Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2506   2507   2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514  2515   2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524  » »»

- П. М. Норпов. Г ал. Б.
   ЦВЕТКОВА,  Елена   Яковлевна   (1872-1929)-   рус.   артистка   оперы
(лирико-драматич. сопрано). В 1892 окончила Моск.  консерваторию  (класс
Е. А. Лав-ровской). Пела на сценах мн. частных антреприз- в Т-ре  И.  П.
Прянишникова (1892-93), Моск. частной рус. опере (1894-99), Товариществе
частной оперы (1899-1904), Оперном т-ре С. И.  Зимина  (1904-11)  и  др.
Искусство Ц. высоко ценили Ф. И. Шаляпин, Н. А. Рнмский-Корсаков. Певица
обладала голосом исключительной красоты н драматическим талантом.
   Партии: Снегурочка, Вера Шелога, Ольга, Милитриса  (о.  п.,  "Боярыня
Вера    Шелога",    "Псковитянка",    "Сказка    о     царе     Салтане"
Римского-Корсакова), Татьяна;  Кума,  Иоанна  ("Чародейка",  "Орлеанская
дева" Чайковского), Ярославна, Мими и др. Современники считали Ц. лучшей
исполнительницей партии Иоанны.
   Вела  педагогич.   работу   в   Киевской   консерватории   (1913-26);
преподавала в Москве.
   Лит.: Я г о л и м Б., Жемчужина русской оперной сцены, "Сов. музыка",
1951, 11; Я к о в л e в В., Н. А. Рим-ский-Корсаков и оперный  театр  С.
И. Мамонтова, в кн.: Театральный альманах, кн. 2 (4), M., 1946. Г ал Б
   ЦВИКЛЙНЬСКАЯ  (Cwiklinska),  Мечислава  (р.  1.1.  1880)  -  польская
актриса. В 1900  -  в  "Т-ре  Людовы"  (Варшава).  В  1922-39  играла  в
Варшавских т-рах (Летний, Малый и др.).
   После освобождения страны от фашист, оккупантов  (1945)  выступала  в
т-рах Варшавы и Кракова, много гастролировала по стране и  за  границей.
Лучшие роли: Камергерша ("Пан ЙовяльскшЬ), Оргонова  ("Дамы  и  гусары")
Фредро, Бабушка  ("Деревья  умирают  стоя"  Касоны).  Для  искусства  Ц.
характерна реалистическая манера  исполнения,  в  ее  игре  острый  юмор
сочетается с большой сценич. правдой. Выразительная внешность,  красивый
голос, личное обаяние снискали Ц. большую популярность. Ц.- лауреат Гос.
пр. ПНР.
   Снимается в кино.
   Лит.: Macicrakowski J., Natanson W., Mieczyslawa Cwiklinska,  Warsz.,
1959. Л. Мал.
   ЦЕДИСК    (Центральный    дом    самодеятельного     искусства)     -
культурно-просветительное учреждение, созданное  в  1932  в  Москве  (на
основе Дома им. Поленова) для руководства и помощи  самодеятельности.  В
1936 Ц. был  реорганизован  в  Дом  народного  творчества  имени  Н.  К.
Крупской.
   ЦЕЙЛОНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва Цейлона - в нар.
играх,  обрядах  и  танцах   древних   плем„н.   Религиозные   процессии
сопровождались песнями и танцами; в честь разл.  божеств  и  легендарных
героев устраивались  представления.  О  древнем  происхождении  т-ра  на
Цейлоне свидетельствуют поэмы "Махавамса", "Чулавамса" и  "Мандара".  По
мере  распространения  на  Цейлоне  буддизма,  в  буддийских  монастырях
возникали разл. формы мистериальной драмы. Эти представления состояли из
танцев  и  пантомимич.  сцен,  сопровождавшихся  пением  и   декламацией
сказителя, пояснявшего их содержание.  Помимо  мистериального  т-ра,  на
Цейлоне существовали разл. формы нар.  т-ра,  из  к-рых  сохранились  до
наст. времени: колам - представление в масках,  основанное  на  танце  и
пантомиме  (одна  из  наиболее  древних  форм  нар.  т-ра,   генетически
связанная  с  магическим  и  культовым  церемониалом   древних   жителей
Цейлона); сокари - театр. представление комедийного характера, и др.
   На основе нар.-муз. и танц. традиций возник новый вид т-ра -  надагам
(словом  "надагам"  тамилы  называли  санскритскую  муз.-танц.   драму),
испытавший влияние юж.-инд. т-ра. Это - своеобразный муз.  спектакль,  в
к-ром гл. средством сценич. выразительности является  пение  (включаются
также  танец,   пантомима).   Действие   комментирует   рассказчик   под
аккомпанемент нац. оркестра. Сюжеты представлении - романтич. похождения
принцев, королей, полководцев или эпизоды из жизни Будды.  Представление
длилось всю ночь и происходило на сценич.  площадке  полукруглой  формы.
Наибольшую популярность эта драматургич. форма приобрела в нач. 19 в. (в
20 в. не ставятся).
   Сценич. традиции надагама использует совр. т-р  Цейлона.  Становление
совр. т-ра связано с нац.-освободит. борьбой народов Цейлона. В конце 19
в. появились пьесы, имевшие ч„ткое деление на акты и сцены,  был  введ„н
занавес,  писаные  декорации,  совр.  осветительная  техника,  появились
первые  женщины-актрисы.  Новые  пьесы,  т.  н.  нритья,  сохраняя  муз.
характер надагама, включали и развитый прозаич. диалог. Среди пьес этого
жанра: "Ромлин" (1866), "Ролина" (1879), адаптация пьесы Шекспира "Ромео
и Джульетта" (1885)  и  др.  Нритья  на  сюжеты  сингальской  истории  и
мифологии  писал  Д.  Де  Силва  ("Сри  Сангобо",  1903,  "Сри   Вихрама
Раджасимха", 1906, "Вихара Маха Дева", 1916) и  др.  Пьесы  эти  ставили
проф.  труппы  "Агуя  Субодха  Натья  Сабха"  и  "Виджая  Ранга  Сабха".
Драматург  Ч.  Диас  в  своих   нритьях   ("Сри   Викрама   Раджасимха",
"Падмавати", "Нагананда" и др.) использует инд. раги (своеобразные  муз.
темы, служащие основой  для  творч.  импровизации  певца  и  музыканта),
развивает прозаич. диалог. В 20-30-е гг. 20  в.  в  драматургии  впервые
появляется социальная тематика. Б. Джайманн показывает  в  своих  пьесах
простых  людей-тружеников   цейлонского   города   ("Иранама",   "Хадиси
Ви-нискайя" и др.).
   Попытка организации  совр.  сингальского  т-ра  (сингалы  -  основное
население острова) была предпринята ещ„  в  период  брит.  колониального
господства. Но театр. труппы, не имевшие  поддержки,  быстро  прекращали
сво„ существование.  Произв.  новой  драматургии  (в  отличие  от  пьес,
написанных  на  традиционные  сюжеты)  ставились  обычно   любительскими
коллективами.
   Установление независимости  Цейлона  (1948)  способствовало  развитию
древних традиций нац. танца  и  музыки.  Возникли  новые  театр.  формы.
Больших успехов достиг совр. цейлонский балет, синтезирующий классич.  и
нар. танц. иск-во. В 30-40-х гг. 20 в.  появляются  первые  проф.  танц.
коллективы, пропагандирующие древнее иск-во танца и особенно  кандийский
танец. Известность получили танцовщики Читрасена, Ваджира, Према Кумара.
В 1944 Читра-сена создал школу и балетный коллектив. В  своих  пост.  он
стремится объединять древние танцы в большие танц. представления.  Среди
танцовщиков его труппы:  Ланая  Гуру,  Банду,  Сена  и  др.,  композитор
Амарадева.  Здесь  были  пост.  балеты:  "Видура",  "Равана",  "Наль   и
Дамаянти"   (на   сюжет   инд.    эпоса    "Рамаяна",    "Махабхарата"),
"Неприкасаемая", где впервые  затронута  социальная  тематика,  "Сол„ная
вода", "Триумф мира". В 1957 и в 1963 группа Читрасена гастролировала  в
СССР. Према Кумара пост. в своей труппе, созданной  в  40-х  гг.,  балет
"Наваю-гая" ("Новый век") - о жизни совр. Цейлона.  В  1955  организован

Страницы: «« « 2506   2507   2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514  2515   2516   2517   2518   2519   2520   2521   2522   2523   2524  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия