Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516  2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526  » »»

премьеры.
   В 16-17 вв. функции Ц. т.  исполняли  местные  власти:  в  Испании  -
коррехидоры, затем алькальды, в Германии - представители магистратуры, в
Англии - лорд-камергер, подчин„нный Тайному совету и Зв„здной палате, во
Франции делами цензуры занимались парламент, королевские чиновники.
   В Испании в сер. 17 в. были запрещены пьесы из жизни святых.
   Во Франции в 1609 начальник полиции издал  распоряжение,  запрещающее
т-ру "Бургундский  отель"  показывать  пьесы,  не  получившие  одобрения
королевского прокурора. В 1641 Людовик XIII отменил предварит.  цензуру,
учредив лишь  последующий  контроль  (в  1701  Людовик  XIV  вновь  вв„л
предварит, цензуру), однако 1-я ред. комедии "Тартюф" была запрещена  до
е„ пост. (по требованиям цензуры пьеса переделывалась трижды, а  в  1657
по настоянию духовенства была запрещена).  В  18  в.  цензура  запретила
"Магомета" Вольтера, "Ка)ла IX" Шенье, неоднократно запрещалась  комедия
"Женитьба Фигаро" Бомарше.
   Во время Франц.  бурж.  революции  Законодательное  собрание  в  1791
отменило цензуру. Но в янв. 1793, после пост. спектакля  "Друг  законов"
Лейя "Т-ром нации", направленного против якобинцев, против Робеспьера  и
Марата, осмеянных под вымышленными именами, Конвент восстановил контроль
над спектаклями.
   В отсталой полуфеодальной Германии  18  в.  цензура  боролась  против
распространения  идей  Просвещения,  Франц.  бурж.  революции.  Наиболее
полное выражение эти идеи получили в свободолюбивых драмах  Ф.  Шиллера.
Драматург  был  вынужден  вносить  значит,  изменения   в   текст   драм
"Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе",  "Орлеанская  дева",  "Вильгельм
Телль". В Англии в 1737 парламент принял закон о Ц. т., вызванный  пост.
сатирич. пьес в жанре "репетиции" - "Пасквин" и "Исторический  календарь
за 1736 год" Филдинга. Согласно этому закону, ни  одна  пьеса  не  могла
быть пост. без предварительного просмотра лордом-камергером. С конца  18
в. в связи с социальными изменениями, растущими революц. настроениями  в
стране, Ц. т. стала особенно строгой.
   После контрреволюц. переворота во Франции 9 термидора были  запрещены
пост. пьес якобинского репертуара.  С  нач.  19  в.,  в  годы  правления
Наполеона, бурж. гос-во, опираясь на  широко  разветвл„нный  бюрократич.
аппарат,  сделало  цензуру  одним  из  орудий   борьбы   со   свободами,
заво„ванными народом в ходе революции. Революция 1830 уничтожила Ц.  т.,
но уже в 1832 она была восстановлена правительством  Луи  Филиппа  после
пост. драмы "Король забавляется"  Гюго,  в  к-рой  содержится  призыв  к
борьбе, мести коронованному тирану. В 1835 т. н.  "сентябрьские  законы"
вновь ввели предварит, цензуру. Среди запрещ„нных пьес этих лет:  "Робер
Макер" Фредерика-Леметра (совм. с др. авторами), "Ветрен" Бальзака.
   Ц. т. упразднялась во время  революции  1848  (восстановлена  в  1852
правительством Второй империи). В 1884 был издан закон,  предоставлявший
право разрешения и запрета  спектаклей  мэрам  городов,  а  в  Париже  -
префекту полиции.
   В обществ, жизни Англии  с  нач.  19  в.,  когда  утвердились  реакц.
политич. и идеологич. тенденции, резко усилились цензурные  притеснения,
к-рые привели к отрыву драматургии и театр. иск-ва от лит-ры.  Драматург
Э. Булвер-Литтон в предисловии к своим пьесам (1841) писал, что не  имел
возможности касаться в них сколько-нибудь значит,  политич.  проблем.  В
1843 была отменена театр. монополия, однако цензура сохранилась.
   В Германии  после  революции  1848  гн„т  цензуры  возрос.  Особенным
преследованиям подвергались драматурги, входившие в лит. группу "Молодая
Германия".
   До  объединения  Италии  (в  1870)  в  разрозненных  итал.   гос-вах,
находившихся под разл. иноземными влияниями, формы Ц. т. были разными. В
Риме под руководством папы Пия  VII  работала  в  тесном  содружестве  с
полицией группа цензоров из духовных лиц, в  обязанности  к-рой  входило
наблюдение за  "пристойностью"  спектаклей.  Руководители  театр.  трупп
(капо-комико)  представляли  тексты  пьес  для  просмотра   специальному
чиновнику. В Неаполитанском королевстве при каждой труппе были учреждены
королевские комиссии, осуществлявшие контроль над текстом  пьес,  театр.
костюмами и т. д. После декрета 1811 копии всех пьес,  идущих  в  т-рах,
должны были храниться в министерстве полиции. В Пьемонте цензурой  ведал
чиновник или уполномоченный, назначаемый министерством  внутр.  дел.  Во
время  франц.  господства  (с  1800)  цензура  стала  одним  из  звеньев
полицейской системы Наполеона. Однако по  сравнению  с  австрийской  она
была относительно либеральной - не дозволялись лишь пьесы, которые могли
повредить франц. интересам или были направлены лично против  императора.
После крушения Наполеоновской империи (1814), возвращения  австрийцев  в
Ломбардо-Венецианскую  обл.,  Тоскану,  Парму  утвердилась   жесточайшая
феодальная и клерикальная реакция и  были  отменены  все  послабления  в
области   цензуры;   в   Милане   был   закрыт   прогрессивный    журнал
"Кончильяторе", возглавляемый драматургом С. Пеллико, в 1820 в Ломбардии
запрещены пост. свободолюбивых трагедий В. Альфьери. Цензурные строгости
усиливались в связи  с  обострением  борьбы  за  нац.  независимость.  В
Тоскане цензура наложила запрет на пост.  пьес:  "Джованни  да  Прочида"
(1831),  "Арнольд  Брешианский"  (1843)  Никколини,  "Кай  Гракх"  Монти
(1847). В 1867 министерство внутр. дел издало инструкцию, согласно к-рой
спектакли могли быть запрещены за разжигание вражды между  общественными
классами, оскорбление личности монарха, представителей дружеств.  держав
и  др.  Актриса  А.  Ристори  в  своих  мемуарах  (изд.  1888)   писала:
"Патриотические сюжеты были  совершенно  запрещены...  пересмотренные  и
исправленные  пьесы   становились   бессмысленными   и   теряли   всякий
интерес...".
   В Испании при  Фердинанде  VII,  возглавившем  феодально-клерикальную
реакцию, свирепствовала духовная и светская цензура. Фердинанд VII изъял
из  репертуара  т-ров  трагедии  "Атаульф"  Сааведры,  "Вдова   Падильи"
Мартинеса де ла Росы, комедию "Когда девушки говорят "да"" Л. Фернандеса
де Мо-ратина. После революции  1820-23,  когда  мн.  е„  участники  были
казнены,  брошены  в  тюрьмы,  эмигрировали,   цензурный   гн„т   достиг
неслыханной силы (гл. театр. цензором йыл монах Ф. Каррильо  -  духовник
приговор„нных к смертной казни). В числе запрещ„нных пьес этого  времени
- трагедия "Родриго, последний готский  король"  Хиля-и-Сарате,  комедии
"Чудеса пренебрежения" Лопе де Вега, "Час от часу не легче" Кальдер она.
   В  период  империализма  Ц.  т.  оберегает  театральное   иск-во   от
проникновения  прогрессивных   идей,   охраняет   мещанскую   мораль   и
нравственность. Установление фашистской  диктатуры  в  Италии,  Испании,
Германии превратило Ц. т. в орган  террора,  тормозящий  развитие  т-ра.
Запрещению подвергались  пьесы  авторов-антифашистов  (напр.,  "Кровавая

Страницы: «« « 2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516  2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524   2525   2526  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия