Париже новое здание, назвав
его Олимпийским цирком, т. к. по приказу Наполеона I (1806) количество
т-ров в Париже было строго ограничено. С тех пор все зрелищные
предприятия, включавшие конные номера, именовались цирками. Франкони
внесли в конные представления элементы театрализации (сцены на лошадях).
Из ярмарочных балаганов в цирк переходит ярмарочный акробат Ж. Б.
Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с при„мами клоунады, и
др. акробаты, гимнасты, эквилибристы, жонгл„ры. В цирке ставятся
эффектные феерии, в к-рых гл. место занимают конные ман„вры и сражения;
в них прославляются походы Наполеона, Франция ("Въезд Генриха IV в
Париж", "Орлеанская дева" и др.).
В др. странах также создаются стационарные и полустационарные цирки:
Христофа де Баха - в Вене (1808), Ж. Турниера - в Петербурге (1827) и
др. Развитие получают передвижные цирки-Б. Фуро, Ф. Луассе, Ш. Прайса,
А. Гверра и др. В 40-х гг. 19 в. на первое место выходит предприятие Э.
Ренца, к-рый усилил трюковую и комедийную направленность номеров,
отказался от приспособления к вкусам аристократич. публики (что было
характерно для Франкони и его подражателей). В 1856 Ренц выстроил
каменный цирк в Берлине. Среди крупных цирков сер. 19 в.- цирки Б.
Луассе в Голландии, Дании и Швеции, В. Карре - на Балканах (в 1863
создал стационар в Амстердаме). Постоянные цирки открывают в Берлине Г.
Шуман (1868), в Брюсселе- Э. Вульф (1892). В этих цирках получают
развитие конно-акробатич. номера: жокеи, парфосная езда, сальто-мортале
на лошади. Увеличиваются группы дрессированных лошадей, усложняются
исполняемые дми трюки. В области высшей школы верховой езды выделяется
англичанин Д. Филлис, дебютировавший в Париже в 1873.
Во 2-й пол. 19 в. появляются ков„рные клоуны. Они исполняют комич.
интермедии в паузах между номерами, выступают в карикатурных бытовых
костюмах. Среди первых ков„рных клоунов: Том Бел-линг, Гедвик, Гийон,
Коваллини и др. Маска Пьеро, перешедшая на арену из нар. фарсов,
трансформируется в иск-ве т. н. белого клоуна, к-рый вместе с т. н.
рыжим разыгрывает комич. сценки (ант-ре). Среди клоунских дуэтов
известность получили Футит и Шоколад, выступавшие с 80-х гг. в Париже.
Позднее появляются клоуны-дрессировщики: Билли Гайден, Ричард Рибо,
Гиберт Беллинг и др., клоуны-музыканты Д. и В. Прайс, Даниелло, Талони и
др.
В области иск-ва канатоходцев существ, изменение происходит после
замены в сер. 19 в. пенькового каната металлич. тросом, на к-ром
демонстрируются сложные акробатич. пирамиды (Ж. Блонден, труппы Нейс,
Боризони, Ниагара и др.). Развитие получает жанр воздушной гимнастики. В
1859 Ж.Леотар впервые демонстрирует в парижском цирке воздушный пол„т.
Сестры Гофман вводят сетку, в труппе Гегельман появляется ловитор,
впервые исполняется т. н. перекр„стный пол„т. Разнообразными становятся
жонгл„рские и акробатич. номера, в них появляются элементы
театрализации. В 1850 англ. акробаты бр. Ко-телли вводят икарийские
игры, в 1904 в Вене венгерские акробаты Волерт демонстрируют подкидную
доску, при помощи к-рой возрастает высота прыжка.
Из зверинцев в цирк переходят дрессировщики и укротители; в 1863 в
цирке Ренца выступал с шестью львами Т. Батти. В 70-х гг. была
сконструирована центр, (опоясывающая манеж) клетка. В 1887 торговец
животными и владелец зоосада в Гамбурге К. Гагенбек организовал
передвижной зооцирк, где демонстрировались дрессированные животные.
В цирковых программах появляются номера трюковой фигурной езды на
велосипедах и роликах; в 90-х гг. Ш. Наузет создает первый механич.
аттракцион - езда на велосипедах по почти отвесным стенам огромной
"корзины". Появление новых цирковых жанров вызывает сокращение конных
номеров, но в них увеличивается количество трюков (акробаты на лошадях
Фредиани, Лекюссон'и др.).
Совершенствуются технич. при„мы, применяемые при пост. феерий; в 1886
в Париже был выстроен новый цирк, арена к-рого за неск. минут
покрывалась водой. Этот при„м был использован и другими цирками.
Ставятся феерии, пропагандирующие милитаристские устремления буржуазии
("Нибелунги" -в берлинском цирке Ренца, 1880, "Сибирь" - в берлинском
цирке Буша, 1904, и др.). Ренц культивирует развлекательные
представления ("Крысолов из Гамелана", 1881, "Япония, или Лукавые ж„ны
микадо", 1887).
В США в' 1873 предприниматель Ф. Т. Барнум создал огромный
передвижной цирк, в к-ром представления шли одновременно на тр„х
манежах, в программу включались аттракционы, построенные на демонстрации
разл. уродов. В 1883 антрепрен„р и акт„р Буффало Билл организовал цирк
"Дикий запад", в к-ром ковбои и индейцы демонстрировали спортивные игры
на лошадях - родео, ставились конные пантомимы на сюжеты войны белых
переселенцев с индейцами.
Страницы: «« « 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 2527 2528 2529 2530 2531 2532 2533 2534 2535 2536 2537 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |