Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2507   2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515  2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525  » »»

Национальный балет Цейлона и Академия танца.
   Среди любительских театр. коллективов известность получила труппа при
университете  в  Коломбо.  Здесь  ставятся   пьесы   совр.   сингальских
драматургов, а также пьесы Мольера, О. Уайлда и А. П. Чехова. Мел. Б.
   ЦЕЛИКОВСКАЯ, Людмила Васильевна (р. 8. IX. 1919) - рус. сов. актриса.
Нар. арт. РСФСР (1963). Дочь В. В. Целиковского. В 1941 окончила  Театр.
уч-ще им. Щукина, и с этого же года -  в  труппе  Т-ра  им.  Вахтангова.
Среди первых ролей Ц.-  озорная,  изящная  Дениза  ("Мадемуазель  Нитуш"
Эрве), царица  Мария  Нагая  ("Великий  государь"  Соловь„ва),  Дженевра
("Глубокие корни" Гоу и ДЧОссо). Ц. - актриса лирич. склада, играет роли
драматич. и комедийные.  В  е„  исполнении  сочетаются  лирика  и  юмор.
Драматич. основы характера сценич. персонажей  Ц.  раскрывает  в  ролях:
Инкен Петере ("Перед заходом солнца"  Гауптмана),  Джульетты  ("Ромео  и
Джульетта" Шекспира). К лучшим  ролям  актрисы  относятся  также:  Лаура
("Каменный  гость",  спектакль  "Маленькие  трагедии"  Пушкина),   Аглая
("Идиот" по Достоевскому), Медынская ("Фома  Гордеев"  по  Горькому).  С
1939 снимается в кино.
   Др. роли: Клариче ("Слуга двух господ"), Элиза  ("Соломенная  шляпка"
Лабиша), Беатриче ("Много шума из ничего), Ирина ("В  начале  века"  бр.
Тур и Шейнина), Серафима ("Раки"  Михалкова),  Ирина  ("Потерянный  сын"
Арбузова), Анна Петровна Войницкая  ("Платонов"  Чехова),  Лиза  ("Живой
труп"), Лаура ("Дундо Мароэ" Држича) и др. Д 0
   ЦЕЛИКОВСКИЙ, Василий Васильевич (28.1. 1900-5.11. 1958) -  рус.  сов.
дириж„р. Нар. арт. Кирг. ССР (1944) и нар. арт.  РСФСР  (1955).  Окончил
Моск. консерваторию по ф-там:  дириж„рскому  (класс  К.  С.  Сараджева),
муз.-теоретическому (класс Г. Э. Конюса) и педагогич. (1924-30). В  1919
начал дириж„рскую деятельность в качестве рук.  клубных  хоров  и  симф.
коллективов. В 1934-36 -зав. муз. частью Большого т-ра.  С  1937  -  гл.
дириж„р, с 1939 - худ. рук. Кирг. муз.-драм. т-ра  (Фрунзе).  В  1949-56
работал на радио. Творч. деятельность  Ц.  имела  большое  значение  для
развития кирг. муз. т-ра, подготовки  артистов,  дириж„ров.  Дирижировал
операми: "Аджал ордуна" (1-я ред. 1938; 2-я ред. 1939, 1948),  "Айчурек"
(1939) Власова, Малдыбаева и Фере, "Патриоты"  Власова  и  Фере  (1941),
"Кокуль" Раухвергера (1942), "Евгений Онегин" (на кирг. яз., 1942) - все
в Кирг. муз.-драм. т-ре и в Кирг. т-ре оперы и балета.
   Лит. соч.: Киргизский государственный музыкально-драматический театр.
в  сб.:  Искусство  Советской  .Киргизии,  M.-Л.,  1939  (совм.   с   А.
Куттубаевым). А. Ив.
   Ц‚ЛЛЕР  (Zeller),  Карл  (19.VI.1842-   17.VIII.   1898)   -   австр.
композитор. Автор комич. оперы "Жо-конд"  (1876),  оперетт  -  "Продавец
птиц" (1891, "Т-р ан дер Вин", Вена), "Рудокоп" (1894, там же;  на  рус.
сцене - "Мартин-рудокоп"), пользующихся огромной  популярностью,  и  др.
соч.  Представитель  венской  классич.  оперетты,  Ц.  в  своих  произв.
воскресил традиции австр. зингшпиля, использовал фольклор  Австрии.  Его
мелодии отличаются  свежестью  и  прозрачностью,  мастерски  разработаны
массовые сцены и финалы, сюжеты взяты из нар. жизни.
   Лит.: Nick E., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette. Hamb., 1954, S.
95-1U2. M. Ян.
   Ц‚МАХ, Наум Лазаревич (1887-1939) - евр. акт„р и режисс„р. В  1909-17
был организатором и участником любительских трупп, игравших на  др.-евр.
яз. в городах Польши, Литвы, Австрии.  Ц.-  основатель,  руководитель  и
директор театра-студии "Габима", открытой в  1918  в  Москве.  Романтич.
акт„р, Ц. исполнил в "Габиме" роли: Пророк ("Вечный жпд" Пинского, пост.
В. Л. Мчеделова, 1920; 2-я ред. 1924), Цадик ("Гадибук" Ан-ского,  пост.
Вахтангова,  1922),  Эдом  {"Сон  Иакова"  Бер-Гофмана,  пост.   Б.   М.
Сушкевича, 1925). В 1926-28 гастролировал с  "Габимой"  в  странах  Зап.
Европы и США. С 1928 жил в США; занимался режисс„рской деятельностью. Л.
В.
   ЦЕМЛЙНСКИИ (Zemlinsky), Александер фон (4.Х. 1872-16.  II  1.1942)  -
австр. дириж„р и композитор. Поляк  по  происхождению.  Окончил  Венскую
консерваторию.  Дирижировал  в  т-рах  Вены  (с  1900-  "Карлстеатр",  с
1906"Фольксопер", с 1908-Венская опера), Мангейма, затем  снова  в  т-ре
"Фольксопер", в 1911-27-в Нем. опере в Праге. В  1927-32-  дириж„р  Гос.
оперы в Берлине. В 1933 вернулся в Вену, гастролировал в разных странах,
в т. ч. в СССР (1928 и в 30-х гг.). В 1938 эмигрировал в США.
   Автор опер: "Зарема" (либр. А. Ш„нберга по пьесе Р.  Гот-шалля  "Роза
Кавказа", 1897, Мюнхен),  "Это  было  однажды"  (19OU,  Венская  опера),
"Платье  делает  людей"  (1910,  Вена,   "Фольксопер"),   "Флорентийская
трагедия" (по о. п. Уайльда, 1917, Штутгарт), "Карлик" (по сказке  "День
рождения инфанты" Уайльда,  1921,  Франкфурт-на-Майне),  "Меловой  круг"
(133, Цюрих) и др.
   Вместе с А. Ш„нбергом Ц. организовал в Вене  "Объединение  творческих
мастеров музыки" (1904) для пропаганды совр. музыки. Б. Ш.
   ЦЕНЗУРА ТЕАТРАЛЬНАЯ (лат. censura, от censeo - оцениваю) - надзор  со
стороны органов власти за содержанием драм. произв. и всех видов  театр.
зрелищ.  Официально  учреждения,  ведающие  надзором,  стали  называться
цензурой в 18 в. Ц.  т.  возникла  одновременно  с  формированием  проф.
театр. иск-ва.
   Отдельные цензурные ограничения  появились  еще  в  Др.  Греции.  Они
сводились гл. обр. к запрещению выпадов против отдельных  людей.  Однако
эти запреты не всегда соблюдались (напр., в комедиях Аристофана). В  Др.
Риме цензура усилилась - рим. драматург  Невий  (3  в.  до  и.  э.)  был
арестован и выслан за  сатирич.  выпады  против  Сципионов  Метеллов.  В
средние века, когда в руках  церкви  сосредоточились  мн.  функции  гос.
власти, Ц. т. фактически осуществлялась представителями духовенства.  Во
мн. зап.-еврои. странах Ц. т. стала систематич. с 15 в.
   В Испании цензура была в ведении Совета  инквизиции,  к-рый  обсуждал
опубликованные или пост. пьесы и имел право их  запрещать.  Периодически
издавались списки (индексы) драм. произв., подлежащих изъятию. Цензурные
ограничения особенно усилились  при  короле  Филиппе  II.  В  1559  были
запрещены представления в церквах, в 1597- вообще все  представления  (в
1600 запрет отмен„н).
   Во Франции Карл VI указом 1402 предоставил монополию на выступления в
столице "Братству страстей господних" при условии  подчинения  его  тр„м
специальным  королевским  чиновникам,  занимающимся   цензурой.   Театр.
представления в 15 в. подвергались предварит, просмотру,  и  если  глава
труппы не соблюдал предписания властей, его штрафовали. В 1514  в  Лилле
был издан декрет, запрещавший показывать со сцены  в  комич.  виде  особ
королевского  рода.  В  1538  франц.  парламент  обязал  "базошей"  (см.
"Базо-ши") представлять на  просмотр  экземпляр  пьесы  за  15  дней  до

Страницы: «« « 2507   2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515  2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия