Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2499   2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507  2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517  » »»

зародилось  на  вечерах  лит.  чтений  М.  С.  Щепкина  (стихи  Пушкина,
Шевченко). Эти два направления (авторские чтения и проф. иск-во  X.  ч.)
своеобразно слились в творчестве импровизатора-рассказчика, автора "Сцен
из народного быта" И. Ф. Горбунова. В  период,  предшествовавший  первой
рус. революции 1905-07, большое распространение получили концерты X. ч.,
на к-рых исполнялись произв. прогрессивных писателей.  Эмоциональностью,
героич. приподнятостью отличалось чтение
   М. Н. Ермоловой  (в  е„  репертуар  входила  гражд.  лирика  Пушкина,
Лермонтова, Некрасова). Замечательным чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с
именем к-рого связано появление на  эстраде  композиций-инсценировок  по
произв. Достоевского, Гоголя. Но наряду  с  реалистическим,  проникнутым
передовыми идеями своего времени иск-вом X. ч. в  нач.  20  в.  получила
распространение манерно  стилизованная  читка  стихов  под  музыку  (см.
Мелодекламация).   Исключение   представляли   выступления    в    жанре
мелодекламации В. Ф. Комиссаржевской, Н. Н. Хо-дотова.
   В сов. время  X.  ч.  стало  самостоятельным  видом  исполнительства,
обогатилось новыми формами. Первым проф. мастером художественного  слова
был А. Я. Закушняк, выступавший с "Вечерами интимного чтения", "Вечерами
рассказа". Традиции Закушняка получили блестящее развитие в иск-ве В. Н.
Яхонтова. Используя в своих лит. монтажах музыку, реквизит, свет, детали
костюма, средства мгновенного перевоплощения в  образ,  Яхонтов  основал
"Т-р   одного   акт„ра",   названный    им    "Современником".    Иск-во
чтеца-сказителя,  пропагандирующего  эиич.  творения   мировой   лит-ры,
культивирует С. А. Ко-чарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л.
Андроникова. Выступая со своими  устными  рассказами,  посв.  выдающимся
писателям, акт„рам, уч„ным, Андроников достигает  перевоплощения,  точно
воспроизводит  жест,  мимику,  интонации  голоса,  особенности  мышления
изображаемого лица. К выдающимся исполнителям принадлежали В. К. Се ре ж
никое, А. Г. Шварц, В. Н. Акс„нова,  цр.  Среди  совр.  чтецов  -  такие
мастера художеств. слова, как Д.  Н.  Журавл„в,  А.  Н.  Глумов,  В.  Н.
Попова, С. М. Балашов, Э. И.Каминка, Н. А. Голубенцев, А. Е. Азарин,  А.
Гончаров, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский и др.
   В наст. время в иск-ве X. ч. различают два направления  -  исполнение
одних чтецов вс„ более приближается к  игре,  другие  используют  манеру
"рассказчика".  Осн.  формами  X.  ч.  являются:  выступление  чтеца   в
смешанном концерте  (эта  форма  получила  огромное  распространение  не
только  в  проф.  иск-ве,  но  и  в  самодеятельности);  самостоятельный
литературный концерт,  состоящий  из  ряда  произведений  или  целостной
композиции; чтец, иллюстрирующий лекцию лит. произведениями.
   В СССР насчитывается св. тысячи проф. чтецов. X. ч. породило  в  СССР
самостоятельную режиссуру (Е. Б. Гардт, работавшая еще с Закушняком,  Е.
Е. Попова, работавшая с Яхонтовым, Н. А. Бендер и др.).
   Лит.: Верховский  Н.,  Книга  о  чтецах,  М.-Л.,  1950;  Аксенов  В.,
Искусство художественного слова, М., 1954; Бендер Н., Работа чтеца,  М.,
1956; Искусство звучащего слова. [Сб. статей], сост. О. М.  Итина,  вып.
1, М., 1965. А. Д., В. П.
   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (ОБЩЕДОСТУПНЫЙ) ТЕАТР - см. Московский  Художественный
академический театр СССР имени М. Горького.
   ХУДОЖНИК    ТЕАТРАЛЬНЫЙ    -    художник,    создающий     средствами
изобразительного иск-ва (живописи, архитектуры, скульптуры и т.  д.),  в
соответствии с замыслом и постановочным  планом  режисс„ра-постановщика,
зрительный  образ  спектакля  (см.   Декорационное   искусство.   Костюм
театральный). Замысел художника,  зафиксированный  в  эскизах"  макетах,
чертежах и др., воплощается работниками театр. мастерских и цехов т-ра.
   ХУДОЛ‚ЕВ, Иван Николаевич (1869-1932) - рус. сов. акт„р  и  режисс„р.
Работал в моек. Малом т-ре (1893-1918 и в 1921-23) и его филиале - Новом
т-ре.
   Роли: Шпекин,  Хлестаков  ("Ревизор"),  Молчалин;  Агишин  ("Женитьба
Белугина" Островского и  Соловь„ва),  Милов  до-ров,  Муров  ("Без  вины
виноватые"), Беркутов  ("Волки  и  овцы"),  Лыков  ("Девичий  переполох"
Крылова),   Корнев   ("Старый   закал"    Сумбатова-Южина),    Альмавива
("Севильский  цирюльник"  Бомарше),  Деметрий  ("Сои  в   летнюю   ночь"
Шекспира), лорд Горинг ("Идеальный муж" Уайльда,  был  режисс„ром  этого
спектакля), Аполлодор ("Цезарь и Клеопатра" Шоу) и др.
   Был акт„ром и режисс„ром кино (с 1923).  Занимался  также  педагогия,
деятельностью. А. Шн.
   ХУДОЛ‚Й, Леонид  Ф„дорович  [р.  30.V  (12.VI).  1907]  -  рус.  сов.
дириж„р. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1954). Член Коммунистич. партии  с
1944. В 1933-35 - дириж„р-ассистент Большого т-ра (Москва), в 1935-40  -
дириж„р Оперного т-ра им. Станиславского, в 1948-50-Оперной  студии  им.
Станиславского (Москва), в 1950-51-гл. дириж„р Белорусского  (Минск),  в
1951-54 - Латвийского (Рига), в 1954-58  -  Харьковского,  в  1958-63  -
Горьков-ского т-ров оперы и балета. С 1963  -  гл.  дириж„р  Молдавского
т-ра оперы и балета (Кишин„в).
   Дирижировал  операми:  "Маскарад"  Артамонова   (1957),   "Буковинцы"
("Карпатская быль") Карминского (1957), "Борис Годунов"  (1955);  "Овод"
Спадавеккиа (1958)- в Харьковском т-ре онеры и  балета;  "Иван  Сусанин"
(1950); "Морозко" Красева (1951)  -  в  Белорус.  т-ре  онеры  и  балета
(Минск);
   "Князь Игорь" (1952); "Семья  Тараса"  Кабалевского  (1952)-  в  Т-ре
оперы и балета Латв. ССР; "Ермак"  Касьянова  (1962),  "Каменный  гость"
Даргомыжского (1963) - в Горьковском  т-ре  оперы  и  балета;  "Аурелия"
Гершфельда (1963), "Отелло" Верди (1964), "Антоний и Клеопатра" Лазарева
(1965)-в Молд. т-ре оперы и балета и др.
   Выступает  в  качестве  симфонич.  дириж„ра  и  муз.   критика.   В„л
педагогич.  работу  в  Московской,  Ташкентской,  Рижской,  Харьковской,
Кишин„вской   консерваториях   (доцент).   А.   Ив.   ХУММАЕВ,    ‚ламан
(10.XI.1921-7.X. 1952)- туркм. сов.  артист  оперы  (тенор).  Нар.  арт.
Туркм. ССР (1952). Чл.  Коммунистич.  партии  с  1946.  В  1941  окончил
оперную студию, при Туркм. т-ре оперы и балета. В 1942-52 - солист этого
т-ра.
   Партии: Аман ("Счастливая молодость"  Корчмар„ва),  Тахир  ("Зохре  и
Тахир"  Мухатова  и   Шапошникова),   Биль-биль   ("Гюль   и   Бильбиль"
Шапошникова), Гариб ("Шасенем  и  Гариб"  Овезова),  Меджнун  ("Лейли  и
Меджнун" Овезова и Мейтуса), Ахмет ("Юсуп и Ахмет" Шехтера  и  Кулиева),
Канио; Пинкертон ("Чио-Чио-сан") и др.
   Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр. Очерки истории, М., 1964. А.
Ив.
   ХУМППИ, Юрий Ялмарович [р. 26.1(8.11). 1909] - фин. сов. акт„р.  Нар.
арт. РСФСР (1966). Сценич. деятельность начал  в  фин.  рабочем  т-ре  в

Страницы: «« « 2499   2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507  2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516   2517  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия