Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524  2525   2526   2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534  » »»

уезда,-26.1(8.11). 1915, там  же]-  груз.  поэт,  революц.  демократ.  В
1859-62 занимался в Петерб. ун-те на  ф-те  восточные  яз.  Совм.  с  И.
Чавчавадзе участвовал в возобновлении деятельности груз. проф. т-ра.  Ц.
следовал взглядам рус. революц. демократов,  в  своих  произв.  выступал
против порабощения крестьян,  царского  режима.  Написал  ряд  драматич.
произв. Пьеса Ц. "Арсен" (1865) о предводителе  крестьянского  восстания
была запрещена  царской  цензурой.  Постановки  пьес  "Коварная  Тамара"
(1885) и "Патара-кахи" ("Маленький кахетинец",  1889),  выражавших  идеи
нац.-освободит,  движения,   превращались   в   политич.   демонстрацию.
Исто-рич. драма "Патара-кахи" стала подлинно нар. пьесой, е„  ставили  в
школах и клубах городов и деревень. Решающей силой освободит, движения в
пьесах Ц. были крестьяне, трудящиеся. Ц. написал драму "Медея" (1896) по
мотивам древнегреч. трагедии. Для актрисы  Н.  Габуния  написал  комедию
"Кинто" (1879). Революц. движение получило отражение в пьесах  "Рассвет"
(1903), "Реакция" (1910) и др.
   Возглавляя нац. драм. т-р (1880 и 1903),  Ц.  способствовал  развитию
груз. сценич. иск-ва по пути реализма.  Ц.  придавал  большое  воспитат.
значение  т-ру,  выступал  против  превращения  т-ра  в   увеселительное
учреждение. "Театр тоже школа для народа,- писал  Ц.,-  увлекательная  и
исправляющая". Ц. считал акт„ра учителем  народа,  помощником  писателя,
подч„ркивал  гражданственность,   общественную   активность   акт„рского
иск-ва, призывал к созданию нар. т-ра.
   Будучи одним из руководителей Груз. драматич. об-ва  (80-е  гг.),  Ц.
способствовал воспитанию поколения акт„ров  и  театр.  деятелей:  В.  А.
Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили, М. М. Сапарова-Абашидзе, В. Л. Гуния,
К. А. Марджанишвили, Ш. Н. Дадиани и др.
   Соч. (на груз. яз.): Полн. собр. соч. в 7 тт.,  т.  5.  Драматические
произведения, примеч.  И.  Гришашвили,  Тб.,  1949;  О  театре  [Письма.
Вступит' статья,  составление  сборника  и  примеч.  Н.  Гвинепадзе,  В.
Кикнадзе], Тб., 1955 (Серия: Груз.  театр.  об-во.  Деятели  грузинского
театра о сценическом искусстве).
   Лит. (на груз. яз.): Асатиани  А.,  Жизнь  А.  Церетели,  Тб.,  1940;
Герсамия С., А. Церетели и грузинский театр. Тб., 1949; Гачечиладзе  А.,
Очерки по истории грузинской драматургии и театра  второй  половины  XIX
в., Тб., 1953. Д. Д,
   ЦЕРЕТЕЛИ, Окропир Георгиевич  (1797-1863)  --груз.  драматург.  Автор
комедии "Женитьба  имеретинского  князя",  представляющей  собой  первую
попытку лит. переработки сценариев берикаоба.  Этой  комедией,  рисующей
жизнь груз. деревни, Ц. положил начало нац. реалистич.  драматургии.  Ц.
сам поставил свою комедию в Горисе в 1845.
   Лит.: Джанелидзе Д.. Грузинский театр с древнейших времен  до  второй
половины XIX  в.,  Тб.,  1959;  Г  а-чечиладзе  А.,  Очерки  из  истории
грузинской драматургии и театра, Тб., 1957 (на груз. яз.). Д. Д.
   ЦЕРЕТЕЛИ, Тамара Сем„новна [р. 1(14). VIII. 1900]  -  сов.  эстрадная
певица. Исполнительница цыганских романсов и цыганских нар. песен. Засл.
арт. Груз. ССР (1958). Училась в Тбилисской консерватории. В 1920 начала
выступать на  эстраде.  Сдержанность,  благородство  и  проникновенность
исполнения, большая музыкальность, прекрасные голосовые данные  (звучное
контральто мягкого, грудного тембра), мастерское использование  стилевых
особенностей цыганской  песни  (резкая  смена  темпов,  свободный  ритм)
определили успех Ц., ставшей вскоре  одной  из  самых  популярных  певиц
этого жанра. Значит, влияние на творч. развитие Ц. оказали е„ постоянные
аккомпаниаторы:
   Б. А. Прозоровский - композитор, автор мн. романсов (нек-рые  из  них
входили в репертуар Ц. - "Караван",
   "Вернись" и др.), и 3. Н. Китаев.  Наряду  со  старинными  романсами,
цыганскими нар. песнями Ц. исполняла также груз. нар.  песни  ("Сулико",
"Светлячок" и др.) и лирич. песни сов. композиторов (М. Г. Фрадкина,  К.
Я. Листова и др.). Ю. Гл.
   ЦЕРЕТ‚ЛЛИ, Николай Михаиле вич[ 1(13). X.I  890-  6.11.1942]  -  рус.
сов. акт„р и режисс„р. Во время занятий на Курсах драмы  А.  И.  Адашева
был приглаш„н М. Рейнхардтом в труппу  Нем.  т-ра,  гастролировавшего  в
Москве. Выступал с этим т-ром в Вене, Мюнхене и Париже. В 1916-28 (кроме
1924) работал в Камерном  т-ре.  Дебютировал  в  роли  Фа-мира  ("Фамира
Кифаред" Анненского). Лучшие роли  Ц.  в  этом  т-ре:  Арлекин  ("Король
Арлекин"  Лотара)"  Иоканаан  ("Саломея"  Уайльда),  Солдат   ("Ящик   с
игрушками" Дебюсси), Морис  Саксонский  ("Адриенна  Лекувр„р"  Скриба  и
Легуве), Джилио ("Принцесса Брамбилла"  по  Гофману),  Ромео  ("Ромео  и
Джульетта"    Шекспира),    Ипполит    ("Федра"    Расина),     Мараскин
("Жирофле-Жирофля" Лекока), Четверг ("Человек, который был Четвергом" по
Честертону), Ибен ("Любовь под вязами" О'Нила), Казаков ("Сирокко"  Зона
и  Данцгера).  Обладал  прекрасными  внешними  данными,  музыкальностью,
тонким чувством ритма и сценич. выразительностью движения.  После  ухода
из Камерного т-ра Ц. выступал гл. обр. как  режисс„р.  Работал  в  Моск.
т-ре оперетты, в 1929-34 - в Большом т-ре (пост. "Русалку", "Богему"), в
1934-38- в  Калининском  т-ре  (пост.  спектакли:  "Хозяйка  гостиницы",
"Адриенна Лекувр„р" и др.). Затем Ц.  работал  в  Мо-гил„вском  рус.,  в
Костромском т-рах, в 1940-41 - в Ленингр. т-ре Комедии (играл  Камило  в
"Вален-сианской вдове" Лопе де Вега). Выступал  в  концертах  как  чтец.
Снимался в кино. А. Шн.
   ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЙСТВА - театрализованные обряды рус. православной церкви.
Первое упоминание о Ц. д. относится к 16 в. Известны Ц.  д.  пасхального
("Шествие на осляти", "Умовения ног") и рождественского {Пещное действо)
циклов. Обряд "Шествие на осляти" иллюстрировал евангельский  рассказ  о
въезде Иисуса Христа в Иерусалим  (торжественное  шествие  патриарха  на
коне и царя, державшего под уздцы его  коня,  через  Красную  площадь  к
Успенскому собору; в свите  шли  духовенство,  царская  охрана,  знатные
люди). На четв„ртый  день  после  "Шествия  на  осляти",  в  четверг  на
страстной неделе, исполнялось "Умовение ног", воспроизводившее сцену  из
"Тайной  вечери"  (архиерей,  исполнявший  роль  Христа,   омывал   ноги
священникам, изображавшим учеников  Христа).  Наиболее  театрализованным
было Пещное действо.
   Лит.: Всеволодский-Гернгросс  В.,  История  русского  театра,  т.  1,
Л.-М., 1929, гл. III; его же, Русский  театр.  От  истоков  до  середины
XVIII в., М., 1957, с. 37-42; Асеев Б. Н., Русский  драматический  театр
XVII-XVIII веков, М., 1958, с. 30-32. Ю, Д.
   ЦЕРКбВСКИЙ (Бакалов-Церковский), Цанко Генов  (16.X.1869-2.V.1926)  -
.болг.  поэт,  драматург.  Лит.   деятельность   начал   в   1891.   Ц.-
представитель  критич.  реализма  в  болг.  лит-ре.  Основная  тема  его
произведений - жизнь болг. деревни. В  1910  написал  комедию  "Удальцы"

Страницы: «« « 2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524  2525   2526   2527   2528   2529   2530   2531   2532   2533   2534  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия