Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 » »» премьеры. В 16-17 вв. функции Ц. т. исполняли местные власти: в Испании - коррехидоры, затем алькальды, в Германии - представители магистратуры, в Англии - лорд-камергер, подчин„нный Тайному совету и Зв„здной палате, во Франции делами цензуры занимались парламент, королевские чиновники. В Испании в сер. 17 в. были запрещены пьесы из жизни святых. Во Франции в 1609 начальник полиции издал распоряжение, запрещающее т-ру "Бургундский отель" показывать пьесы, не получившие одобрения королевского прокурора. В 1641 Людовик XIII отменил предварит. цензуру, учредив лишь последующий контроль (в 1701 Людовик XIV вновь вв„л предварит, цензуру), однако 1-я ред. комедии "Тартюф" была запрещена до е„ пост. (по требованиям цензуры пьеса переделывалась трижды, а в 1657 по настоянию духовенства была запрещена). В 18 в. цензура запретила "Магомета" Вольтера, "Ка)ла IX" Шенье, неоднократно запрещалась комедия "Женитьба Фигаро" Бомарше. Во время Франц. бурж. революции Законодательное собрание в 1791 отменило цензуру. Но в янв. 1793, после пост. спектакля "Друг законов" Лейя "Т-ром нации", направленного против якобинцев, против Робеспьера и Марата, осмеянных под вымышленными именами, Конвент восстановил контроль над спектаклями. В отсталой полуфеодальной Германии 18 в. цензура боролась против распространения идей Просвещения, Франц. бурж. революции. Наиболее полное выражение эти идеи получили в свободолюбивых драмах Ф. Шиллера. Драматург был вынужден вносить значит, изменения в текст драм "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Орлеанская дева", "Вильгельм Телль". В Англии в 1737 парламент принял закон о Ц. т., вызванный пост. сатирич. пьес в жанре "репетиции" - "Пасквин" и "Исторический календарь за 1736 год" Филдинга. Согласно этому закону, ни одна пьеса не могла быть пост. без предварительного просмотра лордом-камергером. С конца 18 в. в связи с социальными изменениями, растущими революц. настроениями в стране, Ц. т. стала особенно строгой. После контрреволюц. переворота во Франции 9 термидора были запрещены пост. пьес якобинского репертуара. С нач. 19 в., в годы правления Наполеона, бурж. гос-во, опираясь на широко разветвл„нный бюрократич. аппарат, сделало цензуру одним из орудий борьбы со свободами, заво„ванными народом в ходе революции. Революция 1830 уничтожила Ц. т., но уже в 1832 она была восстановлена правительством Луи Филиппа после пост. драмы "Король забавляется" Гюго, в к-рой содержится призыв к борьбе, мести коронованному тирану. В 1835 т. н. "сентябрьские законы" вновь ввели предварит, цензуру. Среди запрещ„нных пьес этих лет: "Робер Макер" Фредерика-Леметра (совм. с др. авторами), "Ветрен" Бальзака. Ц. т. упразднялась во время революции 1848 (восстановлена в 1852 правительством Второй империи). В 1884 был издан закон, предоставлявший право разрешения и запрета спектаклей мэрам городов, а в Париже - префекту полиции. В обществ, жизни Англии с нач. 19 в., когда утвердились реакц. политич. и идеологич. тенденции, резко усилились цензурные притеснения, к-рые привели к отрыву драматургии и театр. иск-ва от лит-ры. Драматург Э. Булвер-Литтон в предисловии к своим пьесам (1841) писал, что не имел возможности касаться в них сколько-нибудь значит, политич. проблем. В 1843 была отменена театр. монополия, однако цензура сохранилась. В Германии после революции 1848 гн„т цензуры возрос. Особенным преследованиям подвергались драматурги, входившие в лит. группу "Молодая Германия". До объединения Италии (в 1870) в разрозненных итал. гос-вах, находившихся под разл. иноземными влияниями, формы Ц. т. были разными. В Риме под руководством папы Пия VII работала в тесном содружестве с полицией группа цензоров из духовных лиц, в обязанности к-рой входило наблюдение за "пристойностью" спектаклей. Руководители театр. трупп (капо-комико) представляли тексты пьес для просмотра специальному чиновнику. В Неаполитанском королевстве при каждой труппе были учреждены королевские комиссии, осуществлявшие контроль над текстом пьес, театр. костюмами и т. д. После декрета 1811 копии всех пьес, идущих в т-рах, должны были храниться в министерстве полиции. В Пьемонте цензурой ведал чиновник или уполномоченный, назначаемый министерством внутр. дел. Во время франц. господства (с 1800) цензура стала одним из звеньев полицейской системы Наполеона. Однако по сравнению с австрийской она была относительно либеральной - не дозволялись лишь пьесы, которые могли повредить франц. интересам или были направлены лично против императора. После крушения Наполеоновской империи (1814), возвращения австрийцев в Ломбардо-Венецианскую обл., Тоскану, Парму утвердилась жесточайшая феодальная и клерикальная реакция и были отменены все послабления в области цензуры; в Милане был закрыт прогрессивный журнал "Кончильяторе", возглавляемый драматургом С. Пеллико, в 1820 в Ломбардии запрещены пост. свободолюбивых трагедий В. Альфьери. Цензурные строгости усиливались в связи с обострением борьбы за нац. независимость. В Тоскане цензура наложила запрет на пост. пьес: "Джованни да Прочида" (1831), "Арнольд Брешианский" (1843) Никколини, "Кай Гракх" Монти (1847). В 1867 министерство внутр. дел издало инструкцию, согласно к-рой спектакли могли быть запрещены за разжигание вражды между общественными классами, оскорбление личности монарха, представителей дружеств. держав и др. Актриса А. Ристори в своих мемуарах (изд. 1888) писала: "Патриотические сюжеты были совершенно запрещены... пересмотренные и исправленные пьесы становились бессмысленными и теряли всякий интерес...". В Испании при Фердинанде VII, возглавившем феодально-клерикальную реакцию, свирепствовала духовная и светская цензура. Фердинанд VII изъял из репертуара т-ров трагедии "Атаульф" Сааведры, "Вдова Падильи" Мартинеса де ла Росы, комедию "Когда девушки говорят "да"" Л. Фернандеса де Мо-ратина. После революции 1820-23, когда мн. е„ участники были казнены, брошены в тюрьмы, эмигрировали, цензурный гн„т достиг неслыханной силы (гл. театр. цензором йыл монах Ф. Каррильо - духовник приговор„нных к смертной казни). В числе запрещ„нных пьес этого времени - трагедия "Родриго, последний готский король" Хиля-и-Сарате, комедии "Чудеса пренебрежения" Лопе де Вега, "Час от часу не легче" Кальдер она. В период империализма Ц. т. оберегает театральное иск-во от проникновения прогрессивных идей, охраняет мещанскую мораль и нравственность. Установление фашистской диктатуры в Италии, Испании, Германии превратило Ц. т. в орган террора, тормозящий развитие т-ра. Запрещению подвергались пьесы авторов-антифашистов (напр., "Кровавая Страницы: «« « 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 2517 2518 2519 2520 2521 2522 2523 2524 2525 2526 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |